Сделай Сам Свою Работу на 5

Ролевая игра «Ребятушки – козлятушки»





Вводная часть. Ведущий напоминает участникам старую сказку про волка и семеро козлят. Представьте себе, говорит ведущий, что мама – коза ушла. Козлята сидят дома. Кто-то стучится в дверь и утверждает, что он мама-коза, или папа – козел, дедушка, тетя или другой родственник.

Задача козлят – в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом, понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это волк. Из нескольких претендентов козлята должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль мамы – козы, брата, дяди – козла и прочих некровожадных родственников.

Распределение ролей. Группа разделяется на две части, они играют роль козлят-экспертов, другие – претендентов, пробующих убедить козлят в своей благонадежности. Претенденты имеют скрытые задания не забывать о том, что они волки, лисы, тигры и т.д., однако эти задания надо от козлят скрывать. Каждый претендент должен сообщить остальным своим коллегам о выбранном им образе. Для того чтобы убедить козлят в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. Претендент может говорить и делать все, что угодно, козлята тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени козлята решат, можно ли пускать претендента в дом. В любом случае, претендент не раскрывает свою роль до окончания игры.



Обсуждение итогов игры. Претенденты раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.

Практика показала, что целесообразно проводить от 5 до 7 занятий с интервалами между ними 2-3 дня. На последнем, заключительном занятии обычно подводятся итоги, участники тренинга делятся своими впечатлениями, высказывают свои мнения.

Представляем ряд игр, которые имеют так называемую «социальную» направленность. Такие игры помогают ребенку освоиться в окружающей социальной среде, осознать себя социальным индивидом, научиться взаимодействовать в социальном окружении.

Игра «Мой дом».

Рассчитана как на одного ребенка, так и на группу детей. Цель – научить ребенка социальным представлениям жизнедеятельности.



Описание. На листе бумаги формата А4 (лист бумаги желательно более плотный) с помощью клея ребенку предлагается из картинок, вырезанных из старых журналов, сделать аппликацию дома, жилища, в котором можно жить. После завершения задания проводится беседа. Как в доме распределены комнаты, каково их назначение, для кого они предназначаются? Какие технические детали присутствуют в доме? Как дом защищен?

Обращается внимание на детали, их назначение.

Игра-упражнение «Правила жизни».

Игра рассчитана на индивидуальное использование. Цель – научить ребенка представлять и осознавать социальные нормы и правила, формирование нравственных и моральных качеств.

Описание. Ребенку предлагается на бланке нарисовать знаки, наподобие знаков дорожного движения. Содержание знаков должно соответствовать представлению ребенка о жизненных принципах, ограничивающих правила поведения, действий. Знаки имеют три назначения: нарисованные в круге – запрещающие, в квадрате – информирующие, в треугольнике – предупреждающие. После выполнения задания можно выяснить у ребенка, почему он тем или иным образом расположил знаки.

Игра «Адаптация»

Психологическая игра «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры группа делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть).

Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представляющих, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.



Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).

Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.

Четвертое задание – «три «Д»» (Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.

Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание.

Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей».

«Большая семейная фотография»

Эту игру можно проводить как для выявления лидера, так и также для отслеживания групповой динамики.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок подросткам не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Взрослый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Другой вариант игры на выявления лидеров, состоящий из нескольких заданий:

Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится ведущий, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа, которая не встает вообще.

Рекомендуется повторить игру – 4-5 раз.

Лидер-организатор

Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра «Слон» (из спичек в течение минуты выложить «слона»), игра «паутина» (пройти с предметом, сооруженным из веток) и т.п.

После того, как проведена серия подобных игр, лидеры выявляются всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов, считаются победителями конкурса.

Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.

Конкурс второй: «Агитатор». Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.

Конкурс третий: «Организатор». Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый: «Люди». Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.

Конкурс пятый: «Программа». Каждый должен продолжить фразу: «Если меня выберут..., то я...».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.