Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация, продолжительность и формы проведения занятий





Комплекс лечебной гимнастики назначают в соответствии с диагнозом, возрастом и функциональными возможностями ребенка;

по мере освоения упражнений комплекс расширяется за счет вклю­чения новых упражнений специальной направленности и увеличе­ния числа их повторений. В условиях стационара занятия проводят­ся преимущественно индивидуально, в палате или в кабинете реабилитации (предпочтительно). Продолжительность и место гим­настических упражнений в режиме дня могут сильно варьировать в зависимости от содержания и распорядка других реабилитацион­ных мероприятий. В ряде случаев упражнения специальной направ­ленности выделяют в отдельную процедуру (занятие в кабинете БОС или на тренажерах проводят в соответствии с расписанием). Обычно занятия с методистом продолжительностью около 40 мин проводят один раз в день, в первой половине дня. Рекомендуется проведение второго занятия полной длительности (60—90мин) в вечернее время с методистом либо родителями пациента и повторе­ние основных упражнений комплекса 4—6 раз в течение дня (по 12—15 мин).

Пациенты с плегиями, как правило, не способны к самостоя­тельной интенсивной двигательной активности, поэтому увеличе­ние нагрузки обеспечивается увеличением продолжительности при умеренной интенсивности занятия. Психофизические особенности детского возраста (быстрая утомляемость, невозможность продол­жительной концентрации внимания, неприятие длительной монотон­ной деятельности) диктуют необходимость частой перемены дея­тельности и использования в занятиях игр или элементов игры. Например, ребенок 3—5 лет выполнит поочередное сгибание ног более эффективно, если при этом будет катать мишку и зайчика (кукол, машинки разных моделей и др.), закрепленных в области коленных или голеностопных суставов, устраивать между ними со­ревнования и т.д.



Эмоционально более насыщенными являются групповые заня­тия, на которых 4—6 пациентов объединяют по возрасту либо двигательным возможностям; при этом для каждого ребенка с полной плегией или глубоким парапарезом (либо младшего воз­раста) и для детей с тетрапарезами необходим сопровождающий (родственники или персонал), обеспечивающий индивидуальную помощь и страховку. Исключительно важными условиями успеш­ности групповых занятий являются наличие в группе положи­тельного лидера, настроенность детей и их родителей на позитив­ные сдвиги, поощрение любых успехов. Положительный пример, совместные игры, здоровая соревновательность и доброжелатель­ная обстановка позволяют проводить длительные занятия без эмо­ционального утомления. Хорошим фоном для занятий является музыкальное сопровождение.



Место проведения занятий должно быть оборудовано теплым напольным покрытием (жесткие маты, татами) либо полом с подо­гревом. Во время занятий детям с нарушениями функций тазовых органов рекомендуется использовать подгузники (только HEPPI), а на случай срочно­го переодевания в кабинете (зале) необходимо иметь ширму.

Ниже представлены комплексы упражнений, предложенные раз­ными авторами для занятий на разных этапах травматической бо­лезни при разных уровнях поражения спинного мозга (табл. 6.16— 6.20).

Таблица 6.16

Дыхательные упражнения в остром периоде травматической болезни

(по Найдину В.Л., 1972, с изменениями)

№ п/п Исходное положение Характер упражнения Методические приемы
1.   Лежа на спине   Пассивное   Методист стоит сбоку от пациента, руки на грудной клет­ке, пассивно следуют за экскурсией грудной клетки в ритме дыхания больного. Во время выдоха методист произ­водит вибрирующее сдавление грудной клетки с постепен­ным увеличением усилия. При вдохе методист оказывает легкое сопротивление рас­ширению грудной клетки. Место приложения рук изме­няют через 2—3 дыхательных цикла (участки грудной клет­ки, область реберного угла, жи­вота). Форсированное дыха­ние (6—7 циклов) чередуют с обычным (4—5 циклов), за­ тем упражнение повторяют
2.     То же     Пассивно-активное     То же упражнение, с активной помощью пациента: форсирование выдоха «втягиванием» мышц живота, вдоха — выпя­чиванием брюшных мышц
3.     Лежа на спи­ не, наклон ту­ловища влево либо на ле­вом боку, под нижней частью грудной клетки — валик   Активно-пассивное. Преимуще­ственная вентиляция нижней доли правого легкого     Методист рукой фиксирует верхнюю часть правой поло­вины грудной клетки, оказы­вая на вдохе сопротивление расширению грудной клетки, на вдохе — вибрирующим движением увеличивая его амплитуду. Пациент на вдохе «выпячивает» мышцы живота(диафрагма опускается) и одно­временно расширяет грудную клетку, преодолевая сопротивле­ние руки методиста, на выдохе «втягивает» мышцы живота (ди­афрагма поднимается). После 7—8 упражнений — 1,5 мин произвольного дыхания, затем упражнение повторяют
Лежа на спи­не, наклон ту­ловища впра­во либо на правом боку, под нижней частью груд­ной клетки — валик   Активно-пассивное. Преимуще­ственная вентиляция нижней доли левого легкого   Методист рукой фиксирует верхнюю часть правой поло­вины грудной клетки, в ос­тальном методика та же, что в предыдущем упражнении  
Лежа на ле­вом боку, под нижней ча­стью грудной клетки — ва­лик   Активно-пассивное. Преимуще­ственная вентиляция верхней доли правого легкого Методист одной рукой сверху фиксирует средненижнюю об­ласть половины грудной клет­ки, в другой рукой оказывает дозированное сопротивление верхней области грудной клет­ки с этой же стороны во вре­мя вдоха  
Лежа на пра­вом боку, под нижней ча­стью грудной клетки — валик   Активно-пассивное. Преимуще­ственная вентиляция верхней доли левого легкого   Та же, что в предыдущем упражнении  
Лежа на спи­не, кисти рук сцеплены «в замок» на животе   Активное   На вдохе пациент поднимает над головой сцепленные «в замок» руки, на выдохе опус­кает в исходное положение  

 



Таблица 6.17

Комплекс упражнений при травме шейного отдела позвоночника, ранний период

(по Епифанову В.А., 1987, с изменениями)

 

Исходное Упражнения Методика
Лежа на спине   Диафрагмальное дыхание Тыльное и подошвенное сгиба­ние стоп Сжимание и разжимание паль­цев кисти Круговые движения стопами Сгибание и разгибаниерук влоктевых суставах Попеременное сгибаниеног вколенных суставах   Диафрагмальное дыхание Сгибание и разгибание в лучезапястных суставах Попеременное отведение и при­ведение правой и левой ног Круговые движения в лучезапястных суставах Диафрагмальное дыхание   Дозировка: упражнения выпол­няются по 4—6 раз. Темп выполнения медленный     Не отрывать пятку от горизонтальной поверхности  

Таблица 6.18

Комплекс упражнений при травме нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника, ранний период

(по Кукушкиной Т.Н. с соавт., 1981, с изменениями)

 

№ п/п   Упражнения   Дозировка, методические приемы  
Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища  
1. Тыльное сгибание в голеностопных суста­вах и рук в локтевых суставах со сжима­нием пальцев в кулак   10—12 раз  
2.   Поочередное сгибание правой и левой ног в коленных и тазобедренных суставах без отрыва от горизонтальной поверхности   6—7 раз каждой ногой  
3.   Поднимание рук вверх в координации с дыханием (руки вверх — вдох, вниз — выдох)   4—5 раз каждой рукой  
4.   Отведение ноги в сторону с последующим приведением (по скользящей поверхности без отрыва пятки, с отрывом пятки, по обыч­ной поверхности, с легким отягощением)   4—5 раз каждой ногой Стопы в поло­жении тыльного сгибания  
5.   И.п.— ноги согнуты в коленях, упор на локтях и стопах. Поднимание таза — вдох, опускание — выдох   4—5 раз  
6.   И.п.— ноги согнуты в коленях, упор сто­пами о поверхность. Поднимание одной ноги на носок с одновременным опусканием вто­рой на пятку   12—16 раз  
7.   И.п.— руки согнуты в локтях, ноги разо­гнуты. Прогнуться в грудном отделе позво­ночника, не поднимая таза с опорой на лок­ти, голову, плечи, удержаться в этом положении, затем опуститься   6—7 раз  
8.   Поднять руки к плечам, развести локти, соединив лопатки — вдох, опустить — выдох   6—8 раз  
9.   Поднять выпрямленную ногу до угла 45°, стопа в положении тыльного сгибания, «на­писать» в воздухе цифры 1—3 (5), вернуть­ся в и.п.   2—3 раза каж­дой ногой. Дыха­ние равномерное  
10.   Глубокое дыхание   30 с  
11.   Поворот на живот      
Исходное положение — лежа на животе, руки вдоль туловища
12.   Поочередное сгибание ног в коленных су­ставах с одновременным тыльным сгиба­нием стоп   10—12 раз  
13.   И.п.— упор на предплечьях. Опираясь на кисти и предплечья, поднять голову и пле­чи, удержаться в этом положении, затем опуститься   6—8 раз  
14.   Согнуть ногу в коленном суставе, стопа в положении тыльного сгибания, поднять ногу, разогнуть   6—8 раз каждой ногой  
15.   И.п.— руки к плечам. Приподнять плечи, голову и верхнюю часть туловища. Соеди­нив лопатки, удержаться в этом положе­нии   5—6 раз  
16.   Приподнять выпрямленную ногу назад, отвести в сторону, вернуться в исходное положение   6—7 раз каждой ногой  
17.   Поворот на спину      
Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища
18.   Глубокое дыхание   30 с  
19.   Поочередное сгибание рук в локтевом сус­таве с одновременным тыльным сгибани­ем разноименной стопы   12—16 раз (выполнять с усилием)  
20.   Поднимание выпрямленных рук вверх — вдох, опускание — выдох   6—7 раз  
Упражнения для статического напряжения мышц спины Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища
21.   И.п. — ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, упор на стопы, руки со стороны. Прогнуться в грудном отделе по­звоночника, не отрывая таза. Удерживаясь в этом положении, выполнить круговые дви­жения руками   3—4 раза  
22.   Прогнуться, приподнимая таз, с опорой на голову, руки и пятки. Удержаться в этом положении   3—4 раза  
Исходное положение — лежа на животе, руки вдоль туловища  
23.   И.п.— руки сцеплены в замок сзади. Прогнуться в грудном отделе, удержаться в этом положении   2—4 раза  
24.   Приподнять выпрямленную ногу назад, удер­жаться в этом положении   4 раза  
25.   Упражнение 24 выполнить двумя ногами одновременно      
26.   В том же положении имитация движений стиля «кроль» ногами   20—30 движений  
27.   И.п.— руки к плечам. Круговые движения в плечевых суставах, одновременно с про­гибом в позвоночнике   6—8 раз  
28.   И.п.— руки опущены с постели. Прогнуть­ся назад, разведя руки в стороны, соединяя лопатки, удержаться в этом положении   2—3 раза  

 

Таблица 6.19

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.