Сделай Сам Свою Работу на 5

Эффективность управления предприятием в современных условиях развития рынка





 

Сегодня руководителям предприятий необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Достичь таких результатов можно, лишь используя современные информационные технологии в управлении предприятием, что в корне меняет методы координации контроля, снижает роль личного наблюдения за работой подчиненных и бюрократических форм согласования тех или иных решений.

Применение информационных технологий в деятельности предприятий это не только дань моде, но и увеличение производительности, эффективности управления и использования складских запасов, повышение уровня рентабельности предприятия и т.п. Все вышеперечисленное обеспечит стабильность и перспективность бизнеса в условиях конкурентной борьбы.

В настоящее время, на фоне общей активизации процессов экономического развития в России, усиления конкурентной борьбы между производителями как внутри страны, так и на внешних рынках, особое значение приобретает развитие информационных технологий в применении к управлению предприятием как основа повышения эффективности производства и увеличения производительности труда. В современных условиях многим предприятиям, производящим сложные виды продукции требуется обеспечение больших возможностей по производству широкой номенклатуры изделий, быстрой перестройке на выпуск новой продукции, снижению времени на подготовку производства, внедрения гибких систем управления персоналом. Выполнение таких требований возможно только при организации комплексной автоматизации всех бизнес-процессов. В этой связи предприятиями рассматриваются различные подходы к построению собственных информационных систем. Уже достаточно давно существует фактический стандарт построения информационных систем - ERP (Enterprise Resources Planning), использующий в качестве основного объекта управления набор ресурсов предприятия. В последнее время все больший интерес у предприятий вызывает автоматизация процессов на всех стадиях жизненного цикла изделий (CALS-технологии). При этом подходе информационная система рассматривается не с точки зрения предприятия, а с точки зрения продукта, с точки зрения управления характеристиками продукта на всех этапах его жизненного цикла. В любом случае, информационная система предприятия должна решать, во-первых, задачи самого предприятия; во-вторых, позволять поддерживать информацию о производимых изделиях на всех стадиях жизненного цикла. Основная проблема развития информационных систем масштаба предприятия состоит в сложности охвата единой комплексной системой всех процессов, существующих на предприятии. Не секрет, что на настоящий момент фактически не существует ни одного коммерческого программного продукта, который бы в полной мере охватил все бизнес-процессы, начиная с организации маркетинговых исследований, конструкторско-технологической подготовки производства, управления процессом производства, включая планирование, учет и корректировку планов, управления финансами, и заканчивая решением бухгалтерских учётных задач, расчетом налогов и другими задачами, связанными с внешней отчетностью. Проблема усугубляется сложностью выбора из множества предлагаемых на рынке решений разного уровня и качества исполнения того оптимального варианта, который подходит конкретному предприятию.





В этом ключе можно смело заявить, что будущее использования информационных технологий на предприятии лежит за интеграционными решениями, построенными на нескольких программных продуктах, отвечающих за решение конкретных специфических задач. Такие решения должны обеспечивать широкие возможности по интеграции при условии качественного решения "своих" задач.



На российском рынке информационных систем масштаба предприятия присутствуют как отечественные, так и западные разработки. Минусом западных решений является полное отсутствие учёта российской специфики предприятий, сложность настройки на работу с принятой в стране системой документации, отсутствие учёта сложившихся традиций ведения бизнеса, менталитета работников и управленцев. Как правило, при внедрении западных систем приходится серьёзно перестраивать работу российского предприятия, приспосабливаясь к требованиям системы. С одной стороны, определённая перестройка в процессе внедрения информационной системы совершенно необходима, так как автоматизация часто предполагает принципиально иные подходы к решению ряда задач, и для некоторых "ручных" процессов их прямая автоматизация будет способствовать даже снижению эффективности работы. С другой стороны, степень и глубина ломки основ должны находиться под постоянным контролем с целью получения результата, оптимального с точки зрения эффективности работы предприятия.

Российские решения обычно являются более гибкими, но, в то же время, более легковесными. Основным плюсом российских решений является приспособленность к российской специфике, учет реальных требований предприятий, действующих в современных российских условиях. Однако стоит отметить и недостаточную комплексность некоторых решений, отсутствие многих важных функций, автоматизацию лишь части процессов, находящихся в очень тесной логической связи.

Выбор программных продуктов, которые должны стать основой построения информационной системы предприятия зависит, прежде всего, от задач, поставленных перед собой предприятием, от специфики его деятельности и от особенностей организации производственного процесса и процесса управления. Для предприятий, выпускающих сложные виды продукции, важно качественно обеспечить поддержку цепочки проектирование - подготовка производства - производство - сбыт.

Следует отметить, что построение информационной системы предприятия в равной степени зависит как от эффективности, функциональности, качества применяемых программных продуктов, так и от качества организации работы предприятия в целом и организации работы по внедрению информационной системы в частности.

 

 

Планирование и управленческая деятельность

 

Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития деятельности с учетом внешних и внутренних факторов. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в частности на установленный период времени; определении задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Т.о. назначение планирование состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей фирмой в целом. Потребность в планировании возникает в результате нескольких факторов: наличия многочисленных структурных подразделений в рамках фирмы, тесных межфирменных связей с другими предприятиями, а также требований научно-технического прогресса (необходимо быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники). Его развитие связано с усилением тенденции к централизации в управлении и призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой. При осуществлении этой функции предполагается:

ü обоснованный выбор целей;

ü определение политики;

ü разработку мер и мероприятий (образа действий);

ü методы достижения целей;

ü обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Все эти действия заканчиваются перед реализацией плана и являются, т.о., представляя собой начальный этап управления; притом это не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций. Они направлены на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности фирмы.

Планирование включает в себя определение:

Ø конечных и промежуточных целей;

Ø задач, решение которых необходимо для решения целей;

Ø средств и способов их решения;

Ø требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:

q стратегическое, или перспективное;

q среднесрочное;

q тактическое, или текущее (бюджетное).

Стратегическое планирование заключается в основном в выделении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Т.о. текущие планы дополняют, развивают, корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.