Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОХЛАДА - МОРОЗ БЕРЕЖЛИВОСТЬ – СКУПОСТЬ





Какие мыслительные операции участвовали в поиске ответа на вопрос?

 

Литература к главе 3.

  1. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.
  2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. - собр.соч.,т.4 - М.,1992
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - собр.соч.,т.2 - М.,1992
  4. Грановская Р.М.. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов, СПб., 1994
  5. Иванников. Основы психологии. М.- СПб., 2010
  6. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2010
  7. Майерс Д. Интуиция.- СПб., Питер, 2010
  8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2005.
  10. Хрестоматия «Психология мышления», под ред.Ю.Гиппенрейтер, М., Черо, 2003
  11. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 2006
  12. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.:Питер, 2005.
  13. Пиаже Ж. Психология интеллекта, М.,1982
  14. Практический интеллект, - ред. Р.Стернберга, СПб.,Питер, 2003.
  15. Холодная М.А. Психология интеллекта.- СПб, Питер, 2003
  16. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. М., 2005.

 

 

Словарь

 

1.Абсолютный верхний порог ощущений — максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.



2.Абсолютный нижний порог ощущений — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемое ощущение.

3. Амнезия — частичная утрата способности сохранять в памяти вновь проступающую информацию.

4. Апперцепция– феномен восприятия, отражающий зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности и индивидуальных свойств субъекта.

5. Внимание— сосредоточенность психической деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).

6. Восприятие – познавательный процесс, заключающийся в приеме и переработке человеком информации, поступающей в мозг непосредственно через органы чувств, и завершающийся формированием целостного перцептивного образа.

7. Воображение — психический процесс, выражающийся в построении новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте, а также - в создании программы поведения в неопределенной проблемной ситуации.



 

8. Дискурсивное мышление— форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего.

9. Дифференциальный порог ощущений — минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений.

10. Длительность ощущения — характеристика ощущения. Заключается в том, что интервал времени, в течение которого существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает спустя некоторое время после начала воздействия, а пропадать может спустя некоторое время после прекращения воздействия.

11. Закон Стивенса — модификация основного психофизического закона, предложенная американским психологом С. Стивенсом, согласно которой между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, как у Фехнера, а степенная зависимость. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен.

12. Идеомоторные акты – представление о движении, как если бы оно выполнялось реально, сопровождающееся зрительными образами, мышечными ощущениями и иннервацией мышц, соответствующей данной двигательной задаче

13. Иконическая память— сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время, которая имеет большую емкость, быстро угасает во времени (около 0,25 сек.) и сознательно не контролируется.



14. Иллюзии восприятия - ошибки восприятия частных признаков тех или иных предметов.

15. Интеллект – система всех познавательных способностей индивида (ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения), определяющая успешность любой деятельности и адаптацию к новым жизненным задачам.

16. Интенсивность ощущения — субъективная выраженность ощущения, связанного с каким–либо раздражителем. Связь интенсивности ощущения с физической интенсивностью раздражителя имеет достаточно сложный вид. Были предложны различные модели, в которых описывается вид этой связи. В законе Г. Фехнера эта зависимость представлена в виде логарифмической кривой. В законе С. Стивенса она имеет вид степенной зависимости. Существенное влияние на характер связи ощущения с раздражителем имеет функциональное состояние анализатора.

17. Интуиция — отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований. Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явлений, процессуально оно характеризуется быстротой протекания и отсутствием осознанных этапов постижения истины.

18. Константность– свойство восприятия, позволяющее в определенном диапазоне изменения условий восприятия сохранять неизменными параметры воспринимаемого объекта.

19. Креативность— творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности.

20. Мнемотехника— система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания (например, организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий).

21. Мышление – познавательный процесс, связанный с открытием субъективно нового знания и представляющий собой целенаправленное, обобщенное и опосредованное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач.

22. Образ — субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, всё более удовлетворяя практическим нуждам.

23. Объем памяти — количество материала, которое доступно к воспроизведению через некоторое время после его усвоения.

24. Основной психофизический закон или закон Фехнера (иногда называют законом Вебера –Фехнера) — сформулированный в 1860 г. Г. Фехнером в „Элементах психофизики“ закон, согласно которому величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Т.е. возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии стоит в соответствии росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Вебера, в которых было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия.

25. Ощущение– сенсорный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом отдельных свойств внешнего и внутреннего мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

26. Память – познавательный процесс, включающий запоминание, сохранение, воспроизведение различной информации и опыта субъекта.

27. Последовательный образ — зрительное ощущение или восприятие, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя и продолжающееся до десяти минут.

28. Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти.

29. Психофизика— раздел психологии, основанный Г.Фехнером, посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей.

30. Речь – система звуковых сигналов и письменных символов, используемых человеком для представления и передачи информации в процессе общения.

31. Сенсибилизация –повышение чувствительности вследствие тренировки или взаимодействия анализаторов.

32. Сенсомоторика(от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) — взаимная координация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо.

33. Сенсорная адаптация — изменение чувствительности анализатора, служащее для подстройки его к интенсивности раздражителя.

34. Синестезия –появление под воздействием раздражения одной анализаторной системы ощущений в другом анализаторе.

35. Целостность восприятия — свойство восприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого–либо объекта не воспринимаются, но оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.

36.Чувствительность— способность живого организма активно реагировать на воздействия или способность иметь ощущения.

37. Эгоцентризм - неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения или размышлять в иной системе координат. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей.

38.Эйдетический образ — особый картинный образ памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий восприятию, наиболее часто встречаются у детей младшего и подросткового возраста, у взрослых же — достаточно редко.

39. Эффект Зейгарник (или эффект незавершенного действия) — закономерность, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием.

40.Эффект края –явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд, заучиваемого материала, элементы, находящиеся в начале и в конце ряда, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.

41. Язык — система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям, средство общения.

Приложение (ответы на тестовые вопросы):

 

К 1-ой главе:

 

1) Е = К loge I+ C, где К и С – константы, I – интенсивность раздражителя,

Е – интенсивность ощущения

2 а) адаптация

2 б) синестезия

3) в

4) а

5) а

6) б

7) в

8) г

9) а

 

 

К 2-ой главе:

 

1) в

2) а

3) г

4) а

5) в

6) б

7) в

8) в

9) в

К 3-ей главе:

 

1) в

2) г

3) в

4) а

5) б

6) а

7) в

8) в

9) б

10) в

11) б

12) в

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.