Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния





Общение рассматривается как один из компонентов специаль­ного образования, непременный элемент всестороннего развития, компенсации нарушенных функций детей с ограниченными возмож­ностями. В зависимости от характера и степени нарушений исполь­зуются те или иные способы общения с детьми с недостаточностью зрения.

Педагогу, родителям и окружающим ребенка людям следует знать, что диапазон остроты зрения незрячих детей колеблется от тоталь­ной слепоты до форменного зрения. Дети с остаточным зрением вполне могут самостоятельно ориентироваться в малом простран­стве, воспринимать предметы и действия зрительно или зрительно-слуховым способом, а тотально незрячие нуждаются в помощи со стороны взрослого. В таких случаях необходимо вовремя предупре­дить ребенка об опасности (препятствия, низкие деревья, ветки дере­вьев, узкий проход, яма, открытый люк и т. д.), лучшим предупреж­дением об опасности является слово.

Ребенку с нарушенным зрением нельзя давать понять, что он зависит от вас. Общение с ним на равных, но вместе с тем оказа­ние ему необходимой практической помощи приведет к образова­нию системы связей речевой и практической деятельности. Прояв­ления лишнего любопытства по поводу его зрения, а также сентиментального сочувствия может снизить интерес общения с вами. Не следует акцентировать внимание на его физическом недостатке или на стереотипных (навязчивых) движениях, а при их наличии переключите внимание ученика на другую деятельность. Толерант­ность (терпимость) по отношению к детям с «особыми нуждами» является непременным качеством педагога.



Важное воздействие на развитие ребенка оказывает успешность его отношений со взрослыми и сверстниками. Умение ребенка с нарушенным зрением узнавать окружающих его людей с помощью сохранных анализаторов поможет ему в социальной адаптации и интеграции в общество зрячих. Для формирования социально-пси­хологической готовности к общению необходимо научить незрячего ребенка пользоваться помощью нормально видящих сверстников, а последних обучить способам общения с незрячими. Одним из спо­собов установления контактов в общении является включение ребенка в совместную практическую деятельность (учебную, твор­ческую, игровую, соревновательную и пр.). Проявление сомнения в возможностях ученика освоить какое-либо движение может снизить как познавательную, так и двигательную деятельность ребенка, во избежание такого негатива необходимо создавать умышленные си­туации успеха, поощрения. Улыбка или кивок головы как способ поощрения недоступны незрячему ребенку. Поэтому лучше исполь­зовать словесную похвалу, так как ее услышат и другие занимающи­еся. Однако нельзя не замечать и их недостатки, например непра­вильное выполнение физических упражнений, — это будет стимулировать детей к исправлению ошибок. Контроль и объектив­ность оценки также могут стать нормой общения незрячего ученика и учителя. Если появляется необходимость сделать справедливое замечание незрячему, то следует тщательно продумать форму его выражения. Это лучше сделать в деликатной, дружеской форме или передать замечание в опосредованной форме, т.е. через другого незрячего, так как на одни и те же замечания, сделанные зрячим и незрячим, инвалид по зрению может реагировать по-разному.



Часто инвалиды по зрению делят мир на «мы» (слепые) и «они» (зрячие). В таких случаях следует подчеркнуть, что процесс обще­ния имеет двусторонний характер и без взаимопонимания оно невоз­можно. Разъяснениями, убеждениями, примерами можно научить ребенка понимать других людей, сопереживать, сочувствовать им, поверить в то, что его окружают хорошие и добрые люди.

Наблюдения показывают, что многие люди с нарушенным зре­нием обладают, в сравнении с нормой, обостренным чувством спра­ведливости. Это качество может стать причиной серьезных эмоцио­нальных переживаний для незрячего. Иногда затяжные депрессивные состояния могут приводить к аутизации личности, к потере потреб­ности в общении. При контактах с такими детьми следует быть предельно тактичными.



Некоторые незрячие стесняются своей слепоты, избегают встреч со знакомыми, стесняются пользоваться тростью. Смещение акцента на сильные и привлекательные стороны инвалида с раскрытием воз­можностей для успешного общения со здоровыми людьми поможет избежать его самоизоляции.

При общении с незрячим следует соблюдать некоторые прави­ла. Например, при встрече зрячие должны представляться первыми. При движении они должны идти на полшага впереди: это поможет незрячему почувствовать изменение движения своего спутника. Даже короткая остановка может обозначать для незрячего наличие какого-либо препятствия. Во время движения важно вербальное описание маршрута (порожек, ступеньки, край тротуара, яма, окно справа и пр.), а также знакомство с осязательными, обонятельными и звуковыми ориентирами, встречающимися на пути.

При описании рисунка, репродукции или какого-либо предмета необходимо владеть информацией о наличии у ребенка нарушений цветовосприятия (дальтонизма), светоощущения, степени зрительных нарушений, а также следует помнить, что при одинаковой остроте зрения дети могут отличаться друг от друга возможностями его ис­пользования. Один может выполнять задание с опорой на остаточ­ное зрение, другой — на осязание, а третий — на осязание и зрение. Слабовидящий ребенок не нуждается в осязательных ощущениях, его следует научить пользоваться остаточным зрением, а слепому ребенку нужно предоставить возможность осязательно-слухового восприятия. Для незрячего ребенка осязательное знакомство с но­вым предметом имеет свои особенности: он нуждается в участии взрослого, ему нужно помочь отделить главное от второстепенного. Сочетание осязательных ощущений и комментирования свойств объекта (формы, величины, качества, твердости или мягкости, звука, который может быть характерным для данного предмета во время его использования и т. д.) поможет более адекватному восприятию.

Для детей с нарушенным зрением, особенно для незрячих, ва­жен строго установленный порядок в спортивном зале, на спортивной площадке. Спортивный инвентарь, которым пользуются дети на уроках физкультуры, всегда должен находиться в определенном месте. Не рекомендуется оставлять по периметру зала предметы, препятствующие ориентировке и передвижению учащихся. Для это­го перед уроком спортивную площадку следует проверить, чтобы на ней не оказалось каких-либо лишних предметов.

Основным принципом общения должно быть уважение, добро­желательность и гуманное отношение к личности ребенка.

2.3. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения

Подвижные игры являются сильнейшим средством всесторон­него развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Ребе­нок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как нормально видящий, может играть почти в любую игру, только сла­бовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой (Самбикин Л. Б., 1960). Игры должны быть адаптированы к особен­ностям таких детей. Важным условием организации игр с незрячи­ми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие педа­гогов, воспитателей и врачей. С помощью данных медицинской диагностики детей следует установить, какие игры противопоказаны, а какие нет. Воспитателям и педагогам надо знать содержание игры и ее воздействие на функциональное состояние организма детей, учет отклонений в физическом развитии ребенка. Порой у дошколь­ников и младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентировки и самообслуживания. В связи с этим для организации игровой деятельности необходимо учитывать наличие предыдущего опыта зрительно-слухового восприятия предла­гаемого материала, состояние остроты зрения ребенка, уровень физи­ческой подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, наличие навыков пространственной ориентировки, место и время проведения игры, интересы детей, а иногда и их настроение. Если есть необходимость «оживить» детей, заинтересовать игрой, вы­бирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все могут принять активное участие. И наоборот, если дети возбуждены, игра должна быть малоподвижной, спокойной.

Общие требования к игре

Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для детей с ослабленным зрением, руководитель игры должен стремиться к тому, чтобы он был ярким и красочным, учитывать контрастность предметов, использовать цвета (зеленый, красный, оран­жевый, желтый), наиболее благоприятно действующие на зрительное восприятие.

При использовании мяча можно руководствоваться следующи­ми рекомендациями.

1. Мяч для игры необходимо подбирать очень ровный (круг­лый), обеспечивающий угол падения, равный углу отражения, чтобы он отскакивал прямо в руки играющему.

2. Мяч должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяже­лый мяч лучше ощущается незрячими, и они скорее овладевают игрой с ним, чем с легким. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно положив между камерой и покрышкой утя­желяющий материал.

Выбор цвета мяча зависит от освещения. При недостаточной освещенности необходимо пользоваться мячом светлого цвета, при ярком освещении — темного. Желательно использовать озвученный мяч, дающий возможность ребенку с ограничением зрения не только свободно играть с ним, точно бросать, легко ловить, но и самостоя­тельно находить его.

3. Используемый инвентарь должен быть безопасен. Кроме того, необходимо предусмотреть безопасность игровой площадки, опреде­лить ее размеры, соорудить ограничительные ориентиры: канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки; линия из гра­вия, травяного покрова; асфальтированная дорожка, резиновые ков­рики и другие рельефные (осязательные) обозначения, шнур; натя­нутый по периметру площадки. Такая разнохарактерность игрового пространства дает возможность играющим определять границы пло­щадки, ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от стра­ха препятствий. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, препятствий — ее поверхность должна быть однородной. Ориенти­ровочные линии можно обозначить цветными мелками или полос­кой цветной ткани. Играющих необходимо предварительно ознако­мить с размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.), дать им самостоятельно походить, побегать, посмотреть все предметы и инвентарь, которые будут использованы в игре. Все это позволит детям безбоязненно передвигаться во время игры.

Руководитель с помощью сигнала (например, два длинных свист­ка означают прекращение игры) ориентирует играющих, дает пра­вильное направление и предупреждает об опасности. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные восприятия. Ребенок с нарушением зрения ощущает всю игру преимущественно посредством слухового анализатора, у него может возникнуть пере­напряжение органов слуха, нервной системы, переутомление, поэто­му следует регулировать физическую нагрузку при играх. Указан­ные меры безопасности дают возможность свободного передвижения ребенка в игре, избавиться от комплекса «неполноценности», обеспе­чивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала, созда­ют положительный эмоциональный фон.

При совместном проведении подвижных игр детей с нарушен­ным зрением и нормально видящих детей необходимо внести в правила игры небольшие изменения, адаптировать ее для конкрет­ной группы. Например, при игре парами их можно составлять так:

зрячий и слабовидящий; воспитатель и незрячий ребенок, слабови­дящий и незрячий ребенок и т, д. Вместо простого мяча использо­вать озвученный мяч. В ряде игр можно ограничивать поле деятель­ности зрячих игроков, предварительно объявляя об этом всем играющим. Игроков с нарушенным зрением равномерно распреде­лить по командам, уравновесив шансы команд. Важно, чтобы нор­мально видящие дети не применяли обманных действий. Это обижа­ет слабовидящих детей и вызывает недоверие к окружающим, что может привести к негативным последствиям. Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети с нарушенным зрением показывали рукой направление, куда они побегут во время игры (эстафеты). Руководи­тель должен находиться там, куда направляются играющие, являясь ориентиром для них.

В научно-методической литературе описано достаточное коли­чество игр для детей с нарушением зрения (Л.Б. Самбикин, 1964;

Д.М. Маллаев, 2001). В качестве иллюстрации приводятся игры коррекционной направленности.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ

(для учащихся 1—4-х классов)

«Найди себе пару»

Играет нечетное количество игроков, например 11. По кругу кладут пять обручей. Идя по внешнему кругу, дети выполняют раз­личные упражнения на осанку. Со словами руководителя: «Стоп, ре­бята не зевайте! Быстро пару выбирайте!» игроки вбегают в обручи, образуют пары и встают спиной друг к другу, принимая заранее обусловленное положение правильной осанки. Игрок, оказавшийся лиш­ним, идет по кругу и вместе с руководителем отмечает игроков с неправильной осанкой. Игрок, не сумевший выполнить упражнение правильно, получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся без пары, — два штрафных. Победителем становится тот, укого окажется наи­меньшее количество штрафных очков.

Упражнения, направленные на формирование правильной осанки:

1) ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, лопатки сблизить;

2) ходьба в полуприседе (спина прямая), ориентируясь на зву­ковые сигналы, расположенные в разных концах зала;

3) ходьба с круговыми движениями рук назад (голова прямо, соблюдать дистанцию), ориентируясь на звук шагов впереди идущего;

4) легкий бег с сохранением правильной осанки. Позы, принимаемые детьми в положении стоя в обручах: руки в стороны ладонями вперед; руки к плечам ладонями вперед, лопат­ки сблизить («уточка»).

«Зайчики»

Команды выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. Перед направляющими лежат мешочки с песком размером 10 х 20 см. В 4 м от линии старта установлены поворотные флажки (звуковой сигнал). Ведущий говорит: «Прыг-скок, прыг-скок, скачут зайцы, белый бок. По лесочку, по снежочку к заповедному кусточку».

С последним словом направляющие в колоннах берут мешочек, кладут его на голову, принимают положение руки на пояс, локти на­зад, спина прямая и прыжками (бегом) движутся по направлению к флажкам. Обогнув свой флажок, они снимают мешочки, бегом воз­вращаются к своей команде, которая подает звуковой сигнал своему товарищу. Передают мешочек следующему игроку, а сами встают в конец колонны. Если мешочек упал, его следует поднять, положить на голову и продолжить прыжки. Игра длится до тех пор, пока на­правляющие снова окажутся впереди своих колонн. Они поднимают руки вверх. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

«Космонавты»

В центре зала мелом обозначают круг диаметром 2—2,5 м, вокруг которого на расстоянии 2 м кладут обручи (цветные). Боль­шой круг — это земля, а обручи — ракеты. В каждой команде только по два места. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети встают по внешней стороне круга друг за другом. По команде ведущего они идут и выполняют движения, фор­мирующие осанку, одновременно проговаривая речитатив: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок на планете; на какую захотим — на такую полетим. Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» С последним словом игроки разбегаются в разные стороны и занима­ют попарно любую ракету. Встав в обруч лицом к земле, дети под­нимают его вверх, отводя лопатки, и по команде «взлет!» приставны­ми шагами движутся по кругу, затем по команде «посадка!» все останавливаются. Пока космонавты совершают полет, опоздавшие стоят в центре большого круга и машут руками. Игра повторяется несколько раз. В конце игры отмечаются дети, совершившие больше полетов.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ

1) И.п.: о.с. На счет 1 — присед, руки за голову, локти в сторо­ны; 2—3 — держать; 4 — и.п.

2) И.п.: о.с. На счет 1 — наклон вперед прогнувшись, руки за голову, локти в стороны; 2—3 — держать; 4 — и.п.

3) Ходьба по кругу на носках, руки на пояс;

4) Ходьба по кругу на внешней стороне стопы, лопатки соеди­нить;

5) И.п.: о.с. Руки к плечам, ходьба по кругу с круговыми движе­ниями рук назад.

«Пожарники на учениях»

Две команды. Дети стоят в колоннах перед наклонной (закреп­ленной) скамейкой, придвинутой к шведской стенке. Наклон скамей­ки 15—20°. Передвижение по скамейке (гимнастической) в упоре на коленях с захватом края скамейки руками. Наверху на каждом пролете шведской стенки подвешен колокольчик. По сигналу сто­ящие первыми ползут по скамейке, затем поднимаются по рейкам стенки вверх и звонят в колокольчик. Спускаются вниз и идут в конец своей колонны. В каждой паре отмечают того, кто позвонил первым и не допустил ошибок в ползании и лазаний. Необходимо обеспечить страховку — маты.

«Хитрая лиса»

Игроки строятся в круг, руки за спину, пальцы в замок, с закры­тыми глазами. Водящий ходит по внешнему кругу и проверяет осан­ку у игроков; чья осанка ему понравилась (правильная осанка), тому в ладоши он кладет маленькую игрушку или другой предмет и го­ворит: «Можно открыть глаза». Игроки открывают глаза и прогова­ривают; «Хитрая лиса, кто ты?» (три раза), после чего тот, у кого в руках оказался положенный водящим предмет, делает шаг вперед и произносит: «Я» (он водящий). Игроки разбегаются (бежать только в одну сторону), а водящий, подавая звуковой сигнал, догоняет убега­ющих, передает пойманному игрушку. Игра возобновляется.

«Цапля»

«Цапля» — водящий, а остальные — «лягушки». Пока цапля спит (стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу, в одну сторону). Вдруг цапля просыпается, издает крик и начинает ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают голос «ква-ква». Сколько лягушек поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают другого водящего — «цаплю». «Цапля» передвигается только на прямых но­гах с сохранением правильной осанки, а «лягушки» прыгают на кор­точках с прямой спиной.

«Пройди — не ошибись»

Играющий должен пройти по прямой 5—10 м вперед до звуково­го сигнала, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. По другому звуковому сигналу пройти спиной назад, ставя носок к пятке. Зада­ние можно выполнять с закрытыми глазами.

Для учащихся 4-го класса можно усложнить игру: выполнить то же задание на гимнастической скамейке, перешагивая через озву­ченный предмет, положенный на пути. При этом необходимо обес­печить страховку.

«Елочка»

По сигналу учителя дети бегут по залу, хлопая в ладоши. Водя­щий, подавая звуковой сигнал, бежит за ними, пытаясь их «осалить». Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене затылком, пле­чами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони вперед, пальцы расставлены. Это «елочка». Тот, кто принял неправильное положе­ние или не добежал до стены, может быть «осален». «Осаленный» становится водящим, и игра повторяется. Отмечаются самые быст­рые и точные в выполнении правил игры.

«Колобок»

Команды строятся в колонны по одному на расстоянии 1,5—2 м одна от другой. В руках у направляющих мяч. Учитель произносит; «Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет». С последним словом первые игроки в ко­мандах поднимают мяч над головой, отводят руки назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом (озвученным) вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч стоящему сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает.

При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить из положения сидя, ноги скрестно (по-турецки).

2.4. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения

Плавание — одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств в работе с детьми с депривацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого чело­века. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двига­тельных действий, снимается нагрузка с позвоночника, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движе­ний, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается ин­тенсивность обменных процессов, активизируется познавательная де­ятельность (Куничев Л.А., Аробян Р.И., 1976). Кроме того, в процес­се плавания воспитываются: дисциплинированность, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и пр. Та­ким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми с депривацией зрения.

Основной формой организации обучения плаванию является учебно-тренировочный урок. Наполняемость группы 8—10 человек, иногда используется индивидуальная форма обучения. Продолжитель­ность занятий 60 мин (30 мин на суше и 30 мин в воде).

Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: укрепление здо­ровья, разностороннее физическое развитие, закаливание, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками про­странственной ориентировки в водной среде. Обучение плаванию включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на

активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слу­хового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двига­тельной и познавательной деятельности (включение мыслительных процессов), а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двига­тельного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем и увеличение словарного запаса за счет использова­ния новых терминов.

К особенностям обучения незрячих детей плаванию относятся: затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материа­ла, отсутствие возможности зрительного подражания, отсутствие навыка пространственной ориентировки в водной среде, страх неиз­веданного пространства, относительно низкая температура воды, нео­бычное положение тела, боязнь столкновений и пр.

Обучение плаванию начинается с формирования навыка про­странственной ориентировки в воде, а именно — с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традицион­ные методические приемы показа, используемые в обучении нор­мально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому при­менение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде. В качестве ориентиров в условиях водной среды особое значение приобретает звуковая сигнализация. С помощью звуковых сигналов (голоса, хлопков, звука погремушки, бубна, свистка и др.) можно орга­низовать незрячих учащихся, указывая направление движения, место сбора, предупредить об опасности и т.д. Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, так и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориен­тированию учащихся в водной среде. Дети должны знать и неукос­нительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. За­нимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией, которой они будут пользоваться во время занятий. Например, корот­кий сигнал свистка — начало выполнения упражнения, длинный сиг­нал — прекратить выполнение упражнения; по сигналу присесть — выдох под водой, услышав стук под водой (по поручню), встать — вдох; многократные сигналы — выход из воды, и др. В методике обучения незрячих используются осязательные, мышечно-суставные ощущения и восприятия. Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребенку определить направление движения (лестница, бортик бассейна, поручень, дорожка, яркие флажки или иг­рушки, установленные в местах для поворотов, различные подошвен­ные ощущения дна бассейна и пр.).

При изложении учебного материала ведущее значение приобре­тает метод объяснения. Объясняя движение и давая указания, педа­гог прежде всего пользуется общепринятой спортивной терминоло­гией, однако, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста и способы восприятия учебного материала не­зрячими, широко применяется объяснение в форме образных выра­жений. Речь преподавателя должна быть выразительной, лаконичной, понятной. Запоминание двигательных действий у незрячих детей занимает намного больше времени, чем у нормально видящих. По­этому на занятиях с детьми с недостаточностью зрения больше вре­мени требуется на объяснения и показ, многократное повторение от­дельных элементов, с опорой при этом на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения. Чем тщательнее и последовательнее будут изучаться элементы, тем луч­ше ребенок с депривацией зрения поймет упражнение в целом.

Следующий этап обучения технике плавания начинается с ра­зучивания на суше плавательных упражнений имитационного ха­рактера, дающих представление о движениях в воде, с последую­щим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: «подуй на воду как на горячий чай»; «подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан», имитация работы ног способом кроль; «мельница» руками вперед, назад; ими­тация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с ре­зиновыми амортизаторами и пр. Резиновые амортизаторы применя­ются с целью получения информации о сопротивлении воды во время гребка. В комплекс упражнений на суше включаются упражнения на задержку дыхания. Например, на счет 1—2 вдох, а на счет 1—8 продолжительный полный выдох. Это упражнение следует выпол­нять как на месте, так и в движении. Общеразвивающие и специ­альные упражнения, выполняемые на Суше, способствуют не только общему физическому развитию детей, созданию представлений о пред­лагаемых им плавательных упражнениях, но и более успешному ос­воению техники спортивного плавания. Необходимость выполнения специальных упражнений на суше отмечали Б.И. Холодков (1970), В.Ф. Афанасьев (1971), Л.П. Макаренко (1976), Д.О. Силантьев и Н.Г. Байкина (2001), и др.

На суше необходимо добиваться правильного выполнения ими­тации плавательных движений. Для адекватного восприятия учебно­го материала целесообразно использовать специальные средства наглядности. К ним относятся: плакаты, рисунки, рельефные изобра­жения горизонтального положения тела на воде в положении на спине, на груди; погружения в воду с головой (с задержкой дыхания, с выдохом в воде); скольжения в воде с плавательной доской и без доски в положении «торпеда»; движения ногами «кролем» на груди, на спине, брассом. При демонстрации наглядных пособий педагог должен в словесной форме описать изучаемое движение. Помимо наглядных пособий используется наглядно-практический метод обу­чения, когда ученик осязательно опознает и идентифицирует изучае­мые объекты: имитацию движений рук, ног, головы, а также движе­ния губ во время вдоха и выдоха, закругленный и прямой конец плавательной доски, надувные игрушки, озвученные предметы, свис­ток, секундомер и пр., используемые в процессе обучения.

Очередной этап обучения плавательным движениям детей с депривацией зрения — формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление с гравитационными свойствами воды, овладение водным пространством); погружения в воду; лежания на воде (на всплывание в группировке — «поплавок», согнувшись — «медуза», вытянувшись — «звездочка»), скольжения в положение «торпеда» на груди и спине. Для формирования топографических представлений и навыков пространственной ориентировки в вод­ной среде следует давать задания (игры, сюжетно-ролевые, игровые ситуации) на прохождение различных дистанций вначале с партне­ром, а затем самостоятельно.

Занятия плаванием будут более эффективны, если обучение любому плавательному упражнению в воде начинать в облегчен­ных условиях: на мелком месте, держась руками или одной рукой за неподвижную опору (бортик, поручень, дорожка), а затем с приме­нением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, резиновые игрушки, работа в парах и пр.), и только после освоения разучиваемого упражнения переходить к его выполнению в скольжении на груди и спине. При плавании на груди и спине с доской предварительно изучить способы держания доски (на груди, под головой, на вытянутых руках большой палец сверху, остальные снизу, и др.). Прекрасным средством начального обучения, способству­ющим развитию координации движений, вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве, ловкости является плавание с различны­ми вращениями и изменениями направлений. Например, проплыть 3 м на груди в положении «торпеда», по сигналу педагога повернуться на спину, продолжая движение, упражнение повторить 2—3 раза.

Процесс обучения любому плавательному движению осуществ­ляется в следующей последовательности: на суше, на мелкой части бассейна, у неподвижной опоры (бортик бассейна, поручень, дорож­ка), с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддер­живающие средства, помощь педагога или партнера), разучивание техники дыхания, разучивание скольжения, изучение движений но­гами, руками при плавании способом кроль на груди, на спине.

Следующей фазой обучения является разучивание согласова­ния движений руками и ногами (на каждые два гребка руками вы­полняется шесть движений ногами, отметить ведущую роль рук), согласования движений руками с дыханием (с плавательной доской, без доски), согласования движений руками и ногами с дыханием.

Завершающая фаза обучения — проплыть 25—50 м в полной координации.

Закрепление навыка выполнения того или иного движения у незрячих происходит значительно медленнее, чем у нормально видя­щих. В связи с этим следует в одном занятии выполнять не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение следует начинать только после усвоения предыдущего. Не следует забывать об упражнениях на расслабление («медуза»), а также упражнениях на снятие зрительного утомления (быстрое моргание глазами, «звез­дочка» на спине с закрытыми глазами и др.). В работе с незрячими младшего школьного возраста целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения, способствующие формирова­нию положительных эмоций, ощущению радости, желанию занимать­ся плаванием. Включение игр, соответствующих тематике конкрет­ного занятия, сюжетно-ролевых игр, свободного плавания в заключительной части урока на протяжении 3—5 мин увеличивают двигательную плотность урока, число повторений и способствуют закреплению формируемых навыков. Таким образом, каждый урок является одним из звеньев ряда уроков, представляющих собой в совокупности единый учебно-воспитательный процесс.

Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа: на первом этапе — ознакомление с водной средой и освоение подгото­вительных упражнений в воде, второй этап — изучение техники плавания «кроль на груди» и «кроль на спине», третий этап — совер­шенствование техники плавания изученных способов. После осво­ения техники плавания способами «кроль на груди и на спине» мож­но приступать к изучению способов «брасс» и «дельфин».

В целях профилактики травматизма и дифференцировки рас­стояния следует учить детей определять длину проплываемого от­резка по количеству повторений движений (гребков, ударов ногами и т.д.). Отработке техники движений препятствует боязнь столкно­вений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на разных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения. Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при не­которых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыж­ках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 О), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).

Знание специфических особенностей обучения младших школь­ников с депривацией зрения, правильное применение приемов по­мощи и страховки позволит тренеру-педагогу помочь детям ознако­миться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а так­же совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, вынос­ливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предуп­редить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.

2.5. Коррекция и профилактика нарушений зрения

Люди с нарушенным зрением задумываются над тем, как со­хранить остаточное зрение. В настоящее время существует много сберегающих технологий (Аветисов Э.С., Корбет М.Д., Демирчоглян Г.Г. и др.), которые имеют сходные и различные методики. Мы же при­водим некоторые из них, имеющие коррекционную и профилакти­ческую направленность и позволяющие учитывать следующие ас­пекты: охрана остаточного зрения; особенности индивидуального развития ребенка; щадящий режим зрительной нагрузки; рациональ­ное чередование физической нагрузки и отдыха, специальных упраж­нений для глаз в течение урока; использование специальных мето­дов и приемов в обучении двигательным действиям; система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни.

Для улучшения аккомодационной способности глаза при близо­рукости часто используется упражнение «метка», которое можно про­водить как в школе, так и в домашних условиях. Для выполнения этого упражнения на стекле на уровне глаз наносится метка диамет­ром 3—5 мм. Ребенок становится на расстоянии 30—35 см от окон­ного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находя­щийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав взгляд на этом предмете, переводит затем его на метку на стекле, потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражне­ние проводят два раза в день (Шкарлова С.И., Романовский В.Е., 2000). Хорошим средством для развития глазодвигательной функ­ции является сбор фишек определенного цвета (например, желтого), предварительно разбросанных по столу. Для контроля фиксируется время выполнения задания.

Полезно моргание через каждые 5 мин. О. Хаксли (1997) отме­чает, что моргание — естественный способ «смазки» и очищения поверхности глаз. Оно способствует также расслаблению лицевых и лобных мышц (следует моргать без усилий, двигаться должны только веки, брови находятся в расслабленном состоянии).

Напряженное состояние глаз отнимает 90% психической энер­гии человека (Корбетт М.Д., 1998). При интенсивной зрительной работе глазные мышцы напрягаются, выводя глаза из правильной центровки, и вслед за этим могут возникнуть головные боли. Поэто­му следует чаще использовать упражнения на релаксацию, вспоми­ная при этом какие-нибудь приятные моменты, спокойную музыку (например, «Лунная соната» Л. Бетховена, «Олимпийская сказка» А. Пахмутовой и др.). При расслаблении боль и напряжение снижа­ются, нормализуется дыхание, столь важное для зрения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.