Сделай Сам Свою Работу на 5

Изменения в спросе на ресурс и его факторы





Любая фирма предъявляет спрос на ресурс R до тех пор, пока не будет выполняться тождество РR = MRP = MR x MP.

Отсюда можно предположить, что спрос на факторы производства зависит от величин предельного продукта и предельного дохода. Предельный продукт отражает производительность каждой но­вой (дополнительной) единицы данного ресурса. Предельный доход будет меняться вследствие изменения объема спроса на готовую продукцию, создаваемую с помощью ресурса R, по­скольку изменение величины спроса на товар X безусловно по­влечет за собой изменение его цены, а значит, и величины пре­дельного дохода.

Эти обстоятельства позволяют допустить, что изменения в производительности ресурса, а также колебания спроса на продукцию, создаваемую из него, будут влиять на спрос на сам ресурс. Причем эти воздействия можно рассматривать как неценовые факторы спроса на ресурс. Таким образом, помимо неновых факторов (изменение цены ресурса) спрос на ресурс зависит и от неценовых. При этом изменение цены ресурса повлечет за собой изменение объема спроса на ресурс и смещение вдоль кривой DR, тогда как действие неценовых факторов сместит график спроса на ресурс вправо (в случае увеличения спроса на него) или влево (в случае сокращения). И здесь мы столкнемся с изменениями в спросе на ресурс. Изменения в спросе на ресурс - это сдвиг всей кривой спроса на ресурс как результат изменения одного из факторов спроса помимо цены ресурса.



Проведенный анализ позволяет утверждать, что изменения в спросе на ресурс будут происходить под воздействием двух факторов: изменения производительности ресурса и изменения спроса на готовый продукт. Кроме того, в качестве одной из неценовых дискриминант спроса на товары выделялись цены на другие товары, в частности на товары-заменители и взаимозаменяемые товары. Так как любой ресурс тоже является товаром, только продаваемым и покупаемым не на рынке товаров и услуг, а на ресурсном рынке, то возможно, что цены на другие ресурсы также могут вызвать изменения в спросе на данный вид ресурса. Это позволяет выделить еще один неценовой фактор спроса на ресурс — цены на другие ресурсы.



Рассмотрим теперь, как каждый из этих факторов вызывает изменения спроса на некоторый ресурс.

1. Производительность ресурса. Итак, при прочих равных условиях изменение в производительности ресурса R ведет к смещению кривой спроса на ресурс вправо (если производительность ресурса увеличилась) или влево (если производительность R сократилась). Предположим, что производительность ресурса R возросла, т. е. увеличились значения продукта (MP). Естественно, что изменятся (увеличатся) и значения показателя MRP и новый график спроса на ресурс будет располагаться выше и пра­вее первоначального — D1(MRP1). Иными словами, спрос на данный фактор производства вырастет вследствие роста его производительности. С обратной ситуацией мы столкнемся, если производительность ресурса будет падать. Тогда новый графин спроса на ресурс будет располагаться ниже и левее первоначального — D2(MRP2).

Производительность ресурса R можно увеличить, а значит, простимулировать рост спроса на него. Установлено, что предельная производительность любого ресурса находится в зависимости от количества других ресурсов, вовлеченных в производственный процесс вместе с данным. Так, чем больше таких ре­сурсов, как капитал и земля, применяется в производстве вместе с трудом, тем выше производительность труда, тем выше спрос на него. С другой стороны, улучшение, усовершенствование технологических процессов, внедрение на практике достижений НТП также будет иметь следствием рост производительности используемого фактора производства. И еще один способ изменения производительности переменного ресурса — повышение его качества. Например, повышение уровня квалификации нани­маемых работников приведет к росту производительности.



2. Спрос на готовую продукцию. Поскольку спрос на ресурс является производным от спроса на готовую продукцию, то при
неизменности прочих факторов, изменение в спросе на продукт, который производится с помощью определенного ресурса R, приведет к сдвигу в спросе на данный ресурс в том же направле­нии. Предположим, что рыночный спрос на товар X возрос, что повлекло за собой увеличение его рыночной цены (рх). Разуме­ется, тогда мы получаем новые значения и показателя совокуп­ного дохода (TR) и новые значения mrp, которые превышают первоначальные. Поскольку значения mrp возросли, то спрос на ресурс r также увеличился, а график d0(mrp0) сместился вверх и вправо.

3. Цены и объемы предложения сопряженных ресурсов. Эффект воздействия на изменение спроса на данный ресурс изменения цен других ресурсов во многом определяется их взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью.

3.1. Пусть ресурсы А и Б — ресурсозаменители. Предположим такую ситуацию, когда рыночная цена ресурса А понизилась при неизменной цене ресурса Б. Вполне резонно, что стре­мящаяся максимизировать прибыль фирма предпочтет в этой ситуации заменить относительно более дешевым ресурсом А ресурс Б. Здесь «работает» эффект замещения. Как следствие — сокращение спроса на ресурс Б (график спроса на него смешает­ся влево вниз). Снижение цены ресурса А приведет к снижению издержек на единицу продукции и росту прибыли, тоже в расче­те на единицу продукции. Подобное положение вещей позволит фирме получить дополнительный доход. На эти дополнительные деньги фирма сможет увеличить объемы применяемых ресурсов. Возможно, она будет по-прежнему расширять объемы использо­вания ресурса А, а возможно, сочтет целесообразным применять не только большее количество А, но и увеличить объемы привлечения ресурса Б. Возможно, производитель примет решение о расширении объемов применения именно ресурса Б и сокра­щении количества А и т. п. Например, из-за снижения стоимо­сти средств производства (допустим, производственного обору­дования) фирма получила вследствие экономии дополнительный доход, который решила использовать для найма большего коли­чества квалифицированных рабочих, и сократила объемы приме­няемых мощностей. Описываемое здесь явление получило на­звание эффекта выпуска. Как в конечном итоге изменится спрос на ресурс Б, будет определяться взаимодействием эффекта замещения и эффекта выпуска;

3.2. Пусть А и Б теперь — взаимодополняемые ресурсы. Если цена ресурса А понизится, то объем спроса на него со стороны фирм, использующих А в производстве, возрастет. Так как ресурс А применим в производстве только в сочетании с Б (напри­мер, химические препараты и катализатор) и не может заменить его, то спрос на ресурс Б возрастет при неизменной его цене. Это приведет к смещению графика спроса на Б вправо вверх. Здесь было представлено, как работает обратный эффект выпус­ка. А эффект замещения в этом случае отсутствует.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.