Гужевой транспорт (лошади)
Они отличаются по себестоимости: возд. → автомоб.→ ж/д. и речн. → морск. → трубопров.
ЕТС предполагает такое объединение транспорта, которое объединяет все виды транспорта.
Все виды транспорта страны объединяет ЕТС - экономическая и техническая, сбалансированная совокупность всех видов транспорта, призванная оптимально при минимальных издержках обслуживать экономику. Создание ЕТС необходимо для:
~ устранения транспортных тупиков,
~ изменения грузопотоков с одного вида транспорта на другой,
~ изменения грузооборота в зависимости от сезонности.
Звенья ЕТС: транспортные узлы и пункты, где пересекаются несколько видов транспорта (бывают ж/д-водн; ж/д-авто;)
Транспортный баланс: у страны, у федерального округа, у субъекта федерации:
а) активный – больше вывозится, чем ввозится
б) пассивный – больше завозят, чем вывозят
Грузонапряженность– размеры грузовых потоков, которые проходят ч/з определенный период времени в каждом направлении или густота движения поездов на средний вес.
Грузооборот – совокупность всех грузовых перевозок, которые измеряются общим весом транспортируемых грузов в тоннах и перевозочных работах в км.
Обеспеченность транспортными путями плохая (1место-ЦФО, 2место-ПФО, 3место-ЮФО).
По перевозке грузов:
1 место - ж/д
2 место - трубопроводы
3 место - автомобили
4 место - внутренневодный
5 место - морской
6 место – воздушный
По перевозке пассажиров:
1 место – автомобильный
2 место – трамваи
3 место – метро
4 – троллейбусы
5 – ж/д
6 – воздушный
7 – речной
8 – морской
По грузообороту (тонн/км):
1 – трубопроводный
2 – железнодорожный
3 – внутренневодный
4 – морской
5 – автомобильный
По пассажирообороту:
1 – ж/д
2 - воздушный
КТС - коэффициент транспортной слагающей – это суммарные транспортные издержки (износ оборудования, подвижного состава, дороги, з/п) деленные на стоимость товара у потребителя. КТС колеблется от 12-13% в промышленности, а по другим отраслям КТС составляет 30-35%
Обеспеченность дороги чрезвычайно слабое: в Западной Сибири в 10 раз ниже, чем в Центральном районе дороги. В России 1 млн. км дороги.
По обеспеченности в целом среди стран мира: по скорости движения в 2-3 раза ниже; по качеству в 3-5 раз хуже
Транспортный коридор – объединение всех видов транспорта в транспортную сеть с целью скорейшей доставки груза.
В 1994 г. Критское соглашение гос-в Зап. Европы о строительстве 9 Критских коридоров, в т.ч. 1, 2, 9 проходят через Прибалтику, С.-Петербург и Москву.
В 2002 г. РФ разработала и приняла схему транспортных коридоров на территории РФ:
3 широтных:
ü Арктически (сев. морской путь) трансп. коридор
ü Северный (от Баренцева моря до порта Ванино – и по сушу, и по морю)
ü Транссиб
4 мередиональных:
ü Север-Юг (канал Волго-Балтийский, Беломорский)
ü Уральский (р.Кама, притоки Оби)
ü Енисей
ü Дальневосточный (вдоль Тихоокеанских морей)
34. Развитие и размещение железнодорожного транспорта России. Основные магистрали и грузопотоки. Удельный вес в грузообороте (сравнить со странами мира) Анализ транспортного баланса районов по ввозу и вывозу. Привести конкретные примеры.
Ж/д. транспорт – главный вид транспорта для России.
По эксплуатационной длине ж/д – 2 место в мире (после США), на РФ приходится около 8 %.
По грузообороту ж/д РФ – 1 место в мире – около 60%
По протяженности электрофицированных ж/д – 46%
По программе «Развитие транспортной системй» (с 2010 до 2040) ж/д необходимо увеличить на 20 тыс. км (или 25%) протяженность:
ü в Кызыл (Тыва)
ü в Ненецком авт. округе
ü на Алтае
ü в Магаданской обл.
Будут строить скоростные ж/д:
ü Москва – С.-Петербург (230 км/ч)
ü Москва – Нижний Новгород
Основные грузы, α перевозят по ж/д:
17% - уголь (из Восточных р-нов на Запад)
13% (2 место) – нефть
около 13% - минеральное сырье
Основные ж/д магистрали:
от Москвы – 12 направлений.
Наиболее загруженные: в страны ЕС, Беларуссию, Украину, Южное направление.
Восток страны транспортной системы не имеет.
Основная магистраль – Транссиб (от Москвы до Владивостока). Строили с 1898 г. Трасса: Челябинск – Курган – территория Казахстана – Омск – Новосибирск – Тайга – Анжеро-Судженск – Мариинск – Красноярск – Иркутск – Улан-Уде (с юга Байкала) –Чита – Благовещенск – Хабаровск – Владивосток.
// с Транссибом 2 ж/д (идут от Челябинской обл.) – 1)Среднесибирская (1975): Троицк – Казахстан – Барнаул;
2)Южносибирская (чуть раньше): Магнитогорск – Новокузнецк – Абакан – связь с Транссибом.
Задача: разгрузить Транссиб.
За последние годы большое кол-во ж/д в Сибири:
- от Уренгоя до р.Оби (в устье порт Лобымнанги). Здесь замкнем дорогу на Севере (Европейская часть + Сибирь на севере)
- Байкало-Амурская магистраль: г.Усть-Кут(Иркутская обл.) – север Байкала – Бурятия на севере – Забайкальский край на севере –Амурская обл. (станция Тында) – Хабаровский край (до Комсомольска-на-Амуре) – порт Ванино. БАМ получила выход в Татарский пролив.
ü от Тынды (на юг) идет до Транссиба
ü от Тынды (на север) строительство продолжено
- АЯМ (Амуро-Якутская): станц. Сковородина – Тында – Нерюнгри – Алдан – Томмот – до середины Якутска.
3 варианта продолжения успешного строительства:
ü в сторону Магадана (Якутск – Магадан)
ü В сторону Чукотского п-ова
ü Предполагается строительство паромной переправы через Беренгов пролив (или туннель)
Сущ. соглашение о строительстве Транссиба в Северную Корею через Манчжурию в Китай.
Договор о строительстве до Монголии (Путин)
Проблемы ж/д транспорта: реконструкция путей; комфортабельность вагонов; точность работы
35. Понятие территориально-производственный комплекс (ТПК). Экономические преимущества создания ТПК. Классификация ТПК. География формирующихся ТПК. Отличия ТПК и кластеров.
ТПК (территориально производственный комплекс) – совокупность предприятий на какой-либо территории, которые связаны между собой технологически и экономически.
Кузбасский ТПК: уголь, металлургия, химия
Выгода составляет 20%, т.к. не тратим деньги на производственные ифраструктуры, технологическую связь.
ТПК классифицируются:
3. традиционные ТПК, α образуются исторически (Кемеровская Область)
4. программно-целевые, α расчитываются (Братско-Усть-Илимский ТПК в Иркутской области):
3) экстенсивного хар-ра (например, только добывающие)
4) интенсивного хар-ра (добывающие + переработка)
ТПК создаются либо у богатейших источников сырья, либо у дешевых источников электроэнергии.
Места для строительств ТПК:
3) крупные скопления ПР (Пример: Курская, Белгородская обл. – магнитные руды)
4) крупные источники э/энергии (каскады ГЭС, или большие, мощные ГЭС, пр: Саянский ТПК- Хакасия)
Таким образом в настоящее время идет формирование нескольких мощных ТПК:
Северо-западный ф.о.:
- Тимано-Печорский ТПК (респ. Коми, Ненецкий авт. Округ): нефть, газ, уголь, лес. Развитие экстенсивное.
Центральный ф.о.:
- ТПК КМА (Курская, Липецкая, Воронежская, Белгородская обл.), отрасли специализации: ЧМ
Приволжский ф.о. (территория респ. Татарстан)
- Нижнекамский ТПК (в основном Респ. Татарстан): нефть, , э/энергия → МС и т.д.
Сибирский ф.о:
- Кузбасский ТПК
- Саянский ТПК (Хакасия)
- Братско-Усть-Илимский (Иркутская обл.)
- КАТЭК –Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (юг Красноярского края + Тяжинский район КО)
Дальневосточный ф.о.:
- Южно-Якутски ТПК (г. Нерюнгри)
Кластер – новая форма организации произ-ва, включает в себя сеть независимых произ-ных и сервисных фирм, включающих поставку сырья, создателе ноухау (университеты, НИИ), рыночные институты (биржи, консалтинговые фирмы, брокерские фирмы).
Главное в структуре кластера – распространение инноваций на всю цепочку создания продукции.
В КО преступают к созданию угольно-энергетического кластера в Беловском районе, поселок Менчереп (2 шахты, угольный разрез, обогатительная фабрика, тепловая станция).
Различия: ТПК - группа отраслей,α оптимально сочетаются в пределах административно-территориальной единицы; кластер – группа отраслей, α являются наиболее конкурентоспособными и взаимосвязанными отраслями хозяйства страны или региона. ТПК появились в результате проведения учеными теоретических исследований в условиях плановой экономики. Кластеры – в результате пространственного проявления действий рыночных вил. Кластеры обычно образуются в староосвоенных р-нах, ТПК применялись д/районов нового освоения.
Экономико-географическая характеристика развития и размещения производительных сил Северо-Западного Ф.О. Причины различий в уровне развития и специализации Северо-Западного и Северного экономических районов.
Северо-Западный Ф.О. 4 место (9,8%) по территории, по численности населения – 5 место (9,9%). Экономика округа развивается в сложных природных условиях, поэтому и низкий уровень жизни. ВРП – 5 место (10%). объем промышленного произ-ва – 5 место (около 12%); с/х произ-во – 6 место (6%). Активный транспортный баланс.
Коэффициент естественного прироста = 6 место, ожидаемая продолжительность жизни = 71год, плотность заселения тоже низка = 8чел/км² Высокий процент урбанизации = 81%. Преобладают средние и малые города, но есть город федерального значения - Санкт - Петербург. Северо-Западный район индустриальный.
Главные отрасли специализации:машиностроение, химич. промышленность, ЧМ, ЦМ, лесной комплекс, топливная промышленность.
Древние русские земли, первая рос-кая гос-ность – Новгородская республика, развитие древней Русской культуры и мореходства. В 13 в. уже активные связи через моря с др. странами.
1242 г. – великая битва Александра Великого на Чутском озере → становление гос-ва. Экономич. развитие: выход к Балтики и др. морям.
В 1703 г. – «Окно в Европу», стали строить С.-Петербург → развитие под эгидой столичного региона. Был таковым 200 лет до 1917 г.
Это отразилось на территориальной структуре региона, она не однородна → несколько разных по уровню развития территорий:
1) С.-Петербург и его окружение (Новгородская, Псковская, Ленинградская обл.) → формирование машиностроения – главн. отрасль. Череповецкий метал. комбинат. Разностороннее МС, крупнейший центр. С.-Петребург – старейший, исторический, культурный центр.
2) Центральная часть ФО: Архангельская обл., Вологодская обл., Респ. Коми – внутренние районы: лен, животноводство. Живут плохо, мало транспортных связей.
3) Баренц Регион: Карелия, север Архангельской обл., север Коми: добыча нефти, газа.
Р-н имеет огромные капиталовложения из вне. Быстро развивается. Р-н лесоэкспортный (Карелия, Коми, Ленингр. обл., Калининградская обл.). Формирование Тимано-Печерского ТПК.
Портовое хоз-во по объемам перевозок уступает только Дальневосточному ФО.
Химич. промышленность и ЦМ. Факторы размещения: наличие сырья (Кольский п-ов, + бокситы).
Специализируется: лен, молочное животноводство, оленеводство.
Проблема: малые народности севера. Задача: сохранить их, создать условия д/развития культуры.
По лову рыбы занимает 2 место.
Лесное хоз-во (30%)
География ЧМ:
ü Мурманская обл.: Оленегорский, Ковдорский ГОКи.
ü Респ. Карелия: «Северсталь»
(месторожд. железной руды: в карелии, Костомукша)
География ЦМ
География Ал:
ü Мурманская обл. (нефилины)
ü Ленинградская обл., Архангельская обл. (Североонежское местор.), Респ. Коми (Тиманский кряж) (бокситы)
Произ-во глинозема:
ü Бакситогорск
ü Волхов
ü Пиколево
Произ-во Ал:
ü Респ. Карелия, г.Надвойцы
ü на р. Волхов (Новгородская и Ленинградская обл.)
ü Кандалакша
География МС
Тяжелое:
ü Электроэнергетическое:
- С.-Петербург: Колкино, Ижорский завод (оборудов. д/атомных электростанций, гидротурбины)
ü Произ-во электровозов, тепловозов, вагонов: С.-Петербург
Среднее:
ü Тракторостроение:
- С.-Петербург: Кировский завод («Кировец»), Путиловский завод
- Респ. Карелия, г. Петрозаводск
ü Автомобилестроение (только сборка):
- Калининградская обл., Калининград
Топливная промышленность:
Нефть:
ü Республика Коми: Ухта, Усинское, Возейское, Пашнинское месторождения
ü Ненецкий авт.округ: Ардалинское, Харьягинское
…в Баренцевом море: Прилазломное, Новогуляевское
…о.Калгуев: Песчано-Каменские
Газ:
ü Республика Коми: Вуктыл, Войвож, Ухта, Уса(старые); Василковое(новое)
ü в Баренцевом море: Новогуляевское, Прилазломное, Истокмановское, Песчано-Озерские
Уголь:
ü Республика Коми: Варкута, Инта, Варгашор(шахта) - Варкутинский бассейн
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|