|
Примерные упражнения в воде для детей после ампутации бедра или голени
Направленность воздействия
| Средства
| Ознакомление с выталкивающими свойствами воды, обучение погружению с задержкой дыхания и всплытию.
| И.п. — стоя по грудь в
воде, вдох — погружение, захват коленей руками — всплытие.
| Ознакомление с физическими свойствами воды. Обучение удержанию горизонтального положения тела в воде.
| И.п. — лежа на спине хват за поручни снизу, удержание горизонтального положения.
| Обучение удержанию горизонтального положения тела в воде. Формирование умения открывать глаза в воде.
| И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху.
1—3 — опустить лицо в воду, открыть глаза, задержать дыхание;
2—4 — поднять голову, вдох.
| Повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и увеличение силы дыхательной мускулатуры. Обучение выдоху в воду, погружению лица, открыванию глаз в воде. Развитие способности к дифференцированию времени вдоха и выдоха.
| И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху, лицо в воде.
1—3 — поднять голову, вдох;
2—4 — опустить голову, выдох.
| Развитие динамической силы мышц сгибателей-разгибателей рук и плечевого пояса. Повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и увеличения силы дыхательной мускулатуры.
Развитие способности к дифференцированию времени вдоха и выдоха в согласовании с движениями. Обучение удержанию горизонтального положения тела.
| И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху, лицо в воде.
1—3 — сгибание рук в локтевых суставах, выдох в воду;
2—4 — разгибание рук в локтевых суставах, вдох.
| Развитие координационных способностей, динамической силы приводящих и отводящих мышц бедра, подвижности в тазобедренных суставах.
| И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху.
1—3 — отведение ног;
2—4 — приведение ног.
| Развитие динамической силы мышц сгибателей и разгибателей бедра и голени. Увеличение интенсивности регионального кровообращения и венозного оттока крови по сосудам нижних конечностей. Развитие способности к дифференцированию времени вдоха и выдоха в согласовании с движениями.
| И.п. — стоя лицом к борту бассейна, хватза поручни сверху.
1—3 — сгибание ноги в коленном суставе, погружение в воду — выдох;
2—4 — разгибание ноги в коленном суставе — вдох.
| Развитие активной гибкости, увеличение подвижности в тазобедренных суставах, профилактика образования контрактур.
| И.п. — стоя лицом к борту бассейна, хват за поручни сверху.
1—3 — отведение культи;
2—4 — приведение культи.
| Развитие динамической силы мышц сгибателей-разгибателей рук и плечевого пояса.
Обучение удержанию горизонтального положения тела.
Развитие способности к дифференцированию времени вдоха и выдоха.
| И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу.
1—3 — сгибание рук в локтевых суставах — выдох;
2—4 — разгибание рук в локтевых суставах — вдох.
| Обучение скольжению и сохранению горизонтального положения туловища.
| И.п. — лежа на груди, доска в руках. Оттолкнуться от бортика — свободное скольжение к противоположному.
| Ознакомление с сопротивлением и вязкостью воды, обучение скольжению, сохранению горизонтального положения тела.
| И.п. — стоя лицом к бортику, руки вверх, отталкивание от бортика — скольжение.
|
Таблица 7.7
Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей
Направленность воздействия
| Средства
| Ознакомление с выталкивающими свойствами воды, обучение погружению с задержкой дыхания и всплытию.
| И.п. — хват за поручни на уровне груди, вдох — погружение, всплытие — выдох.
| Ознакомление с физическими свойствами воды. Обучение удержанию горизонтального положения тела. Формирование умения открывать глаза в воде.
| И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху.
1—3 — опустить лицо в воду, открыть глаза, задержать дыхание;
2—4 — поднять голову, выдох, вдох.
| Повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и увеличение силы дыхательной мускулатуры. Обучение выдоху в воду, погружению лица, открыванию глаз. Развитие способности к дифференцированию времени вдоха и выдоха.
| И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху, лицо в воде.
1—3 — сгибание рук в локтевых суставах, выдох в воду;
2—4 — разгибание рук в локтевых суставах, вдох.
| Развитие координационных способностей, динамической силы приводящих и отводящих мышц бедра, подвижности в тазобедренных суставах.
| И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху.
1—3 — отведение культей;
2—4 — приведение культей.
| Развитие активной гибкости, увеличение подвижности в тазобедренных суставах. Увеличение интенсивности регионального кровообращения и оттока венозной крови по сосудам нижних конечностей.
| И.п. — хват за поручни сверху на уровне груди.
1—3 — отведение культей;
2—4 — приведение культей.
| Развитие динамической силы приводящих и отводящих мышц бедра. Увеличение интенсивности регионального кровообращения и оттока венозной крови по сосудам нижних конечностей.
| И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу.
1—3 — отведение культей, выдох;
2—4 — приведениекультей, вдох.
| Увеличение подвижности в тазобедренных суставах. Развитие координационных способностей и динамической силы мышц живота. Увеличение интенсивности регионального кровообращения и венозного оттока крови по сосудам нижних конечностей.
| И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу. Попеременное сгибание-разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах.
| И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу.
1—3 — одновременное сгибание ног в тазобедренных и коленных суставах — выдох;
2—4 — одновременное разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах — вдох.
|
В процессе обучения детей-инвалидов плаванию для повышения мотивации и интереса к занятиям, закрепления и совершенствования изученных элементов применяются различные сюжетно-ролевые игры (Орешкина Ю.А., 2001; Жиленкова В.П., 2002). Наиболее широко применяемые подвижные игры в воде для детей различного возраста после ампутации бедра и голени приведены в табл. 7.8. Критерием отбора подвижных игр является возможность передвижения в условиях водной среды без использования технических или вспомогательных средств.
Таблица 7.8
Содержание и направленность подвижных игр в воде для детей после ампутации бедра и голени
Содержание
| Направленность
| «Поплавки»
Дети стоят по грудь в воде, делают вдох и приседают. Опустившись на дно, голову наклоняют к коленям, которые обхватывают руками и всплывают как поплавки.
| Ознакомление с выталкивающими свойствами воды, обучение погружению с задержкой дыхания и всплытию.
| «Стрелы»
Дети стоят спиной к бортику бассейна, руки вверх. Оттолкнувшись от бортика, выполняют скольжение до полной остановки.
| Ознакомление с сопротивлением и вязкостью воды, обучение скольжению, сохранению горизонтального положения тела.
| «Рыба в сетке»
6—8 игроков, держась за руки, становятся в круг спиной к центру, образуя сеть. В центре круга один из участников — рыбка. Этот игрок старается выскользнуть из сети под руками играющих. Участник, с правой стороны от которого вынырнула рыбка, считается плохим рыбаком. Он меняется с рыбкой ролями. Поэтому почувствовав с правой стороны от себя движение рыбки, игрок должен крикнуть:
«Поймал!». Тогда рыбка должна искать другой выход из сетки.
| Развитие способности к сохранению равновесия, совершенствование техники плавания под водой, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы, развитие способности к точности и скорости тактильного восприятия.
| «Караси на прогулке»
6—7 играющих, взявшись за руки, образуют круг (сеть). Такое же количество игроков находится за сетью. Они изображают карасей. Выбирается водящий — щука. Он, преследуя карасей (глубина воды — по пояс), передвигается только за кругом. Караси, спасаясь от щуки, могут нырять под руками стоящих в круге, но не задерживаться там и снова возвращаться в озеро. Игрок, осаленный щукой, меняется с ней ролью. Через некоторое время игроки, образующие сеть, и караси меняются ролями. Правила запрещают образующим сеть сходить с места, а свободно передвигающимся участникам игры хвататься за них. Не разрешается также задерживать и топить друг друга.
| Развитие способности к сохранению равновесия, к перестроению и комбинированию двигательных действий, быстроты сложной двигательной реакции, способности к антиципации, способности к точности и скорости зрительного и тактильного восприятия,сосредоточенности и распределяемое™ внимания, совершенствование техники плавания под водой, повышение функциональных возможностей кардиорес-пираторной системы
| «Успей нырнуть!»
Игроки делятся на две команды. Одна образует круг на глубине выше пояса. Это охотники. Другая входит внутрь круга и выполняет роль уток. Охотники получают легкий резиновый мяч. По сигналу они начинают перебрасывать его друг другу, а при удобном случае осаливают им уток. Те, спасаясь, ныряют в воду. После каждого попадания утка покидает круг. Через 4—5 мин игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая осалить больше игроков противника.
| Развитие способности к
сохранению равновесия, быстроты реакции, способности к точности и скорости зрительного восприятия, к переключению и распределению внимания, способности к оценке и отмериванию расстояния, дифференцированию силовых пространственных параметров движений, совершенствование техники плавания, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.
| «Дельфины»
Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Дорожка из 6—10 обручей располагается перед командами, игроки в которых выстраиваются в колонну по одному. По сигналу первый игрок прыгает в воду и плывет к первому обручу. Под него он ныряет, а другой преодолевает сверху. Таким образом, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, он поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать продвижение вперед. Если игрок, не показываясь на поверхность, пронырнет между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем количестве ошибок.
| Развитие способности к сохранению равновесия, к перестроению и комбинированию двигательных действий, способности к точности и скорости зрительного восприятия, переключению и распределению внимания, способности к оценке и отмериванию расстояния, дифференцированию силовых, пространственных и временных параметров движений, совершенствование техники плавания, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы
| «Баскетбол на воде»
В баскетбол играют с одной корзиной, которая находится в центре бассейна и представляет собой обруч или автомобильную камеру среднего размера. Участники игры должны уметь плавать и владеть мячом. В команде может быть 5—6 человек. Одна команда защищает корзину, другая — атакует. Задача атакующей команды забросить мяч в середину камеры. Через 5—6 мин команды меняются ролями, после чего подводятся итоги. Победитель определяется по числу заброшенных мячей.
| Развитие способности к перестроению и комбинированию двигательных действий, быстроты реакции, способности к точности и скорости зрительного восприятия, переключению и распределению внимания, оценке и отмериванию расстояния, дифференцированию силовых пространственных и временных параметров движений, совершенствование техники плавания, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.
| Ю.А. Орешкиной (2001) были выделены закономерности начального обучения плаванию детей-инвалидов. Так, обучение подготовительным упражнениям целесообразно проводить в зале сухого плавания с последующим закреплением разученных движений в воде.
Рекомендуется каждое упражнение изучать по следующей схеме:
— изучение движений на суше;
— закрепление движений в воде у неподвижной опоры;
— закрепление движений в воде с подвижной опорой;
— закрепление движений без опоры. Установлена принципиальная последовательность решения задач при начальном обучении плаванию:
1) обучение движениям рук и ног в различных плоскостях;
2) обучение погружению с задержкой дыхания;
3) обучение всплытию;
4) обучение удержанию горизонтального положения на груди, спине, боку;
5) обучение скольжению на груди и спине.
При обучении спортивным способам плавания целесообразно использование параллельно-последовательного метода, который предусматривает одновременное изучение основных элементов техники каждого способа, изучение дополнительных элементов и совершенствование основных, обучение согласованию движений во всех способах. При этом последовательность обучения спортивным способам плаванию представляется следующей: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс (рис. 7.16).
Необходимость обучения плаванию способом баттерфляй после способов кроль на груди и кроль на спине объясняется его координационной сложностью для неподготовленного ребенка. Освоение этого способа плавания перед обучением брассу обусловлено тем, что движение ногами изменяется с попеременного на одновременное в той же плоскости. Необходимо также учитывать, что обучение способу кроль на груди, кроль на спине, брасс необходимо начинать с разучивания движений руками и дыхания, а способу баттерфляй с движений ногами.
Вследствие ограничения двигательной активности у детей-инвалидов наблюдаются нарушения, связанные с воспроизведением образа изучаемых двигательных действий, что требует более детального изучения отдельных элементов. На первом этапе обучения особое внимание уделяется освоению подводящих и имитационных упражнений на суше. Упражнения выполняются из различных исходных положений: сидя на полу или на гимнастической скамейке, стоя у гимнастической стенки или другой опоры.
На втором этапе происходит обучение согласованию дыхания с фазами плавания. Особое внимание уделяется предотвращению возможных ошибок. Упражнения выполняются в положении лежа на животе с движениями рук и ног. Основные двигательные ошибки и методические приемы их исправления показаны на рис. 7.17.
Одновременно решаются задачи, направленные на развитие способности к ориентированию в пространстве, дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений, гибкости, скоростно-силовых способностей.
Объем времени, отводимого на обучение в зале «сухого» плавания и на воде, изменяется в соответствии с этапами изучения техники двигательных действий. Так, на первом этапе продолжительность занятий в зале составляет 70% общего времени, а на втором — 30% (Орешкина Ю.А,, 2000).
Для методически правильной организации занятий плаванием детей-инвалидов, перенесших ампутации нижних конечностей необходимо учитывать некоторые биомеханические особенности положения тела в воде, обусловленные уменьшением веса тела. Вследствие ампутации происходит смещение общего центра масс (ОЦМ) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. После ампутации на уровне средней трети голени ОЦМ тела смещается в сторону сохраненной конечности на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации на уровне бедра — на 13 мм и 79 мм, соответственно (Якобсон Я.С. с соавт., 1976). После ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедер смещение ОЦМ тела вверх еще более выражено. Эти данные касаются человека, находящегося в вертикальном положении. На рис. 7.18 показано сравнительное положение в воде здорового человека и инвалидов с различными уровнями ампутации.
Для здорового человека характерно положение, близкое к горизонтальному, угол атаки (а) составляет около 8° (рис. 7.18, А). После ампутации голени при статическом положении тела в воде и задержке дыхания на вдохе сохраняется положение, близкое к горизонтальному, угол атаки практически не меняется (рис. 7.18, Б). После ампутации на уровне бедра также сохраняется горизонтальное положение, хотя наблюдается тенденция к уменьшению угла атаки (рис. 7.18, В). После ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедер при статическом положении в воде (рис. 7.18, Г) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находятся выше уровня воды, угол атаки приобретает отрицательное значение.
| | | | | | | | | |
Такое положение значительно нарушает так называемую гидропланирующую позу, а для поддержания горизонтального положения и принятия положительного угла атаки при плавании необходима интенсивная работа руками. Учитывая отсутствие нижних конечностей, продвижение вперед при плавании кролем обеспечивается только за счет движений верхних конечностей, при этом подготовительные движения производятся быстро, низко над водой. Вместе с этим возникает гиперлордоз позвоночника, который носит компенсаторный характер. В целом эти особенности вызывают увеличение лобового сопротивления, снижение скорости движения, развитие утомления мышц верхних конечностей.
Рис. 7.18. Статическое положение в воде здорового человека и инвалидов с различными уровнями
ампутации
| При статическом положении тела лежа на спине, с задержкой дыхания на вдохе, у детей-инвалидов с дефектами обеих нижних конечностей отмечается выраженное сгибание в тазобедренных суставах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-отводящих контрактур, развивающихся вследствие ампутации, а также компенсаторным сгибанием поясничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова и культи бедер находятся выше уровня воды, а туловище уходит под воду. Мышцы шейного отдела позвоночника находятся в состоянии постоянного напряжения. На рис. 7.19 показано положение в воде здорового человека и инвалида с дефектами обеих нижних конечностей.
Для коррекции положения тела в воде в период начального обучения плаванию детей после ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедер рекомен дуется использование вспомогательных плавательных средств, утяжеляющего пояса и пробкового жилета (рис. 7.19). Использование пояса обеспечивает горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела с положительным углом атаки, снижает явление гиперлордоза позвоночника, способствуя тем самым уменьшению напряжения мышц спины и плечевого пояса. Применение жилета обеспечивает удержание плечевого пояса и головы над водой и способствует улучшению координации движений (Богатых В.Г., 1997).
Контрольные вопросы
1. Назовите отличительные особенности детских культей.
2. Расскажите об изменениях в скелете усеченной и сохраненнойнижней конечности вследствие ампутации.
3. Расскажите об изменениях в скелете усеченной верхней конечности вследствие ампутации.
4. Назовите и дайте характеристику аномалий развития бедра.
5. Перечислите изменения, характерные для врожденного недоразвития стопы.
6. Перечислите наиболее распространенные аномалии развития нижних конечностей.
7. Перечислите анатомо-функциональныегруппы врожденного недоразвития нижних конечностей.
8. Расскажите об аномалиях развития верхних конечностей по продольному типу.
9. Дайте краткую характеристику изменений в опорно-двигательном аппарате при врожденных дефектах верхних конечностей.
10. Перечислите физические упражнения, применяемые для формирования у детей раннего возраста двигательных компенсаций.
12. Назовите особенности ходьбы на протезах детей раннего возраста.
13. Какие формы занятий используются при работе с детьми раннего возраста?
14. Раскройте содержание занятий с детьми до двух лет.
15. Перечислите задачи в период подготовки к протезированию детей с дефектами нижних конечностей.
16. Раскройте содержание этапов обучения ходьбе на протезах в старшем дошкольном возрасте.
17. Перечислите задачи периода подготовки к протезированию детей с дефектами верхних конечностей.
18. Назовите особенности обучения детей пользованию протезами верхних конечностей.
19. Перечислите задачи при подготовке к первичному протезированию после ампутации нижних конечностей.
20. Приведите примеры коррекционно-компенсаторных упражнений для детей после ампутации нижних конечностей.
21. Перечислите задачи при подготовке к первичному протезированию после ампутации верхних конечностей.
22. Приведите примеры коррекционно-компенсаторных упражнений для детей после ампутации верхних конечностей.
23. Перечислите средства и задачи двигательной реабилитации в послеоперационном периоде после ампутации верхних и нижних конечностей.
24. Назовите задачи, которые решаются в период подготовки к протезированию.
25. Приведите примеры упражнений, направленных на устранение 'контрактур и тугоподвижности в суставах усеченной верхней конечности.
26. Расскажите об особенностях метода ручной редрессации.
27. Раскройте содержание фантомно-импульсивной гимнастики.
28. Перечислите виды упражнений, применяемых в период подготовки к протезированию.
29. Дайте краткую характеристику задач периода освоения протез-но-ортопедических изделий.
30. Расскажите об особенностях процесса обучения пользованию протезами верхних конечностей.
31. Охарактеризуйте этапы процесса обучения ходьбе на протезе бедра.
32. Расскажите об особенностях обучения ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер.
33. Перечислите типичные двигательные ошибки, возникающие в процессе обучения ходьбе на протезах.
34. Приведите примеры подвижных игр, в которых могут участвовать дети с дефектами верхних и нижних конечностей.
35. Расскажите о возможностях организации процесса обучения пользованию протезно-ортопедическими изделиями в условиях игровой деятельности.
36. В чем заключается многосторонность воздействия подвижных игр на детей с дефектами конечностей?
37. Перечислите спортивные игры, доступные для детей с односторонними дефектами верхних конечностей.
38. Назовите спортивные игры, участие в которых не требует использования протезно-ортопедических изделий.
39. Какова роль спортивных игр в двигательной реабилитации детей с дефектами конечностей?
40. Перечислите виды упражнений с отягощениями, доступные для детей после ампутации обеих голеней, бедер, бедра и голени.
41. Перечислите виды упражнений с отягощениями, доступные для детей с дефектами верхних конечностей.
42. Назовите методические требования к выполнению упражнений с отягощениями после ампутации верхних и нижних конечностей.
43. Расскажите о преимуществах использования тренажеров в процессе двигательной реабилитации детей-инвалидов.
44. Расскажите о преимуществах занятий физическими упражнениями в водной среде с детьми-инвалидами.
45. Приведите примеры подвижных игр, способствующих решению задач ознакомления с физическими свойствами воды.
46. Расскажите о биомеханических особенностях плавания детей после ампутации нижних конечностей.
47. Назовите последовательность решения задач при начальном обучении плаванию.
48. Расскажите, почему обучение плаванию способом баттерфляй проводится после овладения кролем на груди и спине и перед изучением плавания способом брасс.
Литература
1. Богатых В.Г. Лечебное и оздоровительное плавание в реабилитации инвалидов после ампутации нижних конечностей // Социальная защита. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов: Обзор, инф. / ЦБНТИ Минтруда РФ. — М., 1997. — Вып. 33. — 38 с.
2. Вехби А. Комплексная методика обучения ходьбе на протезе бедра при первичном протезировании инвалидов средствами физической культуры и искусственной коррекции движений: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1999. — 34 с.
3. Добровольский В.К., Ступкина Н.В., Грабовская НА., Лаптева М.П., Чудакова В.В. Лечебная физическая культура при протезировании детей с дефектами верхних конечностей // Методические рекомендации. — Л., 1979. — 36 с.
4. ДобровольскийВ.К., СтупкинаН.В., Ананьева Т.А. Лечебная физическая культура при протезировании детей с дефектами нижних конечностей / Методические рекомендации. — Л., 1981. — 44 с.
5. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф.. Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие // Под. ред. проф. С.П. Евсеева.— М.: Советский спорт, 2000. — 152 с.
6. Каптелин А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии. — М.: Медицина, 1986. — 224 с.
7. Курдыбайло С.Ф. Морфофункциональное обоснование двигательных возможностей инвалидов после ампутации конечностей как основа медико-социальной реабилитации: Дис. ... докт. мед. наук. — СПб., 1993. — 431 с.
8. Малышев А.И. Коррекция стрессорной реакции инвалидов после ампутации нижних конечностей средствами адаптивной физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2002. — 174с.
9. Морозова О.В. Адаптационно-компенсаторные реакции кардио-респираторной системы у детей-инвалидов при занятиях физической культурой: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — СПб., 1998. — 123 с.
10. Мосунов Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания). — СПб.:
Плавин, 1996. — 177 с.
11. Орешкина Ю.А. Обучение плаванию детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности (с сохранным интеллектом): Автореф дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2001. — 17с.
12. Протезирование детей с дефектами конечностей // Под ред. В.И. Филатова. — Л.: Медицина, Ленинградское отд., 1981. — 278 с.
13. Руководство по протезированию и ортезированию // Под ред. А.Н. Кейера и А.В.Рожкова. — СПб., 1999. — 624 с.
14. Сазыкин В.Г. Методика предотвращения критических ситуаций при обучении плаванию детей-инвалидов: Автореф. дис. ...канд. пед.наук. — Волгоград, 2000. — 24 с.
Глава 8
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
8.1. Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями
Главное для детей с ограниченными возможностями — максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире ижить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям, педагогам и другим специалистам необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обучения, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе.
Каждый человек должен иметь возможность получать необходимые знания, умения и навыки, обучаясь в школе или дома. Это относится ко всем детям, в том числе и к детям с ограниченными возможностями. Цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку самоутвердиться и социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности, ограниченные структурой дефекта.
Сущность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход к личности ребенка. Сущность личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности ребенка: психические, физические, интеллектуальные, т. е. те возможности, которые обеспечат ему самостоятельную жизнедеятельность в будущем. Эта функция по воспитанию ребенка ложится прежде всего на семью, родителей, которые подчас не в состоянии обеспечить достойное воспитание и нуждаются в дополнительной помощи.
В специальных (коррекционных) школах в этом отношении проводится много различных мероприятий для учащихся, включающих в себя подготовительную, коррекционную и социально-адаптационную работу. Школа выполняет здесь кооперативную роль. Она может давать родителям необходимые знания и рекомендации и оказать действенную помощь детям. Поэтому тесная совместная работа между родителями и школой является одной из важных сторон педагогической деятельности. Формы ее различны — это посещение учащихся на дому, регулярные беседы с родителями, консультации, советы, помощь родителей школе и другие встречные шаги.
Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообразная группа. Нарушения зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Но независимо от характера патологии для правильно организованного воспитания ребенка родители должны иметь отчетливое представление о причинах отклонения от нормального развития и о возможных последствиях.
Е. С. Иванов (2000) отмечает, что отношение родителей к диагнозу умственная отсталость у их ребенка далеко не однозначное. Сходные реакции родителей наблюдаются и при других диагнозах, констатирующих нарушение в развитии, но реакции имеют различные проявления.
Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без отсутствия которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить «ярлыком» будущее сыну или дочери. Эта проблема имеет социальные и исторические корни и связана с отношением общества к инвалидам. Известны ситуации, когда у родителей формируются так называемые рентные установки, тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но требуют повышения социального статуса ребенка и семьи, ожидая от общества только материальной поддержки.
Перечисленные реакции носят не конструктивный характер и могут быть лишь препятствием на пути адаптации самого ребенка и его родителей. Наиболее правильной представляется совместная со специалистами работа по поиску рациональных путей социальной адаптации детей, забота об их будущем, воспитании, образовании, трудоустройстве, которое соответствовало бы реальным возможностям молодого человека (Иванов Е.С., Исаев Д.Н., 2000).
Не всегда условия в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Воспитание здорового полноценного ребенка — достаточно сложный процесс, воспитание ребенка с проблемами в развитии — во сто крат труднее и ответственнее. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного подхода родителей к их развитию, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества (Шипицына Л.М., 2002).
Ситуация восприятия ребенка-инвалида в семье характеризуется рядом особенностей:
— у родителей и детей фрустрируется ряд потребностей, таких как потребность в общении, потребность в продолжение рода и т. д.; — длительным и иногда хроническим состоянием тревоги, отчаяния, отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непониманием со стороны окружающих людей;
— проблемы сохранения семьи; опасение, что муж оставит семью;
— частые материальные трудности;
— проблемы в продолжении карьеры и самоактуализации родителей;
— частые психотравмирующие ситуации, связанныес состоянием здоровья ребенка, социальными проблемами и т. д.;
— полная поглощенность проблемами, связанными с ребенком;
— изоляция от общества в целом.
В современной психологической литературе можно встретить различные классификации стилей семейного воспитания. Например, стили взаимоотношений в семье делят на три основных: авторитарный, либеральный и демократический.
Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1999) предложили следующую классификацию нарушенных типов семейного воспитания:
· потворствующая гиперпротекция;
· доминирующая гиперпротекция;
· эмоциональное отвержение;
· повышенная моральная ответственность;
· гипопротекция.
К детям-инвалидам в семьях предъявляются, как правило, заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенок обычно ограничен в собственной активности. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности общения, установления межличностных, межполовых контактов.
Чтобы родительская любовь стала силой, формирующей характер и психическое состояние ребенка, по мнению Л. М. Шипицыной (2002), родители детей-инвалидов должны обладать следующими ключевыми чертами:
— иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
— строить свои отношения к ребенку на ожидании успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
— четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
— развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь до минимума.
Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности и т. п. Ребенок-инвалид — тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Ребенок-инвалид требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо стараться разделить обязанности в семье, и общество должно внести свой вклад.
Родители инвалидов с детства поставлены в неравные с другими условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе или, напротив, заставляет родителей чуть ли не насильно требовать понимание к себе и ребенку. Страдает родительское самолюбие, под угрозой жизненная перспектива, а это очень важно для семьи. В этой ситуации и детям, и родителям надо говорить об ихвозможностях, а не о том, что им недоступно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|