|
Федеральные аспекты политической психологии
Политические факторы играют существенную роль в интеграции и дезинтеграции Российской Федерации. Например, в начале 1998 г. Дума обсуждала вопрос о государственной символике России и так и не смогла придти к решению. Политическое противостояние по вопросу о флаге, гимне и гербе лишило российских граждан наиболее видимого выражения национального единства. С психологической точки зрения это чрезвычайно деструктивно действует на формирование чувства «мы», без которого нельзя говорить о политической интеграции в стране.
Другой пример. В стране не осталось ни одного региона, местное законодательство которого не противоречило бы общероссийскому. Отсюда постоянные конфликты центра с регионами.
Третий фактор – это сложнейший этнический состав населения Российской Федерации. На территории страны живет 152 народа и народности. Налицо явный рост этноцентризма и замена национальной идеи поисками «малой Родины». Психологически процесс этнической идентификации легче происходит в малых группах, чем в больших. В России этот процесс осложняется еще и тем, что на этническую идентификацию накладывается территориальный компонент.
Для политической психологии важны такие феномены, как осознанное политическое участие граждан, рациональная постановка ими политических целей и проявление иррациональных импульсов, неосознанная политическая активность. Однако есть некоторые политические феномены, в которых присутствие психологических факторов особенно заметно. Одним из таких феноменов является национализм. Признание безусловного превосходства своего народа над другими невозможно обосновать никакими рациональными
мотивами. Когда распался Советский Союз, одним из первых вооруженных конфликтов, вспыхнувших на его территории и до сих пор не разрешенных, стал конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха. Психологической почвой возникновения этого конфликта были именно националистические чувства.
Другая проблема современной политической психологии – насилие и агрессия в политике. Насилие в политических процессах встречается в самых разных формах. Есть государственное насилие в отношении тех граждан, которые не выполняют правовых норм. Такое насилие узаконено.
Однако следует сказать о последствиях для человека, который применял даже узаконенное насилие, не говоря уже о тех, кто стал жертвой насилия во время войн, вооруженных конфликтов. С человеком происходят серьезные психологические трансформации, меняющие его отношение к самому себе и другим людям.
Политический конформизм – явление, также интересующее политических психологов. Если человек идет на выборы не в силу своей убежденности в достоинствах того или иного кандидата, а потому, что так проголосовал его знакомый, родственник, то он проявляет политический конформизм. Конформизм определяется как поведение человека под давлением на него группы. Явление политического конформизма распространено в современной России, когда люди не вырабатывают своего независимого мнения по политическим вопросам, ориентируются на группу. Поэтому так распространено психологическое манипулирование политическим сознанием масс.
Таким образом, существование указанных особенностей серьезно влияет на политическое поведение людей.
Региональные аспекты политической психологии
Можно выделить следующие приоритетные направления исследований
политической психологии в этой области.
• Становление и функционирование региональных политических режимов. При всей, казалось бы, однотипности построения государственных структур на местах в каждой области формируется особый способ управления и метод осуществления власти.
• Региональный электоральный процесс и специфика политической активности. Система выборов (любого уровня) в регионе напоминает борьбу под одеялом. Все знают, что происходит, примерно догадываются – как, но никто ничего не видит, а знакомятся лишь с результатом. При всей официальной прозрачности информации обыватель уверен, что его обманывают. Причин тому превеликое множество: начиная от тоталитарного прошлого, когда человек был отчужден от власти и собственности и заканчивая маргинализацией городского населения.
Что касается политической активности, то за годы советской власти обыватель настолько привык к идеологическому словоблудию, что абсолютно не реагирует ни на какие призывы. Раньше была система, позволяющая если не убедить, то заставить. Сегодня работоспособная система правового и политического просвещения (и образования) существует пока только в перспективе. А отсюда неадекватная реакция на демократизацию общества, которая воспринимается не как привлечение народных масс к управлению государством, а как очередной обман власть предержащих. Все перечисленное дает возможность с большей долей вероятности прогнозировать электоральный процесс и, соответственно, управлять им.
• Механизм образования элит в регионе, этнизация и этатизация политической элиты. После развала Союза произошла резкая дифференциация населения по имущественным, национальным и прочим особенностям. Начался процесс формирования политической элиты суверенного государства. Причем этот процесс носит двоякий характер: с одной стороны, структура советской правящей элиты полностью воспроизводится в новых социальных условиях, с
другой – номенклатура превращается в иное социальное образование. И на то и на другое влияет целый ряд этнополитических факторов. Происходит этатизация республиканских и региональных политических элит, которая имеет тенденцию к их этнизации (авторитарная, номенклатурная унификация власти и отчуждение от системы власти широких слоев населения).
• Специфика региональной политической психологии и бытовое политическое мировоззрение бесспорно находят свое отражение в массовом сознании, в менталитете народа.
Особо выделяется роль религии, которая переживает сейчас своего рода реставрацию, или возрождение. Быстрыми темпами происходит политизация религии и религизация политики, религия делает серьезные заявки на прямое участие в политической жизни страны.
Психолого-политические качества политического человека проявляются в политической активности, политическом поведении, политической работе и политической деятельности. Политическая активность является отражением целесообразности политики. Вся психология политической пропаганды, избирательных кампаний ориентирована на управление политической активностью населения. Политическая работа имеет в основе целеустремленность политики, которая демонстрируется наемными, оплачиваемыми лицами, структурами, объединениями субъектов политики в соответствии с их задачами, правами и обязанностями. Политическое поведение регулируется целенаправленностью политики, соответствующей социальной, экономической, национальной природе его носителя. Плоды политического поведения поддаются наблюдению, регистрации, измерению, оценке в форме политических документов, акций, экономических и социальных действий партий, лидеров и т. п.
Таким образом, психолого-политическая стабильность общества формируется из политического безразличия или инициативы людей, их консерватизма или радикализма, соперничества или адаптивности, которые
показывают:
• предельную психологическую нагрузку общества, показывающую способность населения сохранять целесообразное политическое поведение,
• психологическую устойчивость общества,
• психологическую энергичность населения,
• психологическую управляемость людей.
Преобладающее политическое поведение в стране – политическая пассивность населения Российской Федерации, формирование самоидентифицирующихся обществ в различных регионах – приводит к тому, что охвативший Россию кризис принимает затяжной характер, а не устраивающая большинство населения ситуация воспроизводится на протяжении нескольких избирательных циклов, хотя и с новыми действующими лицами. Это неизбежно ведет к массовым социальным неврозам, создает у рядового гражданина чувство бессилия, вызывает политическую апатию.
Важное значение «советского пласта» в политическом сознании россиян состоит в его всеобщности для представителей различных этносов. Единого «советского народа» не получилось, но степень психологической интегрированности многонационального российского общества за годы советской власти несомненно многократно возросла.
4. Психология и труд. Профессиональная психология
Психология труда – это отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX–XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку.
Возникновение психологии труда связано с началом научной организации труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой была проблема профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у
работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привел к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы – тесты, с помощью которых стала возможной количественная оценка этих способностей и на этой основе – профессиональный отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию. Возникла специальная ветвь психологии труда – профессиональная ориентация и профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела психологии труда – разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнения и тренировки.
Важную область психологии труда составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т. д. Современная психологии труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда. Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т. д. Одна из задач психологии труда – рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав
операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.
Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и использования психических свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий (например, психологии авиационной, космической, водительской профессий, конвейерного труда, сельскохозяйственных профессий и т. д.).
Наряду с экспериментальным методом большое место в психологии труда занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.
В условиях современной научно-технической революции психология труда призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду. Психология труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т. д.
Для понимания предмета психологии труда необходимо дать определение профессии, рабочему месту, специальности, мотивам трудовой деятельности, выбора профессии, места работы.
Профессия(лат. professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteer – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках профессии, установленных по производственному признаку, – металлург, горняк, строитель и т. д. – выделяются специализированные профессии: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др.
С научно-техническим прогрессом связан процесс отмирания некоторых профессий и возникновения новых. Например, с появлением землеройных машин упраздняется профессия землекопа и получает распространение новая – машинист экскаватора; с применением в угольных шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы профессии зарубщика, забойщика, навальщика. Многие профессии подразделяются на специальности: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик; врач-терапевт, врач-хирург и т. д.
По мере развития комплексной механизации и автоматизации, улучшения организации производства и организации труда растет научно-технический и культурный уровень работников материального производства, формируются рабочие профессии широкого профиля (например, слесарь-наладчик, наладчик-эксплуатационник, оператор автоматических линий), обеспечивающие
управление технологическими процессами и работой машин. Формирование профессии широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд более творческим и содержательным, что ведет к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом.
Рабочее место– часть пространства, приспособленная для выполнения работником (группой работников) своего производственного задания; первичное звено предприятия. Оно включает: основное и вспомогательное производственное оборудование (станки, механизмы, агрегаты, средства, обеспечивающие безопасность труда, защитные устройства, улучшающие санитарно-гигиенические условия работы, энергетические установки, коммуникации); технологическую и организационную оснастку (установочные и иные приспособления, инструмент, контрольно-измерительные приборы, столы, верстаки, инструментальные тумбочки, стеллажи, шкафы, стулья, кресла). Различают рабочие места рабочих (основных, вспомогательных, обслуживающих), инженерно-технических и административно-управленческого персонала. Организация рабочего места тесно связана с организацией труда и производства на предприятии. Совершенствование рабочего места преследует цель создания такой материальной обстановки труда, которая обеспечивает повышение его производительности, способствует сохранению здоровья и развитию личности работника. При организации рабочих мест учитываются антропометрические данные, выводы научной организации труда, рекомендации физиологии, психологии и гигиены, требования эргономики, инженерной психологии и технической эстетики.
Специальность(от лат. specialis – особый, особенный, species – род, вид), комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог). Специализация
работника – один из видов профессионального разделения труда. Если функции
по определенной специальности охватывают всю сферу трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофер, газосварщик, библиотекарь, корректор, юрист и т. д.).
Мотив– это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Конкретная деятельность определяется в конечном счете всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние – к мотивам выбора места работы).
Каковы же побудительные причины, которые заставляют человека заниматься трудом?
Первая группа причин – побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу, это и желание оказывать помощь другим людям (что может проявляться в обучении детей, в лечении больных, в защите своего отечества и т. д.), это и общественная установка на необходимость трудовой деятельности («кто не работает – тот не ест»), и нежелание прослыть тунеядцем.
Вторая группа – получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Третья группа – удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он – не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе относится и мотив,
связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в
уважении со стороны других.
Мотивы выбора профессии. Общие мотивы трудовой деятельности реализуются в конкретных профессиях. Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью.
Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Если главное для человека – общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие.
Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкрепленный советами родителей, друзей оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается и остаются «суровые будни», к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа превращается для человека в пытку; он вынужден менять профессию.
Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека.
Имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей, проявления свойств нервной системы (сила – слабость, подвижность – инертность, уравновешенность – неуравновешенность) могут обусловливать склонность человека к определенному типу деятельности (к быстрой, но кратковременной работе, к работе переменного характера). Осознание этой склонности и ее причин приводит к формированию мотива,
побуждающего человека заниматься определенным видом деятельности, так как в его глазах эта деятельность по своему характеру отвечает имеющейся склонности. Соответствующее же сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес. Последний влияет на активность человека и «закрепляет» его в данной профессии. Происходит самоподкрепление мотива.
Если же у человека имеется поверхностное и неадекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, то происходит рассогласование между склонностями и способностями – с одной стороны, и психологическим содержанием работы – с другой. В результате не будет ни высокой эффективности такой деятельности, ни удовлетворения ею.
Склонность к определенному типу деятельности может проявляться в разных видах труда (профессиях), а это значит, что она еще не предопределяет узконаправленного профессионального выбора. Одни и те же склонности и потребности можно реализовать в разных профессиях; так, имея склонность к общению с детьми, можно стать воспитателем в яслях и детском саду, учителем в школе, педиатром.
Мотивы выбора места работы. Здесь речь должна идти о внешних и внутренних факторах (мотиваторах), которые рассматриваются человеком в процессе принятия решения, куда лучше пойти работать. В основном это касается оценки внешней ситуации, своих возможностей и состояния, соответствия выбираемой работы, профессии своим интересам и склонностям.
Оценка внешней ситуации (положительных и отрицательных производственных факторов) включает: величину заработной платы, льготы, предоставляемые работающим на данном предприятии; близость к дому, удобство транспортного сообщения; эстетику места работы и наличие вредного производства; одно-двух– или трехсменность, наличие твердого или свободного
графика работы; надежность и престиж фирмы, компании; меру ответственности; возможность одновременно с работой учиться в вузе; психологический климат в коллективе; систему поощрений и наказаний.
Оценка своих возможностей включает: состояние здоровья, наличие способностей к данной работе и профессионально важных качеств, уровень образования, склонность к работе без стрессов, в свободном ритме или к монотонной работе с заданным темпом.
Оценка выбираемого места работы с учетом интересов касается возможности продвижения на данном предприятии или в учреждении по служебной лестнице, руководящей работы, профессионального роста, проявления личной инициативы и творчества. Иногда выбор места работы по интересу может принимать оригинальный характер. Человек, влюбленный в театр, но не имеющий артистического таланта, может пойти работать осветителем, рабочим сцены и т. п.; может быть значимым и такой фактор, как возможность познакомиться с любимыми артистами, чувствовать себя приближенными к театральной элите. Очевидно, что в этих случаях происходит компенсация, замещение одной потребности другой.
Мотивы выбора профессии и места работы классифицированы. Выделяют доминантный тип профессиональной мотивации (устойчивый интерес к профессии), ситуативный тип профессиональной мотивации (влияние привходящих жизненных обстоятельств, которые не всегда согласуются с интересами человека) и конформистский тип профессиональной мотивации (внушающее влияние со стороны ближайшего социального окружения (советы родных, друзей, знакомых).
Закрепление мотивов, связанных с трудовой деятельностью. Упрочение мотивов зависит от удовлетворенности работающих многими факторами трудовой деятельности. Чем больше удовлетворены люди своей работой, тем больше они будут побуждаться к ее выполнению, и чем больше награждать их, тем усерднее они будут работать.
Д. Макгрегер выделяет «теорию X», представляющую традиционный подход к управлению, и «теорию Y», разработанную им самим. Согласно первой средний человек ленив, старается избегать работы, не любит ответственности, поэтому его нужно постоянно принуждать, угрожая наказанием. Отсюда необходимость внешнего контроля за деятельностью работающих и их стимуляция в виде заработной платы, которая должна быть прямо связана с результативностью труда (индивидуальная сдельная система заработной платы). Многие американские психологи считают, что, используя только внешний контроль за работой индивида, трудно удовлетворить его «эгоистические» потребности в самоуважении и самореализации.
Суть «теории Y», сформулированной Д. Макгрегером в противовес «теории X», в следующем. При известных обстоятельствах работа сама по себе может быть источником возникновения удовлетворенности, так как физический и умственный труд столь же естественны для человека, как игра или отдых. При наличии соответствующих условий средний человек не только принимает на себя ответственность, но даже ищет ее, стараясь использовать свои творческие силы для решения задач, стоящих перед его организацией.
Автор «мотивационно-гигиенической теории» Ф. Герцберг соединил две эти концепции и выделил две группы факторов, влияющих на удовлетворенность своим трудом: гигиенические, внешние по отношению к процессу работы и работнику, и мотивационные, присущие самому процессу работы. К первым Ф. Герцберг отнес заработную плату, условия труда, политику компании, деятельность администрации, взаимоотношения. Если данные факторы имеют негативный характер, то это приводит к неудовлетворенности человека работой; при наличии же благоприятных «гигиенических» факторов возникает не удовлетворенность, а лишь нейтральное состояние. Ко вторым, «мотивационным», факторам Ф. Герцберг относит достижения в работе, интерес, ответственность и продвижение по службе. При наличии этих факторов повышается удовлетворенность своей работой, мотивируется
увеличение активности человека; в то же время отсутствие их не обязательно приводит к неудовлетворенности работой.
Таким образом, «гигиенические» факторы влияют на неудовлетворенность работой, а «мотивационные» – на удовлетворенность ею. Герцберг заключает, что на предприятиях с целью увеличения положительной мотивации персонала администрация должна заботиться о благоприятном воздействии и тех и других факторов, но главным образом «мотивационных». Он считает, что люди, сильно мотивируемые самим характером работы, легче переносят неблагоприятные «гигиенические» факторы и получают удовлетворение от своей работы.
Но другие исследования зарубежных и отечественных авторов показывают, что роль различных мотивов труда существенно зависит от имеющихся в данное время общественных отношений, профессии. Например, при сдельной работе ведущими оказываются как раз «гигиенические» факторы – заработная плата и гарантия работы (особенно в условиях безработицы), которые становятся «мотивационными». В то же время мотивы, связанные с характером работы, в условиях безработицы отходят на второй план.
Другой подход в изучении структуры мотива трудовой деятельности предложен румынским социологом К. Замфир. Она исходит из представления о трех составляющих мотиваций: внутренней мотивации, внешней положительной мотивации и внешней отрицательноймотивации.
Под внутренними мотивациямиавтор понимает то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности; удовлетворение, которое приносит работа, т. е. результат и процесс труда. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления.
Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т. д. К внешней положительной мотивацииотносят:
материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, т. е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К внешней отрицательной мотивацииавтор относит наказания, критику, осуждение, штрафы.
Внутренняя мотивация с точки зрения удовлетворения трудом и его производительностью наиболее эффективна. Затем, по степени положительного влияния, идет внешняя положительная мотивация. При этом как внешняя положительная, так и внешняя отрицательная мотивация по сравнению с внутренней мотивацией обладают меньшей устойчивостью, быстро теряют свою стимулирующую силу. Так, материальное вознаграждение, если оно остается на одном и том же уровне, теряет свою мотивационную нагрузку по прошествии некоторого времени. Поэтому на зарубежных предприятиях заработная плата с учетом стажа повышается не через 5 и 10 лет работы, а через более короткие интервалы.
Для высокой эффективности труда наиболее благоприятно такое соотношение между тремя видами мотивации, при котором центральное место занимают внутренние мотивы при одновременном использовании внешних положительных мотивов и исключении по возможности или ограничении внешних отрицательных мотивов.
Тип мотивации влияет не только на эффективность труда, но и на личность работника. Высокая удовлетворенность возможна в основном при преобладании внутренней мотивации. Если преобладает внешняя мотивация, то труд становится просто средством для достижения чего-то, не являясь самоцелью; он выступает как обязанность чему-то внешнему, как цена за приобретение благ, необходимых человеку. Если внутренняя мотивация является источником развития человека, стимулирует совершенствование профессионального мастерства, то внешняя ориентирует его на сугубо личные интересы (цели), подавляет коллективистские устремления, приводит к отчуждению от коллектива. Внешняя мотивация не стимулирует в должной мере
профессионального развития, превращает труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости. Особенно разрушительна для личности роль отрицательных мотиваторов, которые порождают конформизм, ограниченность, пассивность, безответственность.
Заключение
Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные,функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение» по отношению к людям...».
Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же должна гумнизировать, облагораживать общение между людьми. Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Этика как наука возникла давно, в период зарождения рабовладельческого общества. Слово "этика" введено древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности.
Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.
Этика — наука о морали. Что такое мораль? Мораль — это нормы и
правила, которые предъявляются человеку и осуществление которых носит добровольный характер.
Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" — от
латинского "mos". Смысл этих слов один — нрав, обычай. Нравы и обычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.
Нравы и обычаи — это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.
Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими условиями развития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций.
В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к поступкам и людей.
Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье,
узком кругу людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную жизнь человека.
Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.
Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры, в том числе и нравственной.
Нравственная культура — это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных групповых и общественных интересов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|