Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности конкурентной среды в банковском секторе





 

В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Такими рыночными субъектами являются либо продавцы, либо покупатели. Характерные признаки конкуренции следующие:

• существование рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов);

• наличие большего или меньшего количества покупателей (продавцов), соревнующихся между собой и использующих различные инструменты рыночной политики;

• чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов.

Аналогично банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.

Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках. Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах. Если рассматривать рыночную систему с точки зрения объектов купли-продажи, можно сказать, что в неё входят следующие сектора.



Рынок средств производства и производственных услуг. На него коммерческие банки выходят в роли продавцов банковских услуг для предприятий (расчётное обслуживание, ведение счетов, управление финансами корпораций), финансовых посредников (кредитование производственных объектов), а также в роли покупателей производственных ресурсов (приобретение офисного оборудования). Рынок предметов потребления и потребительских услуг. Здесь банки выступают как финансовые посредники (выдача ссуд на потребительские цели), но иногда и как покупатели (организация приёмов в рамках работы с общественностью).

Рынок труда. Он является целевой областью кадровой политики банков, которым неизбежно приходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя на этот рынок в качестве покупателей. Рынок интеллектуально-информационного продукта. На нём банки могут действовать и как продавцы банковских услуг (финансовое консультирование), и как покупатели производственных ресурсов (программное обеспечение для ЭВМ).



Рынок недвижимости. Здесь банки выступают чаще всего как финансовые посредники (ипотечное кредитование) и лишь относительно редко как покупатели (приобретение земельных участков и помещений для офиса) или продавцы (реализация залога по невозвращённому ипотечному кредиту). Финансовые рынки. В этой сфере банки являются одними из главных действующих лиц. Можно назвать:

• рынок ссудных капиталов. С одной стороны, банки покупают временные права на денежные ресурсы у своих вкладчиков, с другой - выступают как продавцы при выдаче ссуд;

• рынок ценных бумаг. Выполняя поручения клиентов, а также по собственной инициативе банки осуществляют куплю-продажу ценных бумаг и играют попеременно то роль продавцов, то роль покупателей;

• рынок валют и драгоценных металлов. Роль банков на этом рынке аналогична их роли на рынке ценных бумаг.

Таким образом, мы видим, что сфера банковской деятельности очень обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна.

Банковская конкуренция обладает целым рядом специфических черт, отличающих её от конкуренции в промышленности или в других отраслях национальной экономики и заслуживающих отдельного обобщения. К выявленным особенностям относятся:

- конкуренция в банковском секторе экономики возникла позже, чем конкуренция в промышленности, однако отличается разновидностью форм и высокой интенсивностью;



- в качестве конкурентов коммерческих банков выступают не только другие банки, но и небанковские кредитно-финансовые институты, а также некоторые нефинансовые организации;

- конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, а на других - как покупатели;

- внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта;

- банковские услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних (небанковских) заменителей, в связи с чем межотраслевая конкуренция осуществляется только посредством перелива капитала;

- в банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для многих других отраслей (в частности, патентная защита), что ведёт к относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере экономики;

- ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта и рекламы;

- банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии, предоставляющими широкие возможности для кооперации и согласования рыночной политики кредитных институтов. В некоторых странах (например, в Германии) наряду с индивидуальной существует групповая банковская конкуренция.

Исходя из особенностей банковской конкуренции, можно выделить ряд закономерностей конкуренции в банковской деятельности. В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующие:

- универсализация банковской деятельности;

- либерализация государственного регулирования банковской деятельности;

- расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов;

- проникновение на банковский рынок небанков;

- возрастание значения неценовой конкуренции;

- глобализация банковской конкуренции;

- усиление интенсивности банковской конкуренции.

Последняя рассматривается как результирующая всех названных закономерностей.

По мнению министра МАП России и руководства Банка России, к числу приоритетных для решения могут быть отнесены следующие задачи:

• содействие формированию и развитию конкурентной среды на региональных рынках банковских услуг;

• исключение возможности получения отдельными участниками рынка банковских услуг необоснованно благоприятных условий деятельности на основании решений и действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

• соблюдение требований по конкурсному отбору кредитных организаций, привлекаемых для осуществления операций со средствами соответствующего бюджета;

• содействие внедрению механизмов страхования вкладов в целях укрепления доверия вкладчиков к банковскому сектору, расширения ресурсной базы кредитных организаций и обеспечения равной конкуренции в сфере привлечения вкладов граждан;

• содействие формированию конкурентной среды на новых экономически социально значимых сегментах рынка (потребительский кредит, ипотечное кредитование и т.д.);

• повышение информационной открытости кредитной организации, разработка мер, способствующих устранению нетранспарентности информации на рынке банковских услуг;

• совершенствование законодательного, нормативного и методологического обеспечения в сфере антимонопольного регулирования рынка банковских услуг с учетом тенденций развития банковского сектора, реалий экономического подъема в стране, глобальной конкуренции и предложений участников рынка.

Коллегией МАП России определено ряд механизмов и мероприятий, которые могут способствовать решению вышесказанных проблем:

• разработка методических рекомендаций по применению территориальными управлениями МАП положений ст. 13, 14 Закона, касающихся конкурсного отбора финансовых организаций при привлечении к осуществлению операций со средствами бюджета;

• подготовка Правил рассмотрения дел о нарушении кредитными организациями антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке банковских услуг, проекта соглашения об информационном взаимодействии МАП РФ и Банка России;

• продолжение мониторинга тарифной политики Сбербанка России на значимых сегментах рынка банковских услуг, анализ деятельности других банков с участием государства, средств субъектов Федерации и муниципальных образований;

• обобщение результатов совещаний в федеральных округах, подготовка комплексных аналитических материалов по выполнению органами исполнительной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации требований ст. 12, 13, 14 3акона (предусмотрено направление докладов МАП в правительство и аппарат Президента);

• проведение анализа конкурентной среды на наиболее стратегически

значимых и перспективных сегментах рынка банковских услуг: на рынке инкассаторских услуг, на региональных рынках банковских депозитов, на рынке потребительского кредитования.

Приоритетным направлением банковской деятельности в 2012 г. остается усиление взаимодействия и координации с профессиональными объединениями участников рынка банковских услуг, в том числе с региональными ассоциациями банков. На постоянной основе планируются совещания с региональными кредитными организациями по вопросу развития конкуренции на рынке банковских услуг.

В заключение отметим, что предложения Банка России, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков России, ряда участников рынка и территориальных управлений МАП РФ о совершенствовании закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» учитывают как накопленный опыт его применения, так и международный опыт антимонопольного регулирования в финансовой и банковской сферах. Они ориентированы на рассмотрение вопросов концентрации капитала при слияниях, присоединениях, приобретениях прав, активов или акций (долей в уставном капитале) кредитных организаций и контроля заключаемых ими соглашений (согласованных действий), уточнение механизмов конкурсного отбора банков, повышение пороговых значений активов и уставного капитала, расширение практики уведомительного порядка, упрощение процедур государственного контроля за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг.

 

Заключение

 

В представленной курсовой работе выяснено, что банковская конкуренция является сложным и многогранным экономическим явлением, обладающим значительной спецификой как в теоретическом, так и в практическом плане.

В результате проведенного в данной работе анализа, в общем, можно заключить следующее, что при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре и нестабильности на финансовом рынке широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранить потенциальных клиентов и оставаться рентабельными, находиться в поиске оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов и новых методов обслуживания клиентов.

Устойчивость кредитной системы Российской Федерации и рост ее качественных показателей является приоритетными целями для нашего государства, так как без четко отлаженного механизма кредитования невозможно устойчивое развитие экономики страны.

Основные результаты исследования заключаются в следующем:

- раскрыты и пояснены термины и определения современной банковской среды;

- показаны особенности конкурентной среды в банковском секторе;

- проанализированы индикаторы мониторинга банковских рисков;

- исследованы характерные признаки конкуренции;

- предложены пути повышения устойчивости банков.

 

Все вышеизложенное потребовало сконцентрировать внимание на поиске и разработке новых методических и теоретических положений, направленных на совершенствование методов банковской конкуренции, повышение качества банковских услуг, реализацию неиспользованных резервов банковской конкуренции в целях развития рыночной экономики, исходя из мирового и отечественного опыта. Растущий интерес к проблемам банковской конкуренции в России, а также имеющийся дефицит научных знаний в области ее теории и практики и определяют актуальность рассмотренной темы.

 

Список литературы:

 

1. Инструкции Сберегательного банка N 229-2р от 10 июля 1997 года.

2. Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций в

2012 году по данным ЦБ РФ, http://www.cbr.ru

3. Учебник под ред. доктора экономических наук, проф. Г.Г. Коробковой. Банковское дело. М.: Экономистъ, 2003. 751 с.

4. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. М.: ЮНИТИ, 2000. 330 с.

5. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. М.: Финансы и статистика, 2000. 320с.

6. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. М.: Инфра-М, 1998. 210с.

7. Бондарева Ю., Шовиков С., и др. Проблема развития конкуренции на рынке банковских услуг. Банковское дело, 2004. №1. С.14.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.