Сделай Сам Свою Работу на 5

Форморазличительная роль ударения





ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ

Методический материал предпологается использовать на втором году обучения учащихся (2-й или 3-й класс), страдающих нарушением письма.

Первые несколько занятий отводятся на закрепление тем «Состав слова», «Родственные слова», «Образование слов», затем логопед работает над различением приставок и предлогов (с пред­логами учащиеся подробно познакомились на первом году обучения). В последующей работе над дифференциацией звуков логопед может включать в занятия задания на закрепление морфологи­ческого состава слова.

Как отмечалось ранее, у учащихся-дисграфиков много ошибок на безударные гласные. Во втором разделе книги дается мето­дический материал, направленный на выработку у учеников уме­ния находить в слове безударные гласные и подбирать к ним про­верочные слова. На данном этапе работа в основном направлена на развитие фонематического слуха. С этой целью предлагается система упражнений на различение гласных и согласных звуков (букв), смешиваемых в устной речи и на письме (гласных ы—и, а — я, о — ё, у —ю, ё — ю; звонких и глухих согласных з — с, б — п, д — т, г — к, ж — ш, в — ф; свистящих и шипящих ш — с, з — ж, с — ц, ч — щ; аффрикат ч — ц).



Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков (букв). Параллельно рассмат­риваются грамматические темы: «Оглушение звонких согласных в конце слова», «Безударные гласные». Дифференциация каждой пары заканчивается диктантами с заданиями, изложениями и другими видами заданий, связанных с развитием контекстной речи.

Еще раз напоминаем логопедам, что предлагаемый методиче­ский материал можно использовать выборочно, учитывая речевые нарушения конкретной группы учеников.

Работа над словом

Родственные слова

Конспект занятия

Тема. Родственные слова.

Цель.Дать учащимся понятие о родственных словах; упраж­нять в подборе родственных слов.

Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, кар­точки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия.



I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов:

сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной, гора, горка, пригорок, горняк, горный, воз, возить, перевозка, повозка, возчик,

II. Работа с текстами.

Логопед читает текст рассказа.

Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня.

После того как ученики прослушали текст, логопед выясняет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.

Затем логопед читает стихотворение.

Как растут слова.

Как-то много лет назад Вот из сада

Посадили странныйсад.Вамрассада.

Не был сад фруктовым — Вот ещепосадки рядом.

Был он только словом. А вотсадовод,

Это слово, словно — корень, С нимсадовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном.

Стало много новых слов.

И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посадки, садовод, садовник.

Логопед. Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это сло­во-корень.

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Словосад прикрепляет к корню дерева.

Логопед. Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите род­ственные слова в тетрадь, выделите корень.



Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод, садов­ник.

III. Работа с однокоренными словами, не являющимися род­ственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис — рисунок;

гора — горевать; водитель — вода — и предлагает ученикам найти общую часть этих слов.

Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными. Почему?

Делается вывод.

После этого логопед предлагает придумать предложение с каж­дым словом.

IV. Итог занятия.

Логопед. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

Задание 1. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки. Запишите в тетради, выделите корень.

гора, горе горный, горюшко, пригорок, горевать, го­ристый, горький, горочка,

пригорюнился

вода, водит водить, подводник, привод, водянистый, провод­ник, водяной, водица,

заводная

пол, поле половая, полевой, напольная, полюшко, поло­вик, половица

рис, рисунок рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод

Задание 2. Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу слово. Объясните, почему оно не подходит.

шиповник, шипы, шипит, шиповки; маленький, малыш, мале­вать, малявка; шипучка, шиповник, шипящий, зашипел

Задание 3. Прослушайте сказку. Ответьте на вопросы.

Крепыш и Скрепка.

Это случилось в библиотеке, где столько книг, что одному чело­веку не прочесть за всю жизнь.

Там у дальней стены на верхней полке стоял Словарь. На его страницах были напечатаны все слова, какие есть в русском языке.

Однажды к Словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как спастись от гибели. Думал, думал и вспомнил, что у него в самой середине естькрепкая страница. На ней напечатаны слова с корнемкреп.

Потряс Словарь эту страницу, и вывалилась из неекрепость,выпрыгнулКрепыш, а вслед за ним вывалиласьСкрепка.

Крепость с бойницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту всталКрепыш. В крепостные ворота по мосту направиласьСкрепка. Увидел ееКрепыш и засмеялся: «Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся». Хотел онСкрепкукопьем подцепить, да она успела прошмыгнуть.

Разозлились мыши, никак к Словарю не подобраться. Под крепостными стенами собрались они на военный совет и начали думать, каккрепость захватить. Вернулись мыши-разведчики.«Креп­ка крепость, — сказали они,—укрепления такие, чтоКрепышу ника­кихподкреплений не надо. Только один способ есть: ворваться вкрепость по подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там открыты, ветер подует, черте­жи и планы сами к нам прилетят».

Стали мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку. Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что ихскрепила тоненькаяСкрепка.

Сняли мыши осаду и ушли в другой конец библиотеки. А там стоя­ла мышеловка рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мыши в нее и угодили.

ОтпраздновалКрепыш победу. Себя наградил орденомукрепле­ния I степени, крепости дал названиеКрепчайшая и вернулся в Словарь. Скрепка тоже заняла свое место в Словаре.

И до сих пор никто не знает, что Скрепка Словарь спасла. Тонкая она, незаметная. Вопросы:

Кого испугался Словарь?

Что предпринял Словарь для своей защиты?

Почему мыши не смогли подобраться к Словарю?

Почему мыши не получили чертежей и планов?

Что спасло Словарь?

Кто оказался сильнее при защите Словаря?

Задание 4. Вспомните и назовите слова, которые вывалились с крепкой страницы. (Крепость, Крепыш, Скрепка.)

Назовите похожие слова, которые вы слышали в сказке. (Крепкая, крепостные, укрепления, подкрепление, крепка, скрепила, крепчайшая.)

Как называются все эти слова? (Родственные.)

Из какого корня образовались все эти слова? (Креп.)

Состав слова. Образование слов

Приставки

Задание 1. а) Прочитайте слова. Выделите корень.

поход, выход, приход, заход

б) Назовите часть слова, стоящую перед корнем.

(по-, вы-, при-, за-)

в) Догадайтесь, как образовались эти слова.

(При помощи приставок.)

Задание 2. Выделите из данных слов приставки.

пошел, зашел, вышел, пришел; понес, занес, вынес, принес; по­бежал, забежал, выбежал, прибежал; повязал, завязал, вывязал, привязал

Задание 3. Спишите слова в тетради. Выделите корень и приставку.

Образец: поход, повар.

а) используйте слова из задания 2;

б) переезд, выезд, приезд; слет, перелет, вылет, отлет; свез, увез, довез, перевез, отвез, привез; завел, перевел, отвел, увел, привел;

в) отбежал, подплыл, перелетел, заполз, пошел, записал, подул, загремел, ускакал, прибыл, забрал, надел, подшил, передал, уполз, подлетел, подсадил, вшил

Задание 4. Образуйте новые однокоренные слова, используя приставки, данные в таблице (логопед вывешивает таблицу «Приставки»). Скажите, все ли приставки можно использовать для образования новых слов от данных.

-летел, -плыл, -говорил, -полз, -летал, -мчался, -сверкал, -дул,

-шумел, -гремел, -пищал, -лакал, -пил, -сосал

Задание 5. Спишите, вставив подходящие по смыслу слова, данные в скобках.

Павлик (подплыл, отплыл) от берега. Митя (подбежал, отбежал) к лодке. Алеша (поднес, отнес) ведро домой. Собака (влезла, вылез­ла) из конуры. Дедушка (сошел, вышел) из троллейбуса. Мячик (подскочил, отскочил) от стены. Кошка (влезла, залезла) в корзинку. Мальчик (попил, выпил) молока.

Задание 6. Спишите предложения. Вставьте пропущенную приставку по- или за-. Обозначьте ее.

Вдруг -дул ветер, -сверкали молнии, -гремел гром. -шумело море. -бежали волны.

Задание 7. Спишите предложения. Вставьте пропущенные приставки по-, вы-, за-. Обозначьте приставки и корень.

-звенел звонок. Дети -шли из класса. Учительница -шла в учительскую. Валя -шел в библиотеку. Лена -шла за Светой. Девочки -шли из школы.

Задание 8. Спишите предложения. Подберите нужную приставку к выделенным словам. Обозначьте приставки.

Птицылетели к кормушке, (под-, от-) Мамаставила цветы в вазу. (по-, от-) Хорпел еще одну песню, (про-, от-) Машанесла ведра до крыльца, (до; об-)

Задание 9. Спишите словосочетания. Вставьте подходящие по смыслу приставки. Обозначьте их.

-плыть до берега, -лететь на хищника, -писать в тетрадь, -резать хлеб, -жарить картофель, -ехать в город, -шел за водой, -шел из школы, -нес в комнату

Задание 10. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.

Зайчик -бежал из леса и -бежал к огороду. Он -бежал вокруг огорода, -бежал к грядке с капустой, -грыз, -бежал из огорода и -бежал обратно в лес.

Автомобиль -ехал из гаража, -ехал по улице, -ехал до моста, -ехал через мост и вскоре -ехал до деревни.

Суффиксы

Задание 1. Прочитайте слова, назовите корень.

ком, комок, комочек; садок, садочек; лесок, лесочек

Прочитайте ту часть слова, которая стоит после корня, (-ок, -очек.)

Как она называется?

Подумайте, при помощи чего образовались эти слова.

Задание 2. Выделите суффиксы из слов. Запишите слова в тетрадь, обозначьте суффиксы и корень.

Образец: цветок, ножик.

а) цветок, листок, грибок, лесок, дубок, городок, уголок, ветерок, носок, голосок, глазок

б) мостик, листик, хвостик, ножик, котик, дворик, топорик, карандашик, буфетик, цветик, кустик

в) стульчик, шкафчик, барабанчик, баранчик, стаканчик, возчик, грузчик, чемоданчик, карманчик, вагончик

Игра «Кузовок»(по В. И. Далю).

Логопед. Вот кузовок (показывает корзиночку), кладите в него все, что есть на -ок. (Учащиеся подбирают слова с суф­фиксом -ок, называют их, затем записывают в тетради, обозна­чают суффикс.

Выигрывает тот ученик, который назовет большее количество слов.)

Задание 3. Измените слова по образцу. Запишите их. Обозначьте суффикс.

Образец: Ира—Ирочка, Валя—Валечка, Надя—Наденька.

Рая — ... Надя — ... Ира — ...

Зина — ... Нина — ... Света — ...

Марина — ... Валя — ... Галя — ...

Таня — ... Зоя — ... Миша — ...

Петя — ... Сережа — … Наташа — …

Задание 4. Измените слова по образцу. Запишите их. Выделите суффикс.

Образец: рука — рученька — ручища.

рука — ... — ...; нога — ... — ...; нос — ... — ...; дом — ... —...;

глаз — ... — ...; стул — ... — ...; лоб — ... — ...; голова — ... — ...;

лапа — ... — ...

Задание 5. Спишите тексты. Вставьте пропущенные суффиксы. Обозначьте их.

В свежем воздухе сверкает

Первый чист..ий снеж... .

И румянит детям щеки

Легкий зимний холод... .

Одуванчик.

Цыплята нашли в саду бел...ий шар... . Он им очень понра­вился. Каждый хотел покатать шар.... Шумели цыплят...и, спорили. Но тут подул ветер... . Красивый шар... разлетелся на мал...ие пушинки. Остался голый стебел... и вокруг него удивленные цып­лята.

Задание 6. От слов-действий образуйте слова-предметы при помощи суффикса –к-. . Обозначьте суффикс.

Образец: посадить деревья — посадка деревьев.

побелить стены; рубить лес; засолить огурцы; полить огород;

подкормить посевы; сушить сено; обработать огород

Задание 7. От слов-признаков образуйте новые слова-признаки при помощи суффикса -еньк-. Суффикс обозначьте.

Образец: белый — беленький.

Сладкий- …, красный-…, синий-…, желтый-..., молодой-..., старый-...

Задание 8. Запишите слова в таблицу по образцу.

Приставка Корень Суффикс Окончание
по сад к а

посадка, прополка, старушка, кремовый, новенький, девочка, полочка

Ударение

(Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.)

Задание 1. Прослушайте сказку «Ударение».

Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударе­ние обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возь­му и изменю значения у некоторых из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — просто черточка!» Ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали:

«Мы самые главные компоненты живого организма. С нами Ударе­ние ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передви­нулось на другой слог: исчезли Белки, и вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепры­гивая с одного слога на другой.

И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почетное место в словах. И кто про него забывает, имеет много неприятностей!

Задание 2. Подберите к слову соответствующую картинку. (Логопед разбирает с учениками пары слов. Ученики соотносят слово с картинкой, сравнивают звучание этих пар слов, определяют место ударения вывод, что с перенесением ударения меняется смысл слова:

замок — замок, белки — белки, атлас — атлас, ирис — ирис.)

Задание 3. Придумайте предложения с парами слов. (Дополнительно можно использовать слова, данные в задании 2.)

кружки - кружки, полки — полки, козлы — козлы, плачу – плачу.

Задание 4. Прочитайте предложения. Найдите слова с одинаковым написа­нием, но различным значением. Обратите внимание, как ударение меняет место. Выде­лите в этих словах голосом ударную гласную.

(Логопед читает предложения парами.)

Я варю уху. Лена мела пол.

Мама похвалила Варю. Вера принесла кусочек мела.

Мы уже выучили уроки. Полки ряды свои сомкнули.

Тропинка уже дороги. В магазине продавали полки.

Задание 5. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым напи­санием, но различным значением. Почему поменялось значение этих слов?

Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром — основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород за­брались козлы. Строители принесли козлы.

Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Поставьте в них ударение.

Строительные (козлы, козлы) забрызганы побелкой. Дикие (козлы, козлы) живут в горах. На клумбе распустился фиолето­вый (ирис, ирис). (Ирис, ирис) — любимые конфеты детей. Фокусник сделал один (хлопок, хлопок), и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают (хлопок, хлопок). (Ворона, ворона) меньше (ворона, ворона). Плохая (дорога, дорога) утомила путников. Нам (дорога, дорога) каждая минута.

Задание 7. Прослушайте и отгадайте загадки.

Я — травянистое растение Мы—для пильщика подставка,

С цветком сиреневого цвета, Мы — для кучера сиденье.

Но переставьте ударение, Но попробуй-ка поставь-ка

И превращаюсь я в конфету. Нам другое ударение

Осторожней будешь с нами:

Я— сборник карт; от ударения Забодаем мы рогами.

Зависят два моих значения:

Захочешь — превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

Отгадки: ирис — ирис, козлы — козлы, атлас — атлас.

Задание 8. Правильно прочитайте слова. С каждым словом придумайте и запишите предложение.

скачки — скачки орган — орган кружки — кружки

таю — таю вычитал — вычитал плачу — плачу

Задание 9. Послушайте загадки. Отгадайте их. Запишите отгадки, поставьтев них ударение.

На бахче у нас растет, Из меня посуду тонкую,

Как разрежешь—сок течет, Нежно-белую и звонкую

Свеж и сладок он на вкус, Обжигают с давних пор,

Называется . .. (арбуз). Называюсь я ... (фарфор).

Это зелье ты не тронь: Чтоб скорей в библиотеке

Жжется больно, как огонь. Отыскать ты книгу смог,

Неприметна, некрасива, В ней бывает картотека,

Называюсь я ... (крапива). Специальный . .. (каталог).

Буквы-значки, как бойцы на парад, Стелют на матрац

В строгом порядке построены в ряд. меня,

Каждый в условленном месте стоит, Называюсь ... (простыня).

И называется все ... (алфавит).

Задание 10. Прочитайте слова. Спишите, правильно поставьте ударение, разде­лите слова на слоги. С выделенными словами придумайте и запишите предложения.

портфель, воротник, сковорода,аквариум, грязнуля,милиционер,электрик,карандаш, магазин, пионер, октябренок, телеграмма,пе­ревыполнил, переводчики,алфавит, звонит, позвонит

Форморазличительная роль ударения

Задание 1. Прочитайте предложения парами. Найдите слова с одинаковым написанием. Правильно поставьте ударение в этих словах. Объясните граммати­ческое значение этих слов.

Мой руки перед едой. У цапли длинные ноги.

Она не подала ему руки. Когда она стоит, одной ноги не видно.

Постепенно голоса смолкли. Горные реки быстрые.

Лена охрипла, у нее не было У нас на даче нет реки.

голоса.

Эти горы высоки. В Карелии красивые озера.

На склоне горы паслось стадо. В нашей местности нет озера.

Толпы людей устремились к вагонам поезда.

Раздался последний звонок, и толпы не стало.

Задание 2. Спишите текст. Поставьте ударение в выделенных словах.

В этом году было многотравы на лугах.Травы стояли густые, сочные. Несколько раз колхозники косилилуга. С каждого луга собрали много сена.

Задание 3. Прочитайте стихотворения. Правильно ли поставлено ударение в словах, данных в скобках? Если надо, исправьте. Выпишите предложения с этими словами.

Скорей, сестра, на рыб взгляни. Серая (ворона) чёрного (ворона)

Попались на крючок они! Утром ругала, присев на сучок.

В ведёрко руку (окуни), Новость о том разнесли на все стороны

Сплетницы-кумушки (сорок сорок).

(Косит) косец, а зайчишка (косит), На двери замка нет замка.

(Трусит) трусишка, а ослик (трусит).

Задание 4. Спишите тексты. Поставьте ударение в выделенных словах.

Нашесело окружаютлеса. Школастоит возлесамого леса. В лесах растут огромныесосны. Осенью возле каждойсосны найдешь гриб.

Осеньюграчи улетают на юг, но не все.Иногда зимой тоже можно увидеть грачей. Они живут вместе своронами. Сядетстая ворон на дорогу, ас ними — грач.

Хорошо летом в лесу. Идешь по лесу, шумят высокие сосны. Красуются кудрявые березы. Дуб раскинул свои ветки. Краснеет земляника.

Задание 5. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение.

Утка в...дит утят к реке. Папа л...вит рыбу удочкой. Рыбак г...щит сеть. Колхозники к...сят траву на лугу. Костя сел на тр...в-ку. Алеша см...трит на огонь. В солонку положили с...ль. Все ...кна были раскрыты. На столе остались кр...шки. На журнальном ст...-пике стояли цветы.

Безударные гласные

После того как ученики научились слышать и выделять удар­ный гласный, переходим к изучению темы «Безударные гласные».

Логопед должен объяснить детям, что в русском языке в слове почти всегда только один ударный слог, т.е. одна ударная гласная. Все остальные гласные в слове будут безударными. Ударная глас­ная всегда звучит четко и не вызывает сомнений в написании слова, безударные звучат нечетко, и поэтому можно сделать ошибки.

На данном этапе работы логопед учит детей осмысленно под­бирать проверочные слова к слову с безударной гласной, а не ме­ханически, как это часто делают ученики.

Задание 1. Прочитайте слова. Запишите их. Поставьте ударение. Обозначьте точкой безударные гласные.

а) коврики, столики, стульчики, кузнечик, соки, светлый, мрач­ный, крикнул;

б) светло, конец, ледок, ковры, пчела, леса, плита, трещит, вес­на, зима, носить

(Логопед выясняет, какие затруднения были у учеников при на­писании слов пункта б.)

Логопед. Вы затруднялись в написании слов с безударными гласными. Безударные гласные легко проверить. Для этого надо правильно подобрать родственное слово. Этому мы и будем учиться.

Задание 2. Запишите слова. Поставьте в них ударение. Обозначьте точкой безударную гласную. Перенесите ударение на безударную гласную, прочитайте получившийся слог, а теперь закончите начатое слово.

Образец: столы, сто...(лик).

столы, земля, лиса, поля, весло, ребро, тяну, легла, пляшу

Задание 3. Спишите слова. Поставьте в них ударение. Перенесите ударение на безударный слог. Прочитайте начало слов, закончитеэти слова. Подумайте, будут ли получившиеся слова проверочными.

вода, во..., во...

зима, зй..., зй...

строка, стрб..., стро...

река, ре..., ре..., ре...

трава, тра..., тра..., тра...

плита, пли..., пли..., пли...

Задание 4. Спишите слова. Правильно поставьте ударение, покажите безу­дарную гласную. Подберите проверочные слова. Поставьте ударение в проверочных словах.

страна - … село - … кольцо - … пасу - … носить - …

ряды - … гнездо - … окно - … цвела - … косить - …

плечо - … весло - … пятно - … плела - … варю - …

лиса - … лицо - … сверло - … мела - … держу - …

коса - … ребро - … стекло - … текла - … тяну - …

Задание 5.Найдите безударную гласную, проверьте ее, подобрав несколько проверочных слов. Поставьте ударение в проверочных словах.

Образец: кормушка – корм, кормит, подкормка.

ночлег - … кормушка - … топить - … глазной - …

боец - … тишина - … скрипеть - … морской - …

силач - … снеговик - … глотать - … лесной - …

белье - … долина - … шагать - … степной - …

тряпье - … старик - … блестеть - … мясной - …

хитрец - … часовой - … вредить - … ночной - …

старик - … скрипач - … клевать - … грибной - …

конина - … тягач - … свистеть - … больной - ...

Задание 6. Спишите слова. Поставьте ударение. Выделите безударные глас­ные. Подберите проверочные слова.

Образец: сторона — стороны — сторонка.

новизна — ... голова — ... колоски — ... говорит — ... терпеливый — ...

полоса — ... голоса — ... молоток — ... молодой — ... говорливый —

борода — ... борозда — ... белизна — ... голодал — ... дорогой — ...

волосок — ... воротник — ... сторона — ... золотой — ...

Задание 7. Спишите слова, вставляя пропущенную букву. Поставьте ударение.

белый — б...лить сильный — с...льнее тяжесть — т...желый

счастье — сч...стливый крик— кр...кливый Родина — р...дной

страны — стр...на воды— в...да реки — р...ка

росы — р...са

Задание 8. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите прове­рочные слова из слов для справок.

скв-рец — … к-вер —... к-нец — ... с-ва — ...

в-зить — ... д-рить — ... пр-сить — ... см-треть — ...

большой — ... б-яться — ... к-заться — ... тр-щит — ...

б-режет — ... сн-га - … ст-рать - …

Слова для справок: просит, возит, бережно, смотр, боль­ше, дарит, кажется, треск, скворушка, кончик, коврик, бойся, совы, снег, стирка.

Задание 9. Спишите словосочетания, измените слова, данные в скобках, по смыслу. Подберите проверочные слова к первым словам словосочетания.

Образец: Тяжелый (тяжесть) сноп.

тяжелый (снопы) большие (стадо) родная (страны)

высокая (сосны) цветущие (сад) широкие (река)

зеленая (травы) грибные (лес) больное (плечи)

морской (бои) полевые (цветик) холодные (вода)

степная (травы) зеленые (листик) веселые (голос)

Задание 10.К данным словам подберите родственные слова, которые отвечают на вопрос что делал? Запишите их. Подчеркните безударные гласные в измененных словах.

Образец: косит — косил.

ходит, тащит, точит, хвалит, носит, солит, катит, кормит, ловит, варит, бросить, просит, водит, косит.

Задание 11. Образуйте от данных слов-действий слова-предметы.Обозначьтев словах-действиях безударную гласную в корне слова, в словах-предметах— ударную гласную. Подумайте, какие из этих слов являются проверочными.

Образец: бежал — бег.

трещал — … бежал — … визжал — … спешил — … сторожил - …

пищал — ... смотрел — ... стирал — ... протирал — ... прополол — ...

кричал — ... дрожал — ... грохотал — … поливал — ... подшивал — …

Задание 12. Спишите слова, в скобках напишите проверочные слова. Поставьте ударение в проверочных словах.

Образец: возы (воз, возит, повозка).

др...ва, л...вил, х...дил, г...ра, пл...сал, в...зал, скр.-.пач, н...ра, цв...ты, р...ка, кл...вал, нар...дил, к...дал, в...зы, тр...ва, цв...ла, св...стит, бор... да

Задание 13. Спишите слова, в скобках напишите два проверочных слова, по­ставьте в них ударение.

Образец: сторожил (сторож, сторожка).

стр...к...за, ст...рожил, б...р...зда, м..,л...ток, т...рп...ливый, з...л...той, д...р...гой, в...л...сок, г...л...сок, ск...вор...да, с...к...линый, з...л...неть

Задание 14. Прочитайте ребусы, запишите получившиеся слова, подберите к ним проверочные.

дро сло со да

«дро» в «а» — дрова

«сло» в «а» — слова

«со» в «а» — сова

в «о» «да» — вода

Задание 15. Запишите слова под диктовку. Самостоятельно проверьте каждое слово.

(После словарного диктанта логопед дает время учащимся для самостоятельной проверки. Затем выполненная работа проверяется фронтально: учащиесячитаютслово, как написали, затем называют проверочное слово.)

ходил, варил, бежал, кричал, косой, носил, гора, вода, хвалил, страна, ночной, парное, волна, просил, возил, трава, большой, стволы, мосты, грибы, белки, село

Задание 16. Запишите названия картинок, подберите проверочные слова. (Логопед предъявляет картинки, не называя их, учащиеся записывают их названия. После чего выполненная работа проверяется фронтально.)

Приблизительный перечень картинок: река,. столы, трава, деревья, дрова, ножи, лиса и т.п.

Задание 17. Спишите предложения. Вставьте в слова пропущенные букоы,в скобках напишите поверочные.

Папа к...лол др...ва. Стор...ж с...дел у дв...реи. У зайца к...сые гл...за. У оленя кр...сивые р...га. С..,ва делает гн...здо в дупле. Н...ра л...сы очень глубокая. На св...ту кр.-.ты плохо видят. В с...ду ств...лы д...ревьев поб...лилн побелкой.

Конь.

Конь хр...пит, ушами пр...дет. Гл...зами в...дет, шею гнет. Грива на шее в...лной, сзади хвост трубой. Конь б...жит, з...мля др...жит.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.