Сделай Сам Свою Работу на 5

Значимость в баллах клинических показателей при детских церебральных параличах (ДЦП)





(НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера)

№ п/п Клинические показатели Оценка степени выраженности показателей в баллах
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл  
 
1.   Способность са­ мостоятельного передвижения   Ребенок ли­ шен возмож­ ности самосто­ ятельно пере­ двигаться, си­ деть, ходить     Ребенок может только удержи­ ваться в поло­ жении сидя. Стоит с под­ держкой в не­ правильной позе (ноги вы­ прямлены во всех суставах, опора на носки, или ноги полу­ согнуты во всех суставах, экви- новарус или эквиновальгус. Шаг не сформирован, не ходит.   Ребенок сидит с круглой спи­ ной, сам при­ саживается, сам встает, стоит у опоры, ходит с под­ держкой, по­ ходка дефор­ мирована, шаг неправильный, выражен экви- новарус или эквиновальгус     Стоит и ходит самостоятель­ но, но с опорой на палки или костыль. По­ ходка непра­ вильная но мо­ жет пройти большое рас­ стояние     Практически возможны все движения, сам ходит      
    Произвольные движения рук   Отсутствуют или резко снижены. Отсут­ствуют хватат е л ь н ы е реакции и ре­ акции опоры     Предметы рука­ ми не берет или берет с патоло­гической уста­новкой кистей, не удерживает. Не тянется к игрушке   Произвольные движения рук имеются, но им препятствует пронационная установка пред­ плечий и кис­ тей, сгибатель- ная — пальцев. Установка и движения рук неправильные, имеет место па­ тологическая активность про- наторов и сги­бателей предплечья и кисти   Произвольные движения рук в полном или почти полном объеме     Производит сложные дви­жения руками      
3       Состояние рефлекторной сферы   Выражены все тонические рефлексы, формирующие все патологические уста­новки конеч­ностей   Выражены тонические рефлексы, формирующие патоло­гические установки преиму­щественно в нижних конеч­ностях   С трудом пре­ одолевает от­ дельные пато­логические установки     Легко преодо­левает отдельные патологи­ческие уста­новки        
4. Тонус мышц   Тяжелые на­рушения по типу спастичности или ри­гидности мозжечковой дистонии, ги­потонии выра­жены во всех мышцах тела   Легкие нару­шения того же характера   Повышен в от­дельных груп­пах мышц верх­них и нижних конечностей, преодолевается с трудом при движениях   Патология мы­шечного тону­са легко пре­одолима при движениях   Не изменен    
5. Гиперкинезы   Выражены   Незначительно выражены   Могут произ­вольно подав­ляться       Отсутствуют    
6. Атаксия верх­них и нижних конечностей   Выражена   Незначительно выражена           Отсутствует    
7. Контрактуры   Множествен­ные, стойкие в верхних и нижних ко­нечностях   Органические контрактуры суставов ниж­них конечно­стей   Контрактуры крупных сус­тавов, но боль­ше — функциональные (тугоподвижность в суста­вах)   Контрактуры в отдельных сус­тавах, но они не препятствуют передвижению   Возможны остаточные легки деформации отдельных, преимущественно мелких суставах пальцев рук ,стопы    
8. Способность к самообслужива­нию     Себя не обслуживает     Примитивно обслуживает себя (держит ложку, надевает некоторые предметы одежды)   Частично себя обслуживает — не застегивает пуговицы, не шнурует обувь   Не может ис­полнять от­дельные сложные движения в процессе са­мообслужива­ния   Самообслужи­вание полное      
9. Речь     Непонятна окружающим     Та или иная форма дизарт­рии, задержка речевого разви­тия. Речь по­нятна только близким боль­ного     Речевые нару­шение замет­ны всем, кто говорит с ре­бенком, но речь его по­нятна для ок­ружающих, ре­чевое общение активное   Нарушения речи не замет­ны для окру­жающих, но четко выявля­ются при спе­циальном обследовании     Соответствует норме      
10.   Зрительно-про­странственное восприятие     Грубые нарушения     Выраженный локальный эф­фект зрительно-пространственого восприятия, с трудом подда­ющийся кор­рекции   Нарушения зрительно-про­странственно­ го восприятия, корригирующиеся в ходе школьного обучения     Легкие нару­шения зри­тельно-про­странственного восприятия, выявляемые только при те­стировании     Соответствует норме      
11.     Мышление     Доступны -только про­стейшие обоб­щения   Развито только конкретное мышление     Уровень разви­тия абстракт­но-логического мышления от­ стает от возра­ста   Испытывает трудности при освоении от­ дельных логи­ческих опера­ций   Соответствует норме      
12.     Задержка психического развития     Грубая задерж­ка психо-речевого развития     Выраженная задержка пси­хического раз­ вития с про­странственными нарушениями   Задержка пси­ хического раз­ вития, с одним или несколькими наруше­ниями корко­вых функций   Легкая задер­жка психичес­кого развития        
13.   Недоразвитие интеллектуаль­ной сферы (по типу олигофрении)   Грубая дебильность, осложненная нарушением корковых функций   Умеренная дебильность   Легкая дебильность, осложненная нарушениями корковых функций   Легкая дебиль­ность с невро-зоподобными проявлениями        
14.   Успеваемость в школе (массовой, вспомогательной)     Отстает по всем предметам школьной программы     Отстает по большинству предметов школьной про­ граммы   Отстает по от­ дельным пред­ метам   Успевает удовлетворительно     Успевает хорошо      
15.     Нарушения поведения и эмоционально- волевой сферы   Психопатоподо-бное поведение, постоянные конфликтные ситуации, не под дающиеся коррекции   Выраженные эмоционально- волевые нару­шения в виде расторможенности страхов или сниженного настроения. Частые конфликтные ситуа­ции с трудом корригируются   Эмоционально- волевые нару­шения выра­жены умеренно. Отдельные конфликтные ситуации хорошо корриги­руются     Проявление нарушений эмоционально- волевой сферы и поведения обусловлены ситуацией и легко корригируются     Отсутствуют      
16.     Судорожный синдром   Полиморфные приступы бо­лее 4—5 раз в месяц с изменениями личности по эпилептическому типу   Полиморфные припадки более 4—5 раз в месяц, без изменений личности     Припадки с частотой 1 раз в месяц и реже     Припадки в анамнезе, эпизодические, редкие      
17.   Гипергеплион- ный синдром (по клиничес­ким данным)     Выражен, про­ явления по­стоянные, не зависит от фи­зической или умственной нагрузки, включая школьную в ЛФК   Проявления после незначи­тельной физи­ческой или умственной нагрузки     Проявления после значи­тельной физи­ческой и ум­ственной на­ грузки     Эпизодические проявления после значи­тельной физической или умственной на­ грузки        
18.     Нарушение слуха     Больной не слышит обра­щенную речь     Тугоухость и выраженные нарушения фо­нематического слуха препят­ствуют обще­нию с окружа­ющими   Снижение слу­ха имеет мес­то, но не препятствует общению Негрубые на­рушения фоне­матического слуха выявля­ются только при тестирова­нии        
19.     Масса тела     Отклонение от нормы до ± 20%   Отклонение от нормы до ± 15%   Отклонение от нормы до ± 10%   Соответствует норме      
20.   Очаги хроничес­кой инфекции   Обострение   Стихание обострения   Неполная ремиссия   Ремиссии   Отсутствуют    
21.   Интеркуррентные заболева­ния     Неоднократно   Однократно во 2-й половине лечения     Однократно в начале или в первой поло­вине лечения   Отсутствуют        
22.   Устойчивость к охлаждению, закаливающие мероприятия   Резко снижена, закаливающие меропри­ятия не про­водятся   Низкая, закали­вающие процедуры проводят­ся по слабой нагрузке (1—2 вида)   Пониженная, закаливающие процедуры проводятся по слабой нагруз­ке (3—4 вида)   Удовлетвори­ тельная, закаливающие процедуры проводятся по сред­ней нагрузке (1—3 вида)   Расширение режима зака­ливающих мероприятий за пределы сред­ней нагрузки. Высокая устой­чивость к охлаждению    

 







Контрольные вопросы и задания

1. Какие нарушения преимущественно наблюдаются при ДЦП?

2. Какие формы ДЦП встречаются наиболее часто?

3. При какой форме ДЦП выявляются самые тяжелые двигатель­ные, речевые и психические нарушения?

4. Какие рефлексы необходимо развивать у детей с ДЦП?

5. Какие мышцы наиболее спастичны при ДЦП?

6. Какие мышцы наиболее ослаблены при ДЦП?

7. Какие упражнения стимулируют психику при ДЦП?

8. Какие упражнения стимулируют речь при ДЦП?

9. Какими упражнениями целесообразно расслаблять дистальные отделы конечностей?

10. Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в верхних конечностях?

11. Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в нижних конечностях?

12. Какими средствами тренируется функция равновесия при ДЦП?

13. Какие упражнения помогают формировать выпрямительные реф­лексы?

14. Какие средства используются для формирования сидения?

15. Какие средства используются для формирования ползанья?

16. Какие средства используются для формирования стояния и ходьбы?

17. Какие задачи решаются на занятиях по адаптивному физическо­му воспитанию при ДЦП?

18. Какими упражнениями на фитболах можно уменьшить действие позотонических рефлексов?

19. Какими диагностическими тестами можно оценить эффективность коррекции двигательных нарушений при ДЦП?

Литература

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебраль­ные параличи. — Киев, 1988. — 328 с.

2. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и ЛФК при ДЦП. — Л., 1971.

3. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП. — Л., 1986. — 176 с.

4. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функ­ций опорно-двигательного аппарата. — М., 2000. — 224 с.

5. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятия физ­культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. — М.,1991.

6. Ефимова Л.В. Санаторное лечение детей с церебральными пара­личами. — М., 1969. — 167 с.

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспи­тания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. — 192 с.

8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб., 2001. — 220 с.

9. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебраль­ным параличом. — М., 1991.

10. Финна Р. Ребенок с церебральным параличом / Под ред. Клочковой Е.В. — М., 2001. — 333 с.

11. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг. — СПб., 2002.

12. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. — М., 2000. — 496 с.

13. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. — СПб., 1999.

14. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. — СПб., 2001. — 166 с.

15. Семенова К..А. Лечение двигательных расстройств при ДЦП. — М., 1976. — 185 с.

16. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией ДЦП. — М., 1999. — 384 с.

17. Стебелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. — М., 2001. — 312 с.

18. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения ДЦП. — Элиста, 1999. — 168 с.

19. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный пара­лич. — СПб.: Дидактика плюс. — 2001.

20. Энциклопедия детского невролога / Под ред. Г.Г. Шанько. — Минск, 1993. — 560 с.

 

Глава 6

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ СПИННОГО МОЗГА

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, количе­ство больных с поражением спинного мозга составляет в различ­ных географических регионах от 29,4 до 50 человек на 1 млн насе­ления. В индустриально развитых странах эти цифры выше; по официальным данным, в США регистрируется ежегодно от 18 до 38 тыс. повреждений позвоночника, 20% из них сопровождается пара­плегией. Травмы являются наиболее частой причиной поражений спинного мозга, среди них (данные по США) автокатастрофы со­ставляют 44,5%, падения с высоты —18%, спортивные травмы — 12,7%, ранения, включая огнестрельные, — 10%, другие причины — 5%. По Российской Федерации подобная статистика отсутствует, однако известно, что в общей структуре инвалидности травма спин­ного мозга составляет 0,7% (Шапиро Д.М.,1996), что при общей численности инвалидов (15 млн) должно составить не менее 105 тыс. человек. Только в Петербурге сочетанные травмы позвоночника и спинного мозга ежегодно получают 300—350 человек, причем 80% из них — люди до 40 лет (Берснев В.П. с соавт., 1998), 3/4 — мужчины. Помимо травм поражение спинного мозга могут вызывать заболевания позвоночника: деформации (кифозы,, сколиозы, кифосколиозы.), опухоли, аномалии развития, дегенеративные и воспа­лительные заболевания позвоночника (неспецифический остео­миелит, туберкулезный спондилит).

Исторически в реабилитации парализованных пациентов сло­жились две основных тенденции. Первая, характерная для стран с высоким уровнем жизни (Англия, Швеция), состоит в максималь­ном приспособлении человека к жизни с потерей двигательной фун­кции: осознание изменившихся физических возможностей, освоение навыков самообслуживания, передвижения в коляске по дому и в общественных местах, обеспечение достойных условий жизни, до­ступности обучения и профессиональной деятельности, организации досуга, в том числе занятий доступными видами спорта, включая стрельбу из лука, баскетбол, теннис, гонки и танцы на колясках и т.д. Вторая тенденция направлена на мобилизацию и тренировку соб­ственных двигательных возможностей пациента, развитие сохранных функций и компенсацию утраченных с целью максимального вос­становления самостоятельного передвижения и самообслуживания.

Успехи нейрофизиологии и кинезотерапии последних 10 лет поз­волили разработать новые подходы к восстановлению двигатель­ных функций у парализованных пациентов и важнейшей из них — ходьбы. Они основаны на представлениях о наличии в спинном мозге человека не только моторных ядер и проводящих путей, но и интернейронных структур, обеспечивающих координированную ло­комоторную активность, включая активность сгибателей и разгиба­телей ног и туловища — спинальных локомоторных генераторов (Орловский Г.Н., 1969; Lundberg A., 1969; Grillner S.,1975; Rossignol S., 1987). Новые методики направлены на активизацию и тренировку этих структур, обеспечивающих восстановление функции не отдель­ных мышц, а локомоторных возможностей пациента в целом.

Несмотря на достигнутый в последние годы прогресс, реабили­тационное лечение пациентов с вертеброгенной миелопатией оста­ется сложным, длительным, исключительно трудоемким и не всегда успешным. Оно требует согласованных действий реабилитолога с врачами разных специальностей — вертебрологом, неврологом, уро­логом,а также психологом или психотерапевтом, их постоянного со­трудничества с пациентом и его родителями. Ежедневные реабили­тационные занятия, проводимые в стационарных или домашних условиях на протяжении месяцев, лет, а часто — всей жизни, призва­ны максимально расширить двигательные возможности ребенка, обес­печить его развитие и компенсировать вынужденную гиподинамию.

 

6.1 . Характеристика патологии

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.