Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие восприятия и сенсорно-перцептивной организации человека.





Восприятие — сложный психический процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, непосредственно воздействующего на анализаторы через органы чувств.

Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создаёт целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта или перцептивным образом. В ходе восприятия происходит упорядочивание и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Физиологические основы восприятия.Восприятие, как и ощущение – рефлекторный процесс. В его основе – условные рефлексы – временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии раздражителей на органы чувств. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез комплексных раздражителей. Таким образом, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.



В основе восприятия лежат два вида нервных связей:

- связи, образуемые в пределах одного анализатора, от воздействия комплексного раздражителя одной модальности (восприятие мелодии);

- межанализаторные связи, образуемые ассоциациями зрительных, слуховых, кинестетических и др.ощущений.

В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учёт взаимодействия свойств предмета как сложного целого.



Ощущение и восприятие (сенсорика и перцепция) представляют собой звенья единого процесса чувственного познания. Человека характеризует сенсорно-перцептивная организация как единая система анализаторов всех модальностей, включенная в механизмы сознательной и бессознательной регуляции деятельности и поведения. Сенсорно-перцептивная организация является началом формирования индивидуальных различий между людьми - от того, как ощущает и воспринимает человек мир, зависят его личностные свойства (склад характера, уровень притязаний и т.п.). Сенсорно-перцептивная организация, как характерный для человека уровень развития отдельных свойств чувствительности и способ их объединения в комплексы, составляет одну из существенных черт индивидуальности. Она формируется в процессе онтогенеза на основе задатков или анатомо-физиологических предпосылок развития чувствительности. В процессе жизнедеятельности у человека складывается система рецепторов с выделением ведущего анализатора – например, визуальная, аудиальная, кинестетическая репрезентативная система. Через развитие органов чувств развиваются эстетические потребности человека: животные видят и слышат, но только человек испытывает потребность видеть и слышать.

Развитие или становление перцептивного образа у человека называется перцептогенезом. Переход от ощущения (образа отдельных свойств предмета) к восприятию (целостному образу) осуществляется через фазы становления перцептивного образа, которые были выявлены экспериментально и хорошо описаны в трудах Б.Ананьева и Л.Веккера (см.список рекомендованной литературы). Так, если вдали мы ощущаем лишь что-то темное (фаза аморфного пятна), то по мере приближения к предмету происходит следующее. Сначала при приближении к предмету его форма будет менять очертания (фаза мерцания формы), затем будет восприниматься весьма неотчетливо (фаза выделения резких сдвигов кривизны), а потом постепенно возникнет целостный и адекватный образ воспринимаемого предмета (фазы грубого и адекватного различения формы). Эти переходные от ощущения к восприятию фазы называются сенсорно-перцептивными процессами и их можно проверить опытным путем так, как они исследовались учёными в лаборатории: при уменьшении дистанции от предмета, при усилении его освещения или увеличении времени его экспозиции, при перемещении предмета от периферии к центру поля зрения. Позднее становление адекватного образа в процессе перцептивной деятельности был детально изучен А.Запопожцем , В.Зинченко и др. и были выделены его структурные единицы - перцептивные действия.



1.2.2. Восприятие и деятельность. С учетом активного характера восприятия, его часто рассматривают как перцептивную деятельность или систему перцептивных действий. Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания необходимы действия сличения и идентификации. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики. В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

Субъективные факторы восприятия.Восприятие зависит не только от свойств воспринимаемого предмета или явления но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек. В восприятии всегда в той или иной степени сказываются:

· Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту.

· Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

· Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом.

· Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя.

· Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

 

Таким образом, одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.