Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерные упражнения с отягощениями для детей после ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедра или бедра и голени





 

Область воздействия Виды упражнений
Мышцы плечевого пояса 1. Сгибание-разгибание рук в положении сидя на наклонной скамье, штанга на груди. 2. Сгибание-разгибание рук на тренажере для развития двуглавой мышцы плеча. 3. Попеременное сгибание-разгибание рук в локтевых суставах с гантелями, сидя в коляске или на наклонной скамье.
Мышцы груди 1. Жим штанги в положении лежа на гори­зонтальной или наклонной скамье. 2. Жим гантелей в положении лежа на гори­зонтальной или наклонной скамье. 3. Отведение и приведение рук с гантелями в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье. 4. Приведение и отведение рук на тросовом тренажере в положении сидя.
Мышцы спины 1. Тяга вертикального блока за голову. 2. Тяга вертикального блока к груди. 3. Сгибание-разгибание рук в висе на высо­кой перекладине к груди или за голову.
Мышцы живота 1. Сгибание ног в тазобедренных суставах в положении сидя на скамье. 2. Сгибание-разгибание туловищаиз положе­ния лежа.

 

Так, стандартные тренажерные комплексы содержат лишь узкие скамьи, в связи с чем упражнения в положении лежа на горизон­тальной скамье вызывают закономерные колебания туловища вслед­ствие уменьшения величины опорной поверхности, что может приве­сти к падению и получению травмы. Данная проблема может быть успешно решена при помощи изменения внешних условий, например использования дополнительной опоры для культей в виде коляски. Подобный методический прием позволяет сохранять равновесие и добиться технически правильного выполнения упражнений.



В процессе занятий со свободными отягощениями и на трена­жерах необходимо соблюдать некоторые наиболее важные методи­ческие требования выполнения упражнений.

1. Необходимо исключить возможность промедления между по­вторениями в подходе.

2. Между концентрическим и эксцентрическим сокращениями следует выполнять непродолжительную паузу.

3. Следует осуществлять контроль за пассивной фазой выполне­ния упражнения, не допуская резкого уступающего движения.

4. При выполнении всех упражнений пассивную и активную фазы действия необходимо выполнять с одинаковой скоростью.



5. В процессе выполнении упражнений следует избегать задер­жки дыхания.

Соблюдение последнего методического требования вызвано тем, что выполнение силовых упражнений может сопровождаться суще­ственными перепадами артериального давления. При натуживании в результате уменьшения венозного возврата крови и соответствен­но сердечного выброса уменьшается систолическое и повышается диастолическое артериальное давление. Подобные колебания арте­риального давления можно нивелировать при помощи специальных методических приемов. На этот счет существует несколько точек зрения. Одни авторы рекомендуют выполнять вдох в активной фазе упражнения, т. е. при преодолении внешнего сопротивления (Моро­зова О.В., 1998), другие считают, что вдох следует выполнять в пас­сивной фазе (Яшина Т.А., 1998; Мухина А.В., 1999), третьи допуска­ют оба варианта, но при этом советуют руководствоваться субъективными ощущениями (Уайдер Д., 1992). Однако следует учи­тывать возможность задержки дыхания при выполнении вдоха в активной фазе движения. Именно задержка дыхания при выполне­нии упражнения может привести к увеличению внутригрудного дав­ления, которое оказывает сопротивление венозному возврату крови К сердцу. Компенсаторным явлением в деятельности организма в Ответ на внезапность изменения кровяного давления и его колебания может быть снижение притока крови к головному мозгу, голо­вокружение и потеря сознания. Следовательно, учитывая возможность изменения внутригрудного давления вследствие мышечного напря­жения при преодолении внешнего сопротивления, логично и физио­логически правильно сочетать вдох с пассивной фазой движения, а выдох — с активной. При занятиях с детьми-инвалидами рекомен­дуется именно этот вариант. Если при выполнении упражнений имеют место трудности в согласовании правильной техники и дыхания, допускается произвольное дыхание. Лишь после достаточного освое­ния техники упражнений внимание можно концентрировать на обу­чении согласованности дыхания в соответствии с фазами двигатель­ного действия.



Допуск детей-инвалидов к занятиям на тренажерах основыва­ется на результатах тщательного медицинского осмотра, оценки фи­зического состояния, выполнения функциональных проб и других критериях врачебно-педагогического контроля.

 

7.6. Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста

Занятия физическими упражнениями в водной среде с детьми, имеющими различные дефекты конечностей, используются как одна из форм педагогического и оздоровительного воздействия. В силу разностороннего воздействия на организм физические упражнения в воде обладают широким потенциалом и являются эффективным средством повышения функциональных возможностей кардиореспираторной системы, показателей нейрогуморальной регуляции (Васи­льев П.П., 1978; Каптелин А.Ф., 1986), способствуют повышению устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней сре­ды. Отсутствие статического напряжения мышц при выполнении упражнений, горизонтальное положение туловища при плавании об­легчают работу сердца, способствуют нормализации тонуса сосудов, увеличению количества функционирующих капилляров, улучшению венозного оттока и лимфообращения (Аненкова М.В,, Гинзбург А.А., 2000). Термический фактор водной среды имеет существенное зна­чение в восстановлении нервно-рефлекторных и сосудистых процес­сов. Раздражение кожных рецепторов вызывает увеличение потока импульсов в центральную нервную систему, что в свою очередь изменяет сосудистый тонус, периферическое сопротивление капил­ляров и приводит к перераспределению крови внутренних органов. В воде увеличивается амплитуда движений в суставах, произвольные мышечные сокращения усиливают интенсивность обменных про­цессов, повышается потребление кислорода и накопление тепла (Ступин Ю.В., Лебедев В.И., 1990).

Известно, что гидроневесомость значительно снижает гравита­ционные нагрузки на поврежденную конечность и тем самым по­зволяет дозировать и относительно равномерно развивать усилия конечностью. Подъемная сила воды облегчает условия восстанов­ления двигательных актов. Таким образом, физические упражнения в водной среде являются эффективным средством повышения компенсаторных возможностей организма (Мосунов Д.Ф., Кебкало В.И., 1996).

Среди противопоказаний для занятий в бассейне следует выде­лить наличие открытых ран, кожные и острые воспалительные забо­левания, острые вирусные инфекции и некоторые другие. В связи с этим, перед назначением занятий в бассейне осуществляется обяза­тельный общий осмотр терапевтом, врачом ЛФК, дерматологом.

Занятия проводятся в бассейне, глубина которого не более 1,2 м. Температура воды составляет 25—26° С. Покрытием бассейна слу­жат облицовочные керамические плитки, исключающие скольжение. Дети после ампутации голени или бедра для прохода к чаше бассей­на используют костыли. Спуск в воду осуществляется по стацио­нарной лестнице с перилами, которая находится у торцевой части чаши. Ширина лестницы 1 м, ширина ступеней 25—35 см, высота 12—14 см. Дети после ампутации обеих нижних конечностей для прохода к чаше пользуются креслом-коляской, а для спуска в воду специальными электромеханическими подъемниками.

Одной из форм проведения занятий в водной среде после ам­путации нижних конечностей является коррекционно-оздоровительная гимнастика, направленная на повышение адаптационно-компенса­торных возможностей организма, профилактику нарушений осанки и образования контрактур, развитие силы мышц, координационных спо­собностей, повышения иммунологической резистентности и др.

Занятия гимнастикой в воде проводятся в группах по 4—6 че­ловек или индивидуально, длительностью 30—45 мин. В основной части занятия применяются упражнения, выполняемые у опоры и при помощи вспомогательных плавательных средств в положении лежа на спине и на груди. Комплексы гимнастики дифференцируют­ся в зависимости от уровня ампутационного дефекта и степени ог­раничения двигательных функций. В заключительной части приме­няются упражнения на расслабление (рис. 7.15). Они выполняются с опорой о поручни бортика бассейна при использовании специаль­ных плавательных средств в положении лежа на спине или без опоры путем легких балансиру­ющих движений верхними и ниж­ними конечностями небольшой амплитуды. В табл. 7.6 и 7.7 представлены примерные упраж­нения в воде для детей-инвали­дов младшего и среднего школь­ного возраста с дефектами нижних конечностей.

 

 
 

 

 

Рис. 7.15. Мышечная релаксация в воде

На этапе начального обуче­ния плаванию в первую очередь решаются задачи ознакомления с физическими свойствами воды: со­противлением, вязкостью, выталкивающей силой, осуществляются пе­редвижения вдоль бортика бассейна с опорой о поручни, элементар­ные движения руками и культями. По продолжительности первое занятие не превышает 20—25 мин по причине быстрого утомления детей. В дальнейшем происходит обучение погружению в воду с задержкой дыхания, открыванию глаз под водой, выдоху в воду, сколь­жению. Для решения этих задач в условиях мелкого бассейна целе­сообразно применение игровых заданий и упражнений, так как они способствуют более эффективному усвоению материала. Так, в про­цессе работы с детьми младшего школьного возраста используются игры «Сосчитай, сколько игрушек» — для обучения погружению и открыванию глаз под водой, «Медуза», «Поплавок» — для обучения всплытию и ознакомления с выталкивающими свойствами воды, «Ка­чели» — для обучения выдоху в воду, и др. Сначала дети выполня­ют эти упражнения у опоры и лишь в дальнейшем в безопорном положении (Орешкина Ю.А., 2001).

 

Таблица 7.6

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.