|
Значимость в баллах клинических показателей при детских церебральных параличах (ДЦП)
(НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера)
№ п/п
| Клинические показатели
| Оценка степени выраженности показателей в баллах
| 5 баллов
| 4 балла
| 3 балла
| 2 балла
| 1 балл
| |
|
|
|
|
|
|
| | 1.
| Способность са
мостоятельного
передвижения
| Ребенок ли
шен возмож
ности самосто
ятельно пере
двигаться, си
деть, ходить
| Ребенок может
только удержи
ваться в поло
жении сидя.
Стоит с под
держкой в не
правильной
позе (ноги вы
прямлены во
всех суставах,
опора на носки,
или ноги полу
согнуты во всех
суставах, экви-
новарус или
эквиновальгус.
Шаг не сформирован, не ходит.
| Ребенок сидит
с круглой спи
ной, сам при
саживается,
сам встает,
стоит у опоры,
ходит с под
держкой, по
ходка дефор
мирована, шаг
неправильный,
выражен экви-
новарус или
эквиновальгус
| Стоит и ходит
самостоятель
но, но с опорой
на палки или
костыль. По
ходка непра
вильная но мо
жет пройти
большое рас
стояние
| Практически
возможны все
движения, сам
ходит
| |
| Произвольные
движения рук
| Отсутствуют
или резко снижены. Отсутствуют хватат е л ь н ы е
реакции и ре
акции опоры
| Предметы рука
ми не берет или
берет с патологической установкой кистей,
не удерживает.
Не тянется к
игрушке
| Произвольные
движения рук
имеются, но им
препятствует
пронационная
установка пред
плечий и кис
тей, сгибатель-
ная — пальцев.
Установка и
движения рук
неправильные,
имеет место па
тологическая
активность про-
наторов и сгибателей предплечья и кисти
| Произвольные
движения рук
в полном или
почти полном
объеме
| Производит
сложные движения руками
| |
3
| Состояние
рефлекторной
сферы
| Выражены
все тонические рефлексы,
формирующие
все патологические установки конечностей
| Выражены тонические рефлексы, формирующие патологические установки преимущественно в нижних конечностях
| С трудом пре
одолевает от
дельные патологические
установки
| Легко преодолевает отдельные патологические установки
|
| | 4.
| Тонус мышц
| Тяжелые нарушения по типу спастичности или ригидности мозжечковой дистонии, гипотонии выражены во всех мышцах тела
| Легкие нарушения того же характера
| Повышен в отдельных группах мышц верхних и нижних конечностей, преодолевается с трудом при движениях
| Патология мышечного тонуса легко преодолима при движениях
| Не изменен
| | 5.
| Гиперкинезы
| Выражены
| Незначительно выражены
| Могут произвольно подавляться
|
| Отсутствуют
| | 6.
| Атаксия верхних и нижних конечностей
| Выражена
| Незначительно выражена
|
|
| Отсутствует
| | 7.
| Контрактуры
| Множественные, стойкие в верхних и нижних конечностях
| Органические контрактуры суставов нижних конечностей
| Контрактуры крупных суставов, но больше — функциональные
(тугоподвижность в суставах)
| Контрактуры в отдельных суставах, но они не препятствуют передвижению
| Возможны остаточные легки деформации отдельных, преимущественно
мелких суставах пальцев рук ,стопы
| | 8.
| Способность к самообслуживанию
| Себя не обслуживает
| Примитивно обслуживает себя (держит
ложку, надевает некоторые предметы одежды)
| Частично себя обслуживает — не застегивает
пуговицы, не шнурует обувь
| Не может исполнять отдельные сложные движения в процессе самообслуживания
| Самообслуживание полное
| | 9.
| Речь
| Непонятна окружающим
| Та или иная форма дизартрии, задержка
речевого развития. Речь понятна только близким больного
| Речевые нарушение заметны всем, кто
говорит с ребенком, но
речь его понятна для окружающих, речевое общение
активное
| Нарушения речи не заметны для окружающих, но четко выявляются при специальном обследовании
| Соответствует норме
| | 10.
| Зрительно-пространственное восприятие
| Грубые нарушения
| Выраженный локальный эффект зрительно-пространственого
восприятия, с
трудом поддающийся коррекции
| Нарушения зрительно-пространственно
го восприятия,
корригирующиеся в ходе школьного обучения
| Легкие нарушения зрительно-пространственного
восприятия,
выявляемые
только при тестировании
| Соответствует норме
| | 11.
| Мышление
| Доступны -только простейшие обобщения
| Развито только конкретное мышление
| Уровень развития абстрактно-логического
мышления от
стает от возраста
| Испытывает трудности при освоении от
дельных логических операций
| Соответствует
норме
| | 12.
| Задержка
психического
развития
| Грубая задержка психо-речевого развития
| Выраженная
задержка психического раз
вития с пространственными
нарушениями
| Задержка пси
хического раз
вития, с одним
или несколькими нарушениями корковых функций
| Легкая задержка психического развития
|
| | 13.
| Недоразвитие интеллектуальной сферы (по типу олигофрении)
| Грубая дебильность, осложненная нарушением корковых функций
| Умеренная дебильность
| Легкая дебильность, осложненная нарушениями корковых функций
| Легкая дебильность с невро-зоподобными проявлениями
|
| | 14.
| Успеваемость в
школе (массовой, вспомогательной)
| Отстает по
всем предметам школьной
программы
| Отстает по
большинству
предметов
школьной про
граммы
| Отстает по от
дельным пред
метам
| Успевает удовлетворительно
| Успевает
хорошо
| | 15.
| Нарушения
поведения и
эмоционально-
волевой сферы
| Психопатоподо-бное поведение, постоянные конфликтные ситуации, не под
дающиеся
коррекции
| Выраженные
эмоционально-
волевые нарушения в виде
расторможенности страхов или сниженного настроения.
Частые конфликтные ситуации с трудом
корригируются
| Эмоционально-
волевые нарушения выражены умеренно. Отдельные
конфликтные
ситуации хорошо корригируются
| Проявление
нарушений
эмоционально-
волевой сферы и поведения обусловлены ситуацией и легко корригируются
| Отсутствуют
| | 16.
| Судорожный
синдром
| Полиморфные
приступы более 4—5 раз
в месяц с изменениями
личности по
эпилептическому типу
| Полиморфные
припадки более
4—5 раз в месяц, без изменений личности
| Припадки с
частотой 1 раз
в месяц и реже
| Припадки в
анамнезе, эпизодические,
редкие
|
| | 17.
| Гипергеплион-
ный синдром (по клиническим данным)
| Выражен, про
явления постоянные, не зависит от физической или
умственной
нагрузки,
включая
школьную в ЛФК
| Проявления
после незначительной физической или
умственной
нагрузки
| Проявления
после значительной физической и умственной на
грузки
| Эпизодические
проявления после значительной физической или умственной на
грузки
|
| | 18.
| Нарушение слуха
| Больной не слышит обращенную речь
| Тугоухость и выраженные нарушения фонематического слуха препятствуют общению с окружающими
| Снижение слуха имеет место, но не препятствует общению
| Негрубые нарушения фонематического
слуха выявляются только при тестировании
|
| | 19.
| Масса тела
| Отклонение
от нормы до ± 20%
| Отклонение
от нормы до ± 15%
| Отклонение
от нормы до ± 10%
| Соответствует
норме
|
| | 20.
| Очаги хронической инфекции
| Обострение
| Стихание обострения
| Неполная ремиссия
| Ремиссии
| Отсутствуют
| | 21.
| Интеркуррентные заболевания
| Неоднократно
| Однократно во 2-й половине
лечения
| Однократно в начале или в первой половине лечения
| Отсутствуют
|
| | 22.
| Устойчивость к
охлаждению, закаливающие мероприятия
| Резко снижена, закаливающие мероприятия не проводятся
| Низкая, закаливающие процедуры проводятся по слабой нагрузке (1—2 вида)
| Пониженная,
закаливающие
процедуры проводятся по слабой нагрузке (3—4 вида)
| Удовлетвори
тельная, закаливающие процедуры проводятся по средней нагрузке (1—3 вида)
| Расширение
режима закаливающих мероприятий за пределы средней нагрузки. Высокая устойчивость к охлаждению
| |
Контрольные вопросы и задания
1. Какие нарушения преимущественно наблюдаются при ДЦП?
2. Какие формы ДЦП встречаются наиболее часто?
3. При какой форме ДЦП выявляются самые тяжелые двигательные, речевые и психические нарушения?
4. Какие рефлексы необходимо развивать у детей с ДЦП?
5. Какие мышцы наиболее спастичны при ДЦП?
6. Какие мышцы наиболее ослаблены при ДЦП?
7. Какие упражнения стимулируют психику при ДЦП?
8. Какие упражнения стимулируют речь при ДЦП?
9. Какими упражнениями целесообразно расслаблять дистальные отделы конечностей?
10. Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в верхних конечностях?
11. Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в нижних конечностях?
12. Какими средствами тренируется функция равновесия при ДЦП?
13. Какие упражнения помогают формировать выпрямительные рефлексы?
14. Какие средства используются для формирования сидения?
15. Какие средства используются для формирования ползанья?
16. Какие средства используются для формирования стояния и ходьбы?
17. Какие задачи решаются на занятиях по адаптивному физическому воспитанию при ДЦП?
18. Какими упражнениями на фитболах можно уменьшить действие позотонических рефлексов?
19. Какими диагностическими тестами можно оценить эффективность коррекции двигательных нарушений при ДЦП?
Литература
1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988. — 328 с.
2. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и ЛФК при ДЦП. — Л., 1971.
3. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП. — Л., 1986. — 176 с.
4. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. — М., 2000. — 224 с.
5. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятия физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. — М.,1991.
6. Ефимова Л.В. Санаторное лечение детей с церебральными параличами. — М., 1969. — 167 с.
7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. — 192 с.
8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб., 2001. — 220 с.
9. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М., 1991.
10. Финна Р. Ребенок с церебральным параличом / Под ред. Клочковой Е.В. — М., 2001. — 333 с.
11. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг. — СПб., 2002.
12. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. — М., 2000. — 496 с.
13. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. — СПб., 1999.
14. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. — СПб., 2001. — 166 с.
15. Семенова К..А. Лечение двигательных расстройств при ДЦП. — М., 1976. — 185 с.
16. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией ДЦП. — М., 1999. — 384 с.
17. Стебелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. — М., 2001. — 312 с.
18. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения ДЦП. — Элиста, 1999. — 168 с.
19. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб.: Дидактика плюс. — 2001.
20. Энциклопедия детского невролога / Под ред. Г.Г. Шанько. — Минск, 1993. — 560 с.
Глава 6
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ СПИННОГО МОЗГА
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, количество больных с поражением спинного мозга составляет в различных географических регионах от 29,4 до 50 человек на 1 млн населения. В индустриально развитых странах эти цифры выше; по официальным данным, в США регистрируется ежегодно от 18 до 38 тыс. повреждений позвоночника, 20% из них сопровождается параплегией. Травмы являются наиболее частой причиной поражений спинного мозга, среди них (данные по США) автокатастрофы составляют 44,5%, падения с высоты —18%, спортивные травмы — 12,7%, ранения, включая огнестрельные, — 10%, другие причины — 5%. По Российской Федерации подобная статистика отсутствует, однако известно, что в общей структуре инвалидности травма спинного мозга составляет 0,7% (Шапиро Д.М.,1996), что при общей численности инвалидов (15 млн) должно составить не менее 105 тыс. человек. Только в Петербурге сочетанные травмы позвоночника и спинного мозга ежегодно получают 300—350 человек, причем 80% из них — люди до 40 лет (Берснев В.П. с соавт., 1998), 3/4 — мужчины. Помимо травм поражение спинного мозга могут вызывать заболевания позвоночника: деформации (кифозы,, сколиозы, кифосколиозы.), опухоли, аномалии развития, дегенеративные и воспалительные заболевания позвоночника (неспецифический остеомиелит, туберкулезный спондилит).
Исторически в реабилитации парализованных пациентов сложились две основных тенденции. Первая, характерная для стран с высоким уровнем жизни (Англия, Швеция), состоит в максимальном приспособлении человека к жизни с потерей двигательной функции: осознание изменившихся физических возможностей, освоение навыков самообслуживания, передвижения в коляске по дому и в общественных местах, обеспечение достойных условий жизни, доступности обучения и профессиональной деятельности, организации досуга, в том числе занятий доступными видами спорта, включая стрельбу из лука, баскетбол, теннис, гонки и танцы на колясках и т.д. Вторая тенденция направлена на мобилизацию и тренировку собственных двигательных возможностей пациента, развитие сохранных функций и компенсацию утраченных с целью максимального восстановления самостоятельного передвижения и самообслуживания.
Успехи нейрофизиологии и кинезотерапии последних 10 лет позволили разработать новые подходы к восстановлению двигательных функций у парализованных пациентов и важнейшей из них — ходьбы. Они основаны на представлениях о наличии в спинном мозге человека не только моторных ядер и проводящих путей, но и интернейронных структур, обеспечивающих координированную локомоторную активность, включая активность сгибателей и разгибателей ног и туловища — спинальных локомоторных генераторов (Орловский Г.Н., 1969; Lundberg A., 1969; Grillner S.,1975; Rossignol S., 1987). Новые методики направлены на активизацию и тренировку этих структур, обеспечивающих восстановление функции не отдельных мышц, а локомоторных возможностей пациента в целом.
Несмотря на достигнутый в последние годы прогресс, реабилитационное лечение пациентов с вертеброгенной миелопатией остается сложным, длительным, исключительно трудоемким и не всегда успешным. Оно требует согласованных действий реабилитолога с врачами разных специальностей — вертебрологом, неврологом, урологом,а также психологом или психотерапевтом, их постоянного сотрудничества с пациентом и его родителями. Ежедневные реабилитационные занятия, проводимые в стационарных или домашних условиях на протяжении месяцев, лет, а часто — всей жизни, призваны максимально расширить двигательные возможности ребенка, обеспечить его развитие и компенсировать вынужденную гиподинамию.
6.1 . Характеристика патологии
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|