Сделай Сам Свою Работу на 5

Общее представление о памяти





Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памятиизвестный след, который может сохранять­ся достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятьюпонимается запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать ин­формацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов и характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечиваю­щий преемственность психических процессов и объединяющий все познаватель­ные процессы в единое целое.Основнаяфункция памяти – интеграцияпсихических процессов.

Мнемические процессы. Когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Процесс воссоздания образа предмета, вос­принимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом пред­меты, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.



Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление,или запоминание,того, что было воспринято, а также его последующее со­хранение.

Такимобразом, память — это сложный психический процесс, состоящий из не­скольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологиче­ской наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его гра­ницы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материа­ла.

Теории и эмпирическое изучение механизмов памяти. В истории психологии с давних времен предпринимались попытки объяс­нить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Ари­стотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут свя­зываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации(слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в пси­хологии широкое распространение:



1, Ассоциация по смежности.Образы восприятия или представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.

3. Ассоциация по контрасту.Образы восприятия или определенные представ­ления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отноше­нии противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вы­звать в представлении образ карлика. Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действи­тельно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в свя­зи друге другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроиз­ведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.



Учение об ассоциации получило широкое распространение в психологии, осо­бенно в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У. Джемс, Г. Спенсер). Однако подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономер­ностей было дано И. Сеченовым и И.Павловым. По Павлову, ассоциации — не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Следует отме­тить, что в настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциа­ции лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более един­ственный ее механизм.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий пси­холог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мыш­ления. Этот прием — заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенно­стей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что срав­нительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются.Г. Эббингауз также установил, чтопри пристальном вни­мании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в даль­нейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запомина­нии длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было от­крытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запо­минанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установле­но, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20 % от об­щего числа первоначально выученных слогов.

Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Так, исходным понятием гештальттеории была не ассоциация предметов или явле­ний, а их изначальная, целостная организация — гештальт. По мнению сторонни­ков этой теории, процессы памяти определяются формированием гештальта. Как известно из первой части курса «Общей психологии», понятие гештальта было предложено представителями гештальтпсихологии, оно означает «целое», «структуру», «систему». Исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении матери­ал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложив­шегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология (В. Вундт, Э. Б. Титченер).

В исследованиях, где предпринимались попытки про­водить эксперименты с позиции гештальтпсихологии, было получено много инте­ресных фактов. Так, исследования Б. В. Зейгарник показали, что если испытуе­мым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные к моменту прерывания. Данное явление можно объяснить так. При получении задания у испытуемого по­является потребность выполнить его. Эта потребность, которую К. Левин назвал квазипотребностью,усиливается в процессе выполнения задания. Она оказыва­ется реализованной, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. Следовательно, мотивация влияет на избира­тельность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к лю­бым отрезкам своего прошлого. Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел вы­дающийся отечественный психолог Л.Выготский, который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе с А.Леонтьевым показал, что высшие формы памяти являются сложной фор­мой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая про­извольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную па­мять.

Исследования А.Смирнова и П.Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили рас­крыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запо­минаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

Физио­логический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. К 40-м гг. XX в. в отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память — это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нерв­ной системы.Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый не­рвно-мозговой процесс оставляет после себя след,изменяющий характер дальней­ших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший па органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выра­жается в возникновении связей между процессами. В результате один психичес­кий процесс может вызвать другой.

В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохими­ческими процессами, в частности, с модификацией РНК, и что следы памяти мож­но переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные ис­следования так называемых процессов «реверберации возбуждения»,которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Появилась целая система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов. Кроме того, появились исследования, в ко­торых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для со­хранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания.

Нейронные и биохимические теории памяти. В настоящее время существует почти полное единодушие относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурными из­менениями в мозгу. Практически все согласны с тем, что запоминание осуществля­ется посредством электрической активности, т. е. химические или структурные изменения в мозге должны влиять на электрическую активность и наоборот. Нервный импульс по своей природе являет­ся электрическим. Электрический импульс от активированного нейрона проходит от тела клетки через аксон к телу следующей клетки, образуя нейронные сети или проводящие пути памяти.

В теориях памяти гипотетический след или путь памяти называют энграммой. Энграмма — буквально с греч. - «внутренняя запись». По содержанию различают два вида энграмм: образы (отображение статической структуры объекта) и модели действий (программы). По иерархическим уровням сложности различают первичные энграммы, ассоциации энграмм (две взаимосвязанные энграммы) и ассоциативные сети энграмм.

Место, где аксон соприкасается со следующей клеткой, называется синап­сом. На отдельном клеточном теле могут находиться тысячи синапсов, и все они делятся на два основных вида: возбудительные я тормозные. Воздействуя на процессы передачи информации в синапсах (например, фармакологически), можно их ускорить или затормозить – и, следовательно, улучшить память или заставить человека что-то забыть. Поступающий сенсорный сигнал (сигнал от рецепторов) вы­зывает последовательность электрических импульсов, которая сохраняется долгое время после того, как сигнал прекратится. Появление новых сигналов может затормозить предшествующую актив­ность либо она прекращается вследствие множества других причин. С другой стороны, мы обладаем информацией, которая сохраняется на протя­жении всей нашей жизни. Следовательно, должны существовать механизмы, обес­печивающие сохранение этой информации. Согласно одной из популярных тео­рий многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к возникно­вению новых нейронных цепей. Это изменение цепи называется консолидацией.Консолидация следа происходит в течение длительного времени. Таким образом, в основе долговременной памяти лежит постоянство структуры нейронных це­пей.

 

Основные виды памяти

Основные подходы к классификации памяти представлены на рис. 11.


Рис. 11. Классификация основных видов памяти


Двигательная (или моторная) память— это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять их. Правда, при воспроизведе­нии движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторое отклонение от первоначальных движений,несомнен­но, имеется. Но общий характер движений сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движе­ний письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы пода­ем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д. С первого года жизни двигательная память формирует индивидуальные неповторимые особенности психомоторики

человека. Двигательную память обычно выделяют отдельно, хотя, строго говоря, она является видом образной памяти, так в её формировании участвует кинестетический анализатор, и движения запоминаются в соответствии с двигательными образами.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Соответственно, можно выделить такие виды образной памяти, как зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, двигательная. Индивидуальные особенности образной памяти связаны как с ведущей репрезентативной системой человека, так и с опорой на те, или иные образы в профессиональной деятельности. Так, у гимнастов развивается двигательная память, а у поваров вкусовая. Характери­зуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характер­ны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустой­чивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому вос­произведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Эмоциональная память — это память на чувства. Это очень прочный, но неточный вид памяти. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут зна­чительно отличаться от первоначальных и по силе и по содержанию.. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со вре­менем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.

Словесно-логическаяпамять выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-ло­гической. Этот вид памяти развивается у человека с развитием понятийного мышления и является специфически человеческим, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной памяти, которые в простей­ших формах свойственны и животным.

Очевидно, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не суще­ствуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо дви­гательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы за­поминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления.

Когда говорят о непроизвольной памяти, то имеют в виду, что запоминание и воспроизведение осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля и цели со стороны сознания. Произвольная память требует волевого усилия для реализации осознанной цели запомнить что-либо.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем про­извольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный матери­ал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. На­пример, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная инфор­мация часто запоминается более надежно, чем, если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в цен­тре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

В 1968 г. американский психолог Р.Аткинсон предложил трех компонентную модель памяти: информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции; затем — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд; после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она хранится в семантической форме на протяжении очень долгого времени. Соответственно по времени хранения информации стали выделять сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Мгновенная или сенсорная память—это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. . При изучении сенсорной зрительной и слуховой памяти У. Найссер предложил термины «иконическая память» и «эхоическая память», а в эксперименте Дж.Сперлинга получены следующие результаты:
1) время хранения информации в иконической памяти - 0,25 - 0,5 секунд;
2) объем хранимой информации практически неограничен ("копия - отпечаток");
3) забывание происходит по типу стирания следов памяти, однако не исключается простое угасание следов.

Полное сохранение зрительной картины в иконической памяти ограничивается долями секунды, но встречаются люди, у которых этот период много длиннее (до 10 минут), их называют эйдетиками. Они обладают способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране картину или предмет, который перед тем находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Известны художники, которым было достаточно смотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего они могли продолжать работать над картиной в отсутствие модели, сохраняя образ модели со всеми ее деталями. Среди прославленных художников эйдетиками были русский живописец Н. Н. Ге и французский — Гюстав Доре. Л. С. Выготский считал, что эйдетизм является закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, представляя собой гипертрофированное выражение иконической памяти, так сказать, элемент задержки развития памяти на этой стадии. А.Лурия подробно исследовал и описал яркую образную память, которая стала называться эйдетической. В настоящее время разработаны целостные эйдетические технологии тренировки и повышения эффективности памяти с опорой на яркий целостный образ, «сжимающий» огромное количество информации.

Дж. Миллер. В 1956 г. в статье «Магическое число 7±2: некоторые пределы нашей способности обрабатывать информацию» обобщил имевшиеся данные об объеме внимания человека и связал их с объемом кратковременной памяти. Этот объем обычно равен 7±2 счетных объектов. Из этого следует, что если данных для запоминания много, нужно группировать объекты так, чтобы их количество оставалось в пределах 7±2 элементов. Данное число (7±2) иногда называют числом Миллера. Объем крат­ковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использо­вания специальных приемов, запоминать не связанную смысловым образом информацию.

Оперативная память – это разновидность кратковременной памяти – память хранит информацию до тех пор, пока она нужна для выполнения какой-то задачи, то есть пока человек ею оперирует. Информация исчезает, как только перестает использоваться в деятельности человека.

 

Крат­ковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. Перевод из кратковременной памяти в долговременную память осуществляется благодаря воле­вому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Этодостигается путем повторения материала, который надо запомнить. В резуль­тате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

 

Рис.12.Условия эффективности разных видов запоминания.

О механизмах мнемических процессов (запечатлении, запоминании, сохранении, воспроизведении), приемах и закономерностях запоминания уже говорилось выше.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно располагаться в строго определенных местах какого–либо помещения.

Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, дли­тельность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Эти характеристики различаются в зависимости от индивидуальных особенностей, возраста и профессиональной деятельности человека

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.