Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет фил-и. Роль и ф-и фил-и в системе дух. культуры общ-ва.





Понятие мировоз-я. Фил-я как теоретич.форма мировоз-я.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентацией, соц. полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.

Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т. е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция, но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.



В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.

В мировоз-и реально различимы по степени познаваемой глубины, логич.послед-ти и интел­лектуал. силе жизненно-повседневный и теоре­тич.уровни. Фил-я принадл-т к теоретич. уровню миропонимания, кот. составляет познавательно-интеллектуал. сторону мировоз-я. Понятие мировоз-я охватывает более широкий круг явлений, чем по-нятие фил-и.В отличие от всех др. типов и форм мировоз-я, фил. сис-темы взглядов претендуют на тео-ре­тич. обоснованность как сод-я, так и способов достижения обоб-щенных знаний о действит-ти, а также принципов и идеалов, опре-де­ляющих цели, ср-ва и хар-р деят-ти людей. Философ не только сам явл. носителем опр. мировоз-я, но и видит свою задачу в том,чтобы сделать миро­воз-е вообще предме-том своего теоре­тич. анализа, спец. изучения, обязательно под­вергнуть его критич. суду разума, воссозда-ть сис­тему миропонимания в наи-более зрелой интеллектуал. форме. Сама фил-я есть мировоз-е, т.е. со-вок-ть взгля­дов на мир в целом и на отнош-е чел-ка к этому миру. В одном ряду с фил-ей нах-ся др. фо-рмы мировоз-я: мифологич.,религ, ху­дож., натуралистское, обыденное Фил-я отлича­ется от иных форм мировоз-я тем,что отно­сится, пре-жде всего, к науч.сфере общ.созна-ния,а внутри нее,в отличие от нат-ура­листск. формы, -имеет специфич категориальный аппарат,опираю-щийся в своем развитии не на од-ну к.-л. науч.дисциплину,а на все науки,на весь единый совокуп. опыт разви­тия чел-ва. Мировозз-ренч.ф-и фил-и: гумани­стич,соц.-аксиологич, культурно-воспитате-льная, отражательно-информац. Мировоз­зренч.идеи “закл-ют в себе все,что мы можем думать и предполагать о смысле жизни и назна­чении чел-ва; они дают на-шему бытию на­правление и сооб-щают ему ценность”.Потеря выс-ших мировоззренч.ориентиров в жизни может вести к самоубийст-вам, наркомании, алкоголизму, пре-ступлениям.



 

Фил-я и наука,Проблема научности фил.знания.

Фил-я формировалась на основе противоречия м/у мифологич. ми-ровоз-ем и зачатками научн. зна-ния.Осмысление принципиально нов. ориентации субъек-тов позна-ния вело к возник-новению в стру-ктуре мировоз-я позна­ват.отно-шений м/у субъектом и объектом, а рост естеств.-науч.инф-ции о природе приводил к вызреванию всеобщих науч.идей о мире, пос-тепенно вытеснявших мифологич. картину мира,Со временем осн, вопрос мировоз-я(о мире в целом и об отнош-и чел-ка к этому миру) и ответ на него обрел науч.форму. Исто­рия развития фил-и в плане отнош-я всеобщего и частнонауч. Знания о природе тоже свидет-ет о неразрыв.связи фил-и и науки.Т.о. на стадии зарожд-я,а затем на протяж-и истории своего развития фил.знание оказывалось содержа-тельно переплетенным с ест.-науч. Фил-я постоянно получает и обра-батывает инф-цию, имеющ-ся в разн.обл-ях познания.Присутст-вие в составе фил-и и функцион-е в ней ест.-науч.данных есть один из признаков ее науч­ности.Систе-ма знания считается науч.,если она отвечает след.критериям:



1)об-ъектив­ность-природа, предметы и их отнош-я д.б. познаны такими,ка кие они есть без привнесения в них ч.-л. субъек­тивного или сверх-природного.

2)рац-ть, доказат-ть- в науч.знании привод-ся необх. и до­стат.основания истинности со-держания(судья-разум, способ до-стижения-критич-ть и рац. принци-пы познания).

3)эссенциалистская направленность- нацеленность на воспроизв-е сущности и закономе-рностей объекта. 4)особая систем-ность знания- упорядоченность в форме теории.

5)проверяемость- науч. истина хар-ет знания, кот. в принципе проверяемы и оказыва-ются под­твержденными. Все отме-чен.критерии применяемы к части содерж-я фил.знания.Т.о. фил-я входит в состав науч.сферы зна-ния по крайней мере частью свое-го сод-я и потому она есть наука. Ее предмет- вопросы мировоз-я. Фил-я есть и ест.наука и общество ведческая дисциплина,т.к. изучает и общ-во, но при этом она не сво-дима ни к той, ни к другой.

 

Предмет фил-и. Роль и ф-и фил-и в системе дух. культуры общ-ва.

Предмет философии составляют наиб. общее законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Т.о. предметом ф. являются всеобщие св-ва и связи действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет ф. существует объективно независимо от философии.

Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология... Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность.

Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

Ф. возникла с перенесением основного внимания а чел. в его отношении к миру, т. е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Ф. - это т. о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств.

Предмет фил. знания вычленяется из совок-ти реальных(матер.и дух) объектов и связей.Предм-том фил-и явл.всеобщее в системе мир-чел-к.Эта система распадается на две относит-но противопо­лож.,но вза-имосвязан. подсистемы — мир и чел-к. Каждая из сторон подразде-ляется на уровни,а взаимоотнош-я м/у этими сторонами — на 4 аспе-кта: онтологич,познават,аксиоло-гич, дух-практич. М-мир,материя, объе­тивн.реальность; Ч-чел-к, соз-нание; ООМС- онтологич.отнош-я материи и сознания; ПСОО-познават. субъективн.-объектные отнош-я; АСОО-аксиологич. -//-; ДПСОО-дух.-практич. -//-. В пред-мет фил-и входит всеобщее в ма-тер.бытии и всеобщее,хар-щее це-лостное бытие чел-ка.Но предмет фил-и в еще большей степени от-личен от пред­мета частных наук, изучающих ма­тер.бытие и чел-ка, тем,что он предст-ет собой отно-шение чел-ка к миру,мира к чел-ку Фил-я - это система взглядов на мир в целом и на отнош-е чел-ка к этому миру.Фил-я выступает в 2-х ипостасиях :1)как инф-ция о мире в целом и отнош-и чел-ка к этому миру и 2)как комплекс принципов познания,как всеобщий метод поз-нават. деят-ти.На этом основано раз­деление ф-ий фил-и на 2 группы: мировоззренч. и методо-логич.Мировоззренч.:1)Гуманистич. ф-я.Фил-я не дает нам вечнос-ти,но она помогает осмыслить эту жизнь,помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.Одним из важ-нейших противовесов негативн. тенденциям в общ-ве,ведущим к его дегуманизации,явл.фил-я,при-чем не всякая,а та, кот. наполнена глубок. этич.сод-ем.2)Соц-аксио-логич.ф-я.Общ.фил-я д. Указать путь к высшему совершенству и разрабо­татьобщ. Идеал, кот. м.б. положен затем в основа­ние самых разн.конкрет.представлений о гос. Устройстве. 3)Культурно-воспитат. Ф-я.Знание фил-и.в т.ч.требований к позна­нию,способствует формир-ю у чел-ка важных кач-в культурн личности : ориентации на истину, правду, доб­роту.Фил-я способна оградить чел-ка от поверх­ностных и узких рамок обыденного типа мышле­ния.4)Отражательно-инфо-рмац.ф-я.Одна их гл. задач фил-и —разработка мировоз-я,соответс-твующего совр.уровню науки, ис-торич.практике и интеллектуал. требованиям чел-ка.Методологич. ф-и:1)Эвристич. ф-я.Сущ-во этой ф-и состоит в содействии прирос-ту науч.знаний,в т.ч. в создании предпосылок для науч.открытий. 2)Координирующая.Сущ-во — ко-ординирование методов в прцессе науч.исслед-я.3)Интегрирующая. Объединяющая роль фил-и по от-нош-ю к к.-л. множ-ву эл-тов, сос-

тавляющих систему или способн-ых образовы­вать целостность.4) Логико-гносеологич.Она закл-ся в разработке самого фил.метода,его нормативных принципов, а также в логико-гносеологич. Обоснова-нии тех или иных поня­тийных и теоретич. структур науч. знания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.