|
Вопрос 4. Классификация конституций
Многообразие конституций позволяет их классифицировать, т.е. установить закономерно существующие между ними общие признаки, что дает возможность их сопоставления, выявления особенностей формы, структуры и содержания. Классификация конституций, как и любая классификация, носит условный характер, поскольку в мире нет конституций, которые были бы идентичны по всем признакам. Они различаются не только тем, что в них учтены национальные и исторические особенности данного государства, но и разнообразием способов их разработки и принятия.
Действующие сегодня конституции можно разделить на конституции «старого» и «нового» поколения. К первой группе относятся конституции, принятые в основном в XVIII—XIX вв. В эту группу включаются и некоторые конституции, принятые в XX в. до Второй мировой войны. Конституции старого поколения разрабатывались и принимались в условиях, которые отличаются коренным образом от нынешних. Так, Конституция США, имеющая солидный возраст - ей более двухсот лет - разрабатывалась в условиях, когда отдельные бывшие британские колонии, добившиеся независимости, объединялись в единое государство. К этому времени не было еще и опыта разработки и принятия таких актов как конституция.
Более чем 180-летний возраст имеет и действующая ныне Конституция Норвегии (принята в 1814г.); более чем 100 лет назад приняты конституции Бельгии (1831 г.), Люксембурга (1868 г.), Швейцарии (1874 г.). Однако до XX в. большинство стран мира не имело конституций. XX век стал периодом активного конституционного правотворчества. Ныне действующие конституции Австралийского Союза (1900 г.), Австрии (1920 г. в редакции 1929 г.), Ирландии (1937 г.) и некоторые другие относят к конституциям «старого» или первого поколения.
Вторую группу составляют конституции, принятые после Второй мировой войны. Это конституции Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.), Индии (1950 г.) и многих других стран Европы, Азии, Африки и Америки. В эту группу относятся конституции всех стран, получивших независимость в результате распада колониальных империй, а также Советского Союза, Югославии, Чехо-Словакии и др. Конституции этих стран принимались в условиях, когда международная обстановка способствовала демократизации общественной жизни. В это время из совокупности принятых конституций складывается определенная модель конституции, в которой имеются общие положения, разделы о правах и свободах человека и гражданина, об институтах государственной власти, о территориальном устройстве и т.д.
С точки зрения закрепления все конституции можно разделить все действующие конституции принято разделять на писаные и неписаные. Эта классификация появилась в науке в XIX в., когда большая часть стран не имела основных законов. К концу XX в. преобладающая масса конституций - писаные документы. Исключение составляют только конституции Великобритании и Новой Зеландии. Так, в Великобритании конституции в традиционном понимании как единого законодательного акта вообще не существует. В стране действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права, наиболее важные из которых содержатся в таких актах как «Хабеас корпус акт» 1689 г., законе о престолонаследии 1701 г., законе о парламенте 1911 и 1949 гг., а также норм общего права и конституционных обычаев.
Классификация конституций на писаные и неписаные сегодня в значительной мере утратила смысл. Это тем более важно подчеркнуть, что и в названных странах в последние десятилетия приняты парламентские акты, которые можно с полным основанием включить в число писаных источников конституционного права.
Конституции можно классифицировать и по времени их действия. Так, одни конституции имеют неограниченный срок действия, другие принимаются на определенное время. Таким образом, есть конституции постоянные и временные. Большинство конституций мира — постоянные, что не означает их неизменности или вечности. В истории ряда стран мира было принято до двадцати и более постоянных конституций (Боливия, Венесуэла и др.). История Франции знает 16 конституций - монархических и республиканских, демократических и реакционных. Конечно, множество конституций объясняется не столько существенными изменениями в жизни страны, сколько политической борьбой, приводившей к чередованию политических режимов и форм правления.
Некоторыми конституциями устанавливается их постоянство, неотменяемость. Так, Конституция Мексики 1917 г. является согласно ст. 136 «нерушимой», а по Конституции Греции 1975 г. греки правомочны оказывать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить ее (ст. 120).
История конституционного развития знает немало и таких конституционных актов, которые принимались на определенный промежуток времени, на переходный период. Такие конституции называются временными.
В зависимости от формы правления конституции разделяются на монархические (например, Конституция Японии 1947 г.) и республиканские (например, Конституция Франции 1958 г.). В зависимости от политического режима конституции бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными. Демократические конституции не только декларируют, но и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина, авторитарные — ограничивают определенные права, прежде всего политические и гражданские (запрет на деятельность политических партий и т. п.). Тоталитарные конституции утверждают одну идеологию в качестве государственной и общеобязательной, а единственную партию — в качестве руководящей и направляющей силы общества и т. п. Нередко авторитарные и тоталитарные режимы прикрываются демократическими конституциями, которые таким образом теряют реальный характер.
Исходя из формы государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные и унитарные (Конституция Российской Федерации 1993 г. и Конституция Греции 1975 г.). В свою очередь в федеративных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, кантонов, провинций, республик, областей и т. п.). Федеральная конституция закрепляет принципы федерализма, разграничение компетенции между федерацией и ее составными частями, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы организации государственной власти субъектов федерации регулируются конституциями субъектов федерации.
По порядку изменения и дополнения конституции их делят на гибкие и жесткие. Конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство, относятся к гибким. Гибкими считаются конституции Княжества Монако, Саудовской Аравии и других стран. Если изменения в конституцию вносятся в более сложном порядке, чем в текущие законы, она считается жесткой. Жесткость конституций обеспечивается: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); утверждением поправок субъектами федерации (Германия, Российская Федерация, США); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция) и т. д.
Есть конституции, отдельные положения которых имеют не одинаковую степень жесткости (Индия, Российская Федерация).
В науке конституционного права различают также юридическую и фактическую конституцию. Юридическая - это определенная система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу, сам текст основного закона. Фактически же конституция - это реально сложившиеся основы государственного и общественного строя. Юридическая конституция закрепляет такие основы в момент ее принятия, поэтому динамика соотношения юридической и фактической конституций достаточно сложна. Развивающиеся общественные отношения нередко опережают конституционные нормы, регулирующие эти отношения. Конституция может стать тормозом общественного развития, поскольку дистанция между конституцией и действительностью становится все более значимой. В связи с этим возникает проблема отражения в нормах конституции реально сложившейся фактической конституции, что ведет к изменению или принятию новой конституции или существенных к ней поправок. В самую старую в настоящее время конституцию - конституцию США внесено всего 27 поправок, но очень существенных и важных, а также многочисленные дополнения в виде судебных прецедентов, законов, актов президента. Лишь немногие конституции мира сохранили свой первоначальный текст ввиду жесткости их изменения или в связи с гибкостью своих формулировок.
В науке конституционного права выделяют также реальную конституцию – когда нормы основного закона и общественные отношения, которые он призван регулировать, совпадают, содержание конституции отражают и закрепляют реальные общественные отношения – и фиктивные конституции, содержание которых не соответствует реальной жизни. Например, Конституция СССР 1936, т.н. Сталинская, для своего времени была одной из самых демократичных в мире. В реальности же ее положения не реализовывались.
Следует отметить, полной, абсолютной реализации Конституции нет и быть не может. Конституция во многом служит определенным идеалом, ориентиром, к достижению которого стремится общество и государство. Далеко не всегда можно реализовать на практике все конституционные положения.
Исходя из структуры конституции выделяют консолидированные и неконсолидированные конституции. Консолидированные конституции состоят из 1-го документа, неконсолидированные – из 2-х, 3-х, 4-х документов (напр., в Швеции, Норвегии).
Выделяют также формальные и живые конституции. Формальные конституции – это текст закона. Под «живыми» конституциями понимают толкование конституционного текста, учитывающие новые реалии (напр., Верховным судом США за более чем 200-летний период ее действия).
По способам принятия выделяют конституции, принятые специально созданными для этого органами, и конституции, принятые на референдуме простым или квалифицированным большинством голосов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|