Сделай Сам Свою Работу на 5

Общее представление о внимании





 

Трудно найти психологический феномен, который вызывал бы у специалистов большие разногласия, чем внимание. Трудно найти понятие, история формирования которого была бы насыщена такими крутыми поворотами, которые, то ставили бы его в центр системы психологической науки, то объявляли бы псевдопроблемой и исключали из изучения. С одной сто­роны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явле­ние, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психиче­ском процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психиче­ских явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это по­знавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и дея­тельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Во всяком случае, внимание, так же как и память является, сквозным явлением психики, присутстствующем в любом другом психиче­ском процессе.



Внимание - это направленность и сосредоточенность психической дея­тельности на чем-либо определенном. Это особое состояние сознание, обеспечивающее умственному труду наилучшие результаты. Внимание, являясь динамической характеристикой психической деятельности, лишено своего собственного содержания и определяется содержанием и особенностями тех психических процессов, фактором протекания которых оно является. Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, двигательных процессах и т.д.

Специфическая сущность внимания заключается в следующем: внимание – это идеальная, сокращенная и автоматизированная форма самоконтроля. С помощью внимание происходит отбор нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием

Функции внимания:



удержание и сохранение; регуляция, контроль; обнаружение и поиск сигнала; бдительность (обнаружение опасности).

Физиологическая основа внимания. Физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет воз­буждение однихнервных центров и торможение других. Воздействующий на че­ловека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществ­ляется, прежде всего, ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает


появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает по­роги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффуз­ная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ори­ентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Вкомнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился и устремил глаза в сторону звука.

Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко ис­пользованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику фи­зиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, харак­теризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вы­рабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно на­зывается неосознанной, автоматической деятельностью человека.



Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с од­новременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устой­чивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

Следует отметить, что основой возникновения господствующего очага возбуж­дения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воз­действиями и уже закрепленными нервными связями.

Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не рас­крывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно поста­новка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающихся объяснить физиологические механизмы внимания. Современные исследователи большое внимание уделяют поиску механизмов вни­мания, исследуя нейрофизиологические процессы. Например, установлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения био­электрической активности в лобных долях мозга. Эту активность связывают с ра­ботой особого типа нейронов, располагающихся в лобных долях. Первый тип ней­ронов — «детекторы новизны» активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие от них нейроны «ожи­дания» возбуждаются только при встрече организма с объектом, способным удов­летворить актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей, внимание сосредоточивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь, как пищу, но с удовольствием будет играть с ней.

Психологические теории внимания.

Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого
подхода (Н.Ланге, Т.Рибо) исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных
движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов
чувств к условиям наилучшего восприятия. Рибо считал, что состояние сосредоточенности внимания со­провождается движениями всех частей тела — лица, туловища, конечностей, ко­торые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне. Движение физиологически поддержи­вает и усиливает данное состояние сознания. Секрет произвольною внимания, как считал Рибо, заключается в способности управлять движениями. Поэтому данная теория получила название моторной теории внимания.

Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более

интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интен­сивные.

Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее призна­ние в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утвержде­нии о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Напри­мер, хорошо известно следующее высказывание Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же». Т. Ри6о считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным внима­нием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объек­том внимания эмоциональных состояний.

Внимание как следствие установки. Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой, которая установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определен­ного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действи­тельности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.

Внимание как идеальная форма контроля. В концепции П. Я. Гальперина главная функция внимания — контроль над содержанием действия, психи­ческого образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, ис­полнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена внима­нием. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оце­нивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — яв­ляются результатом формирования новых умственных действий. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или об­разцу. В онтогенезе внимание как контроль вначале следует за действием. По мере автоматизации, контроль начинает совпадать с основным действием, в дальнейшем опережая его.

Виды внимания.

Непроизвольное внимание (пассивное) устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Физиологическая основа – ориентировочный рефлекс. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Причины возникновения непроизвольного внимания:

· Неожиданность раздражителя.

· Относительная сила раздражителя.

· Новизна раздражителя.

· Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

· Контрастность предметов или явлений.

· Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание (активное). Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Психологической особенностью произвольного внимания является волевое усилие, напряжение, а длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Послепроизвольное внимание. Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки на интересную и значимую для личности деятельность.

Свойства внимания.

Концентрация — интенсивность сосредоточения сознания на объекте или удержание внимания на каком-либо объекте.

Объём - это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. Объем внимания колеблется от 4 до 7 объектов.

Устойчивость – длительность сохранения интенсивного внимания. Обычно – в пределах 15-20 минут, затем необходим перерыв. Колебания внимания – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания.

Переключаемость - сознательное и целенаправленное изменение направления сознания с одного предмета на другой. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации. Это часто приводит к рассеянности. Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.

Распределение - способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов. Успешность выполнения двух или нескольких видов деятельности.

Для диагностики свойств внимания применяются с разными инструкциями и модификациями в зависимости от задач исследования классические методы:

  • корректурная проба («буквенные таблицы» Бурдона или «кольца» Ландольта – концентрация, устойчивость и распределение внимания),
  • красно-черные таблицы Шульте (переключаемость внимания),
  • тесты Мюнстенберга, Торндайка и Кюсси (избирательность внимания).
  • методика «перепутанные линии» (устойчивость внимания) и т. д.

 

Тестовые вопросы и задания для самопроверки к главе 2.

1. Сенсорная память: а) лежит в основе последовательных образов; б) действует на уровне сознания; в) действует до 10 секунд; г) действует меньше одной секунды

2. Память – это сложная система кратковременных и долговременных устойчивых связей по смежности, подобию, краткости, временной и пространственной близости – это определение соответствует теории: а) ассоциативной; б) молекулярной; в) психоанализа; г) нейронной

3. Вид памяти, обслуживающей рабочие операции человека- это память:

а) продуктивная, б) кратковременная, в) эйдетическая, г)оперативная

4. Внимание – есть результат двигательного приспособления – это точка зрения:

а) Т.Рибо, б) П.Гальперина, в) Д.Милля, г) все ответы неверны

5. Для поддержания произвольного внимания важны следующие условия: а) свойства раздражителей, б) разнообразие интересов, в) отчетливое понимание целей и задач деятельности, г) все ответы неверны

6. Свойство внимания, которое выражается количеством однородных предметов, «схваченных» вниманием единовременно и ясно: а) сосредоточенность; б) объем; в) распределение

7. Очень яркая, образная память, которую описал А.Р.Лурия, - это память:

а) иконическая, б) представления, в) эйдетическая, г) оперативная

8. Новизна, сила или контраст раздражителей нужны для возникновения: а) волевого внимания, б) произвольного внимания, в) непроизвольного внимания

9. Одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними характеризует свойство: а) переключения; б) объема;

в) распределения.

10. Для диагностики памяти используйте методику «Кратковременная память». Испытуемым дважды предъяв­ляется по 10 слов и дважды по 10 чисел. Десять слов или чисел зачитывают­ся в течение 20 секунд, и затем 40 секунд дается на их запись (в любом порядке).

Слова для запоминания:

вода, елка, книга, зонтик, пчела, сутки, дверь, вилка, номер, помощь;

слово, свеча, логика, глина, бумага, окно, гла­гол, день, вишня, прорыв.

Числа для запоминания: 43,57,12,32,81,72,15,42,96,17; 37, 18,86, 53,47,61,78,65,83,74.

Показателем кратковременной памяти служит количество стандартных баллов, набранных испытуемым в ходе исследования соответственно следующей таблице, где 5 –средний норматив, относительно которого в обе стороны интерпретируются индивидуальные результаты:

 

Оценка к баллах
Правильно записанные слова 17-18 15-16 13-14 11-12 9-10 7-8 4-6
Правильно записанные числа 16-17 14-15 12-13 10-11 8-9 6-7 4-5

 

Проведите эксперимент по диагностике кратковременной памяти на нескольких студентах, сравните результаты и сделайте выводы.

11.Этот вариант корректурной пробы известен как тест Торндайка и используется для диагностики концентрации внимания.

Испытуемому предлагается 10 трехзначных цифр (вверху стимульного бланка), которые он должен найти ниже среди других сходных цифр и вычеркнуть как можно быстрее. Реги­стрируется время работы в минутах и ошибки.

Проведите опыт с тестом Торндайка на нескольких товарищах, занесите показатели времени работы и количества ошибок в таблицу, вместе с участниками эксперимента сравните, и проанализируйте результаты – кто работал быстрее, кто – точнее, у кого, в целом, выше концентрация внимания.

 

Бланк со стимульным материалом.

 

627 786

        782 . 345 852 489 372 293        
               

Литература к главе 2

  1. Аткинсон Р. Человеческая память как процесс обучения, М.,2007
  2. Клацки Р. Память человека. – М.,2006.
  3. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти, М.,2009
  4. Нуркова В.В. Память. - М.,МГУ- 3-ий том, изд. «Академия», 2008
  5. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2010
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2005.
  7. Хрестоматия «Психология памяти», под ред.Ю.Гиппенрейтер, М., Черо, 2008
  8. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания,– М.,2005.
  9. Фаликман М.В. Внимание. - М.,МГУ – 4-ый том, изд. «Академия», 2006
  10. Хрестоматия «Психология внимания», под ред.Ю.Гиппенрейтер,М., Черо, 2001

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.