Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА





Философия постмодернизма

В поисках адекватной терминологии. Постмодернизм – сложное, многомерное, интенсивно развивающееся движение современной философской и социо-гуманитарной мысли Запада, своеобразная реакция на существенные перемены, происходящие в мировой культуре в последней трети ХХ века.

Постмодернизм – наметившийся в последней трети ХХ века сдвиг в культурном самосознании западного мира (после «модерна» или «современности») идейно-художественное течение, преодолевающее «современность», которая, однако, понимается по-разному: как рационализм Нового времени, как вера в прогресс, опирающийся на научное знание, как литературный экспериментвторой половины XIX века, как авангард в искусстве 10-20-х гг. XX века.

Постмодернизм – обозначение эпохи, состояния сознания, типа культуры,философской парадигмы второй по­ловины XX в.

Постмодернизм можно рассматривать как особый тип мировоззрения, ориентированный на формирова­ние такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических и т.д., на отказ от авторитетов любого ранга, начи­ная от государства, великой национальной идеи, моральных парадигм и кончая правилами поведе­ния человека в общении с другими.



Постмодернизм – явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления. Наличие многочисленных любопытных концепций постмодернизма свидетельствует о возникновении новой культурной ситуации, однако постмодернизм не имеет четкого парадигматического определения. Постмодернизм не является логическим понятием, определяющим реальною существующий объект. Поэтому неправомерна логическая, или хронологическая локализация постмодернизма, хотя такая возможность не исключается.

Сам термин указывает на то, что явление во многих своих формах и аспектах продолжает и завершает традиции Модернизма. Поэтому существующие теоретические разработки парадигмы постмодернизма строятся на различных основаниях в зависимости от того, что понимается под модернизмом и с какого времени последний берет свое начало. Размытость понятия «модернизм» делает таким же размытым и неопределенным понятие «постмодернизм». Историки культуры расходятся также во мнении о том, кто первым ввел само это понятие, в какой сфере искусства раньше всех проявились тенденции постмодерна.



Каждое из приведенных определений акцентирует внимание исследователей на различных аспектах культурных трансформаций, изменивших лицо человечества во второй половине ХХ века.

В современной социально-философской литературе различают понятия «постмодерн» и «постмодернизм». Под «постмодерном» понимают период в развитии культуры, и саму культуру, сформировавшуюся в Европе в последние 300-500 лет. Под «постмодернизмом» понимают теоретическую рефлексию, теоретический уровень анализа этой культуры, приобретающий вид определенных концептуальных конструкций и философских теорий. Таким образом, если первоначально под постмодерном (постмодернизмом) понималось одно из современных направлений в искусстве и философии, то в настоящее время под постмодерном имеется в виду в целом современная фаза развития западноевропейской культуры.

Введенный первоначально 30-е годы для обозначения течений в искусстве,пришедших на смену модернизму 10 – 20-х гг., термин постмодернизм был воскрешен в 60-е годы американским литературоведом И.Хассаном для описания некоторых новых веяний в американской литературе и художественной критике. При этом И.Хассан стремился показать, что постмодернизм является всего лишь продолжением и модификацией модернизма (в первую очередь, сюрреализма), что он – всего лишь новая обработка центральной темы модернизма – темы молчания.



Эта концепция была оспорена другими американскими литературоведами, увидевшими в американской литературе 60-х годов решительный разрыв с модернизмом. Как И.Хассан, возводивший модернизм к творчеству А.Д.Ф. де Сада, так и противники И.Хасана рассматривали модернизм как торжество тех течений в искусстве, которые до начала нашего века оставались маргинальными, что и способствовало перенесению профессионального литературоведческого спора в смежные области.

Классифицируя позиции завязавшегося в 70-е годы философского спора о постмодернизме, Ф.Джеймисон исходил уже из того, что этот термин обозначал эпоху истории западной цивилизации, идущую на смену так называемому «новому времени». По мнению Ф.Джеймисона, впервые эта эпоха была описана М. Хоркхаймером и Т. Адорно в их знаменитой книге «Диалектика Просвещения»(1947) в контексте оппозиции рационального и мистического, поскольку промышленность классического капитализма представляла собой кульминацию рационализации производства. Возникшие в 60-е годы концепции постмодернизма в некоторых вариантах сближаются с концепциямипостиндустриального и информационного общества (Д.Бэлл, Э.Тоффлер, М.Маклюэн). Восстановление в своих правах мифического начала в западной культуре ХХ века привлекло к концепции постмодернизма пристальное внимание «радикальных теологов» (Г.Кюнг). Изменение статуса потребления и расщепление культуры под натиском масс-медиа дали толчок длясемиотических интерпретаций постмодерна, революция в науке – для новейших методологических поисков. Этим можно объяснить плюралистичность содержания понятия «постмодернизм». При этом, однако, любая концепция постмодернизма не сводима к социально-экономическим, культурологическим, политологическим, методологическим или теологическим толкованиям.

Итак, если термин «постмодернизм» возник в 30-е годы в контексте художественной критики, то слово «постмодерн» впервые было употребленоА.Тойнби для обозначения нового периода в развитии западной цивилизации в 1947 году.

Постмодерниз­м не является оформленной, систематизированной философской или научной школой, это, скорее, новое мировоззрение, мировосприятие и мирочувствование, проявляющееся как тенденция в литературе, искус­стве, науке, литературоведении, философии, социологии. Между тем эта духовная и интеллектуальная тенденция, с одной стороны, оказывает влияние на мас­совое сознание, а с другой – сама подпитывается сдвигами в мировоззре­нии широких народных масс. Утверждать, что на смену культуре модерна пришла культура постмодерна, нет оснований. Заявления о преодолении модерна оказались преждевремен­ными. Модернистское мировоззрение и по сей день четко проявляется в странах осуществляющих «догоняющее» развитие – транзитивных, развивающихся. Да и в США, Западной Европе не наблюдается абсолютного доминирования постмодерна. Процесс смены культурных парадигм можно уподобить медленной смене запаха в комнате: элементы новой культурной парадигмы постепенно вытесняют на периферию, а потом и замещают отдельные элементы парадигмы модерна. Поэтому можно говорить о том, что на смену безраздельному господству культуры модерна приходит эпоха ихсосуществования, при котором происходит усиление постмодернистских тенденций, а общество, культура, мирочувствование людей становится все в большей степени постмодернистскими.

Существуют и более «тонкие» классификации, отделяющие постмодернизм от предшествующих эпох. Так, существует деление на классиче­ский рационализм, неклассическую эпоху (модерн) и собственно эпоху постмодерна. В этом случае «модерн» – это уже разруше­ние классического рационализма, разрушение представлений об однородности, универсальности законов мира и человека, автономизация и обособление отдельных сфер человеческой деятельно­сти. Представление о единстве мира, культуры, о целостности че­ловека всё еще сохраняется, но приобретает «регулятивный», оценочный характер.

Возникновение и становление постмодернизма.Постмодерн как этап развития общества, как культурная «эпоха» свя­зан с разрушением непримиримого социального противостоя­ния, с падением идеологических, национальных, религиозных барьеров, с эпохой создания информационного общества и универсальных коммуникаций. Вместе с тем, для постмодерна характерна равнозначность всех сфер социальной жизнедеятельности (экономи­ки, политики, права, культуры и пр.); отсутствие центриро­ванности и иерархии внутри этих сфер, плюрализм, доминирование либерализма, отказ от евроцентризма.

Термином «постмодерн» характеризуется культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов, чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. Как особое явление постмодерн достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.

Относительно более точной даты его рождения единого мнения нет. Многие называют 1972 год, но связывают его с разными событиями. Одни указывают на выход в свет книги «Пределы роста», опубликованной «Римским клубом», в которой делается вывод о том, что если человечество не откажется от существующего типа экономического и научно-технического развития, то в недалеком будущем оно испытает глобальную экологическую катастрофу.

Применительно к искусству английский архитектор Ч.Дженкс называет дату 15 июня 1972 года, являющуюся одновременно днем смерти авангарда и днем рождения постмодернизма в архитектуре, поскольку в этот день в американском городе Сент-Луисе была взорвана часть квартала, считавшаяся самым подлинным воплощением идей авангардистского градостроительства. Французский архитектор Ж.Бельмон связывает появление постмодернистского течения с начавшимся в 1973 году энергетическим, а затем и экономическим кризисами. Некоторые отодвигают дату к 1968 году, когда имели место известные майские выступления студентов на Западе.

В целом 70-е годы стали временем самоутверждения постмодернизма. Большой резонанс вызвало появление в 1979 г. книги французского философа Ж.-Ф.Лиотара «Состояние постмодерн», в которой многие черты постмодернизма впервые предстали в наиболее радикальном и рельефном виде. Книга вызвала оживленные споры и дискуссии, которые помогли постмодернизму получить окончательное признание, придали ему философское и глобальное измерение и сделали из него своеобразную сенсацию.

В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Вместе с тем, хотя постмодернизм и стал международным явлением, более всего он характерен для Западной Европе, поскольку именно здесь в наиболее четком виде имели место предшествующие ему три эпохи: Античность, Средневековье и Современность (Модерн). На других континентах эпоха Современности часто оказывается в размытом виде, а в истории США отсутствуют Античность и Средневековье.

Постмодернизм возник в результате осмысления развития западного общества за последние два-три столетия, именуемые Современность (Модерн). Соответственно для обозначения эпохи, сменившей Современность, наряду с термином «постмодернизм» используются и другие: «постмодерн», «постсовременность», «поздняя современность». Термины «постмодернизм» и «постмодерн» больше подходят для культуры и искусства, тогда как остальные имеют более широкий смысл и охватывают все общество в целом.

Следует заметить, что далеко не все признают наличие постсовременности. В частности, немецкий философ Ю.Хабермас считает, что утверждения о возникновении некой постсовременности являются необоснованными. По его мне­нию, «современность – это незавершенный проект». Культура модерна дала положительные результаты, далеко не исчерпала себя и в ней есть чему продолжаться в будущем. Речь может идти лишь об исправлении допущенных ошибок и внесении поправок в первоначальный проект.

Однако у сторонников постсовременности имеются собственные аргументы и факты, хотя и между ними нет полного согласия. В частности, существует мнениие, что постмодерн представляет собой особое состояние духа, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи на ихзавершающей стадии. Постмодерн в этом смысле выступаеттрансисторическим явлением, он проходит через все или многие исто­рические эпохи, и его нельзя выделять в какую-то отдельную или особую эпоху. Тогда он выступает как некая духовная метка разложения, упадка, деградации, декаданса, как некий аналог «цивилизации», противостоящей «культуре», как, напрмер, в историсофской концепции О.Шпенлера. Разумеется, при таком подходе аналитики исходят из концепции культурно-исторических типов или «локальных» цивилизаций.

Другие же, наоборот, определяют постмодернизм как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. При таком подходе берется за основу линейная историософская модель развития человечества.

Существуют попытки примирить эти точки зрения. Действительно, постмодернизм является, прежде всего, состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе, хотя эта эпоха является переходной.

Постмодернизм соотносит себя с современностью и противопоставляет себя ей, поэтому ключ к его пониманию находится в ней. Чаще всегосовременностьрассматривается в двух смыслах. В первом она охватывает примерно два столетия и именуется эпохой Разума. Она начинается в конце XVIII века, вместе с Великой Французской революцией, и означает практическую реализациюкапиталистического, индустриального общества.

Во втором смысле начало современности отодвигается еще на одно столетие назад, до середины ХVII века, когда шла разработка проекта будущего общества. Современность вэтом случае охватывает Новое и Новейшее время. Расширение гра­ниц современности представляется вполне обоснованным, ибо оно позволяет составить о ней более полное представление.

Действительно, именно в середине ХVII века, как бы открывая Новое время, Ф.Бэкон и Р.Декарт ставят перед человечеством грандиозную цель: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Так начиналось великое преобразование и покорение природы, опиравшееся на науку и составившее основное содержание современности в ее практическом аспекте.

Р.Декарт разрабатывает концепцию рационализма, в русле которого будут формироваться главные идеалы и ценности западного мира. Он также выдвигает идею о культуре, фундаментом которой должны стать разум и наука, а не религия. В целом в XVII веке наблюдается быстрое возвышение науки, происходит первая научная революция, начинается зримое воплощение научно-технического прогресса, роль и значение которого окажутся поистине судьбоносными в ХХ веке.

Возникшие тенденции получили дальнейшее развитие и усиление в XVIII веке –веке Просвещения. Философы-просветители, в особенности французские, еще больше возвысили авторитет и значение разума и науки. Помимо этого они сде­лали исключительно актуальным идеи гуманизма эпохи Возрождения. Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составляли универсальные общечеловеческие принципы, ценности и идеалы: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т.д. Важнейшей чертой этой концеп­ции стал футуризм, устремленность в «светлое будущее», в котором должны восторжествовать указанные идеалы и ценности.

Основными средствами построения нового общества и достижения светлого будущего объявляются просвещение и воспитание. Решающая роль при этом отводится разуму и его прогрессу, способности человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум провозглашается высшим судьей всего существующего.

Своей программе построения нового общества просветители придавали глобальное значение. Они полагали, что провозглашенные ими принципы, идеалы и ценности, благодаря прогрессу разума и просвещения, охватят все человечество, поскольку все люди имеют одну и ту же природу и один и тот же разум.

Просветители верили, что разум обеспечит решение всех проблем и задач. Высшая форма разума – наука – даст рациональное объяснение законов природы и откроет доступк еенесметным богатствам. Она же сделает «прозрачными», ясными и понятными межчеловеческие отношения, что позволит построить новое общество на принципах свободы, братства и справедливости. В равной мере человек сможет, наконец, познать самого себя, овладеет самим собой, поставит все свои поступки и действия под сознательный, рациональный контроль.

XIX век стал временем конкретного воплощения в жизнь просветительских идеалов и ценностей, всей программы в целом. Уже в начале века становилось все более ясным, что складывающееся буржуазно-капиталистическое общество выглядит весьма далеким от тех идеалов, исходя из которых, оно задумывалось.В нем нет желаемых свободы, братства и спра­ведливости. Прежнее деление на сословия уступило место не менее жесткому делению на классы с противоположными интересами, обрекающими их на непримиримую борьбу между собой. Поэтому в середине века появился марксизм, провозгласивший пролетарско-социалистический путь реализации просветительских идеалов и предложивший более радикальные и революционные способы их осуществления. Однако и этот путь принес большие разочарования.

В целом можно сказать, что в ХIХ и XX веках человечество шло от одного разочарования к другому, тщетно пытаясь приблизиться к светлому будущему. В ходе эволюции многие идеалы и ценности Просвещения оказались либо не реализованными, либо существенно искаженными. Так, в XIX веке экспансия ценностей западного мира на другие континенты осуществлялась не через просвещение и воспитание, но с помощью грубого навязывания и насилия.Действительной движущей силой при этом выступала не цивилизаторская миссия, а экономический и политический интерес.

В результате сложилась колониальная система, основанная на несправедливости, эксплуатации и угнетении. В XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме. Помимо этого человечество прошло через многие другие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей. Два из них заслуживают особого внимания, поскольку именно они во многом объясняют феномен постмодернизма.

Первое из них– экономический кризис 30-х годов. Это потрясение вызвало к жизни фашизм, который в свою очередь породил вторую мировую войну. В то же время кризис изменил характер капитализма и капиталистического производства. Реальная опасность социально-экономической и политической катастрофы заставила господствующий класс пойти на серьезные уступки и коррективы. Благодаря этому производство переставало быть производством ради производства, его непосредственной целью становились не только прибыль, но и потребление, в которое теперь включалось подавляющее большинство населения, раньше в нем не участвовавшее.

Новая ситуация объективно вела к снижению остроты прежних социальных конфликтов и противоречий. Она создавала вполне приемлемые для человека условия существования, которые распространялись на две трети общества. Более того, в Швеции предпринимается попытка построить общество «трех третей», то есть общество, в котором все имеют достойные условия существования, что составляет главную особенность так называемого «шведского социализма».

Второе важное событие– экологический кризис, явно обозначившийся в 60-е годы. Этот кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы. Почти достигнутая победа человека над природой оказалась на самом деле мнимой, пирровой, т.е. равносильной поражению. Этот кризис парализовал,убил прежний футуризм, устремленность в светлое будущее, ибо это будущее оказалось слишком пугающим. В равной мере экологический кризис обесценил открывшиеся возможности общества потребления. Он как бы отравил положительные и привлекательные стороны такого общества, создал ситуацию, похожую на пир во время чумы. Кризис все сделал хрупким и обреченным. Упомянутые и другие события и явления и вызвали пере­ход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. В самом общем виде он означаетутрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.

Опыт середины XX в. дал много нового яркого материала для критиков модернистского мировоззрения. нацистская Германия показала всему миру один из крайних вариантов воплощения в жизнь модернистского проекта создания рационального общества: уничтожение психически больных людей и «неполноценных» рас, превращение уничтожения людей в фабричное производство. Сталинизмпродемонстрировал миру другой вариант того же проекта: строительство «светлого будущего» с помощью массового террора, принудительного труда, воспитание народа с помощью тотального страха и т.д.Возникновение тоталитарных государств развеяло мифы о возможности реализации свободы и равенства, построения справедливого общества, подорвало веру в светлое будущее – футуризм.

США показали третий крайний вариант реализации модернистского мифа о науке как реальном средстве достижения светлого будущего: атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, стали первым аргументом в пользу предупреждения скептиков прошлого о том, что наука может привести не к светлому будущему, а к уничтожению или деградации человечества. Прогресс военной техники, назревание экологической катастрофы дали толчок к укреплению скептического отношения к возможностям науки улучшить человечество, к осознанию ее потенциальной опасности. Подъем национально-освободительного движения по всему миру, приведший к краху казавшихся несокрушимыми колониальных империй в 60-е годы, вызвал рост скептицизма относительно универ­сальности и превосходства западноевропейской культуры.Антигуманные использования плодов развитие науки и техники в условиях либеральной демократии развеяло миф о всесилии науки и возможностях человеческого разума.

Развитие сту­денческого и молодежного движения в западных странах в 1960-егоды, появление влия­тельной и массовой контркультуры, способствовали развитию сомнений относительно наличия единой ценностной системы всего общества. Возникновение многообразных субкультур, прежде всего молодежных, подорвало уверенность в единстве культуры, в линейном характере ее развития. Культурный мультиплюрализм стал своеобразной реакцией на идеологическую и культурную монолитность (монологизм) индустриального общества.

Применительно к организации социальной и культурной жизни общие черты постмодерна могут быть выражены в следующих принципах

1. Прежде всего, постмодерн проявился в распаде «метаповествований», характерных для эпохи модерна, в распаде грандиозных идеальных целостностей, тотальных идеологий, духовных монолитов. Просвещение, наука, религия, гуманизм, философия, социализм, либерализм и т.п. идейные конструкции, претендовавшие на полную и исчерпывающую интерпретацию мира, или, по крайней мере, открывающие перспективу создания тотальных мировоззрений, исчерпали себя. Постмодерн – культура, лишенная поклонения каким бы то ни было «-измам». Следуя знаменитому афоризму Ф.Ницше – «Бог умер», можно сказать, что в эпоху постмодерна оказываются поверженными все прежние святыни. Важнейшая характеристика постмодерна – отказ от метатеории, от метаистории, от универсальной исторической конструкции, выстраивающей историю человечества в стройную и последовательную линейную схему. Критика эволюционизма, представляющего такую универсальную объяснительную схему, возникновение плюралистической парадигмы в культурфилосфии и культурантропологии стала опознавательным знаком постмодернизма.

2. Постмодерн проявился в отказе от попыток расколдовывания и от расколдовывания как цели.Обнаружилась новая «непрозрачность» мира, невероятно усложнились семантические, технологические и социальные системы, произошло смешение разнообразных стилей в рамках одной и той же системы, которое препятствует рациональному постижению многих систем, возникших в результате человеческой деятельности. Обозначилась тенденция многих систем к закрытости, возникла новая «эзотеричность», нежелание раскодироваться. Это привело к расцвету и широкому распространению иррационалистических движений, сект, неорелигий, ренессансу оккультизма именно в тот период, когда по проекту модерна должен был восторжествовать Разум. Безудержное развитие Разума в конечном итоге привело к господству иррационального и новым формам массового безумия.

3. В свою очередь это привело к нарушению некогда казавшейсянезыблемой иерархии.Культура «крошится» на мало зависимые или вовсе независимые друг от друга стили, формы, образы жизни, субкультуры. Бывшая «высокая культура» приобретает субкультурный статус. В различных дифференцированных субкультурах возникают собственные автономные иерархии. Разделение культур и обществ на примитивные, традиционные и развитые возможно только тогда, когда имеется единый критерий, этот критерий представляла универсальная эволюционистская линейная парадигма. Смена парадигм, переход на точку зрения культурного плюрализма разрушает самый базис классификации и всю систему стратификации общества в глобальном масштабе.

4. В этих условиях новый статус приобретают средства массовой информации. Культурная индустрия, которая еще недавно рассматривалась в качестве производителя непрестижной, дешевой, «массовой» культурной продукции, приобретает новую функцию –производителя жизненных форм и жизненных стилей. Шоу-бизнес стал не только процветающей сферой производства, вполне сравнимой со сферой материального производства, но сферой, в которой производятся матрицы, модели, паттерны жизненных форм, задаются траектории жизненных стратегий. Вудсток (имеется в виду рок-фестиваль в Вудстоке. США, 1968 г.) стал одним из первых мощных кодирующих культурных механизмов, открыв эру формирования плюрализма молодежных субкультур.

5. Для гуманитарных дисциплин постомодерн ознаменовалсявыдвижением на первый план культуры. Культура постепенно становится главным инструментом объяснения текущих социальных и политических трансформаций. Не случайно самые замечательные социологические концепции последних лет (П.Бурдье, Н.Элиас, Ю.Хабермас) являются по существу развернутыми версиямисоциологии культуры. Постмодерн осуществляется в культуре и через культуру. Культурно ориентированная социология неизбежно становится основным инструментом анализа этой исторической трансформации. Сущность постмодерна можно выразить в такой формуле: «Там, где было общество, стала культура».

6. Важную черту постсовременности составляетигровой характер культуры в целом и театрализация,котораяохватывает сегодня все области жизни. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу. Театрализация пронизывает политическую жизнь. Политика при этом перестает быть местом активной и серьезной деятельности человека-гражданина, но все больше превращается в шумное зрелище, становясь местом эмоциональной разрядки. Доминирование «спортивного мироощущения» (Х.Ортега-и-Гассет), «карнавальной культуры» (М.Бахтин), массовое производство HomoLudens (Й.Хейзинга), «шоу-менизация» сферы досуга – таковы опознавательные знаки современной культуры.

* * *

Отметим наиболее существенные предпосылки возникновения ситуации постмодерна:

1. Технологической основой Постмодерна выступает современное постиндустриальное и информационное общество – новый типсоциальной реальности.

2. Антропологической предпосылкой Постмодерна выступает антропологическая революция, суть которой заключается в том, что в ХХ веке завершился многовековой процесс низведения человека с пьедестала Универсума. Человек потерял свое центральное место во Вселенной. Открытия Коперника – Дарвина – Маркса – Фрейда низвели человека до статуса простой природной вещи.

3. Экзистенциальной основой Постмодерна является потеря человечеством бессмертия в ХХ веке (былой «невинности»), переживание богооставленности (в конце ХIХ века Ф.Ницше провозгласил, что «Бог умер»), своей собственной «безосновности», «беспочвенности» (книга Льва Шестова «Апофеоз беспочвенности» была написана в 1905 году), неукорененности в бытии (М.Хайдеггер), переживания негарантированности бытия, понимания непредсказуемости будущего и возможности возврата к несовершенному, неупорядоченному, хаотическому прошлому. Время бытия переживается как «смутное» время.

Человек Постмодерна не ощущает себя самодовольным и самодостаточным: у него нет уже опоры в настоящем. У него нет также оснований доверять будущему, ибо его «завтра» стало непредсказуемым, угрожающим, опасным. Он не может больше опереться на прошлое, весь прошлый опыт человечества в новой ситуации «гроша ломанного не стоит», ибо не содержит рецептов спасения. В прошлом можно еще найти забвение, но только в том случае, если отвлечься от того факта, что, по большому счету, оно потеряло всякий смысл. Прошлое становится таким же непредсказуемым, как и настоящее. Человек Постмодерна остался один на один с Небытием. Наподобие «рыцаря на распутье», он потерял путеводные ориентиры, он не видит больше «вех», обозначающих магистраль, он сбился с «дарованной дороги». Впервые вся жизненная ситуация (человека и человечества) предстала в виде открытой системы, застывшей в точке бифуркации.Человек Постмодернаэто человек «озабоченный» проблемой выживания, не ведающий, что его ждет.

Этим загадочным и емким понятием «Постмодерн» выражается новая экзистенциальная ситуация и ее отражение в искусстве, типе ментальности, типе мышления, типе научного дискурса, типе культуры, типе религиозных верований, способе решения моральных и политическихпроблем, способефилософствования и даже в образе жизни.

Итак – «три дороги»: в прошлое, в настоящее и в будущее. В прошлом – эпоха Модерна: вера в то, что реальность обладает рациональной природой; «религия Разума», вера в его всемогущество и возможность установить с его помощью мировой Порядок в соответствии с законами Гармонии, Справедливости, Добра, Красоты; вера в неодолимость и необратимость Прогресса; вера в то, что человек – «центральное» и «высшее» существо в природе, обладающее божественным даром – Свободой. Существенная характеристика мирочувствования человека Модерна – оптимизм.

Постмодерный человек ориентируется не на будущее, а на настоящее – время, в котором он ест, потребляет, наслаждается. Возникает новый культ чувственности и тела. Постмодерное мироощущение соприкасается с безумием, связано с тревогой или пессимизмом.

1. Социо-культурной детерминантой Постмодерна являетсядеперсонализация. Проект Модерна реализовался в ХХ веке в крайних формах подавления личности в тоталитарных системах, а также в «мягких» формах, что выразилось в порождении массового человека – «западоида». «Западнизм рационализировал человека. Он исключил из его «внутреннего мира» все излишнее, всякий психологический хлам, идейную запутанность, склонность к избыточной рефлексии, чрезмерную опосредованность между идеей и делом. Зато западнизм сделал человека для построения человеческих объединений огромного масштаба и с высоким уровнем социальной организации. Западоид есть высший уровень эволюции человека. Это искусственно выведенное существо, а не результат чисто биологической эволюции. О нем с полным правом можно сказать, что это сверхчеловек… Сверхчеловек – это не то всесторонне развитое и совершенное во всех отношениях существо, о котором говорили мечтатели прошлого, а именно реальный западоид, то есть внутренне упрощенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизированное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (незападному) человечеству», – таким видит современного «западоида» А. Зиновьев (Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. с.355).

В ХХ веке процессплюрализации стилей жизни,формирования множествасубкультур, приобрел лавинообразный характер: в едином культурном поле сосуществуют фундаменталисты и модернисты, коммунисты и фашисты, «голубые» и «зеленые», христиане и сатанисты, кришнаиты и язычники, феминистки и приверженцы патриархата, правые и левые, хиппи и йиппи, националисты и «новые русские», либералы и анархисты. Все они составляют начинку пирога, который называется «современная культура».

1. Историко-культурной предпосылкой Постмодерна является активное столкновение западной культуры с культурами Востока, а также вовлечение в культурный полифонический диалог многочисленных архаичных и экзотических культур. Встреча культур, произошедшая в ХХ веке, породила специфическую, уникальную ситуацию, которая может быть названа герменевтической.Плюрализм мировоззрений, верований, мировосприятий приходит на смену мировоззренческому монополизму и монологизму. Единый смысл оказывается утраченным, множественность и конкурентность смысловых предпосылок, смыслотолкований привели к тому, что мир, который должен был вот-вот, благодаря разуму, стать «прозрачным», окончательно свою «прозрачность» потерял. Единство и многообразие культурно-исторических миров, принимается сегодня абсолютным большинством мыслителей, как светских, так и религиозных.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.