Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерные упражнения в воде для детей после ампутации бедра или голени





 

Направленность воздействия Средства
Ознакомление с выталкивающими свой­ствами воды, обучение погружению с задержкой дыхания и всплытию. И.п. — стоя по грудь в воде, вдох — погружение, захват коленей руками — всплытие.
Ознакомление с физическими свойства­ми воды. Обучение удержанию горизон­тального положения тела в воде. И.п. — лежа на спине хват за поручни снизу, удержание горизонтального положения.
Обучение удержанию горизонтального положения тела в воде. Формирование умения открывать глаза в воде. И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху. 1—3 — опустить лицо в воду, открыть глаза, задержать дыхание; 2—4 — поднять голову, вдох.  
Повышение функциональных возможно­стей кардиореспираторной системы и увеличение силы дыхательной мускула­туры. Обучение выдоху в воду, погру­жению лица, открыванию глаз в воде. Развитие способности к дифференциро­ванию времени вдоха и выдоха.   И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху, лицо в воде. 1—3 — поднять голову, вдох; 2—4 — опустить голову, выдох.  
Развитие динамической силы мышц сги­бателей-разгибателей рук и плечевого пояса. Повышение функциональных воз­можностей кардиореспираторной систе­мы и увеличения силы дыхательной мускулатуры. Развитие способности к дифференциро­ванию времени вдоха и выдоха в со­гласовании с движениями. Обучение удержанию горизонтального положения тела.   И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху, лицо в воде. 1—3 — сгибание рук в локтевых суставах, выдох в воду; 2—4 — разгибание рук в локтевых суставах, вдох.  
Развитие координационных способнос­тей, динамической силы приводящих и отводящих мышц бедра, подвижности в тазобедренных суставах.   И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху. 1—3 — отведение ног; 2—4 — приведение ног.  
Развитие динамической силы мышц сги­бателей и разгибателей бедра и голени. Увеличение интенсивности регионально­го кровообращения и венозного оттока крови по сосудам нижних конечностей. Развитие способности к дифференциро­ванию времени вдоха и выдоха в со­гласовании с движениями.   И.п. — стоя лицом к бор­ту бассейна, хватза поруч­ни сверху. 1—3 — сгибание ноги в коленном суставе, погру­жение в воду — выдох; 2—4 — разгибание ноги в коленном суставе — вдох.  
Развитие активной гибкости, увеличе­ние подвижности в тазобедренных су­ставах, профилактика образования кон­трактур.   И.п. — стоя лицом к бор­ту бассейна, хват за поруч­ни сверху. 1—3 — отведение культи; 2—4 — приведение культи.  
Развитие динамической силы мышц сгибателей-разгибателей рук и плече­вого пояса. Обучение удержанию горизонтального положения тела. Развитие способности к дифференциро­ванию времени вдоха и выдоха.   И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу. 1—3 — сгибание рук в локтевых суставах — вы­дох; 2—4 — разгибание рук в локтевых суставах — вдох.  
Обучение скольжению и сохранению горизонтального положения туловища.   И.п. — лежа на груди, дос­ка в руках. Оттолкнуться от бортика — свободное скольжение к противопо­ложному.  
Ознакомление с сопротивлением и вяз­костью воды, обучение скольжению, со­хранению горизонтального положения тела.   И.п. — стоя лицом к бор­тику, руки вверх, отталки­вание от бортика — скольжение.  

 





Таблица 7.7

Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей

 

Направленность воздействия Средства
Ознакомление с выталкивающими свой­ствами воды, обучение погружению с задержкой дыхания и всплытию. И.п. — хват за поручни на уровне груди, вдох — погружение, всплытие — выдох.
Ознакомление с физическими свойства­ми воды. Обучение удержанию гори­зонтального положения тела. Формиро­вание умения открывать глаза в воде. И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху. 1—3 — опустить лицо в воду, открыть глаза, задер­жать дыхание; 2—4 — поднять голову, выдох, вдох.
Повышение функциональных возможно­стей кардиореспираторной системы и увеличение силы дыхательной мускула­туры. Обучение выдоху в воду, погру­жению лица, открыванию глаз. Разви­тие способности к дифференцированию времени вдоха и выдоха.   И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху, лицо в воде. 1—3 — сгибание рук в локтевых суставах, выдох в воду; 2—4 — разгибание рук в локтевых суставах, вдох.  
Развитие координационных способнос­тей, динамической силы приводящих и отводящих мышц бедра, подвижности в тазобедренных суставах.   И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху. 1—3 — отведение культей; 2—4 — приведение куль­тей.  
Развитие активной гибкости, увеличение подвижности в тазобедренных суставах. Увеличение интенсивности регионально­го кровообращения и оттока венозной крови по сосудам нижних конечностей.   И.п. — хват за поручни сверху на уровне груди. 1—3 — отведение культей; 2—4 — приведение куль­тей.
Развитие динамической силы приводя­щих и отводящих мышц бедра. Увеличение интенсивности регионально­го кровообращения и оттока венозной крови по сосудам нижних конечностей.   И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу. 1—3 — отведение куль­тей, выдох; 2—4 — приведениекультей, вдох.  
Увеличение подвижности в тазобедрен­ных суставах. Развитие координацион­ных способностей и динамической силы мышц живота. Увеличение интенсивно­сти регионального кровообращения и ве­нозного оттока крови по сосудам ниж­них конечностей. И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу. Попеременное сгибание-разгибание ног в тазобед­ренных и коленных суста­вах.  
И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу. 1—3 — одновременное сгибание ног в тазобед­ренных и коленных суста­вах — выдох; 2—4 — одновременное разгибание ног в тазобед­ренных и коленных суста­вах — вдох.  

 



В процессе обучения детей-инвалидов плаванию для повыше­ния мотивации и интереса к занятиям, закрепления и совершенство­вания изученных элементов применяются различные сюжетно-ролевые игры (Орешкина Ю.А., 2001; Жиленкова В.П., 2002). Наиболее широко применяемые подвижные игры в воде для детей различного возраста после ампутации бедра и голени приведены в табл. 7.8. Критерием отбора подвижных игр является возможность передви­жения в условиях водной среды без использования технических или вспомогательных средств.

 

Таблица 7.8

Содержание и направленность подвижных игр в воде для детей после ампутации бедра и голени

Содержание Направленность
«Поплавки» Дети стоят по грудь в воде, делают вдох и приседают. Опустившись на дно, го­лову наклоняют к коленям, которые об­хватывают руками и всплывают как поплавки. Ознакомление с выталки­вающими свойствами воды, обучение погружению с задержкой дыхания и всплытию.
«Стрелы» Дети стоят спиной к бортику бассейна, руки вверх. Оттолкнувшись от бортика, выполняют скольжение до полной ос­тановки. Ознакомление с сопротив­лением и вязкостью воды, обучение скольжению, со­хранению горизонтального положения тела.
«Рыба в сетке» 6—8 игроков, держась за руки, становят­ся в круг спиной к центру, образуя сеть. В центре круга один из участников — рыбка. Этот игрок старается выскользнуть из сети под руками играющих. Участник, с правой стороны от которого вынырну­ла рыбка, считается плохим рыбаком. Он меняется с рыбкой ролями. Поэтому по­чувствовав с правой стороны от себя дви­жение рыбки, игрок должен крикнуть: «Поймал!». Тогда рыбка должна искать другой выход из сетки. Развитие способности к сохранению равновесия, совершенствование техни­ки плавания под водой, повышение функциональ­ных возможностей кардиореспираторной системы, развитие способности к точности и скорости так­тильного восприятия.
«Караси на прогулке» 6—7 играющих, взявшись за руки, обра­зуют круг (сеть). Такое же количе­ство игроков находится за сетью. Они изображают карасей. Выбирается водя­щий — щука. Он, преследуя карасей (глубина воды — по пояс), передвига­ется только за кругом. Караси, спасаясь от щуки, могут нырять под руками сто­ящих в круге, но не задерживаться там и снова возвращаться в озеро. Игрок, осаленный щукой, меняется с ней ролью. Через некоторое время игроки, образу­ющие сеть, и караси меняются ролями. Правила запрещают образующим сеть сходить с места, а свободно передвига­ющимся участникам игры хвататься за них. Не разрешается также задерживать и топить друг друга. Развитие способности к сохранению равновесия, к перестроению и комбини­рованию двигательных действий, быстроты слож­ной двигательной реакции, способности к антиципации, способности к точности и скорости зрительного и тактильного восприятия,со­средоточенности и распре­деляемое™ внимания, со­вершенствование техники плавания под водой, повы­шение функциональных возможностей кардиорес-пираторной системы  
«Успей нырнуть!» Игроки делятся на две команды. Одна образует круг на глубине выше пояса. Это охотники. Другая входит внутрь круга и выполняет роль уток. Охотни­ки получают легкий резиновый мяч. По сигналу они начинают перебрасывать его друг другу, а при удобном случае осаливают им уток. Те, спасаясь, ныря­ют в воду. После каждого попадания утка покидает круг. Через 4—5 мин игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая осалить больше иг­роков противника. Развитие способности к сохранению равновесия, быстроты реакции, способ­ности к точности и ско­рости зрительного воспри­ятия, к переключению и распределению внимания, способности к оценке и отмериванию расстояния, дифференцированию си­ловых пространственных параметров движений, со­вершенствование техники плавания, повышение функ­циональных возможностей кардиореспираторной си­стемы.  
«Дельфины» Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Дорожка из 6—10 обручей располага­ется перед командами, игроки в кото­рых выстраиваются в колонну по од­ному. По сигналу первый игрок прыгает в воду и плывет к первому обручу. Под него он ныряет, а другой преодолевает сверху. Таким образом, игрок преодо­левает всю дорожку. Достигнув про­тивоположного бортика, он поднимает вверх лежащий там флажок. Это сиг­нал второму игроку начать продвиже­ние вперед. Если игрок, не показываясь на поверхность, пронырнет между дву­мя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчи­тывается в том случае, если она закон­чила игру первой при наименьшем ко­личестве ошибок. Развитие способности к сохранению равновесия, к перестроению и комбини­рованию двигательных действий, способности к точности и скорости зрительного восприятия, переключению и распре­делению внимания, спо­собности к оценке и от­мериванию расстояния, дифференцированию сило­вых, пространственных и временных параметров движений, совершенство­вание техники плавания, повышение функциональ­ных возможностей кардиореспираторной системы  
«Баскетбол на воде» В баскетбол играют с одной корзиной, которая находится в центре бассейна и представляет собой обруч или авто­мобильную камеру среднего размера. Участники игры должны уметь плавать и владеть мячом. В команде может быть 5—6 человек. Одна команда защищает корзину, другая — атакует. Задача ата­кующей команды забросить мяч в се­редину камеры. Через 5—6 мин коман­ды меняются ролями, после чего подводятся итоги. Победитель опреде­ляется по числу заброшенных мячей. Развитие способности к перестроению и комбини­рованию двигательных дей­ствий, быстроты реакции, способности к точности и скорости зрительного вос­приятия, переключению и распределению внимания, оценке и отмериванию рас­стояния, дифференцирова­нию силовых простран­ственных и временных параметров движений, со­вершенствование техники плавания, повышение функ­циональных возможностей кардиореспираторной сис­темы.  

Ю.А. Орешкиной (2001) были выделены закономерности началь­ного обучения плаванию детей-инвалидов. Так, обучение подготови­тельным упражнениям целесообразно проводить в зале сухого пла­вания с последующим закреплением разученных движений в воде.

Рекомендуется каждое упражнение изучать по следующей схеме:

— изучение движений на суше;

— закрепление движений в воде у неподвижной опоры;

— закрепление движений в воде с подвижной опорой;

— закрепление движений без опоры. Установлена принципиальная последовательность решения задач при начальном обучении плаванию:

1) обучение движениям рук и ног в различных плоскостях;

2) обучение погружению с задержкой дыхания;

3) обучение всплытию;

4) обучение удержанию горизонтального положения на груди, спине, боку;

5) обучение скольжению на груди и спине.

При обучении спортивным способам плавания целесообразно использование параллельно-последовательного метода, который пре­дусматривает одновременное изучение основных элементов техни­ки каждого способа, изучение дополнительных элементов и совер­шенствование основных, обучение согласованию движений во всех способах. При этом последовательность обучения спортивным спо­собам плаванию представляется следующей: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс (рис. 7.16).

Необходимость обучения плаванию способом баттерфляй после способов кроль на груди и кроль на спине объясняется его коорди­национной сложностью для неподготовленного ребенка. Освоение этого способа плавания перед обучением брассу обусловлено тем, что движение ногами изменяется с попеременного на одновременное в той же плоскости. Необходимо также учитывать, что обучение способу кроль на груди, кроль на спине, брасс необходимо начинать с разучивания движений руками и дыхания, а способу баттерфляй с движений ногами.

Вследствие ограничения двигательной активности у детей-инва­лидов наблюдаются нарушения, связанные с воспроизведением об­раза изучаемых двигательных действий, что требует более детально­го изучения отдельных элементов. На первом этапе обучения особое внимание уделяется освоению подводящих и имитационных упраж­нений на суше. Упражнения выполняются из различных исходных положений: сидя на полу или на гимнастической скамейке, стоя у гимнастической стенки или другой опоры.

       
 
 
   


На втором этапе происходит обучение согласованию дыхания с фазами плавания. Особое внимание уделяется предотвращению воз­можных ошибок. Упражнения выполняются в положении лежа на животе с движениями рук и ног. Основные двигательные ошибки и методические приемы их исправления показаны на рис. 7.17.

Одновременно решаются задачи, направленные на развитие спо­собности к ориентированию в пространстве, дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений, гиб­кости, скоростно-силовых способностей.

Объем времени, отводимого на обучение в зале «сухого» плава­ния и на воде, изменяется в соответствии с этапами изучения техни­ки двигательных действий. Так, на первом этапе продолжительность занятий в зале составляет 70% общего времени, а на втором — 30% (Орешкина Ю.А,, 2000).

Для методически правильной организации занятий плаванием детей-инвалидов, перенесших ампутации нижних конечностей необ­ходимо учитывать некоторые биомеханические особенности положе­ния тела в воде, обусловленные уменьшением веса тела. Вследствие ампутации происходит смещение общего центра масс (ОЦМ) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. После ам­путации на уровне средней трети голени ОЦМ тела смещается в сторону сохраненной конечности на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации на уровне бедра — на 13 мм и 79 мм, соответственно (Якобсон Я.С. с соавт., 1976). После ампутации обеих нижних ко­нечностей на уровне бедер смещение ОЦМ тела вверх еще более выражено. Эти данные касаются человека, находящегося в верти­кальном положении. На рис. 7.18 показано сравнительное положе­ние в воде здорового человека и инвалидов с различными уровня­ми ампутации.

Для здорового человека характерно положение, близкое к гори­зонтальному, угол атаки (а) составляет около 8° (рис. 7.18, А). Пос­ле ампутации голени при статическом положении тела в воде и задержке дыхания на вдохе сохраняется положение, близкое к гори­зонтальному, угол атаки практически не меняется (рис. 7.18, Б). Пос­ле ампутации на уровне бедра также сохраняется горизонтальное положение, хотя наблюдается тенденция к уменьшению угла атаки (рис. 7.18, В). После ампутации обеих нижних конечностей на уров­не бедер при статическом положении в воде (рис. 7.18, Г) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находятся выше уровня воды, угол атаки приоб­ретает отрицательное значение.

       
 
   
 


Такое положение значитель­но нарушает так называемую гидропланирующую позу, а для под­держания горизонтального положения и принятия положи­тельного угла атаки при плавании необходима интенсивная работа руками. Учитывая отсутствие нижних конечностей, продвижение вперед при плавании кролем обес­печивается только за счет движе­ний верхних конечностей, при этом подготовительные движения производятся быстро, низко над во­дой. Вместе с этим возникает ги­перлордоз позвоночника, который носит компенсаторный характер. В целом эти особенности вызы­вают увеличение лобового сопро­тивления, снижение скорости дви­жения, развитие утомления мышц верхних конечностей.

Рис. 7.18. Статическое положение в воде здорового человека и инва­лидов с различными уровнями ампутации

При статическом положении тела лежа на спине, с задержкой дыхания на вдохе, у детей-инвалидов с дефектами обеих нижних конечностей отмечается выраженное сгибание в тазобедренных сус­тавах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-отводящих контрактур, развивающих­ся вследствие ампутации, а также компенсаторным сгибанием пояс­ничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова и куль­ти бедер находятся выше уровня воды, а туловище уходит под воду. Мышцы шейного отдела позво­ночника находятся в состоянии постоянного напряжения. На рис. 7.19 показано положение в воде здорового человека и инвалида с дефектами обеих нижних конеч­ностей.

Для коррекции положения тела в воде в период начального обучения плаванию детей после ампутации обеих нижних конеч­ностей на уровне бедер рекомен дуется использование вспомогательных плавательных средств, утяже­ляющего пояса и пробкового жилета (рис. 7.19). Использование пояса обеспечивает горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела с положительным углом атаки, снижает явление ги­перлордоза позвоночника, способствуя тем самым уменьшению на­пряжения мышц спины и плечевого пояса. Применение жилета обеспе­чивает удержание плечевого пояса и головы над водой и способствует улучшению координации движений (Богатых В.Г., 1997).

 

Контрольные вопросы

1. Назовите отличительные особенности детских культей.

2. Расскажите об изменениях в скелете усеченной и сохраненнойнижней конечности вследствие ампутации.

3. Расскажите об изменениях в скелете усеченной верхней конеч­ности вследствие ампутации.

4. Назовите и дайте характеристику аномалий развития бедра.

5. Перечислите изменения, характерные для врожденного недораз­вития стопы.

6. Перечислите наиболее распространенные аномалии развития нижних конечностей.

7. Перечислите анатомо-функциональныегруппы врожденного не­доразвития нижних конечностей.

8. Расскажите об аномалиях развития верхних конечностей по про­дольному типу.

9. Дайте краткую характеристику изменений в опорно-двигатель­ном аппарате при врожденных дефектах верхних конечностей.

10. Перечислите физические упражнения, применяемые для форми­рования у детей раннего возраста двигательных компенсаций.

12. Назовите особенности ходьбы на протезах детей раннего возраста.

13. Какие формы занятий используются при работе с детьми ранне­го возраста?

14. Раскройте содержание занятий с детьми до двух лет.

15. Перечислите задачи в период подготовки к протезированию де­тей с дефектами нижних конечностей.

16. Раскройте содержание этапов обучения ходьбе на протезах в старшем дошкольном возрасте.

17. Перечислите задачи периода подготовки к протезированию де­тей с дефектами верхних конечностей.

18. Назовите особенности обучения детей пользованию протезами верхних конечностей.

19. Перечислите задачи при подготовке к первичному протезирова­нию после ампутации нижних конечностей.

20. Приведите примеры коррекционно-компенсаторных упражнений для детей после ампутации нижних конечностей.

21. Перечислите задачи при подготовке к первичному протезирова­нию после ампутации верхних конечностей.

22. Приведите примеры коррекционно-компенсаторных упражнений для детей после ампутации верхних конечностей.

23. Перечислите средства и задачи двигательной реабилитации в послеоперационном периоде после ампутации верхних и нижних конечностей.

24. Назовите задачи, которые решаются в период подготовки к про­тезированию.

25. Приведите примеры упражнений, направленных на устранение 'контрактур и тугоподвижности в суставах усеченной верхней конечности.

26. Расскажите об особенностях метода ручной редрессации.

27. Раскройте содержание фантомно-импульсивной гимнастики.

28. Перечислите виды упражнений, применяемых в период подго­товки к протезированию.

29. Дайте краткую характеристику задач периода освоения протез-но-ортопедических изделий.

30. Расскажите об особенностях процесса обучения пользованию протезами верхних конечностей.

31. Охарактеризуйте этапы процесса обучения ходьбе на протезе бедра.

32. Расскажите об особенностях обучения ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер.

33. Перечислите типичные двигательные ошибки, возникающие в процессе обучения ходьбе на протезах.

34. Приведите примеры подвижных игр, в которых могут участво­вать дети с дефектами верхних и нижних конечностей.

35. Расскажите о возможностях организации процесса обучения пользованию протезно-ортопедическими изделиями в условиях игровой деятельности.

36. В чем заключается многосторонность воздействия подвижных игр на детей с дефектами конечностей?

37. Перечислите спортивные игры, доступные для детей с односто­ронними дефектами верхних конечностей.

38. Назовите спортивные игры, участие в которых не требует ис­пользования протезно-ортопедических изделий.

39. Какова роль спортивных игр в двигательной реабилитации де­тей с дефектами конечностей?

40. Перечислите виды упражнений с отягощениями, доступные для детей после ампутации обеих голеней, бедер, бедра и голени.

41. Перечислите виды упражнений с отягощениями, доступные для детей с дефектами верхних конечностей.

42. Назовите методические требования к выполнению упражнений с отягощениями после ампутации верхних и нижних конечностей.

43. Расскажите о преимуществах использования тренажеров в про­цессе двигательной реабилитации детей-инвалидов.

44. Расскажите о преимуществах занятий физическими упражнени­ями в водной среде с детьми-инвалидами.

45. Приведите примеры подвижных игр, способствующих решению задач ознакомления с физическими свойствами воды.

46. Расскажите о биомеханических особенностях плавания детей пос­ле ампутации нижних конечностей.

47. Назовите последовательность решения задач при начальном обу­чении плаванию.

48. Расскажите, почему обучение плаванию способом баттерфляй проводится после овладения кролем на груди и спине и перед изучением плавания способом брасс.

 

Литература

1. Богатых В.Г. Лечебное и оздоровительное плавание в реаби­литации инвалидов после ампутации нижних конечностей // Социальная защита. Медико-социальная экспертиза и реабили­тация инвалидов: Обзор, инф. / ЦБНТИ Минтруда РФ. — М., 1997. — Вып. 33. — 38 с.

2. Вехби А. Комплексная методика обучения ходьбе на протезе бед­ра при первичном протезировании инвалидов средствами физи­ческой культуры и искусственной коррекции движений: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1999. — 34 с.

3. Добровольский В.К., Ступкина Н.В., Грабовская НА., Лапте­ва М.П., Чудакова В.В. Лечебная физическая культура при про­тезировании детей с дефектами верхних конечностей // Мето­дические рекомендации. — Л., 1979. — 36 с.

4. ДобровольскийВ.К., СтупкинаН.В., Ананьева Т.А. Лечебная физическая культура при протезировании детей с дефектами нижних конечностей / Методические рекомендации. — Л., 1981. — 44 с.

5. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф.. Сусляев В.Г. Материально-тех­ническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учеб­ное пособие // Под. ред. проф. С.П. Евсеева.— М.: Совет­ский спорт, 2000. — 152 с.

6. Каптелин А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматоло­гии. — М.: Медицина, 1986. — 224 с.

7. Курдыбайло С.Ф. Морфофункциональное обоснование двигатель­ных возможностей инвалидов после ампутации конечностей как основа медико-социальной реабилитации: Дис. ... докт. мед. наук. — СПб., 1993. — 431 с.

8. Малышев А.И. Коррекция стрессорной реакции инвалидов пос­ле ампутации нижних конечностей средствами адаптивной фи­зической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2002. — 174с.

9. Морозова О.В. Адаптационно-компенсаторные реакции кардио-респираторной системы у детей-инвалидов при занятиях физи­ческой культурой: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — СПб., 1998. — 123 с.

10. Мосунов Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двига­тельных действий спортсмена (на примере плавания). — СПб.:

Плавин, 1996. — 177 с.

11. Орешкина Ю.А. Обучение плаванию детей-инвалидов с одно­сторонней ампутацией нижней конечности (с сохранным интел­лектом): Автореф дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2001. — 17с.

12. Протезирование детей с дефектами конечностей // Под ред. В.И. Филатова. — Л.: Медицина, Ленинградское отд., 1981. — 278 с.

13. Руководство по протезированию и ортезированию // Под ред. А.Н. Кейера и А.В.Рожкова. — СПб., 1999. — 624 с.

14. Сазыкин В.Г. Методика предотвращения критических ситуаций при обучении плаванию детей-инвалидов: Автореф. дис. ...канд. пед.наук. — Волгоград, 2000. — 24 с.

 

Глава 8

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

8.1. Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями

Главное для детей с ограниченными возможностями — макси­мально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентиро­ваться в окружающем мире ижить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям, педагогам и другим специалистам необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обуче­ния, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе.

Каждый человек должен иметь возможность получать необходи­мые знания, умения и навыки, обучаясь в школе или дома. Это отно­сится ко всем детям, в том числе и к детям с ограниченными воз­можностями. Цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку самоутвердиться и социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности, ограниченные структурой дефекта.

Сущность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возмож­ностями состоит во всестороннем развитии его личности, которое склады­вается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный под­ход к личности ребенка. Сущность личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень все потенциаль­ные возможности ребенка: психические, физические, интеллектуальные, т. е. те возможности, которые обеспечат ему самостоятельную жизнедея­тельность в будущем. Эта функция по воспитанию ребенка ложится прежде всего на семью, родителей, которые подчас не в состоянии обеспечить достойное воспитание и нуждаются в дополнительной помощи.

В специальных (коррекционных) школах в этом отношении проводится много различных мероприятий для учащихся, включаю­щих в себя подготовительную, коррекционную и социально-адапта­ционную работу. Школа выполняет здесь кооперативную роль. Она может давать родителям необходимые знания и рекомендации и ока­зать действенную помощь детям. Поэтому тесная совместная работа между родителями и школой является одной из важных сторон пе­дагогической деятельности. Формы ее различны — это посещение учащихся на дому, регулярные беседы с родителями, консультации, советы, помощь родителей школе и другие встречные шаги.

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообраз­ная группа. Нарушения зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигатель­ного аппарата по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Но независимо от характера патологии для правильно организованного воспитания ребенка родители должны иметь отчет­ливое представление о причинах отклонения от нормального разви­тия и о возможных последствиях.

Е. С. Иванов (2000) отмечает, что отношение родителей к диагнозу умственная отсталость у их ребенка далеко не однозначное. Сходные реакции родителей наблюдаются и при других диагнозах, констатирую­щих нарушение в развитии, но реакции имеют различные проявления.

Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без отсут­ствия которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это мо­жет быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить «ярлыком» будущее сыну или дочери. Эта проблема имеет социальные и исторические корни и связана с отношением общества к инвалидам. Известны ситуации, когда у родителей формируются так называемые рентные установки, тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но требуют повышения социального статуса ребенка и семьи, ожидая от общества только материальной поддержки.

Перечисленные реакции носят не конструктивный характер и могут быть лишь препятствием на пути адаптации самого ребенка и его родителей. Наиболее правильной представляется совместная со специалистами работа по поиску рациональных путей социальной адаптации детей, забота об их будущем, воспитании, образовании, тру­доустройстве, которое соответствовало бы реальным возможностям молодого человека (Иванов Е.С., Исаев Д.Н., 2000).

Не всегда условия в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Воспитание здорового полноценного ребенка — достаточно сложный процесс, воспитание ребенка с проблемами в развитии — во сто крат труднее и ответственнее. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного подхода родителей к их развитию, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества (Шипицына Л.М., 2002).

Ситуация восприятия ребенка-инвалида в семье характеризуется рядом особенностей:

— у родителей и детей фрустрируется ряд потребностей, таких как потребность в общении, потребность в продолжение рода и т. д.; — длительным и иногда хроническим состоянием тревоги, от­чаяния, отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непони­манием со стороны окружающих людей;

— проблемы сохранения семьи; опасение, что муж оставит семью;

— частые материальные трудности;

— проблемы в продолжении карьеры и самоактуализации ро­дителей;

— частые психотравмирующие ситуации, связанныес состояни­ем здоровья ребенка, социальными проблемами и т. д.;

— полная поглощенность проблемами, связанными с ребенком;

— изоляция от общества в целом.

В современной психологической литературе можно встретить различные классификации стилей семейного воспитания. Например, стили взаимоотношений в семье делят на три основных: авторитар­ный, либеральный и демократический.

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1999) предложили следую­щую классификацию нарушенных типов семейного воспитания:

· потворствующая гиперпротекция;

· доминирующая гиперпротекция;

· эмоциональное отвержение;

· повышенная моральная ответственность;

· гипопротекция.

К детям-инвалидам в семьях предъявляются, как правило, зани­женные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, ги­перпротекция. Ребенок обычно ограничен в собственной активнос­ти. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности обще­ния, установления межличностных, межполовых контактов.

Чтобы родительская любовь стала силой, формирующей харак­тер и психическое состояние ребенка, по мнению Л. М. Шипицыной (2002), родители детей-инвалидов должны обладать следующими клю­чевыми чертами:

— иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не зара­жать своей тревогой детей;

— строить свои отношения к ребенку на ожидании успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;

— четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;

— развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь до минимума.

Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от се­мейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности и т. п. Ребенок-инвалид — тоже неиссякаемый источник стимулов для своего вос­питателя, только качество их совершенно иное, чем в первом слу­чае. Ребенок-инвалид требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радо­стной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к од­ностороннему утомлению, даже изнурению. Надо стараться разде­лить обязанности в семье, и общество должно внести свой вклад.

Родители инвалидов с детства поставлены в неравные с други­ми условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе или, напротив, заставляет родителей чуть ли не насильно требовать пони­мание к себе и ребенку. Страдает родительское самолюбие, под уг­розой жизненная перспектива, а это очень важно для семьи. В этой ситуации и детям, и родителям надо говорить об ихвозможностях, а не о том, что им недоступно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.