Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть 11. Этические аспекты бодибилдинга





Очевидно, что бодибилдинг развивается в соответствии с законами диалектики. Основными категориями, которые используются при анализе бодибилдинга с этической точки зрения, являются категории добра и зла. Какую роль это играет в данном случае, следует разобраться хотя бы потому, что с моральной точки зрения внутренняя сущность человека представляет из себя противоборствующую систему добра и зла, на которые собственно и разделяется мир.

Все поступки человека, а в нашем случае это относится ко всей «бодибилдерской» братии, оцениваются через дихотомию добра и зла, поскольку от содержания этих категорий зависят те или иные представления в бодибилдинге. Для того, что определить качественное разделение науки бодибилдинга по этим категориям, рассмотрим их сначала в контексте морали.

Добро

Добро в бодибилдинге есть то, что позволяет бодибилдеру и обществу (школе бодибилдинга) жить, развиваться, достигать гармонии физического и духовного совершенства. В сущности, добро здесь выступает как регулятивная идея, которая позволяет оценивать системы тренинга, рекреации и нутриенции с точки зрения их действенности и полезности для общества. При этом бодибилдинг выступает как средство достижения цели – формирование гармоничного развития личности. Векторизует направление движения здесь методика, взятая за основу и разработанная исходя из обобщения каких-либо знаний. И поскольку методики достаточно адаптивны и модифицируемы под конкретно взятого атлета, то в этом смысле в некоторой мере снижается риск регрессивной «накачки», если грамотно следовать соответствующим указаниям. По высказываниям представителей ортодоксального бодибилдинга бодибилдинг является спортом одиночек, и поэтому то добро, которое атлет «приносит» своей работой в спортзале, выступает в качестве индивидуального блага. Кроме того, оно выступает и в качестве пользы, поскольку здоровье, пополняемое и преумножаемое физическими упражнениями, является одним из главных критериев физического совершенства.



Однако стоит вспомнить, что высшие ценности конкретных людей различны: одни приходят в бодибилдинг ради кратковременного (сезонного, например, на летний период) улучшения физической формы, другие – из-за чисто профессионального интереса, выражая таким образом свое «эго». Но чисто эгоистические ценности не могут быть добром. Они выражаются в стремлении к абсолютной уникальности, неповторимости и индивидуальном самоутверждении без учета других в том смысле, что эта «уникальность» не распространяется на рядом тренирующихся бодибилдеров, и приобретенные качества присущи только конкретному тренирующемуся бодибилдеру, а не всей «команде».



Зло

Зло по своей сути деструктивно: оно ведет к распаду, гибели и отчуждению людей друг от друга. Зло носит субъективный характер, в частности, в бодибилдинге и далеко не всегда существует в «чистом» виде. Очевидно, что это зло совершается при непосредственном участии сознания человека и его воли, творится по решению самого человека.

В этике выделяют два вида зла – эта враждебность и распущенность. К враждебности в нашем случае можно отнести стремление к нарушению прогресса, агрессии, подавлению воли тренирующихся по соседству атлетов. Причинами враждебности могут быть фрустрация целенаправленной устремленности, неприемлемое (унижающее) обращение бодибилдеров между собой, а также, что немаловажно для начинающих бодибилдеров – страх неудачи и боязнь своего физического несовершенства по сравнению с другими атлетами в спортзале. Так, например, некоторые атлеты составляют негативное мнение о той или иной тренировочной системе, диете или методическом приеме, не сделав даже попытки опробовать предложенную схему. Такие обычно не пробуют тренироваться по конкретным схемам в течение года или двух. Они порой утверждают, что система Ментцера – форменная глупость, хотя не пытались тренироваться по ней. К тому же они не читают тематическую литературу, т.к. заранее уверены, что это – пустая трата времени. У таких атлетов, как правило, заниженная самооценка. Комплекс неполноценности настраивает их на враждебное и недоверчивое отношение к окружающему миру. В свою «веру» такие люди бессознательно пытаются обратить и остальных, а потому сохраняют нигилистское отношение ко всему подряд, не особо утруждая себя аргументами. Нередко в бодибилдинг таких людей приводит именно комплекс неполноценности. Таким труднее всего раскачаться, поскольку они никому и ни в чем не доверяют.



Центральным императивом враждебности выступает разрушительность, которая проявляется в общем случае как результат нереализации человеческих ценностных сил. Порой случается так, что бодибилдер не знает и не понимает, как быть продвинутым, выйти из состояния «плато», как научиться на этапе рекреации «превалировать» в себе анаболические процессы. И именно эта неудовлетворенность, имеющая корни, противоречивые природе человека, и проявляет себя в виде враждебности – активного зла, направленного вовне. Распущенность же проявляется в виде малодушия, лени, неумения контролировать желания, неспособности определить для себя оптимальные ценностные ориентиры в повседневной деятельности. Такое зло – пассивное, но оно, тем не менее, оказывает не меньшее негативное воздействие на личность, особенно в организационном плане. Причиной распущенности в бодибилдинге может выступать противоречие основным принципам тренинга, рекреации и нутриенции. Как правило, это резко снижает эффективность тренинга в целом, поскольку такой бодибилдер в сущности демонстрирует свою слабую целеустремленность и практическую незаинтересованность в достижении гармонии между духом и телом. Чаще всего на таких атлетов действует конформизм в расстановке приоритетов своего свободного и времени, и они посещают зал именно ради того, чтобы про них не говорили, что они не современны и не думают ос своем здоровье и будущем. Не менее привлекательной стороной этого остается присущая легкость тренинга на начальном этапе. Однако в дальнейшем, когда необходимо будет серьезнее относиться к занятиям и прогрессировать (а без этого в любом виде деятельности не добиться успеха), такой контингент просто избегает этих усилий, ссылаясь на занятость, недомогание и прочие «отмазки». Это свидетельствует о недисциплинированности и отсутствии воли и терпения у данных атлетов. Как нельзя кстати следует упомянуть об уверенности, которая способна ликвидировать этот недостаток. Уверенность в себе – это внутреннее дело каждого. Гораздо легче перекладывать уверенность на других, чем брать на себя. Ведь «внешние факторы» мы не всегда можем контролировать. Допустим, атлет с треском провалился на турнире. И в своей неудаче винит судей, освещение, судей, погоду, нехватку времени на подготовку, плохое оборудование. А между тем, все дело в его собственной неуверенности. Конечно, на мнение судей это не повлияет. И погоду тоже не изменить. Но есть вещи, которые атлет может и должен контролировать. И по большому счету именно от них зависит его успех.

К сожалению, неуверенных среди любителей достаточное количество, и они, дабы поскорее добиться лучшей формы, прибегают к стероидам. Ведь не зря же Т.Детерс (см. выше) высказывался о том, что стероиды в бодибилдинге – это путь жалких невротиков. И это как раз есть самое яркое проявление распущенности. А почему это происходит? Да потому, что правда бодибилдинга, по словам Арнольда, очень проста - это работа до седьмого пота и неукоснительное соблюдение основных принципов тренинга, рекреации и нутриенции как в зале, так и вне его. И те бодибилдеры, которые проявляют признаки распущенности, попросту избегают дискомфорта, который избежать гораздо легче, чем преодолеть. Конечно, это не красит атлета, но поиск самого себя в бодибилдинге все же проходит и эту стадию. Как же бороться с проявлениями зла в бодибилдинге?

Зло с точки зрения морали можно победить только путем преобразований человеческой жизни, преодолевая ее и очищая от страданий и недугов. В бодибилдинге одной из основных целей является приобретение и преумножение здоровья, а, следовательно, этот вид спорта акцентирует свое воздействие именно на весь организм (принцип всеобъемлющего тренинга) в отличие от других видов спорта. Гармонизация общественной жизни, безусловно, способна вытеснить любые проявления зла на окраину нашего бытия, сделать его исключением из правил. В бодибилдинге этот путь доступен истинным интеллектуалам, а не тупым и безграмотным «химикам». И этот путь выбирают те, кто верит в свою генетику и практически неограниченный потенциал физических возможностей. Так, например, по исследованиям одной из групп кинесиологов в США упражнение «пуллбэк» (тяга штанги или гантели к поясу в наклоне (фото слева) или тяга Т-штанги к поясу в наклоне (фото справа)) при самом эффективном использовании его не дает 100% отдачу, поскольку в этом упражнении из всей группы мышц спины сокращается примерно 60% из 100% возможных, т.к. быстрее устают «не-спинные» мышечные группы, непосредственно участвующие в упражнении. Но если неформально обеспечить работу только мышц спины, то в среднем масса ее увеличится в 2 раза, а это уже довольно внушительные размеры и объемы. Споры на этот счет идут достаточно давно, но исключить влияние нецелевых групп в том или ином упражнении практически невозможно. Единственно доступным способом остается миостимуляция, в основе которой лежат электротонические способы воздействия. Однако, это тоже в определенной мере неприемлемо, поскольку может быть исключительно полезно на самом продвинутом уровне, когда суставные связки достаточно крепки и дальнейшая гипертрофия мускулатуры не окажет негативного воздействия на связочный аппарат во время «активного» тренинга.

Диалектика добра и зла

С привлечением диалектики можно рассмотреть следующие позиции в этике бодибилдинга:

1) добро и зло на уровнях отдельного индивида и общества;

2) аффекты научного подхода в бодибилдинге: судьба гениев и Франкенштейнов;

3) нарушение меры добра и зла;

Иллюзии добра и зла.

Во-первых, то, что является бесспорным добром для конкретно взятого бодибилдера, может быть столь же недвусмысленным злом для других бодибилдеров. Ярким примером этому может служить победа в соревновании (для профессионалов, например, конкурс «Mr. Olympia» или «Arnold Classic», для любителей – «Mr. Universe»). В данном приближении победитель (или призер конкурса) считает свою победу добром, несмотря на понесенные утраты сил и времени. С другой стороны, побежденные видят в своем проигрыше зло, невосполнимые потери, физический и моральный ущерб. С точки зрения высокой морали подобные соревнования побуждают побежденных соперников проявлять агрессию по отношению к призерам. Это, конечно же, чаще всего бескровная борьба, ради спортивного интереса, а на профессиональном уровне и экономического. Тем не менее, тот, кто в нее вовлечен, вынужден выступить на той или иной стороне и признать конкретный факт победы над добром или злом.

Во-вторых, наука нередко получает противоположные оценки относительно одного и того же объекта исследования. С одной стороны, наука как определенный тип человеческой деятельности, обобщает человеческий опыт и рассматривается как великое благо. В отношении бодибилдинга это применимо для «бодибилдерской» братии, хотя нередко достижения в этой области используются и в других силовых видах спорта. С этой точки зрения наука позволяет создавать комфорт, снимать стрессы и нервное напряжение, продлевать жизнь, и в конечном итоге рационально использовать пространственно-временной континуум. С другой стороны, она несет в себе негативное воздействие: техника отчуждает людей от природы и от самих себя, бесцеремонно вмешиваясь в человеческий организм на макро- (тренажеры, свободные веса и др.) и микроуровнях (фармакология, специальные диеты для достижения максимального рельефа и сепарации мускулатуры, и др.). В этом облике наука бодибилдинга выступает в роли зла – все тренирующиеся атлеты подвергаются аффективному воздействию, направленному на них самих, а теоретики бодибилдинга и представители смежных областей – гении, чья деятельности на некотором уровне развития может быть осуждена и запрещена. Такое различение в бодибилдинге порождает в сущности гениев и Франкенштейнов, которые сами подозревают о существовании друг друга. Именно в этом приближении на первый план выходят проблемы правды и лжи в бодибилдинге: ведь любая методика несет в себе изначально только позитивную сторону, а уже, допустим, фармакология фактически подтасовывает «чистоту» достижения демонстрируемой физической формы, и ее влияние сказывается только по прошествии определенного промежутка времени.

В-третьих, как известно, в этике существует реляционная транзитивность добра и зла при нарушении меры. Безудержная интенсификация конкретного состояния, переживания или отношения переводит его в собственную антиномию, делая добродетель пороком. Грань представляется здесь весьма зыбкой, и ее не сразу можно определить, поскольку доброта при ее некритическом наращивании становится бесхребетностью и беспринципностью, спокойствие превращается в равнодушие. То же самое происходит и при переходе добра в недобро, если снижается интенсивность определенного качества, т.е. когда его потеря оказывается ниже предела. Важным моментом здесь является также и то, что добро нельзя навязывать насильно: добро можно только предлагать. Например, когда атлет выполняет жим гантелей сидя на скамье, ему в соответствии с практическими рекомендациями требуются страхующие партнеры, которые в некоторый критический момент во время выполнения движения помогут ему довести сет до конца (на этапе форсированных повторений). В этом случае момент форсирования страхующий может оценить для себя раньше по времени или выполнять страховку неправильно и, таким образом, оказать страхуемому «медвежью услугу». Поэтому необходима абсолютная уверенность в том, что партнер хорошо знаком с техникой «форсажа», поскольку мощные технические приемы требуют внимательного и осторожного отношения. В другом случае это может быть, например, агитация в отношении какой-то выбранной части бодибилдеров за принятие другой методической основы тренинга, как более ценной и полезной по сравнению с предшествующей. Предложенное кем-либо добро бодибилдер должен принять сам в соответствии со своим интеллектуальным уровнем и интересами, оценивая «полезность» и пригодность предложенного уже на этапах применения. Поэтому там, где предложение переходит в навязывание, добро становится злом, игнорирующим чужую индивидуальность с ее потребностями, желаниями и стремлениями. Хорошим примером этому может служить также и то, что слепое следование методам системы Д.Вейдера многим бодибилдерам даже по прошествии большого количества времени не позволило постоянно прогрессировать в силу разных обстоятельств. Например, братья-актеры Питер и Дэвид Пол, снявшиеся в известных комедийных фильмах «Няньки», «Братья-варвары», «Двойные неприятности», занимавшиеся долгие годы по данной системе, в течение примерно двух лет абсолютно не прогрессировали, хотя на тот момент времени были опытными бодибилдерами и имели внушительную мышечную массу. Но, однако, занимаясь по системе М.Ментцера, очень быстро преодолели состояние «плато» и нарастили еще мышечной массы достаточно легко и непринужденно. Очевидно, что в данном примере принцип вариативности тренинга не позволил вписаться вейдеровским схемам в схемы Ментцера, и это повлекло за собой преодоление «плато» и приоритет анаболизма на этапах рекреации.

В-четвертых, в этике существуют категории иллюзии добра и зла, возникающие относительно происходящего в настоящем. Часть этой проблемы связана с проблемой гениев и Франкенштейнов, но здесь она имеет другое направление развития. Известно, что любое добро, как правило, сопровождается положительными эмоциями, но не сводится к ним. Если отдельно взятый атлет испытывает искреннюю радость относительно достигнутых успехов в бодибилдинге, то это вовсе не означает, что это должно быть целью. Ведь цель здесь – это улучшение физической формы путем реорганизации своего быта. И в онтологическом смысле это и есть смысл бытия – творить добро и стремиться к гармонии тела и духа. Но порой самосовершенствование без надлежащего контроля со стороны более опытных бодибилдеров или инструкторов приводит к травмам и другим негативным последствиям, и иллюзорность прогресса отодвигается на задний план, уступая форпост второстепенным вещам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.