Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные элементы работы в группе.





Первый этап

Началом организации коллектива является выдвижение перeд детьми общественно ценной цели. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и как они будут жить. Эта цель обязательно должна coдержaть осознаваемую ими перспективу сплочения коллектива, и собственного роста – нравственного, трудового, творческого.

Такое выдвижение цели является по существу формой программно-перспективного педагогического требования, направленного на создание коллектива. Подростков можно увлечь перспективой жить и работать в настоящем коллективе, участвовать в таких делах, которые открывают возможность проявлять и развивать ценимые ими качества.

Поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого нужно выявить интересы, стремления детей, их моральные и культурные представления, имеющийся у них опыт коллективных дел н взаимоотношений. Такая информация совершенно необходима для определения частных целей и конкретного содержания будущей коллективной деятельности.

Расскажи о самом интересном деле в твоей жизни. Какое ты в нем принимал участие? Какие законы ты предложил бы для жизни нашего коллектива? Какое качество в человеке тебя более всего привлекает? Какое отталкивает? Каким, по-твоему, должен быть настоящий коллектив? Ответы на эти и другие вопросы можно получить в письменной форме от детей всей группы, в беседах, индивидуальных и с отдельными микрогруппами.



В качестве непосредственных побудителей практической деятельности и взаимоотношений на первом этапе выступают частные цели непосредственно привлекающих и обязательных дел – близкие и средние перспективы, которым наличие далекой перспективы придает особый смысл, нравственную окраску.

Эти близкие и средние перспективы (спортивное соревнование, трудовой десант, праздничный вечер и др.) уже на первом этапе выбираются самими ребятами при помощи коллективной разведки интересных дел, рассчитанной на участие каждого (поиски объектов, где можно приложить свои силы). Разведка рассчитана на индивидуальные и групповые усилия учащихся, на их самостоятельные действия, в результате чего в плане работы коллектива появятся конкретные предложения. В такой ситуации педагог вступает в деловое сотрудничество с детьми, и это позволяет выявить их заинтересованность общим делом и индивидуальные влечения.



Следующий важный шаг на первом этапе – коллективное планирование. Оно требует обязательного специального обсуждения в коллективе. Пусть ведет его на первых порах педагог, пусть предложения детей будут подчас примитивными либо фантастическими. Руководящая н направляющая роль педагога всегда скажется в предложении более значимых идей, поддержке детской инициативы. Главное, чтобы намеченные дела отвечали актуальным возможностям и интересам детей.

Выделение актива – важнейший шаг на пути первого этапа коллективной жизни. Актив – уполномоченные коллектива, перeдoвaя его часть. На первом этапе важно oперeтьcя на таких учащихся, которые в ходе разведки, коллективного планирования или еще раньше проявили себя наиболее заинтересованными, инициативными, сведущими. Это ответит стремлению коллектива осуществлять намеченные действия как можно лучше Круг детей, занимающих уже на первом этапе активного позицию, значительно расширяется, если, кроме постоянного актива будут выбраны временные комитеты намеченных дел. Например, в плане намечено пять мероприятий: «Защита профессий», вечер поэзии, работа с малышами в подшефном отряде, устный журнал «Хочу все знать», «Бюро добрых услуг». Все члены коллектива распределяются в пять комитетов дел. Они разрабатывают весь их ход, организовывают подготовку, привлекают людей к выполнению дел, следят за тем, чтобы провести намеченное дело в срок.



Отсутствие у воспитанников положительного опыта участия в коллективной деятельности на первом этапе чрезвычайно осложняет педагогическое руководство. Оно поистине должно быть и вездесущим, и многоликим.

Коллективное обсуждение проделанного – важнейший элемент коллективной жизни первого этапа. В ходе обсуждения того, что и на каком уровне было сделано, уже на первых порах происходит обобщение опыта активного, заинтересованного и творческого отношения к делу разнообразных способов участия в деятельности, взаимоотношений ответственной зависимости. Такая коллективная оценочная деятельность – источник общих суждений, взглядов – первых ростков общественного мнения.

Что же составляет существо внутренних процессов коллективной жизни на первом этапе и что является его новообразованиями?

Coдержaниe н способы организации деятельности на первом этапе, рождаемая ими позиция активно действующего человека создают атмосферу заинтересованности у учащихся, ощущение принадлежности к интересному коллективу, который живет по-новому.

Переживается удовлетворение от собственного роста – новых знаний и умений, творческого общения, совместных с товарищами достижений.

Таков характер нeпoсрeдcтвeнныx мотивов участия в коллективной жизни на первом этапе.

 

Первый этап можно считать завершенным, когда:

· приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;

· развернута нeпpерывнaя коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива – паузы, которые приводят к потере и разрушению достигнутого);

· складываются отношения ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение;

· в качестве перeдoвoй части коллектива – его актива и органов – выделяется группа детей, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе, поддерживаемых остальными членами коллектива;

· у детей возникает интерес к разным сферам общественной жизни, желание приобщиться к ней, перeживaeтcя удовлетворение от собственной активности и совместных с товарищами достижений.

Среди многообразия функций учителя на первом этапе основной является организаторская. И главное направление здесь – развертывание коллективной деятельности с таким подбором ее целей, содержание и способа организации (разведка, планирование, комитеты дела, анализ-обсуждение выполненного), которые обеспечивают максимально активного позицию детей.

 

Второй этап

На втором этапе коллектив развивается, совершает поступательное движение при условии решения все более сложных задач.

Прежде всего, усложняются способы организации – коллектив может перейти к самоуправлению. Стремление к самостоятельности, к взрослости является специфическим для подростков.

Передовой опыт красноречиво показывает, что самоуправление – это не только проблема органов самоуправления, а в первую очередь создание возможности всем членам данного коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью. Эта возможность реализуется лишь при условии, если каждый выскажет свое мнение по данному вопросу и это мнение отразится на коллективном решении, приведет к реальным изменениям в жизни коллектива.

Развитие самоуправления есть процесс дальнейшего самодвижения коллектива с присущей ему логикой противоречий между требованиями к личности и ее возможностями. Как и на первом этапе, в основе их прогрессивного разрешения лежит, с одной стороны, осознание возникающих трудностей, с другой – стремление быть на уровне требований самоуправления, которые перeживaютcя как ценность коллектива.

Овладение способами самоуправления (организаторскими, коммуникативными, исполнительскими), творческим и самостоятельным подходом к делу, ответственным к нему отношением осуществляется в ходе самой жизни коллектива, когда самоуправление фактически необходимо н воспринимается как единственно возможный способ коллективных действий.

Вместе с тем на этом втором этапе используются н специальные элементы научения этим способам по ходу дела: как спланировать работу, как составить особые памятки-инструкции по выполнению тех или иных заданий, как организовать трудовой процесс, как подобрать разнообразный материал, как провести торжественную и рабочую линейки, а главное – как контролировать других и себя. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что это научение – особого рода, оно осуществляется в соответствии с действительными требованиями жизни и деятельности и всегда скрепляется положительной мотивацией детей, связанной со стремлением овладеть определенными умениями.

Принципиальной особенностью второго этапа является усложнение практической деятельности детей. И теперь возможны близкие перспективы, рассчитанные на отдых, развлечение, получение нeпoсрeдcтвeннoгo удовольствия от личных достижений и контактов в коллективе. Однако не они определяют лицо второго этапа. Коллектив, прошедший на первом этапе под руководством педагога школу целого ряда творческих дел, теперь самостоятельно планирует сложную познавательную и творческую деятельность. Коллектив переживает радость творчества, пору окрыленности от своих успехов, «делового» роста. Само движение коллектива особенно ярко проявляется в процессе его творческой деятельности, что подчас вызывает неподдельное изумление у педагогов.

В обстановке бурной и многогранной деятельности деловые отношения в коллективе не исчерпываются отношениями ответственной зависимости, когда органы коллектива выполняют лишь распорядительские и контролирующие функции, требуя от остальных ответственного исполнения. Появляются отношения творческого сотрудничества и взаимопомощи членов коллектива, разных по уровню знаний и умений. Эти отношения становятся самостоятельной ценностью в коллективе, а их объективное усложнение и субъективное переживание все большей значимости – это линия движения коллектива на втором этапе.

Особую роль играет анализ, обсуждение не только итогов дела и самих деловых отношений, но и мотивов, которые за ними стоят («Для кого старался – для себя или для других?»), осознанности поведения («Ты не подумал, а ребята должны страдать!»), умений совершать поступки («Хотеть хорошего – это еще мало») и т.д.

Таким образом, если на первом этапе опорой педагогического руководства выступает наиболее активно действующая и заинтересованная часть коллектива, то на втором этапе такой опорой становятся те члены коллектива, которые создают и отстаивают нравственно ценный опыт коллективной жизни. Это и есть актив коллектива в собственном смысле, передовой его отряд, у которого есть уже моральные основания вести за собой остальных.

 

Второй этап можно считать состоявшимся, когда:

· цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой части нравственный смысл;

· коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе – деловых отношений;

· у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, рождаются профессиональные интересы.

 

Третий этап

Получение обратной информации об успешности воспитательной работы – важнейшая педагогическая задача каждого из этапов развития коллектива. Однако на третьем этапе изучение учащихся приобретает особое значение. Это объясняется его спецификой – интенсивным идейно-нравственным формированием личности. Необходимо вести систематическое наблюдение за поведением воспитанников: от чего они получают наибольшее удовлетворение, при каких обстоятельствах более всего огорчаются, какими бывают в присутствии людей, с которыми находятся в разных отношениях, и как поступают, когда уверены, что за ними не наблюдают. Все это во многом раскроет главенствующие в поведении воспитанника мотивы, а стало быть, его нравственный облик. Еще в большей степени изучению учащихся помогут естественно возникающие и специально организуемые воспитательные ситуации. Например, в обычной ситуации дежурства можно посмотреть, как у его участников сочетаются такие проявления, как забота о деле и забота о людях.

Разные по своему нравственному смыслу варианты поведения могут дать образцовое дежурство с точки зрения выполнения этой роли – соблюдения порядка. Точно так же за любой объективно полезной деятельностью могут скрываться далеко не однозначные мотивы.

Подлинное движение коллектива, его нравственное воздействие на личность не может состояться без специального формирования у каждого его члена идейно значимых, общественно ценных мотивов деятельности. Побуждающую силу теперь должны приобрести патриотические, гуманистические и коллективистические идеи. Подобный характер побуждений, по содержанию, будет свидетельствовать о достижении серьезной высоты в нравственном формировании личности – о становлении ее гражданственности.

К новообразованиям третьего этапа коллектив подходит, опираясь на пройденный опыт яркой, увлекательной коллективной жизни. Важно своевременно использовать этот опыт для решения новых, более сложных задач, требующих прежде всего нравственных условий, идейности.

Для третьего этапа развития коллектива специфично становление устойчивых гуманистических отношений широкого плана. Их появление – результат участия в делах, имеющих высокий нравственный смысл. Новая, более сложная деятельность требует для своего успеха бескорыстия, умения понять другого человека, готовности поступиться своим интересом, удобством, временем не только ради товарищей, но и незнакомых людей, идейного и трудового сотрудничества с другими коллективами. Именно на третьем этапе происходит подлинное открытие человека человеком, переживание ценности человеческой личности, гордости за «наших ребят».

Суть педагогического руководства на третьем этапе – в его предельной индивидуализации. В условиях подлинного самоуправления, многогранной деятельности и нравственно ценных отношений педагогу необходимо заботиться о максимально точном индивидуальном воздействии коллектива на личность. Это значит систематически изучать и корректировать жизненную позицию каждого – его отношения к целям коллектива, к смыслу жизни, к роли в деятельности и к будущей профессии, к товарищам, к людям вообще. Это значит также корректировать принятую воспитанником к исполнению программу самовоспитания и самообразования.

Особенности третьего этапа выступают в виде двух основных противоречий: между уровнем развития практической деятельности коллектива и его нравственно ценными отношениями; между имеющимися менее значимыми мотивами деятельности и поведения и требуемыми нравственно ценными мотивами, созвучными целям коллектива.

 

Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда:

· цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе;

· коллектив переживает интенсивное формирование гуманистических отношений широкого плана;

· поведение ребенка в коллективе приобретает устойчивость, из ситуационного оно превращается в саморегулируемое. Этому способствует процесс самовоспитания – предъявление к себе требований широкого нравственного плана;

· самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают общие и частные цели своей жизни.

 

Заключение

Рассмотрение этапов развития коллектива позволяет сделать выводы: коллектив, созданный в воспитательных целях под непосредственным педагогическим руководством, затем приобретает способность к самодвижению, к своей собственной жизнедеятельности; источником самодвижения коллектива является все более усложняющаяся деятельность – процесс овладения ее общественно ценным смыслом, превращение этого смысла в реально действующие мотивы для членов коллектива. В этом суть его воздействия на личность ребенка.

Таким образом, нравственное формирование личности в коллективе определяется этапами его развития, в ходе которых изменяется активность воспитанников – от менее ценной в нравственном отношении до их гражданской позиции.

Необходимо иметь в виду, что в реальном процессе жизнедеятельности коллектива этапы его развития и характер воспитательных функций нередко переплетаются.

 

 


 

Уровни развития коллектива

 

Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. И это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив». Этот нелегкий путь можно разбить на уровни. Очень интересную характеристику предложил А.Н. Лутошкин.

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует фор­мально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а в коллективе им может стать вожатый, этот материал превращается в искусный сосуд, но он может остаться куском глины, если к нему не приложить усилия. Более того, если глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые, хотя и робкие, усилия по сплочению коллектива. Не все получается у организаторов, нет опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит непостоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря:

«Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание -это еще не все. Бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов отряда. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь по-настоящему действует принцип «один – за всех, и все – за одного». У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Отряд живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах. Бывает, что приходит на помощь, когда их об этом попросят. Хотя отряд и сплочен, но бывают такие моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

 

Формирование коллектива – процесс непрерывный. Но прежде чем ставить цель и конкретные задачи на какой-то период, надо более точно определить его «местонахождение» на пути к коллективу. Точно так же как штурман, прежде чем продолжить маршрут, определяет положение своего корабля, так и организатор, класс в целом должен знать ту точку, от которой они отправляются в путь.

В группах на уровне «Песчаная россыпь» предпочтительнее может оказаться настаивающий, требующий стиль руководства. Подчеркиваем, стиль предпочтительный, а не единственный: все зависит от конкретных условий. Здесь будет преобладать единоначалие, четкость в определении задач, подробный инструктаж, жесткий контроль на всех этапах работы.

В группах «Мягкая глина» этот же стиль руководства еще может преобладать, но все активнее вводятся советующиеся, консультирующиеся, требующие приемы руководства: создание актива, опора на него, привлечение членов отряда к обсуждению вопросов жизни и работы коллектива.

В группах «Мерцающий маяк» органы самоуправления имеют большой вес и организатор может активнее использовать мнение группы, считаться с позицией большинства, если оно стоит действительно на правильном пути. Иногда допустимы настаивающие, требующие приемы руководства, иногда – советующие, консультирующие. В целях создания положительного эмоционального климата иногда нужно быть уступчивым, идти на компромисс.

Организация и руководство группой через органы самоуправления и актив становится основным способом на ступени «Алый парус». Ведущий тип руководства – коллегиальный, консультирующийся, советующийся. В основе взаимоотношений вожатого и отряда – взаимное доверие. Сплоченность и сработанность коллектива освобождают вожатого от необходимости всякого рода напоминаний, проверок, тщательного инструктажа перед началом дела.

В основе руководства группами, находящимися на ступени «Горящий факел», – самоуправление, опора на отряд в целом. Требования вожатого к личности предъявляются от имени всего отряда. Основное внимание вожатого направлено на установление связей с другими отрядами, на формирование активной позиции своего отряда в дружине.

Откроем еще один секрет вожатого-наставника. Ясно, что стабильный коллектив – залог успеха. Недаром опытный руководитель, получив свое назначение или задачу, сначала формирует вокруг себя коллектив, или, как многие говорят, команду. Большинство из них руководствуется при этом жизненным опытом и интуицией. На научной основе вопросами создания сплоченной команды занимался по заданию правительства в 60-70 гг. английский психолог Белбик. Оказалось, что ни средний уровень интеллекта, знаний, ни опыт каждого члена коллектива не определяют надежной команды. В ходе исследований было выяснено, что стабилен лишь тот коллектив, где люди играют различные роли. Как правило, эти роли определяются природными данными каждого, их характерами.

Существует несколько вариантов стабильных команд, но наиболее эффективна та, где прослеживаются 8 командных ролей.

1. Координатор – не обязательно это официальный руководитель, он координирует деятельность коллектива, создает условия, где каждый может делать свое дело. Другими словами он контролирует процесс.

2. Двигатель – энергитизирует, желает действий, придает форму, создает энтузиазм. Следует отметить, что между координатором и двигателем часто может возникнуть конфликт. Это легко понять, если представить себе, что «координатор» действует не торопясь, наверняка, «включая» в процесс новые силы по строгому им разработанному плану. А «двигатель» не терпелив, тороплив, ему порой неважно, что кто-то «выключен» из игры, ведь он своей энергией, энтузиазмом способен возложить обязанности «выключенного» игрока на других.

3. Генератор идей – интересная личность. Часто он не заботится о том, как можно практически осуществить его идею. (Например, предлагает построить дом из яичной скорлупы.) Другие члены команды порой смотрят на него как на сумасшедшего. Идей у него очень много, но лишь некоторые воплощаются в действительность. Основным виновником этого является человек, играющий следующую роль.

4. Практик – в организациях и учреждениях обычно в этой роли выступает работник бухгалтерии. Он принимает, проверяет практичность идей. Отсюда возникает конфликт между ним и «генератором идей».

5. Успокаиватель – создает мир в команде, гасит конфликты, мирит.

6. Делатель – в первую очередь непосредственный исполнитель, делает все педантично, щепетильно. Этому человеку можно доверить жизнь, он выполнит свое дело. Болезненно воспринимает внезапное изменение цели.

7. Внешний контактор – не очень озабочен действиями внутри команды, находит внешние контакты для решения внутренних задач. Как правило, очень нетерпелив, хочет, чтобы все происходило быстро.

8. Контроль на выходе – необычайно внимателен, просматривает до мелочи, все ли выполнено по плану. Поднимает тревогу, если «на выходе» получилось нечто не совсем соответствующее первоначальному замыслу.

 

В высокостабильной команде может быть более или менее 8 человек. Если людей больше, то ясно, что кто-то играет одни и технологи же роли, т.е. дублируют друг друга. При меньшем количестве членов команды один человек может играть несколько ролей. Например, 1-2, часто встречаются сочетания 3-5-7, 2-6-8, 1-5, а вот сочетание 3-4 практически невозможно. Некоторые люди, вследствие своих природных данных, могут играть все роли и часто включаются туда, где считают себя нужнее.

Если в коллективе присутствуют все «ролевые персонажи», то при правильном руководстве, имеется в виду создание мотивирующих условий для каждого, от него следует ожидать больших результатов, он, несомненно, проявит признакивысокоорганизованной команды.

Основные элементы работы в группе.

Деятельность общественной организации в учебном заведении в первую очередь позволяет выявить социально активных подростков. Но выявление лидеров это не основная деятельность организации. Важно, каким образом ребята будут добиваться поставленных целей. Поэтому необходимо предложить подросткам инструменты лидерства: методы и технология организационной работы, навыки эффективного общения, умение решения конфликта, умение противостояния манипуляции.

Перед планированием и выполнением любого задания необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Цель. (В чем состоит цель работы? Для чего она выполняется?)

2. Задачи (Какие надо решить задачи, чтобы достигнуть цели?).

3. Структура. (Как надо организовать группу, отряд, лагерь? Какие надо установить между ними связи для выполнения намеченной работы?)

4. Методы и технологии (Какими организационными методами можно будет добиться намеченной цели? Какими технологиями работы следует воспользоваться?

5. Люди (При помощи каких лиц и при использовании какой людской силы будет проводиться работа?).

6. Время (В течение какого времени работа может и должна быть выполнена?).

7. Контроль (Каким образом вести учет работы и организовать действительный контроль над ее выполнением?).

Лидер должен понять, что одно дело – создавать план работы, другое – выполнять его. Он должен ясно представить себе, как должна быть разделена работа между всеми членами организации.

Плох тот лидер, который все делает или пытается делать своими собственными руками. Очень важно – уметь делегировать полномочия при выполнении задания. Это означает, что лидер не только дает поручение, но и дает право принимать решение самому выполняющему в определенном объеме.

Величайшее искусство лидера состоит в том, чтобы ребята, выполняя его задания, делали это как бы по своей инициативе, и, может быть, даже в убеждении, что они сами, а не лидер нашли выход из положения.

Игры в лидер-классе

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.