Бюджет коммерческих расходов
Основной бюджет предприятия
Основной бюджет предприятия – это совокупность документов, включающих показатели прогноза объема продаж, объема производства, производственной себестоимости, характеризующая эффективность основной деятельности предприятия.
Основной бюджет состоит из 2 частей:
1) Операционный бюджет, включающий:
· бюджет продаж;
· бюджет производства;
· бюджет производственных запасов;
· бюджет прямых затрат на материалы;
· бюджет производственных накладных расходов;
· бюджет прямых затрат на оплату труда;
· бюджет коммерческих расходов;
· бюджет управленческих расходов;
· прогнозный отчет о прибыли.
2) Финансовый бюджет, включающий:
· инвестиционный бюджет;
· бюджет денежных средств;
· прогнозный баланс.
Последовательность формирования основного бюджета удобно представить в виде блок-схемы. Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.
Блок-схема формирования основного бюджета
Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж.
Бюджет продаж
Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции.
Бюджет продаж –это первый и самый важный шаг составления основного бюджета, поскольку оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты.
В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:
· бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;
· бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
· бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;
· в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в определенный период времени (предоплата, оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, составит безнадежный долг).
Бюджет продаж
Наименование
|
|
|
| …
|
| Итого за год
| 1. Запланированные продажи, ед.
- продукт А
- продукт Б
|
|
|
|
|
|
| 2. Цена за единицу, руб.
- продукт А
- продукт Б
|
|
|
|
|
|
| 3. Запланированные продажи, тыс. руб.
- продукт А
- продукт Б
|
|
|
|
|
|
| Всего продажи
| | | | | | |
Коэффициенты относительной оплаты продукции
| 1 период
| 2 период
| …
| N период
| Предоплата (оплата в месяце предыдущем отгрузке)
| 7 %
| 5%
| …
| 0%
| Оплата в месяце отгрузки
| 65%
| 75%
| …
| 80%
| Оплата в следующем за отгрузкой месяце
| 25%
| 15%
| …
| 17%
| Безнадежная задолженность
| 3%
| 5%
| …
| 3%
|
Бюджет коммерческих расходов
Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов, хотя на блок-схеме составления основного бюджета он находится ближе к отчету о прибылях и убытках. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.
Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:
· расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж;
· не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;
· большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему продаж – величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара (если продукт является новым и только выходит на рынок, то объем коммерческих расходов выше);
· темпы роста коммерческих расходов должны соответствовать темпам роста объема продаж.
К коммерческим расходамотносятся расходы на:
- рекламу;
- создание и развитие дилерской сети;
- оплату торговых агентов;
- транспортировку;
- упаковку;
- складирование;
- хранение и т.п.
Бюджет коммерческих расходов
Статьи расхода
|
|
|
| …
|
| Итого за год
| 1. Переменные расходы (% от объема продаж):
- оплата торговым агентам;
- транспортировка;
- упаковка
|
|
|
|
|
|
| 2. Постоянные расходы
- рекламная компания;
- обслуживание сервисных центров и др.
|
|
|
|
|
|
| Всего расходов
| | | | | | |
Бюджет производства
Бюджет производства- это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).
Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок.
Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула:
ОП = ТП +Ог.п.к.п. – Ог.п.н.п.
ОП –объем производства
ТП –товарная продукция
Ог.п.к.п.-остатки готовой продукции на конец периода
Ог.п.н.п. -остатки готовой продукции на начало периода
Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода. С одной стороны, большой запас продукции поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.
Как правило, запас готовой продукции на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.
Бюджет производства
Наименование
|
|
|
| …
|
| Итого за год
| 1. Остаток готовой продукции на начало периода, ед.
- продукт А
- продукт Б
|
|
|
|
|
|
| 2. Объем реализованной продукции, ед.
- продукт А
- продукт Б
|
|
|
|
|
|
| 3. Остаток готовой продукции на конец периода, ед.
- продукт А
- продукт Б
|
|
|
|
|
|
| 4. Объем производства, ед.:
- продукт А
- продукт Б
| | | | | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|