Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Правовое регулирование аудиторской деятельности.





 

1. Понятие аудиторской деятельности.

2. Субъекты аудиторской деятельности.

3. Основания проведения аудиторской деятельности.

 

1. Аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций, других финансовых обязательств и требований.

Целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской отчётности субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным документам.

Основными признаками института аудиторской деятельности являются:

- контроль, как основная функция аудита;

- независимость вневедомственного финансового контроля, который обеспечивает объективность и непредвзятость полученной информации от аудитора в интересах клиента;

- предпринимательский характер.

Правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется законами и другими нормативно-правовыми актами, в которых содержится: правовой статус субъектов аудиторской; их права и обязанности в процессе аудиторской деятельности; административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за нарушение законодательства субъектами аудиторской деятельности; основы организации государственного регулирования аудиторской деятельности.



К основным нормативным актам в области регулирования аудиторской деятельности относятся:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ (с изменениями от 21.11.2011 г.);

2. Постановление Правительства РФ от 06.02.2002г. №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ»;

3. Положение о лицензировании аудиторской деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002г. №190);

4. Постановления Правительства РФ от 23.09.2002г. №696 и от 04.07.2003г. №405, которыми утверждено 31 федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности.

Кроме того, правила проведения аудиторских проверок, их сроки, обязательность проведения отражены в отдельных нормативно-правовых актах: ФЗ «Об акционерных обществах»; «О страховании», в документах, регулирующих банковскую деятельность.



Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который определяется Правительством РФ. Основными функциями этого органа являются:

- разработка правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- аттестация и повышение квалификации аудиторов;

- надзор за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований законодательства;

- ведение государственного реестра аттестованных аудиторов и аудиторских организаций;

- аккредитация профессиональных аудиторских объединений и др.

При уполномоченном органе создаётся Совет по аудиторской деятельности, в который входят представители государственных органов, Центробанка РФ и пользователи аудиторских услуг. Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ принят Кодекс этики аудиторов России (протокол 316 от 28.08.2003г.).

 

2. Субъектами правоотношения, возникающего в связи с осуществлением аудиторской деятельности, являются аудиторы, аудиторские организации и хозяйствующие субъекты, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица – аудиторы, и юридические лица – коммерческие организации, аудиторские фирмы, независимо от формы собственности, за исключением ОАО.

Физические лица допускаются к аудиторской деятельности после прохождения аттестации в форме квалификационного экзамена. К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое образование, стаж работы не менее трёх лет из последних пяти в качестве аудитора. Бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя организации, научного работника или преподавателя по экономическому профилю. К аттестации не допускаются лица, осуждённые приговором суда с применением наказания в виде лишения права заниматься определённой деятельностью в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Лица, получившие квалификационный аттестат, могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, либо войти в состав аудиторской фирмы. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов.



Аудиторская фирма должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица и быть включена в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Не менее 50% кадрового состава аудиторской фирмы должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем аудиторской фирмы является иностранный гражданин – не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов. Аудиторские фирмы обладают специальной правоспособностью, которая заключается в том, что они не могут заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью. В аудиторской фирме могут работать дипломированные специалисты по трудовому договору. Аудиторские фирмы могут образовывать союзы и ассоциации для координации деятельности или защиты своих профессиональных интересов – это так называемые аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Но они не могут заниматься аудиторской деятельностью. Членами этих объединений являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.

Обязательная аудиторская проверка.Обязательная ежегодная аудиторская проверка предусмотрена в кредитных организациях, бюро кредитных историй, страховых организациях, клиринговой организацией, благотворительных и иных фондах, товарных и фондовых биржах, акционерных инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах.

Федеральными законами и постановлениями Правительства РФ могут быть предусмотрены случаи обязательной аудиторской проверки. Например: ФЗ «Об акционерных обществах».

Обязательной аудиторской проверке подлежат хозяйствующие субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Обязательная проверка может быть обусловлена экономическими показателями: объём выручки от реализации продукции (услуг) за год превышает 400 миллионов руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествующего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

Обязательная проверка может проводиться по поручению государственных органов (дознания, следствия, прокурора, суда).

 

3. В качестве юридических фактов, порождающих правоотношение, объектом которого станет аудиторская проверка может быть как договор, так и поручение соответствующих правоохранительных органов.

Договор – основание возникновения правоотношения между заказчиком и аудитором, аудиторской фирмой. Договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) содержит перечень услуг, в том числе и аудиторских, но он является неисчерпывающим. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги. Предметом этого договора являются определённые действия или деятельность, но не результат этой деятельности, имеющий овеществлённый результат. Предметом договора на проведение аудиторской проверки является заключение аудитора, как результат его действий. Поэтому к регулированию договора о проведении аудиторской проверки применимы не только правила о договоре возмездного оказания услуг, но и договоре подряда.

Цена в договоре определяется по соглашению сторон, в соответствии с действующими прейскурантами, тарифами на выполнение аудиторских услуг.

Срок проведения проверки определяется также соглашением сторон. Если проверка проводится по поручению государственных органов, то её срок не должен превышать двух месяцев.

Форма договора – письменная.

Содержание договора – это права и обязанности сторон.

Аудитор имеет право самостоятельно определять формы и методы проверки, проверять в полном объёме необходимую документацию, наличие денежных сумм, материальных ценностей, ценных бумаг. В то же время аудитор обязан обеспечить сохранность документов и не разглашать их содержания без согласия собственника.

Ответственность по договору должна быть определена самими сторонами, например: за просрочку исполнения договора, несвоевременную передачу необходимой документации в распоряжение аудитора со стороны заказчика

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.