Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 1. Понятие основ конституционного строя и их закрепление в Конституции Российской Федерации





ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Время лекции - 90 мин.

 

Цели лекции

Учебная:дать курсантам представление о конституционном строе России, его основных чертах, основах экономической системы Российской Федерации, конституционных основах социальных отношений и социальной политики в России.

Воспитательная:формирование правосознания юриста, воспитание курсантов в духе уважения Конституции Российской Федерации как Основного закона государства и общества, демократических ценностей конституционного государства, соблюдения конституционных принципов.

Развивающая:совершенствование навыков работы с юридической терминологией, формирование правильного понимания места и роли Конституции Российской Федерации в системе российского права.

Метод проведения занятия

Свободное изложение материала лекции.

 

Учебные вопросы

1. Понятие основ конституционного строя и их закрепление в

Конституции Российской Федерации

2. Конституционные основы экономической системы

российского общества

3. Конституционные основы социальных отношений и

социальной политики в Российской Федерации



4. Пределы конституционного регулирования экономических и социальных отношений в России

Заключительная часть (подведение итогов, ответы на вопросы)

Нормативные правовые акты

1. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (Принята 21 декабря 1965 г. Резолюцией 2131 (XX) на 20-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников Содружества Независимых Государств (Принята в г. Москве 15.04.1994) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

4. Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».



5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

6. Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

7. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

8. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

9. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28.06.2009 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

10. Федеральный Закон РФ от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.) //Справочная правовая система «Консультант Плюс».

11. Федеральный закон от 6 марта 2003 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму (с изм. и доп.) //Справочная правовая система «Консультант Плюс».

12. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

13. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 08.06.2012) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».



 

Основная литература:

1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

2. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций: учеб. пособ. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

3. Конституционное право России: Учебник. / Отв. ред. А.Н. Кокотов; М.И. Кукушкин. – 4-е изд., пересмотр. и доп.– М.: Норма; Инфра-М, 2010.

4. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. – 6-е издание, доп. и перераб. – М.: Норма, 2009.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос 1. Понятие основ конституционного строя и их закрепление в Конституции Российской Федерации

Любое общество представляет собой сложный комплекс различных слагаемых: материальных ресурсов, населения, культуры и т.д. далеко не все эти стороны поддаются правовому регулированию, являются объектом конституционного права. Оно регулирует лишь определенные общественные отношения, содержит, прежде всего, принципиальные положения, относящиеся к обществу.

Правовое закрепление устоев (а не всех сторон) общества предполагает, что для этого используются, главным образом не подробные правила, а нормы, отличающиеся высокой степенью концентрированности: нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, учредительные нормы. Такие нормы содержат исходные, первичные положения о характере экономической системы государства, природе политической власти, идеологических основах государственно организованного общества.

В конституциях, принятых до второй мировой войны даже самые общие основы и принципы экономической, социальной, политической и духовной жизни страны не находили своего закрепления. Они ограничивались регулированием только двух сторон общественной жизни: организации государственной власти и основных прав личности. Только некоторые конституции несколько выходили за эти пределы.

Основные законы социалистических стран, начиная с Конституции РСФСР 1918 г., положили начало принципиально иной трактовке объекта конституционного законодательства, включив в него основные вопросы социально-экономической структуры общества, политической системы, идеологии. Содержание такого регулирования не отвечало идее общечеловеческих ценностей, принципам демократии, но сам подход оказал значительное влияние на конституции ряда зарубежных стран, принятые после второй мировой войны. В них стали закрепляться основы общественного строя. Германский конституционалист К.Штерн справедливо отмечает «современная конституция не может больше отказывать в установлении основных принципов устройства жизни общества, иначе она может утратить свои функции стабилизации и порядка».

В теории советского государственного права и в советских конституциях не употреблялись термины «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Для обозначения основных устоев государства и общества применялись понятия «общественный строй»и «государственный строй». С одной стороны, эти понятия тесно связаны с понятием «конституционный строй», но не совпадают с ним.

Понятие «общественный строй» включает в себя четыре слагаемых: основы экономических отношений, основы социальных отношений, основы политических отношений и основы духовно-культурных отношений. Понятие «государственный строй» своим содержанием охватывает формы правления и территориального устройства государства, источник публичной власти и политико-правовой режим ее осуществления. Данная классификация в известной степени условна, т.к. различные отношения переплетаются, в большинстве из них присутствует политический элемент.

Термин «конституционный строй» включает в себя и общественный строй и государственный строй. Однако, не любой общественный и государственный строй обладают характеристикой конституционного строя. Понятие конституционный строй отражает прежде всего важнейшее качество устройства государственно организованного общества.

Дело в том, что конституционный строй не сводится только к факту существования конституции в государстве, а становится реальным, если конституция соблюдается, и если она демократична.

Вопросы общественного строя не регулируются в конституциях современных демократических стран так же подробно, как и вопросы, например, прав и свобод человека или устройства государства. Сегодня достаточно широко признано, что строящееся и тем более утверждающееся демократическое правовое государство несовместимо с тотальным проникновением органов государства во все сферы общественной жизни и должно опираться на активную и разностороннюю демократическую самостоятельность гражданского общества. Чрезмерное вмешательство государства и его конституции в общественную жизнь способно создать реальную угрозу демократии и гуманизму, угрозу авторитаризма и тоталитаризма. Именно поэтому в современных демократических странах и их конституциях, если речь и идет об указанных сферах общественной жизни, то, как правило, только об их самых общих принципиальных основах, рассматриваемых преимущественно сквозь призму политики и всей деятельности государства. В то же время и сегодня не случайно то, что стремление как можно шире и подробнее регламентировать, в том числе и в конституциях, экономические, социальные, политические и духовные отношения в обществе характерно для оставшихся тоталитарных режимов.

Несмотря на различные негативные моменты, тяжелую экономическую ситуацию, следует отметить многие принципиальные достижения общественно-политического развития российской государственности, получившие закрепление в новой российской Конституции. Человек получил свободу экономической деятельности, он избавлен от постоянного иждивенчества у государства, обладание собственностью обеспечивает его самостоятельность, независимость. Ликвидирован постоянный, гнетущий дефицит товаров и услуг, их качество стало гораздо выше. Сложился политический и идеологический плюрализм, нет идеологическою гнета нал личностью, когда государство насильственно насаждало только одну единственную идеологию. Люди избавлены от постоянного насилия со стороны государства, угрозы расправ за «антисоветскую деятельность». Утвердилась более открытая для народа государственная власть, систематически проводятся альтернативные выборы {а не голосование за единственного кандидата), создано местное самоуправление. Человек сам определяет свою судьбу, возрождаются интерес к хорошо оплачиваемому труду, активность и инициатива личности, являющиеся залогом развития страны.

Конституционный строй- это выраженное в нормах конституционного права устройство государства и общества, основанное на идеях демократии, признании, соблюдении и защите прав и свобод граждан, обеспечении человеческого достоинства, ограничении государственной власти правом.

Конституционный строй – это логическое построение, отражающее объективированные в нормах конституционного права устройство государства и общества, а также положение человека в системе отношений: государство – общество – личность[1].

Само учреждение Конституции и ее легитимность еще не создают конституционного строя[2].

Попытки учреждения и поддержания конституционного строя в разных частях света давали до сих пор совсем не одинаковые итоги – от образования устойчивых конституционных укладов до решительного отторжения конституционализма.

Само наличие конституционного законодательства, его высокое качество, соблюдение правил утверждения конституционных законов и даже высокий уровень участия населения едва ли следует считать решающими. Между прочим, страны, наиболее успешные в конституционном праве, не выделяются совершенством конституционного законодательства. Великобритания, Новая Зеландия и некоторые другие страны, например, не пользуются даже формой основного закона, чтобы выразить в ней конституцию, и обращаются к довольно разрозненным источникам конституционного права[3].

Если конституционализм представляет собой идеальную модель, доктрину, то конституционный строй показывает конкретный по времени и месту результат воплощения этой модели в политической и правовой реальности. Основные идеи конституционализма не сразу и не во всем объеме становятся принципами и действующими элементами конституционного строя конкретного государства. По сути, под конституционным строем можно понимать всю систему общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами конституции.

Основы конституционного строя - главные, первичные принципы построения государственно организованного общества, закрепленные в его основном законе.

В Конституции РФ первая глава так и называется. В число основ конституционного строя входят: характеристика российского государства как суверенного демократического, федеративного государства с республиканской формой правления.

Основу конституционного строя составляет признание государствам человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. В первой главе получили закрепление принципы народовластия, разделения властей, признания местного самоуправления, признания многообразия и равенства всех форм собственности, свободы рыночной экономики.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а в тесном взаимодополнении и взаимопроникновении. Именно в своем единстве они и будут составлять сущность конституционного строя государства.

Конституционная форма закрепления основ конституционного строя подчеркивает их юридическую значимость, обязательность для всех субъектов правоотношений. Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке (ст. 16 Конституции РФ). Никакие другие положения действующей конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Т.о., понятие «основы конституционного строя» отражает качественное содержание общественного и государственного строя, указывает на такую систему организации государственной власти, при которой обеспечивается верховенство права, признание и гарантирование прав и свобод человека в качестве главнейших ценностей, политическое и идеологическое многообразие.

Основные элементы конституционного строя России.Как уже отмечалось, гл. 1 Конституции РФ содержит исходные положения для дальнейшего правового регулирования: о власти народа и формах ее осуществления, о суверенитете РФ, характере государства и основах его политико-территориального устройства, о формах собственности, единстве экономического пространства, о политическом и идеологическом многообразии, местном самоуправлении и др.

Можно выделитьчетыре главных составляющих основ конституционного строя: 1) основы экономической системы общества; 2) основы социальной системы (социальных отношений в обществе); 3) основы политической системы; 4) основы духовной жизни общества.

Нормы гл. 1. Конституции РФ имеют прежде всего характер принципов. Они развиваются, детализируются в некоторых других главах, а наиболее широко - в текущем законодательстве и других правовых актах, причем не только конституционного права.

Нормы института основ конституционного строя обладают большей юридической силой, нежели другие нормы Конституции и составляют первичную базу всей системы действующего законодательства, всех нормативных правовых актов, нормы всех других глав Конституции направлены на уточнение, детализацию норм гл. 1. Важность отношений, регулируемых нормами основ конституционного строя, подчеркивается и механизмом их охраны и защиты. Он направлен на то, чтобы основам конституционного строя придать необратимый ха­рактер, исключить возможность их свертывания в текущем законода­тельстве, правоприменительной практике. В ст. 16 Конституции про­возглашается особая юридическая сила норм, закрепляющих основы конституционного строя. Им не могут противоречить нормы не толь­ко законов, иных актов, но и других глав и разделов самой Конститу­ции. Особым статусом основ конституционного строя обусловлен и особый порядок их изменения, предусмотренный ст. 135 Конституции. Конституционная форма закрепления основ конституцион­ного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провоз­глашение этих основ от имени народов России, их государ­ственной волей. Тем самым подчеркивается их юридическая значимость, верховенство и обязательность для всех субъек­тов правоотношений, обеспечивается их активное воздей­ствие на правовое регулирование всей системы обществен­ных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни Рос­сии, определяют в юридической форме те важные качествен­ные связи, которые свойственны ее организации.

Наконец, именно благодаря конституционному закрепле­нию основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, гак и правовые. В силу этого их реализация должна обеспечи­ваться Российским государством.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.