Сделай Сам Свою Работу на 5

Адаптивное физическое воспитание в дошкольном возрасте





Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигатель­ными нарушениями. Развитие движений представляет большие слож­ности, особенно в раннем и дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению (Овчинникова Т.С., 2001).

Для большинства детей характерна повышенная утомляе­мость. Они с трудом сосредоточиваются на задании, быстро стано­вятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, уси­ленно жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насиль­ственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятель­ность у таких детей формируется очень медленно. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, бо­лезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко воз­никают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Все эти особенности определяют необходимость сочетаний фи­зического воспитания с мероприятиями, направленными на общее развитие ребенка и предупреждение у него вторичный эмоциональ­ных и поведенческих отклонений.



Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП (и физического воспитания в частности) является совмещение педа­гогических и лечебных воздействий с учетом не только двигатель­ных, но и других осложняющих расстройств. К числу таких ослож­няющих расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и сомати­ческие нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда — чрез­мерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшее охлажде­ние и болезненное раздражение.

Для многих детей с опорно-двигательными нарушениями харак­терно наличие страхов. Страх может возникнуть при простых так­тильных раздражениях (например, в ходе массажа), при изменении положения тела и окружающей обстановки. У некоторых детей от­мечается боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов. Страх вызывает резкие изменения в общем состоянии ребенка (уча­щается пульс, нарушается дыхание, повышается мышечный тонус, по­является потливость, усиливаются насильственные движения, может подняться температура, усилиться бледность кожных покровов).



Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и ло­комоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка (рефлекс-запрещающие позиции).

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, су­ставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в централь­ную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимна­стики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адек­ватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ре­бенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие дви­гательных систем головного мозга.



В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и поло­жения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает пра­вильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движе­ния, что является мощным стимулом к развитию и совершенствова­нию двигательных функций и навыков.

Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимыв жизни, — навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, пред­метно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом пра­вильность выполнения движений должна быть строго фиксированна. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать разви­тию у ребенка правильного двигательного стереотипа.

При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений пред­лагается в виде увлекательных для ребенка игр, побуждающих его к выполнениютех или иных активных движений.

Положительное влияние на развитие двигательных функций ока­зывает использование комплексных афферентных стимулов: зритель­ных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), так­тильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку; применение различных при­емов массажа и т. д.), температурных (упражнения в воде с измене­нием ее температуры, локальное использование льда), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами).

На всех занятиях у ребенка формируют способность восприни­мать позы и направления движений, а также предметы на ощупь. Большое значение имеет развитие ощущения частей тела.

В раннем и дошкольном возрасте естественное желание дви­гаться не может быть удовлетворено 20—30-минутными занятиями лечебной гимнастикой. Ребенок с церебральным параличом не в состоянии самостоятельно удовлетворить свою потребность в дви­жении, даже владея необходимыми двигательными навыками. Это связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными наруше­ниями не знает как действовать. Кроме того, у многих детей с це­ребральным параличом наблюдаются общие нарушения психичес­кой деятельности, низкий уровень мотивации; они, как правило, не умеют самостоятельно организовать игру, быстро отвлекаются и утом­ляются. Ограниченность двигательных возможностей формирует у большинства из них чувство неуверенности, пассивность.

Малая подвижность в повседневной деятельности замедляет формирование двигательных навыков и умений, значительно обедня­ет двигательный опыт ребенка. Поэтому создание условий для само­стоятельной двигательной активности детей с церебральным пара­личом является важнейшей задачей физического воспитания.

Среди корригирующих упражнений наибольшее значение име­ют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головыи конечностей, на развитие координации дви­жений, функций равновесия, на коррекцию осанки и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.

У многих детей с церебральным параличом нарушен ритм вы­полнения движений, поэтому важно научить их согласовывать свои движения с заданным ритмом; многие движения полезно выполнять под счет, хлопки, музыку. Музыка особенно благоприятно воздействует на развитие движений у детей с церебральным параличом. Так, в ходьбе, проводимой под музыку, у детей легче формируется равно­мерность длины шага, координация движений.

Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулирует амплитуду и темп движений. Выполнение дви­жений в заданном ритме тренирует функцию активного внимания. Музыка повышает эмоциональный тонус детей, создает у них бодрое, радостное настроение.

У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, ско­рость, сила, гибкость и выносливость. Поэтому для них крайне важ­но выполнение специальных прикладных, упражнений, формирую­щих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, а также различные дей­ствия с предметами (игрушками, гимнастическими палками, мячами, обручами). Детей учат правильно захватывать различные по форме, объему и весу предметы, манипулировать ими.

В ходе выполнения движений у детей не должно быть дли­тельной задержки дыхания. Дошкольник с церебральным парали­чом не может произвольно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начина­ют дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. При этом следует исключить случаи постоянного ротового дыха­ния у некоторых детей вследствие заболеваний носовой полости (аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки, хронический ринит и т. д.).

Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребы­вания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объясне­ний заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигатель­ную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.

В ходе физкультурных занятий нельзя использовать упражне­ния, которые могут вызвать приведение и внутреннюю ротацию бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечностей. Все эти осо­бенности физического воспитания дошкольников отражены в работах Н.Н Ефименко, Б.В. Сермеева (1991); Е.М. Мастюковой (1991); Т.С. Овчинниковой (2001).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.