Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИБОРЫ, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ





Бензиномер СБЭС-2077


Назначение и принцип действия. Суммирующий бензино-мер электрический с сигнализацией предназначен для измере­ния суммарного количества бензина в баках и раздельно в каждом баке. Бензиномер состоит из двух датчиков, указате­ля, табло сигнализации и переключателя на три положения. Датчики — легкие поплавки, связанные системой рычагов с по­тенциометрами (рис. 53). Они установлены в правом и левом топливных баках, указатель (магнитоэлектрический логометр) и табло сигнализации — на приборной доске (см. рис. 1), пе­реключатель на три положения — на центральном пульте.

Магнитоэлектрический логометр представляет собой мост резисторов, три плеча которого R1, R2, R3 (рис. 54) имеют по-

Рис. 53- Датчик бензиномера: 1 — щетки; 2 — потепциометр; 3 — силь-фон; 4—рычаг поплавка

стоянные сопротивления, а чет­вертое плечо R4 — переменное и являются плечами потенцио­метров датчиков. В одну диаго­нальмоста включается напряже­ние бортовой сети, а в другую диагональ две подвижные рамки, которые установлены между полюсами постоянного магнита. С рамками связана стрелка. Когда поплавки нахо­дятся в верхнем положении (пол­ная заправка), мост находится в равновесии. Условием равно­весия является равенство про­изведений сопротивлений плеч R1R4 = R2R3. В этом случае сум­марный ток в рамках равен ну­лю. Стрелка показывает макси­мальное количество бензина. Из­менение уровня топлива в баках вызывает перемещение поплав­ков датчиков, меняется сопро­тивление потенциометров, нару­шается равновесие логометриче-ского моста. Появляется суммар­ный ток в рамках. Магнитное по­ле рамок взаимодействует с по­лем постоянного магнита. Рам-






 


 


Рис. 54. Функциональная схема бензиномера СБЭС-2077


Рис. 55. Указатель бен-зиномера СБЭС-2077


ки поворачиваются и поворочивают стрелку, которая показыва­ет новое количество топлива.

Указатель имеет две шкалы (рис. 55): внешнюю с градуи­ровкой от 0 до 180 л, служащую для измерения суммарного количества бензина, и внутреннюю с градуировкой от 0 до 90 л — для измерения количества бензина в каждом баке. При остатке бензина 30 л загорается табло сигнализации. Табло сигнализации загорится, также, когда в одном баке останется 15 л бензина.



Работа с бензиномером. Перед вылетом производят внеш­ний осмотр прибора и убеждаются в его исправности, вклю­чают автомат защиты сети «Приборы двигат.», расположенный на левом электрощитке. При помощи переключателя «Баки» на центральном пульте проверить количество бензина (в поле­те переключатель стоит в положении «Сумма»). Периодически нажимая переключатель, нужно проверять наличие бензина в левом и правом баках.

Основной методической погрешностью бензиномера являет­ся погрешность, возникающая при изменении уровня топлива в баке во время крена самолета и при стоянке.

Основные неисправности, встречающиеся в эксплуатации:

негерметичность датчика, бензин попадая внутрь, нарушает электрический контакт щетки с потенциомером;

отказ системы сигнализации вследствие разрегулировки или загрязнения контактов в датчике или перегорание ламп;

неправильные показания вследствие деформации рычагов, или утопания поплавка при нарушении герметичности.

При замене бензобаков нужно проверить правильность пока­заний бензиномера путем контрольного слива (залива) топлива.

2. Тахометр ИТЭ-1

Назначение и принцип действия. Электрический тахометр (рис. 56) предназначен для дистанционного измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя, выраженной в процентах


от числа максимальных оборотов в минуту. Частота вращения ва­ла авиадвигателя в значительной степени обусловливает развивае­мую им мощность (тягу), а так­же характеризует динамическую и тепловую напряженность пос­леднего.



Рис. 50. Указатель тахометра ИТЭ-1

Принцип работы тахометра основан на преобразовании меха­нической энергии в электриче­скую, т. е. на взаимодействии магнитного поля шестиполюсного постоянного магнита с маг­нитным полем вихревых токов, возникающих в чувствительном элементе магнитного узла тахометра.

Тахометр ИТЭ-1 состоит из датчика ДТЭ-1 и указателя ИТЭ-1. Датчик установлен на двигателе, а указатель — на при­борной доске справа (см. рис. 1).

Устройство и работа. Датчик ДТЭ-1 представляет трехфаз­ный синхронный генератор, состоящий из ротора и статора. В качестве ротора используется четырехполюсный постоянный магнит, а в качестве статора — трехфазная обмотка, располо­женная под углом 120° и закрепленная на корпусе датчика.

Указатель ИТЭ-1 состоит из синхронного двигателя и из­мерительного механизма. Статором электродвигателя является трехфазная обмотка, соединенная в звезду. Ротор состоит из вала, на котором укреплены три гистерезисных диска и четырех­полюсный постоянный магнит. Ввиду значительной инерционно­сти ротора синхронного двигателя (на валу закреплены массив­ный узел и магнит) при быстром изменении частоты вращения он может отстать от вращающегося электромагнитного поля статора, выйти из режима синхронизации и остановиться. При малой частоте вращения из-за малого магнитного потока обмот­ки двигателя ротор двигателя остается неподвижным. Когда с увеличением частоты вращения вала двигателя значение маг­нитного поля обмотки становится достаточным для создания не­обходимого синхронного вращающего момента, частота враще­ния поля уже настолько велика, что большой момент инерции ротора препятствует раскручиванию и вхождению ротора в син­хронное вращение с полем статора. При этом к ротору со сто­роны поля статора прикладывается знакопеременный момент, частота изменения которого пропорциональна частоте вращения поля статора относительно ротора.

Для облегчения запуска синхронного двигателя и получения устойчивости в работе при любых ускорениях вращающегося поля статора служит гистерезисный диск, образующий вместе с обмоткой гистерезисный двигатель. Гистерезисный диск вы-


полнен из ферромагнитного сплава с достаточно высокой коэр­цитивной силой и остаточной индукцией. В конце вала ротора укреплен шестиполюсный постоянный магнит, между полюсами которого размещен чувствительный элемент, укрепленный на оси. С осью связаны пружина и стрелка.

Шкала указателя имеет градировку от 0 до 110% с оциф­ровкой через 20%, цена деления 1% (см. рис. 55). Принципи­альная электрическая схема представлена на рис. 57.

При вращении коленчатого вала движение от привода авиа­двигателя передается на ротор датчика. В обмотках статора возбуждается переменный трехфазный ток с частотой, пропор­циональной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Три э.д.с. от датчика поступают на статор двигателя указателя. Протекая по обмоткам статора указателя, переменный ток соз­дает вращающееся магнитное поле, которое, взаимодействуя с магнитным полем ротора, приводит во вращение ротор электро­двигателя указателя.

На другом конце вала ротора электродвигателя укреплен магнитный узел, который имеет шесть пар полюсов постоянных магнитов, между которыми расположен чувствительный элемент в виде диска из немагнитного материала (алюминиево-марган-цевый сплав).

При вращении магнитного узла в чувствительном элементе индуктируются вихревые токи. В результате взаимодействия магнитного поля вихревых токов с магнитные полем магнит­ного узла создается вращающий момент, который увлекает чув­ствительный элемент в сторону вращения маггшта. Вращающе­муся моменту чувствительного элемента противодействует мо-

Рис.57. Устройство тахометра ИТЭ-1.

1- ротор (магнит); 2 и 6 — обмотки; 3 и 11 —пружины; 4, 7, и 9 — магниты; 5 — ги-стерезисные диски; 8 — диск чувствительного элемента; 10 — демпферный диск; 12 —

Стрелка


мент спиральной пружины, один конец которой укреплен на оси чувствительного элемента, а другой, неподвижен. Движение чувствительного элемента передается на стрелку. Когда вра­щающий момент чувствительного элемента и момент, создавае­мый пружиной, станут равны, стрелка остановится в определен­ном положении относительно шкалы.

Закрепленный на оси стрелки указателя тахометра алюми­ниевый диск служит для демпфирования ее колебаний. При ко­лебаниях диска в магнитном поле неподвижных постоянных магнитов возникающие в нем вихревые токи взаимодействуют с магнитным полем магнитов и создают тормозной момент, при­ложенный к оси стрелки.

Проверка работоспособности тахометра и его основные неис­правности. Перед вылетом следует произвести внешний осмотр прибора и убедиться в его исправности. Во время пробы двига­теля стрелка указателя должна плавно без рывков и колеба­ний перемещаться по шкале при изменении положения ручки управления газом.

Основные неисправности, встречающиеся в эксплуатации, следующие: двигатель запустили, а показания прибора отсут­ствуют, причина — обрыв соединительных проводов; после за­пуска двигателя стрелки прибора не видно, причина — произо­шел обрыв пружины.

3. Трехстрелочный электрический моторный индикатор

ЭМИ-3К


Прибор предназначен для измерения и указания температу­ры масла (верхняя шкала), давления масла (правая нижняя

шкала) и давления бензина (левая нижняя шкала). Комплект прибора состоит из указателя УК3-1, уста­новленного на приборной доске (см. рис. 1), датчика давления бензина П-1Б, дат­чика давления масла ПМ-15Б и приемника тем­пературы масла П-1 (рис. 58).

Рис. 58- Электрический моторный инди­катор ЭМИ-3К: 1 — указатель: 2 — датчик манометра бензи- на; 3 — приемник термометра; 4 — датчик манометра масла

Приемник температуры масла П-1 устанавливается в кармане маслопровода. Датчик давления бензина П-1Б крепится на противо­пожарной перегородке спра­ва со стороны кабины, а


датчик давления масла ПМ-15Б— на противопожарной перегородке слева со стороны кабины.

Рис. 59. Принципиальная схема термометра сопротивления

Термометр масла. Принцип его работы основан на свойстве логометрического моста, три пле­ча которого R1, R2, R3 имеют постоянные сопротивления, чет­вертое плечо Rt переменное и яв­ляется сопротивлением приемни­ка температуры. Приемник тем­пературы представляет собой ни­келевую проволоку, намотанную на слюдяную пластинку (сопро­тивление никеля зависит от тем­пературы). В одну диагональ моста включено напряжение бор­товой сети, в другую диагональ— две неподвижные рамки, внутри которых установлен подвижный постоянный магнит со стрелкой (рис. 59).

Рис. 60. Функциональная схема манометра: 1 — магнит; 2 — постоянный магнит подвижной системы; 3 — потенцио­метр; 4 — щетка; 5 — чувствительный элемент; / и // — рамки лагометра

Условия равновесия логомет-рического моста следующие: R1Rt = R2R3. При каждом значе­нии измеряемой температуры сопротивление приемника темпе­ратуры Rt имеет определенное значение. В свою очередь, каж­дому значению сопротивления Rt соответствует определенное со­отношение токов, протекающих по обмоткам рамок логометриче-ского моста. Как только наруша­ется равновесие :логометрического моста, в обмотках рамок появляется результирующий ток. Магнитное поле рамок взаи­модействует с полем постоянного магнита. В результате чего постоянный магнит и связанная с ним стрелка прибора повора­чиваются. Шкала проградуирована от 0 до 150°С, цепа деления 10°С.

Манометры масла и бензина. По принципу работы оба ма­нометра аналогичны, однако у манометра бензина есть особен­ность: более высокая чувствительность мембранной коробки (из­меряемые давления малы).

На рис. 60 показана принципиальная электрическая схема манометра бензина (масла), представляющего собой логометр с подвижным магнитом и неподвижными рамками. При нормаль­ном давлении щетка-движок потенциометра располагается по-


средине. В этом случае мост находится в равновесии: R1R4 = = R2R3. По рамкам логаметра протекают одинаковые по вели­чине и противоположные по направлению токи. Суммарное маг­нитное поле рамок равно нулю. Магнит со стрелкой занимает среднее положение, соответствующее нормальному давлению. Измеряемое давление передается внутрь мембранной коробки. При увеличении его мембранная коробка расширяется и через зубчатую передачу воздействует на щетку потенициометра, ко­торая перемещается вправо. Сопротивление R3увеличится, а R4 уменьшится. Равновесие моста нарушается, и в рамках по­является суммарный ток. Постоянный магнит, взаимодействуя с магнитным полем рамок, повернется. Стрелка укажет новое, бо­лее высокое давление.

Если выключить питание прибора, то стрелка под действи­ем магнита установится на механический нуль (левее элект­рического нуля).

Шкала манометра бензина имеет градуировку от 0 до 1 кгс/см2 с ценой деления 0,1 кгс/см2, а шкала манометра мас­ла— от 0 до 15 кг/см2 с ценой деления 1 кгс/см2.

Работа с электрическим моторным индикатором ЭМИ-3К.Включается прибор автоматом защиты «Приб. двиг, и УП», рас­положенный на левом электрощитке (см. рис. 1). Нужно иметь в виду, что если при запущенном двигателе показания маномет­ра давления масла отсутствуют в течение 20 с, двигатель необ­ходимо выключить и выяснить причину отсутствия давления. При включении питания прибора стрелки должны установить­ся на электрический нуль, а у термометра масла показать его температуру.

Допустимые погрешности: манометра масла ± 1 кгс/см2 (±0,1 МПа), манометра бензина ±0,1 кгс/см2 (±0,01 МПа) и термометра масла ±4° С.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.