Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.
Единство:
1.Они представляют собой разновидность социальных норм
2. У них одни и те же цели и задачи: упорядоточение и совершенствование общественной жизни.
3.общий объект регулирования: общественные отношения.
4. Они определяют границы должных и возможных поступков
5.Выражают единство личных и общественных интересов, служат их гормонизацией.
6.они являются надстроечными категориями соответствуют одному и тому же базису и являются социально – однотипными
7.они являются культурно – историческими ценностями и выполняют, как воспитательные, так и социально – ориентировочные функции.
Различия:
1.Право и мораль различаются по способам формирования. Право создается гос-ом мораль – обществом.
2. право едино для всего общество, мораль неоднородна, зависит от социальных групп. К которым принадлежит
3.различаются по способам обеспечения. Право обеспечивается гос-ом, мораль – общественным мнением. За правом стоит акт го-го принуждения, за моралью – общественное мнение.
4. Они различаются по форме выражения. право –писаный характер. Юридические нормы закрепленные в НПА систематизированы, они общедоступны. Нормы морали – в сознании людей.
5. они различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между людьми с точки зрения юридических прав и обязанностей (правомерного законного наказуемого) то мораль оценивает поступки людей с точки зрения добра и зла, благородства, совести и др. Человек может быть законопослушным гражданином и крайне аморальной личностью.
6. Они различны по характеру и порядку ответственности за их нарушения. Противоправные деяния влекут за собой юридическую ответственность, т.е. особую реакцию гос-ва, порядок возложения строго регламентирован и носит процессуальный характер.
Моральные осуждения: порицание, выговор, замечание, отказ от общения.
Здесь налицо ответственность не перед гос-ом, а перед человеком, семьей, коллективом, соседями.
7.Различают по уровню требованию, предъявляемых поведению человека. Это уровень выше у моральных.
8. Различаются по сфере действия. Мораль значительно шире. Право регулирует наиболее важные области общественной жизни( собственность, власть, труд, правосудие, управление и др.)
9. С философской точки зрения мораль является одной из форм общественного сознания. Наряду с политической, наукой, искусством и др. Право – нет. Морали соответствует правосознание.
10. У них разные исторические судьбы.
Взаимодействие.
Мораль и право социальные регуляторы общественных отношений, поле их деятельности совпадает. Они поддерживают друг друга в упорядоточении общественных отношений. Позитивным влиянием на личность. Формирование у нее правосознания и правовой культуры их требования во многом совпадают. Мораль осуждает совершение правонарушений, она предписывает соблюдать законы.
Задача юристов сделать взаимодействие права и морали наиболее глубоким. Каждый антиобщественный проступок должен быть осужден не только моралью, но и правом.
Противоречия.
Причины этих противоречий заключаются в их специфике, в разных методах регулирования, критериях оценки поведения субъекта. Объективной предпосылкой противоречий является динамичность общественной жизни, разный уровень нравственности и правосознания различных социальных групп и др.
Право консервативно, мораль – гибка и изменчива. Моральные требования выше, понимание справедливости часто противоречит требованию юридических норм. Выражающих государственные интересы.
Понятие и основные признаки нормы права.
Норма права – установленное или санкционированное гос-ом общеобязательное, формально-определенное правило поведения, предоставленное участникам регулирующих отношений субъективные права и возлагаемые на них юридические обязанности.
Признаки:
1. Государственно-властный характер. Нормы права создаются или санкционируются гос-ом. (гос-во уполномачивает органы компетентные, (юр.сила))
2. Общеобязательность. Нормы права действуют в отношении лиц, попавших в типичную жизненную ситуацию. (Н. Выбрали депутата-неприкосновенность депутатская; поступил в академию-возникли правила поведения)
3. Формально-определенный характер. Это закрепление в НПА или ином источнике права.
4. Обеспечение меры гос-го воздействия.
5. Представительно – обязывающий характер. Нормы права – одна и таже норма предоставляя одному субъекту субъективные права одновременно возлагает на другого субъекта корреспондирующие(соответствующие) обязанности.
6. Нормы права – государственный регулятор общественных отношений.
7. Норма права выступает как модель. Эталон, масштаб гос-ой воли общества.
Предоставительно-обязывающий характер правовых норм.
Предоставительно-обязывающий характер нормы права —это один из признаков права, который означает, что одна и та же норма предоставляя одному субъекту субъективные права, одновременно на другого возлагает соответствующие (корреспондирующие) юр.обязанности.
Не у всех юридических норм предоставительно-обязывающий характер выражен одинаково. Наиболее четко он выражен в регулятивных нормах (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т. д.), т. е. там, где фиксируются как права, так и обязанности субъектов.
В одних нормах на первый план выдвигается право, в других —обязанность, а в третьих упор делается на запрете определенного поведения.
В охранительных нормах (уголовных, административных) упор сделан на воплощение запретов и обязанностей; в декларативных и дефинитивных — предоставительно обязывающий характер выражен слабо, так как они не являются конкретными
правилами поведения.
Права и обязаности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта, часто бывает что право закреплено в одной статье, а обязательность в другой статье этого же нормативного акта, или даже — иного. Кроме того, в статье закона могут указываться только права, а обязанности подразумеваются, вытекают из содержания закона.
Указанный признак выступает как проявление такого принципа права, как единство прав и обязанностей.
Структура нормы права.
Структура – внутреннее строение нормы права, отражающие состав, содержание и системные связи основных элементов нормы.
Гипотеза – структурный элемент нормы права, содержащий жизненные условия, при которых нормы права вступают в силу.
Диспозиция – структурный элемент нормы права, в котором определены права и обязанности субъектов права. (правила поведения-норма)
Санкция – структурный элемент нормы права закрепляющий вид и меру юридической ответственности за нарушение правовой нормы.
Гипотеза в зависимости от их строения подразделяется на простые и сложные.
Простая гипотеза содержит одно условие, при котором реализуется норма права (безлицензионная продажа спиртных напитков, уклонение от уплаты налогов)
Сложная гипотеза содержит 2 и более условия.
Разновидностью сложной гипотезы являются альтернативная гипотеза для ее вступления в действие достаточно одного из условий(отчисление из академий за академическую неуспеваемость).
По форме выражения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.
Абстрактная гипотеза указывает на общеродовые признаки(кража - тайное похищение чужого имущества)
Казуистическая гипотеза выражает строго определенный частный случай(надругательство над могилой ч.1ст244УКРФ угон воздушного судна, не пристегнут в автомобиле).
Диспозиции в зависимости от формы их выражения подразделяется на
1.управомачивающие(дающие право к вступлению в брак, на образование)
2. обязывающий содержащие обязанность(обязанность платить налоги, ходить на пары)
3. запрещающие содержат запреты ( переход дороги на красный свет, не находиться в аудитории в верхней одежде)
Санкции – самые динамичные элементы структуры юридической нормы.
Виды санкций
1По отраслевой принадлежности
-уголовные(штраф, арест)
-гражданско-правовые
-финансовые
-административные
-уголовно-правовые
2. по характеру неблагоприятных последствий
-правовосстановительные(возместительные)-гражд.-в пользу граждан
-штрафные(карательные)-угол.-прав. в пользу гос-ва
3. в зависимости от степени определенности санкций
-абсолютно-определенные, которые точно указывают меру гос-го воздействия, применяемого к правонарушителю(нахождение за рулем в нетрезвом виде – на 3года лишения прав)
-относительно – определенные устанавливают низший и высший или только высший предел меры гос-го воздействия на правонарушителя.(от 3 до7 или до 5 лет лишения свободы).
- альтернативные позволяют выбрать из 2 или более возможных вариантов меры гос-го воздействия какой то один.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|