Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие





Рынок и рыночный механизм

1. Рынок: сущность, условия возникновения, роль в общественном производстве.

2. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса.

3. Предложение. Неценовые детерминанты предложения.

4. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена и равновесный объем. Регулирование цен. Дефицит и избыток. «Черный рынок».

5. Фиаско рынка. Внешние эффекты и общественные блага.

 

Рынок и конъюнктура

Рынок — это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Суть рыночных отношений:

1. Возмещение затрат и получение прибыли.

2. Удовлетворение платежеспособного спроса потребителя на основе добровольного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.

Материальная основа рыночных отношений — движение товаров и денег.

 

Роль рынка в общественном производстве:

1. Выдавать сигналы производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.

3. Санитарная роль. Вымывание неконкурентоспособных предприятий, свертывание устаревших производств.



Основные субъекты рынка:

1. Домашние хозяйства. Основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. потребляют конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Собственники и поставщики факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи факторов деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

2. Бизнес. Деловые предприятия, функционирующие с целью получения прибыли (дохода). Предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется на расширение производственной деятельности. Поставщик товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

3. Правительство. Реализует функции государственного регулирования экономики.

4. Заграница.

Рыночная конъюнктура — это совокупность показателей, характеризующих положение дел на рынке в определенный момент времени.

Спрос



Спрос на тот или иной товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Наличие спроса предполагает чье-то согласие уплатить за этот товар определенную цену, пожертвовать в обмен на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Неценовые детерминанты спроса — это факторы, влияющие на величину спроса и не связанные непосредственно с ценой на данный товар.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество товара.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

QiD = f (T; P1, … , Pk; I; …),

где QiD — объем спроса на i-тый товар;

Т — вкусы и предпочтения;

P1, … , Pk — цены всех товаров, включая i-тый;

I — денежный доход.

Если все факторы, определяющие объем спроса, положить неизменными, то можно перейти к функции спроса от цены: QiD = f (Рi).

Графическое изображение функции спроса от цены называется линией спроса.

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены — движение вдоль линии спроса. Изменение спроса представляет собой сдвиг линии спроса и определяется неценовыми детерминантами спроса.



Обратную зависимость между ценой и объемом спроса называют законом спроса.

Исключение: парадокс Гиффена. Роберт Гиффен (1837-1910). В середине XIX в. во время голода в Ирландии спрос на картофель увеличился, хотя цена на него выросла. Дело в том, что картофель являлся основной пищей ирландских бедняков, и повышение цены на него заставило их сократить потребление всех других товаров, более дорогих и качественных. Так как картофель оставался относительно более дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.

Другие эффекты (цена — показатель качества, эффект Веблена, связанный с престижным спросом, и эффект ожидаемой динамики цен) не являются исключениями из закона спроса.

Эластичность спроса

Изучение реакции потребителя на изменение цены осуществляется с помощью понятия «эластичность спроса». Мерой, которая позволяет оценить изменение спроса при изменении цены, является коэффициент эластичности.

Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение изменения объема спроса или количества приобретаемых товаров в процентах к процентному изменению цены.

Если е = 0, спрос совершенно неэластичен, никакое изменение цены не влияет на объем спроса (линия параллельна оси ординат).

Если е = ∞, то спрос совершенно эластичен, малое повышение цены ведет к бесконечно большому сокращению спроса (линия параллельна оси абсцисс)

При е=1 говорят о единичной эластичности спроса, когда изменение цены на один процент ведет к такому же изменению объема спроса (линия имеет форму равнобокой гиперболы).

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие товаров-субститутов (заменителей). Чем более агрегированная группа товаров рассматривается, тем менее эластичен спрос.

2. Разнообразие возможностей использования товаров (чем больше возможностей, тем выше эластичность).

3. Уровень необходимости приобретения товара или степень насыщения потребностей.

4. Доступность товара (чем ограниченнее доступ к товару, тем менее эластичен спрос на него).

5. Фактор времени. Чем более длителен рассматриваемый период, тем выше эластичность.

 

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар в зависимости от изменения цены другого товара (взаимозаменяемые (е>0), взаимодополняющие (e<0) и независимые (e=0) товары).

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя (низкокачественные товары (е<0) и нормальные (товары первой необходимости (0<e<1), товары второй необходимости (е=1) и предметы роскоши (е>1))).

 

Предложение

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Объемом предложения называют количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, в некоторых случаях природно-климатические условия.

Неценовые детерминанты предложения — факторы, влияющие на изменение предложения и не связанные непосредственно с ценой (цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке).

Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. QiS = f (Li; P1, … , Pk; Ti; N;…)

Если все факторы, определяющие объем предложения положить неизменными, можно перейти к функции предложения от цены. QiS = f (Pi)

Графическое изображение этой функции называется линией предложения. Положительный наклон линии предложения принимается в качестве первого приближения, общего закона предложения не существует.

Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены (движение вдоль линии предложения).

Изменение предложения — установление новой зависимости между ценой и объемом предложения, изменение самой функции предложения, сдвиг линии предложения.

Эластичность предложения

Характеризует изменение объема предложения в зависимости от изменения цены. Измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения, который находится как отношение процентного изменения объема предложения к процентному изменению цены.

Варианты эластичности предложения:

1. Неэластичное предложение (е<1). Предлагаемое количество товара остается неизменным при изменении цены.

2. Эластичное предложение (е>1). Малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения вплоть до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения.

 

На эластичность предложения оказывает влияние технический прогресс и длительность рассматриваемого периода.

 

 

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий спроса и предложения (точки равновесия), которым соответствуют равновесный объем и равновесная цена.

Выше точки пересечения предложение товаров превышает спрос на них. Образуется так называемый рынок потребителей. Конкуренция среди производителей за сбыт товаров выражена более сильно, чем спрос покупателей. Усиленная конкуренция среди продавцов вызывает стремление к снижению цен, что ведет к расширению спроса. Указанная тенденция будет продолжаться до тех пор, пока спрос и предложение не пересекутся в точке равновесия.

Если цена устанавливается ниже точки равновесия, то спрос на товары будет выше их предложения. Установится рынок производителей, на котором будут в большей мере конкурировать покупатели, чем продавцы, что неминуемо приведет к повышению цен, стимулирующих увеличение производства и предложения товаров на рынке. Эта тенденция сохранится, пока не установится равновесие между спросом и предложением.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.