Назовите и охарактеризуйте основные черты рабовладельческого права. (6 черт).
1. Право носило религиозный характер.
Религиозные нормы служили источником правовых норм, священнослужители нередко отправляли правосудие, и любое посягательство на религию рассматривалось ими как преступление.
2. Право было бессистемным(не было деления на отрасли права).
Не было деления на гражданское, уголовное, административное и т.д. Ученые для удобства выделили обязательственное право; право частной собственности; брачное и наследственное право; преступления и наказания; судебный процесс.
3. Право носило казуистичный характер.
Документы представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики, а не содержали общих правил.
За поимку беглого раба в степи, следовало наказание.
4.Формальный характер права.
Так как оно очень медленно изменялось.
5.Принцыпы Талиона.
За преступление члена семьи или общины действовал принцип Талиона «Равное за равное», «око за око», Зуб за зуб» или композиция – платится денежная компенсация.
6. Противоречивый характер норм права, доходящий порой до взаимо исключаемости и даже до абсурдности.
3. Что такое касто-варновая система? Где она существовала? Назовите критерии принадлежности к варне.
Социальная замкнутость отдельных групп населения имела место и в других древних обществах, но именно в Индии эта форма стала основой общественной жизни.
Варна - это социально замкнутая группа людей, не равных по своему правовому положению, критериями принадлежности к которой:
1.принадлежность к ариям или неариям;
2.род занятий;
1.имущественное положение.
Каждая варна исповедовала свою дхарму.
В дальнейшем каждая из варн поделилась на касты. В отличие от варн касты имели свои органы самоуправления, свою дхарму.
Каста -
4. Какие варны Вы знаете? Кто такие «неприкасаемые»?
Изначально появилось 4 варны:
1.Брахманы(жрецы) – самые привелигированные;
2.Кшатрии(воины) --//--
3.Вайши(торговцы, ремесленники, крестьяни)
4.Шудры
1е,2е и 3е дважды рожденные: -физич рождение;
- духовное.
4е единожды рожденные.
Есть еще 5я варна (не офицыальная) – неприкосаемые – люди выполняющие самую грязную работу (уборка мусора, кремация трупов, уборка нечистот, выделка шкур, ловля рыбы).
Они не могли:
- пить воду из общего колодца;
- есть из нормальной посуды (только из битой)
- жить в селении (жили на кладбище)
Если они собирались в людное место, то должны были надевать специальный колокольчик, чтобы другие люди могли своевременно отвернуться и не осквернить свой взгляд.
5. Какой характер носили брачно-семейные отношения в Древнем Востоке? Охарактеризуйте их.
В брачно-семейном праве последовательно проводился касто-варновый принцип, по которому запрещались или ограничивались смешанные браки. Представители высших варн первый брак должны были заключать с женщиной своей варны. Семья построена была на патриархальных отношениях. За свою жизнь женщина должна была трижды подчиняться мужчинам: до брака - отцу, во время брака - мужу, если становилась вдовой – сыновьям. Муж мог продать свою жену, проиграть ее в кости, а если она ему не родит детей, то и вообще прогнать из дома.
Со временем стала распространятся традиция Сати – самосожжение жены на костре после смерти мужа.
6. Что нового внес Хаммурапи в долговую кабалу? Каковы были последствия этих изменений?
До внесения изменений долговая кабала была пожизненная , а после:
1. заменена 3мя годами;
2. хозяина запрещено отдавать в рабство (можно отдать жену, детей);
3. за самовольное изъятие долга кредитор терял любую претензию к должнику.
Это существенно изменило разрушающее экономическое положение государства. Статьи о купле-продаже способствовали обеспечению стабильного торгового оборота и защиту интересов покупателя. В договоре хранения, хранитель нес ответственность за сохранность вещей. Пропавшее имущество должно быть возмещено в двойном размере.
7. Определите суть реформы Тезея в Афинах (назовите 4 мероприятия).
1. Сутью реформ было объединение (синойкизм) племен в единый народ с центром в Афинах. Это был первый шаг к разрушению кровно родственных отношений. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен Причины, что привели к синойкизму:
- В связи с появлением иноплеменников нужно было разрешить проблему их защищенности;
- Иноплеменники не имели права участвовать в управлении;
- Необходимость защиты от внешнего врага.
2. Население было поделено на 3и категории:
- Благородные (только они имели право упр. Гос-вом.)
- Ремесленники
- Земледельцы
3. Создание нового правительственного органа Ареопага (состоит из наиюолее знатных и богатых людей)
4. Создание Архонтов (выбранные из благородных) избирались пожизненно, а за тем на 10 лет.
8. Определите суть реформы Солона в Афинах (4 мероприятия).
Его реформы носили компромиссный характер. Это второй шаг по разрушению кровно родственных связей и созданию гос.
1. Отменил долговую кабалу (сисахфия – были уничтожены все долги сделанные под заклад земли)
2. Вводится имущественный ценз для деления (градации) населения.
3. Создает новый орган упр. «Совет четырехсот».
4. Вводится высший судебный орган управления – гелиэя.
9. Определите суть реформы Клисфена в Афинах (4 мероприятия).
Клисфеном заканчивается процедура формирования гос.
1. Уничтожил систему градации и поделил население по территориальному признаку на 10 округов.
2. Вместо «Совета четырехсот» был создан «Совет пятисот»
3. Была введена особая процедура – Остракизм – изгнание за пределы гос. на 10 лет с конфискацией имущества. Остракизм был одним из механизмов защит от гос. переворота (смены власти).
4. Была создана коллегия 10ти стратегов (военный орган).
10. Что такое синойкизм, сисахфия и остракизм?
Синойкизм – объединение племен в единый народ в связи с возникновением государства (в реформах Тезея).
Сисахфия – отмена долговой кобалы, уничтожение всех долгов сделанных под заклад земли (в реформах Солона).
Остракизм - изгнание по процедуре за пределы гос. на 10 лет с конфискацией имущества. С помощью глиняных черепков – остракон, на которых писали имя неугодного человека. (в реформах Клисфена).
11. Назовите и кратко охарактеризуйте механизмы защиты государства от переворотов в Афинах (2). В чем их смысл?
Гелиэя – высший судебный орган власти. Суд 1-й инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые Народным собранием.
Остракизм - изгнание по процедуре за пределы гос. на 10 лет с конфискацией имущества. С помощью глиняных черепков – остракон, на которых писали имя неугодного человека (политически не благонадежных людей). (в реформах Клисфена). Один из механизмов защиты от гос. переворота (смены власти).
12. Составьте схему механизма принятия законопроекта в Афинах в 5 в. до н.э. с демонстрацией системы «разделения властей».
1.Первоначально законопроект попадает на обсуждение 1-го собрания года (Народного собрания).
2. Если законопроект одобрялся большинством голосов, то его отправляли в Совет 500.
Другой экземпляр выносился на всенародное обсуждение (вывешивался на площади).
4. А тем временем Совет 500 пишет решение по поводу предлагаемого законопроекта и отправляет его 3-е собрание года (Народного собрания).
5. В Народном собрании принимают, а затем уже отправляют в гелиэю, а именно: в коллегию номофетов (она состояла из 501 чел.), где перед ней стоял автор законопроекта и 5 оппонентов (из Народного собрания); они спорили, а коллегия номофетов слушала и разрешала спор необходимым путем: быть законопроекту законом или нет.
В механизме задействованы все 3и ветви власти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|