Сделай Сам Свою Работу на 5

Карты к интегрированному уроку (открытому на город). Материал, прошедший отбор и классификацию.





Проект. Авторы: Подкопаева Е., Осипова П., Креминская Я. (8Б ГБОУ СОШ №6).

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ в учебной практике

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проектной работы

Интересное и современное направление школьного (да и высшего) образования – составление учениками собственных «интеллектуальных карт» к различным темам. Такая карта не только позволяет оценить проделанную работу по пониманию (в отличие от реферата), но и может использоваться на уроках (в силу наглядности, сжатости, красочности карт и той своеобразной «детективной» динамики, которая свойственна и их составлению, и их прочтению). Большинство из составленных карт использовались в ходе объяснения и обсуждения учебного материала (притом зачастую неоднократно).

Практика обнаружения структуры материала. Работа с интеллект-картами предполагает умение выделять в событиях и процессах разного рода структуры. Этот навык может развиваться при помощи тренингов. Сама практика структурирования столь важна, что хорошие тренинги заслуживают оформления в спецкурс.

Почему карты «о вещах»? (хотя и далеко не только о них). «Вещь» (как конкретное и непосредственно данное) становится всё более значимой. Можно сказать, что мы переживаем Ренессанс вещей. Вещей, освобождённых от вещистского бремени человека, озабоченного приобретением, присвоением вещей. Почему это происходит именно сегодня? Потому что вещи (технические блага) уже перестали быть острой материальной нуждой и единственным статусным маркером. На наш взгляд, происходит «интеллектуализация вещи» (всё больше передач и книг посвящается истории и устройству вещей самого разного рода). Вещь по-настоящему интерактивна (то есть не просто допускает, а даже предполагает ту или иную разновидность практики).



«История мира в 100 предметах» написана директором лондонского Британского музея Макгрегором. Исторический охват рассматриваемых экспонатов охватывает всю историю человечества от первых первобытных инструментов возрастом 2 млн. лет до кредитки, выпущенной эмиратским отделением гонконгского банка». Рассказы можно бесплатно послушать онлайн (или скачать). Сайт проекта на портале Британского музея.[i]



«Карты вещей» показывают «пульсацию» идей. Те точки, в которых происходит смысловой прорыв. Они демонстрируют «текучесть» вещи (подобно «жидким часам» Дали). Куда, в какую сторону «наклонится» вещь в следующий момент, как преобразится? Поэтому они стимулируют креативное мышление.

Карты как материал для интегрированных учебных практик. Тематические интеллект-карты очень мобильны. Они не закреплены за одной учебной дисциплиной. Сам «дисциплинарный» подход, возможно, в современном образовании уже исчерпан. Вместо «сепарации» предметов мы видим их наложение, пересечение.

Иначе говоря, интеллект-карты особенно уместны там, где преподавание (и даже больше – сам «образ» знания) становится интегрированнее и интерактивнее.

Вместо привычного преподавания по предметам в Финляндии предлагают ввести обучение «по явлениям» или по темам. В новом режиме от школьника не потребуют проходить полные курсы физики и английской литературы, а позволят выбрать их отдельные фрагменты, которые пригодятся ему в будущем. Главная задача инновационной системы образования – избавиться от вечных вопросов «Зачем мне это знать?» и «Для чего я это учу?». Каждая «тема» будет состоять из целого комплекса привычных предметов – например, во время курса «работы в кафетерии» подростки смогут получать знания о языках, математике, навыках письма и общения с клиентами.[ii]

Зачем ещё нужны интеллект-карты? Интеллект-карта отлаживает и продуцирует «мягкие» навыки.А ведь«софт», мягкие навыки не становятся, а уже стали ключевыми в образовании. Всё меньше смыслов, которые можно сцепить стальной проволокой. «Цепных» смыслов. Гибкие и временные связи пронизывают пространство жёстких. Всё заметнее отказ от детерминированных дисциплинарных матриц. Роль импровизационного начала. Оживляет интеллект-карту именно «софт» (юмор, неожиданный вопрос, яркая метафора, импровизация, драйв). Именно то, что без «софта» нет интеллект-карты позволяет объяснить то, что карта даёт возможность самовыражения для, например, учеников с дисграфией. Потому что она совмещает разные типы «схватывания» смысла. Процедура же «вопрос – ответ» куда более дискриминационна.



На наших глазах происходит«пластическая революция».Меняется форма визуального.Образ становится синтетическим. Часы уже не только часы. Но это лишь полдела. Сегодня происходит не просто визуальный взрыв, но взрыв «пластический». Устаревает привычное деление на визуалов-аудиалов. Форматы смешиваются и перетекают. Умение перестроить ритм и темп, «включить» глаз или ухо – важнейшее сегодня. Интеллект-карты очень пластичны.

Интеллект-карта – это «нелинейный способ описания реальности». Очевиден кризис линейных картин мира. Любопытным образом это перекликается с идеми «циклической экономики». Экономики, настроенной на прекращение постоянной выбраковки вещей и значений. Интеллект-карта не сортирует, не выбраковывает, не пренебрегает.

Ценна возможность «возвращения» к карте: интеллект-карта не только допускает выстраивание обратных связей, но и располагает к «доделыванию». Она создает новые поводы для высказывания. Карта сохраняет место для «необязательной» информации.

Карта всегда открыта. Что это означает? Что в ней важен сам ход работы над ней. Процесс. Процессуальность вытесняет функциональность. В карте ты сам решаешь, когда ее нужно прервать. В задаче или в ответе на вопрос учебника ты просто идёшь до определённого места. Здесь – именно ты задаешь меру.

 

Цель работы

Разработать индивидуальную методику составления интеллект-карт. То есть понять, в первую очередь, собственные сильные стороны, выявить собственную манеру, свой стиль.

Начать активное использование интеллект-карт в ходе уроков.

Расширить возможности реализации способностей учащихся, используя те различные их резервы (хорошее воображение, художественное чутьё, дизайнерские способности, умение задавать логически адекватный формат изучения вопроса), которые зачастую оказываются нераскрытыми, что, в свою очередь, приводит к ощущению ими их учебной (и даже человеческой) «неуспешности».

 

Задачи работы

Создать серию (несколько серий) карт, интегрирующих в одном содержательном пространстве различные учебные дисциплины.

Собрать базу интересных современных источников, могущих быть использованными при подготовке различных тематических «вещеориентированных» проектов.

Представить исследовательский проект в виде стендовой выставки.

Разработать ряд эффективных (и индивидуально близких) технических приёмов.

Разобраться в некоторых специфических (скорее идеологических, нежели технических) проблемах, связанных с работой над интеллект-картами.

Пример «спора о картах»:

Вот пункт, возбуждающий споры. Касается он техники составления карты. Но, как мы увидим, переходит в её философию (что подтверждает родство философии вещи и техники создания вещи). Нередко от мыслекарты требуют демонстрации чисто логической практики. Многоуровневости и классификаторства. Мы, однако, не считаем, что заслуживают внимания только те карты, которые правильно «одеревенели», расставив, как детсадовский воспитатель, все значения по своим группам. Назначением карты может быть простое «прорастание» идей. Не собранных в логические розетки. Такие карты похожи скорее на траву, чем на дерево. Они заставляют вспомнить концепт «ризомы» из «Тысячи плато» Делёза и Гваттари. Где дерево (и все его жёсткие развилки) сочтено символом рационалистского сознания (в котором всё непременно должно пройти через формальное обоснование). А трава – символом «кочевого» сознания. Дерево – это «длинная память». Дерево – это калька. Дерево жёстко и задано. «Мы устали от дерева». «Сам мозг – это трава». Трава – спонтанность, непосредственность, импровизация, игра. Трава – это софт. Трава не пытается «сбыться», она живёт. Вытравленная, прорастает вновь. Мыслекарта может парадоксально совмещать и строгий «Центр» (тему карты), из которого разворачивается вся карта, и всплески «Децентрализации».

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы реализации

Большинство интеллект- карт сделаны на бумаге (как правило, формата А3). В редких случаях их размер крупнее.

В приложении представлены сканы и фотографии интеллект-карт. На стендовой выставке предполагается показать реальные карты. Нужно также сразу отметить, что не все карты, представленные в приложении, принадлежат авторам этого проекта. Идея как раз и состояла в привлечении к разработке темы «сочувствующих» и заинтересованных лиц, в расширении темы. На долю этих лиц приходится примерно четверть карт (остальные сделаны проектантами). Также отметим, что проект продолжает развиваться. Что, конечно, не мешает нам утверждать, что он состоялся.

Этапы работы над проектом разберём на конкретном примере создания нескольких тематических карт. Разумеется, алгоритм не является обязательным и различен для разных «майндмэпперов» и различных карт.

Приведём пример, иллюстрирующий технологию работы над несколькими картами (применёнными в ходе открытого интегрированного урока экономики и английского языка).

Тема интегрированного урока:Диалог Лондона и Петербурга(презентация к уроку – в приложении; более трети презентации посвящено как раз примерам, иллюстрирующим подготовленные интеллект-карты).

Определим задачи и цели составления интеллект-карт к этому конкретному интегрированному уроку экономики и английского языка.

Цели составления интеллект-карт:

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на материале межкультурного диалога.

Формирование способности к контекстному мышлению.

Развитие навыков анализа и систематизации материала.

Развитие командной коммуникации.

Умение регулировать режимы интеллектуальной деятельности (от брейнсторминга до рефлексии).

Задачи составления интеллект-карт:

Повторить ранее изученные лексические единицы. Расширить рабочую лексику.

Проработать ряд синтаксических конструкций.

Изучить социокультурный контекст современного мегаполиса.

Научиться построению других «карт» (ассоциограмм, ментальных карт, концепт-карт и др.).

Заданная тема сперва прорабатывается (при командной работе идеи и направления для сбора информации могут предлагаться в ходе брейнсторминга). При этом (посредством мониторинга значительного объёма интернет-ресурсов) совершается отбор фактического материала. Следующим этапом является структурирование полученного информационного массива. Это весьма поучительный этап, имеющий значительную учебную ценность. Поскольку именно на этом этапе происходит та самая классификация объектов, которая требует развитых логических навыков, а стало быть, эти самые навыки активно развивает (предлагая не только набор задач, но и большой объём фактических примеров).

 

Карты к интегрированному уроку (открытому на город). Материал, прошедший отбор и классификацию.

Орёл и решка (телепередача)[iii]: Двое ведущих отправляются в различные города мира. По правилам программы, один из них должен прожить субботу и воскресенье на 100 $, а второй может вольготно тратить средства с золотой карты. См. ОРЕЛ И РЕШКА - ВСЕ СЕРИИ - YouTube. Кстати, заданием может стать выяснение того, какие компании являются спонсорами передачи, насколько она прибыльна (при, порой, нешуточных тратах её ведущих) и т.д.

Вот некоторые цифры из передачи к теме «Лондон, Петербург». Правда, цены со времени передачи несколько изменились. Что, впрочем, отнюдь не является помехой. Мы можем отметить и конкретные случаи ценовых изменений, и некоторые тренды (цены на что меняются наиболее значительно, а на что – практически неизменны).

Петербург. Золотая карта (или 100$). Аренда авто (ретроавтомобиль «Волга») – 3000$ за два дня. (Автобус – 23 рубля; жетон на метро). Гранд-отель «Европа» (номер «Мариинский»: с личным дворецким; обои и мебель такие же, как в Мариинском театре; ароматические ванны; крошечный шоколадный рояль и т.п.) – 5267$ за два дня. (Во время белых ночей номер даже в захудалой гостинице стоит около 100$). Ресторан «Фёдор Достоевский» (уха из петуха, кулебяка с лососями, дикая перепёлка, блинцы с белужьей икрою и т.д. – 388$). (Кафе «Шаверма»: шаурма – 120 руб. Яичница с сосисками – 130 руб. Окрошка и блинчики – 150 руб. Пышки и кофе – 40 руб.). Мариинский театр (каретное «такси» – 420$ за час езды; билет – 32$). Шапка-ушанка – 14$. Прокат сигвея – 22$. Экскурсия на вертолёте – 92$. Петергоф (входной билет – 8$; ловля осетра – 31$). (Эрмитаж: для граждан России – 150 руб., для иностранцев – 400 руб. Фото с Петром I – 200 руб. Экскурсия на катере – 400 руб.). («Квартирный» концерт – примерно 150 рублей). Золотая карта – за два дня потрачено 9414$ (из 100$ потрачено 84$).

Лондон. Золотая карта (или 100$). Чёрный кэб – 1990$ за два дня. (Проездная карта – 8$). (Бесплатное фото с полицейскими). Отель «Савой» (номер в 350 м2: холл с камином, столовая с серебряными приборами, и т.д. – 50000$ за два дня). (Койко-место в хостеле – 32$). «Лондонский глаз»: приватная кабинка с сервированным столиком – 1324$ (обычный билет – 15 фунтов). Сохо: паб – 60$ за ужин; пиво (дегустация нескольких сортов) – 50$. (Сэндвич – 3$. Чай и хот-дог – 8$. Тайская лапша и вода – 6$). Музей мадам Тюссо – 40$; заказать собственную восковую фигуру для себя – 50000$. Билет в Тауэр – 18$. Стоунхедж – 25$. (Большинство лондонских музеев – бесплатны). (Лондонские барахолки. Сувениры в Кэмпден-тауне: магнит – 2$). (Смена караула у Букингемского дворца в Грин парке. Шезлонг в парке – 2,4$ за час). (Экскурсия по Темзе на кораблике – 10$). Золотая карта – за два дня потрачено 53557$ (из 100$ потрачено 97,40$).

Сувениры.

Лондон. Шоколад. Cadbury Wispa (реклама: Cadbury Wispa presents). Cadbury chocolate bars and eggs. Кашемир. Cashmere scarfs. Чай. Tea from Whittard. English teabags. Brass rubbings (своего рода «литографии», получаемые при переводе изображения с барельефа на бумагу). Индийские соусы и специи. Indian sauces. Чипсы. Crisps. Чайные приборы. Яичные рюмки. Egg cups and egg cosies. Фарфор из Harrods или Debenhams.Выпечка, печенье, крекеры и т.п. Scone mix & treats (Fortnum & Mason, M&S). Shortbread. «Ежегодный» Тедди. Harrods annual teddy bear. Взбитые сливки. Clotted cream. Туалетная вода и натуральная косметика. Масло для тела. Toiletries – Floris. Книги. Books – Mystery novels. Vintage Penguin paperbacks and booklets. Audiobooks read by fantastic British actors. Фотографии. Например, с рынка у Ковент-Гардена. Covent Garden (photographs of London scenes). Рождественские украшения из Вестминстерского аббатства. На лондонских «барахолках» можно приобрести вполне раритетные вещи. Например, связанные с историей рока. Rock and roll memorbilia. Сапоги. Hunter women’s brit Wellington boots. Винтажная одежда. Сумки. Курительные трубки из музея Шерлока Холмса (сувенирная продукция имеется во многих музеях). Почтовые марки. Футболки «Челси» или «Арсенала». Полотенца с достопримечательностями. Канцелярские принадлежности, магниты и т.п. (thimbles, bells, T-shirts, soft toys, models, magnets, pens and pencils, mouse mats, caps, pin badges, post boxes, aprons). См. Cool Britannia.

См. The Best Guide | Бренды Made in England, Make it British, Still Made in Britain. Изделия из шерсти – важная статья английского экспорта (бренд Burberryи др.). В защиту шерстяной промышленности принц Чарльз хотел публично сжечь в саду Кларенс-хауса синтетическое и шерстяное одеяла.

Петербург. Открытки, путеводители, календари, брелки, магниты, футболки с видами Петербурга. Лакомства из Елисеевского магазина. «Юность» (молодёжная альтернативная одежда). Пакеты со смешными изображениями. льняные сумки из «Буквоеда», там с цитатами из классической литературы. Кружка (например, со строчками Достоевского «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить»). Черно-белые фотографические серии Антощенкова (Выставки - Фотографии 1974–2012 годов - Росфото). Книжки про эрмитажных котов. Петербургские коты Владимира Румянцева. Сувениры из Музея Кошки и Республики кошек (где можно измерить свой рост и вес «в кошках» с помощью специального ростомера и весов, поучаствовать в создании собственного КОТОкомикса, погладить кота и т.д.). Сувениры (раскраски и др.) из Зоопарка. Сувениры из Гранд Макет Россия. Музей советских игровых автоматов, в котором можно купить маленьких советских роботов. Рок-магазин «Castle Rock» (косухи и кожаные штаны, ремни с заклёпками, армейские ботинки, рукава-татуировки и др.): Ленинград (Петербург) – столица советского (российского) рока (а Лондон – мирового). «Блошиный» рынок на Удельной (керосиновая лампа, подстаканник, советская пластинка или ёлочная игрушка, бюст Гагарина, хромовые сапоги и т.д.). Копчёная корюшка или маринованные миноги. Запаянные консервные банки с надписью «Воздух Санкт-Петербурга» (сама идея подобного сувенира возникла (если говорить о России) именно в Петербурге накануне празднования 300-летия со дня основания города). Изделия Императорского фарфорового завода (например, со знаменитым узором «кобальтовая сетка»). Шоколадные наборы кондитерской фабрики имени Н.К.Крупской (конфеты «Северная Аврора» и т.д.). Шоколадные сувениры из «Музея шоколада». Написанное пером ретро-письмо с сургучной печатью из Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Зонт-трость. «Зенитовский» шарфик. Конверты «Летунов». Набор акварельных художественных красок «Ленинград». Тетради со своеобразными забавными надписями («Записки сумасшедшего. Лечению не подлежит» и т.п.). Тельняшка. Комплект открыток с работами Митьков.

Весь этот материал хорошо интегрируется с разными предметами. Эти наши карты, напомним, делались для открытого интегрированного урока экономики и английского языка. Вот как выглядит уже двуязычный лексический «фрагмент» из совместного урока:

Souvenirs from St. Petersburg: Плитка шоколада Cadbury Wispa (Bar of chocolate), шоколадные яйца (Chocolate eggs), кашемировый шарф (Cashmere scarfs), сувенирная банка с чаем (Souvenirs tin of English tea), аудио-книги на английском языке, читаемые известными английскими актерами (Audiobooks, reading by fantastic British actors), сувениры из музея Шерлока Холмса (Souvenirs from Sherlock Holmes’s museum), курительные трубки (A smoke pipe), открытки (Post cards), марки (Stamps), футболки с видами Лондона, футболки футбольных фанатов (Different kinds of T-shirts – with places of interest; Football fans), полотенца, фартуки с видами Лондона (Towels; Aprons with London’s views), модели двухэтажных автобусов и кэбов (Models of different kinds of transport), магниты (Magnets), бейсболки (Caps), значки (Badges), напёрстки (Thimbles), путеводители (Guide-books), календари (Calendars), брелоки (Key-ring), футболки с видами Санкт-Петербурга (T-shirts with views of SPb), сладости из Елисеевского магазина (Delicacies from Eliseev’s shop), различные виды пакетов с забавными рисунками (Different kinds of bags with funny pictures), льняные сумки из магазина «Буквоед» (Linen bags from bookshop “Bukvoed“), сувенирные кружки с забавными рисунками (Fanny mugs), сувениры из Музея Кошек и Республики кошек (Souvenirs from Cats’ museum and Cat’ republic), вещи из рок- магазина «Сastle Rock»: косухи, кожаные штаны, армейские ботинки, рукава-татуировки и др. (Rock-shop “Castle Rock“. Different kinds of clothes and boots), запаянная консервная банка с надписью «Воздух Санкт-Петербурга» (Cans with St. Petersburg’s air), шоколадные сувениры из «Музея Шоколада» (Chocolate souvenirs from Chocolate’s museum), атрибутика футбольного клуба «Зенит» (Souvenirs of football club “Zenit“).

И уже на следующем этапе мы разместили эту «сумму» городских сувениров на карте.

Конечно, работа над картой далеко не всегда столь трудоёмка. Но в любом случае хорошая карта требует известной кропотливости и систематичности.

 

В ходе урока (конкретно этого интегрированного урока, но далеко не только его одного) использовались и карты другого рода. Например, ментальные карты (своеобразная и весьма известная разновидность интеллект-карт), персональные карты и т.д.

Ментальные карты

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.