Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 10. Философская антропология.





1. Природа и сущность человека как предмет философской антропологии. Человек как единство телесного, социокультурного и духовного. Проблема антропогенеза.

2. Основные философско-антропологические концепции. Фрейдизм и неофрейдизм о психике человека и соотношении в нем сознательного и бессознательного. К.Г. Юнг о «коллективном бессознательном» в культуре и человеке. Идеи Э. Фромма об анатомии человеческой деструктивности и путях преодоления агрессии. Психофизическая проблема.

3. Сущность и функции сознания. Психика и сознание. Сознание и бессознательное. Человек как деятельное существо. Биологическое и социальное в человеке. Человек как личность. Социализация человека. Проблемы смерти и бессмертия, свободы и необходимости, счастья и страдания, творчества, созидания и разрушения.

Литература

Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2004. С. 282-381.

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – СПб., 2004. – С. 231-263.

Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. – Минск, 2003. С. 319-418.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. – М., 2003. – С. 361-393.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004. – С. 569-595.



Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. – С. 187-214.

Философия: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-

на-Дону, 2008. – С. 190-228.

Философия: Учебник / По общей ред. Л.Н. Москвичева. – М., 2003. – С. 485-520.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А.Никитич. – М., 2000. – С. 426-452.

Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – М., 2008. – С. 242-269.

 

Основные понятия:тройственная природа человека, родовая сущность человека, видовая сущность человека,, филогенез и онтогенез человека, человек как целостность, гендерная идентичность, проблема любви, проблема смысла жизни, сознание и мировоззрение, бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, индивид, личность, индивидуальность, свобода личности, культурная антропология, педагогическая антропология.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему тема о человеке является центральной философской проблемой?

2. Кто из философов античности впервые уделил особое внимание осмыслению проблемы человека?



3. Как менялись представления о сущности человека в истории философии?

4. В чём заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?

5. Почему проблема антропосоциогенеза – это философская проблема?

6. Чем отличается философский подход к рассмотрению человека от естественнонаучного?

7. Каковы исходные идеи философской антропологии?

8. Что значит «найти человеческое в человеке»?

9. Каково содержание духовного бытия человека?

10. Каков смысл понятий «дух», «душа», «тело»?

11. Какова диалектика природного и общественного в человеке?.

12. Что такое личность с философской точки зрения? В чём ценность её свободы?

13. Почему человек является проблемой для самого себя?

14. Как соотносятся понятия «природа человека» и «сущность человека»?

15. Как связаны понятия «индивидуальность» и «индивидуализм»?

16. Что такое жизненный мир личности и каковы его основные типы?

17. В чём видят смысл жизни различные философские направления?

18. Каковы подходы к проблеме смерти в философии?

19. Как решалась проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях?

20. Каков подход к вопросу об исторической необходимости и свободе воли в фатализме, волюнтаризме, материалистическом детерминизме?

21. В чём состоит проблема одиночества? В чём заключается различие между социальным и экзистенциальным одиночеством?

22. Какой смысл вкладывал Г. Маркузе в понятие «одномерный человек»?

23. Какое определение можно дать любви? Является ли любовь способом преодоления экзистенциального одиночества?



24. В чём заключается сущность творчества? Как соотносятся индивидуальное и коллективное творчество?

25. Каковы были представления о совершенном человеке в различных культурах?

26. Какова роль искусства в формировании личностных качеств человека?

 

Тема 11. Философия глобальных проблем.

1. Что такое глобальные проблемы современности.

2. Основные группы глобальных проблем: проблемы межгосударственного характера, экологические проблемы, демографические проблемы. Экономический кризис. Военная опасность.

3. Понятие глобализации, её положительные и отрицательные стороны. Научное осмысление глобальных проблем. Римский клуб.

4. Философия и будущее. Формы предсказания будущего. Утопия. Футурология. Прогностика.

Литература

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – СПб., 2004. – С. 383-420.

Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебное пособие для вузов. – М., 2006. – С. 307-312.

Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. – С. 440-475.

Философия: Учебник / По общей ред. Л.Н. Москвичева. – М., 2003. – С. 647-665.

Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – М., 2008. – С. 356-373.

 

Основные понятия:глобальные проблемы, глобалистика, глобализация, Римский клуб, утопия, футурология, прогностика.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что значит понятие «глобальные проблемы современности», каков его объём и содержание?

2. В чём отличие глобальных проблем от региональных и локальных?

3. Что такое глобалистика?

3. В чём причины возникновения и обострения глобальных проблем в ХХ веке?

4. Какие действительность даёт типы глобальных проблем, и каковы пути их преодоления?

5. Какие пути решения проблемы взаимодействия общества и природы намечены представителями русского космизма?

6. Как связаны между собой глобальные проблемы?

7. В чём заключается роль философских знаний в решении глобальных проблем человечества?

8. В чём проявляется кризис современной цивилизации?

9. В чём заключается духовный кризис и каковы перспективы его преодоления?

10. Каковы место и роль России в истории человечества?

11. Какие существуют основные способы предвидения?

12. В чем причина возникновения утопического мышления?

13. В чём различие между утопией и идеологией?

14. В чём заключаются основные идеи теории коммунизма К. Маркса?

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы (мифология, религия, философия).

2. Предмет философии. Её специфика как знания. Отличие философии от науки и религии.

3. Структура философского знания. (Краткая характеристика всех разделов философского знания). Основные функции философии.

4. Основные исторические типы философского знания, их краткая характеристика.

5. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гераклит о первоначале мира. Диалектика Гераклита. Пифагор и его школа. Учение о числах

6. Элейская школа (Парменид и Зенон Элейский). Апории Зенона. Учения о мире Эмпедокла и Анаксагора. Атомистическое учение Левкиппа-Демокрита.

7. Софисты, их учение и роль в развитии философского знания. Сократ и его этическое учение. Диалектика Сократа как философский метод. Сократические школы.

8. Теория идей Платона. Гносеология и учение об идеальном государстве.

9. Философия Аристотеля. Этика Аристотеля. Значение его творчества для развития философии.

10. Философия эллинизма и Древнего Рима. Эпикуреизм, неоплатонизм, стоицизм, скептицизм.

11. Европейская философия: Средних веков. Основные черты и общая характеристика. Патристика и схоластика. Августин Аврелий: гносеология, этика, философия истории.

12. Фома Аквинский как представитель поздней схоластики. Проблема универсалий.

13. Философия эпохи Возрождения: основные представители и идеи.

14. Философия Ф. Бэкона. Эмпиризм и индуктивный метод. Учение об «идолах познания»

15. Философия Р. Декарта. Рационализм и дедуктивный метод. Учение о «врождённых идеях».

16. Сенсуалистическая теория познания Д. Локка. Учение о первичных и вторичных качествах. Субъективный идеализм в философии Нового времени. Д. Беркли.

17. Французский материализм XVIII века. . Д. Дидро, Ж., Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах.

18. Философское учение И. Канта. Агностическая гносеология И. Канта. Этика Канта. Категорический императив.

19. Диалектический идеализм Гегеля. Противоречие между системой и методом в философии Гегеля.

20. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

21. Философское учение К.Маркса и Ф. Энгельса.

22. Современная западная философия: Иррационализм А. Шопенгауэра. Философия жизни, основные представители и идеи.

23. Современная западная философия: Позитивизм, основные этапы его развития.

24. Современная западная философия: Экзистенциализм, истоки, основные темы и направления.

25. Современная западная философия: Философская антропология.

26. Современная западная философия: Прагматизм, основные идеи и представители.

27. Современная западная философия: Постмодернизм.

28. Религиозная философия ХХ века: Неотомизм.

29. Онтология как философская дисциплина. Предмет исследования онтологии и основные темы. Категория бытия в философии. Структура бытия.

30. Понятие материи и его эволюция в истории философии и науки. Диалектика движения и покоя.

31. Пространство и время как формы существования материи. Разнообразие подходов к пониманию сущности пространства и времени.

32. Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция.

33. Сознание, его специфика. Отличия психики человека и животного. Сознательное и бессознательное.

34. Диалектика и метафизика как теории развития.

35. Диалектика как метод познания. Основные законы и категории диалектики.

36. Гносеология как философская дисциплина. Субъект и объект познания.

37. Проблема познаваемости мира (агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм).

38. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Сенсуализм и рационализм.

39. Проблема истины в философии. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины.

40. Научное познание. Основные формы и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

41. Понятие практики. Взаимоотношение практики и познания. Проблема критерия истины.

42. Специфика познания социальных явлений.

43. Предмет социальной философии. Место социальной философии в системе общественных наук.

44. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

45. Общество как система.

46. Идеалистическое и материалистическое понимание истории, их особенности.

47. Предмет философии истории. Формации и цивилизации.

48. Социальная структура общества.

49. Государство, его происхождение и сущность.

50. Проблема закономерности общественного развития. Критерии прогресса.

51. Философская антропология: основные идеи и представители.

52. Человек как объект социально-философского анализа. Разнообразие подходов к пониманию сущности человека.

53. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.