Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. 6. Немецкая классическая философия





I. Задания для самостоятельной работы

1. Выделите общие черты немецкой классической философии и причины ее появления.

2. Выявите различия между критическим и докритическим периодом в философии И. Канта.

3. Сравните философию И. Канта и философию Г.В.Ф. Гегеля.

4. Сравните критику гегелевской философии Л.Фейербахом и К. Марксом.

5*. Определите идейное содержание философских воззрений Г. Фихте.

6*. Сравните философию Ф. Шеллинга и философию Г. Гегеля.

7*. Раскройте сущность переворота в философии, совершенного К. Марксом и Ф. Энгельсом.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

 

1. И. Кант и кантианство.

2. Г. Фихте, Ф. Шеллинг.

3. Г. В. Ф. Гегель и гегельянство.

4. Л. Фейербах, младогегельянцы и К. Маркс.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию

Ответ на первый вопрос предполагает, прежде всего, анализ специфики социально-политической и духовной жизни Германии в 18 веке. Краткий обзор биографии Иммануила Канта может это проиллюстрировать наглядным образом. Затем нужно охарактеризовать докритический период и подробнее остановиться на критическом периоде в деятельности И. Канта. Здесь рекомендуется последовательное рассмотрение обоснования И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания через введение понятий вещь в себе, априорные формы чувственности (пространство и время), априорные формы рассудка (категории). Далее нужно показать как решается проблема объективности научного познания у Канта, как соотносится теоретический и практический разум. В заключение необходимо дать краткое описание социально-политических, правовых и этических идей Канта и отметить значение философии Канта и последователей его идей в 19 и 20 вв.



Анализ второго вопроса важен для понимания того перехода, который произошел от субъективно-идеалистической философии И. Канта к грандиозной философской системе объективного идеализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, разработавшего диалектику как метод и учение о развитии (философские воззрения Иоганна Готлиба Фихте и Вильгельма Йозефа Фридриха Шеллинга).

Анализируя философию Гегеля в третьем вопросе необходимо начать с определения исходного пункта: тождества мышления и бытия. Рассматривая учение Гегеля о саморазвитии абсолютной идеи (логика, философия природы, философия духа) необходимо помнить, что предметом исследования для Гегеля является весь совокупный духовный и практический опыт человечества, взятый в его историческом развитии, что философия Гегеля есть «на голову поставленный материализм». Закончить данное рассмотрение рекомендуется анализом диалектического метода Гегеля и противоречием между методом и его философской системой. Большую помощь здесь могут оказать «Философские тетради» В.И. Ленина и произведение Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».



В четвертом вопросе следует, прежде всего, рассмотреть Людвига Андреаса Фейербаха, младогегельянцев (Бруно Бауера и Арнольда Руге) и Карла Генриха Маркса как критиков философии Г.В.Ф. Гегеля, а затем показать разницу между ними. Л. Фейербах завершает классическую немецкую философию. Историческое значение его творчества определяется тем, что он, во-первых, подверг критике идеализм и восстановил в правах материализм в немецкой философии. Во-вторых, он подверг острой критике религию и положил начало систематической критической разработке истории христианства в немецкой философии 19 века. В-третьих, философия Л. Фейербаха явилась одним из теоретических источников марксистской философии. Оригинальной является его идея создания антропологической философии, но нужно отметить, что Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества. Целесообразно использовать упоминавшуюся книгу Ф. Энгельса. Здесь дается характеристика всего домарксового материализма, его недостатков: созерцательность (пассивность сознания: «вижу – значит, знаю»), механицизм (сведение сложных форм движения материи к простым механическим), метафизичность (недиалектичность), идеализм в понимании истории (общества), отрыв теории от практики.



Переходя к философии К. Маркса необходимо помнить, что Маркс не только основатель оригинальной философии диалектического и исторического материализма, но и цельного социально-политического учения (марксизма) в единстве его трех составных частей: философии, политической экономии и научного социализма. Для понимания исторических условий появления марксизма и его идейных истоков целесообразно использовать работы В.И. Ленина «Три источника и три составные части марксизма» и «К. Маркс». В философии К. Маркс и Ф. Энгельс «очистили» диалектику Гегеля от идеализма и «соединили» ее с материализмом. Вот почему материализм Л. Фейербаха и диалектика Г.В.Ф. Гегеля стали теоретическими источниками философии марксизма. Необходимо также указать на естественнонаучные источники философии диалектического материализма: открытие клетки, экспериментальное обоснование закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Чарльза Дарвина. В заключение целесообразно кратко охарактеризовать историческую судьбу философии марксизма.

 

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1970, Т. 3.

2. Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М, 1967.

3. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. – СПб, 1993.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

5. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 века. – М.,1989.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М, 1991. ''.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков - до наших дней. – СПб, 1997.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)?

2. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?

3. Что такое «вещь в себе» и чем отличается «трансцендентное» от «трансцендентального» в философии Канта?

4. Какой смысл вложил Кант в понятие «регулятивные идеи»?

5. Что нового в философию Канта внес Фихте?

6. В чем особенности «философии тождества» Шеллинга?

7. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?

8. Каким образом девиз «ничто человеческое мне не чуждо» выражает суть философии Фейербаха?

9. В чем состояла критика Гегеля «справа» и критика Гегеля «слева»?

 

Тема 1.7. Основные течения западной философской мысли XIX-XX вв.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Укажите характерные черты и исторический условия формирования западной философской мысли XIX-XX вв.

2. Борьба сциентизма (позитивизм и его исторические формы, неокантианство, неогегельянство, феноменологизм, структурализм, неореализм) и антисциентизма (философия бессознательного, философия жизни, интуитивизм, экзистенциализм, иррационализм) в истории западной философии.

3. Проследите эволюцию западной философско-религиозной мысли в ХХ столетии.

4*. Проанализируйте особенности философских систем А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.

5*. Выявите особенности феноменологии Э. Гуссерля.

6*. Определите роль постпозитивизма в современной науке и философии.

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки мировоззренческого переворота второй половины XIX.

2. Основные философские школы и течения сциентизма в западной философии.

3. Основные философские школы и течения антисциентизма в западной философии.

4. Место и исторические судьбы марксизма в западной философии

5. Религиозно-философская мысль в современной западной философии

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота, произошедшего во второй половине ХIХ века на Западе, который означал коренную ломку философских представлений о разумности всего существующего и основополагающей роли разума в модернизации условий общественной жизни. Отсюда следует тенденция неверия в мощь человеческого разума и его высшей формы – науки, т.е. антисциентизм, который считает, что научно-технический прогресс привел человечество в цивилизационный тупик (экологический кризис и бездуховность человеческого бытия).

С другой стороны, ХIX в., и тем более XX в. продемонстрировали невиданную мощь науки и техники в решении практических вопросов человеческой жизнедеятельности, вплоть до превращения науки в непосредственную производительную силу, в разумную оболочку Земли (Ноосферу). Отсюда берет начало сциентизм (упование на всемогущество науки в решении всех вопросов человеческого бытия).

Поэтому тему современной западной философии целесообразно рассматривать через призму острого диалога между сциентизмом и антисциентизмом. Изменившееся отношение человека к природе, человека и общества, человека к самому себе, нашло отражение в различных по содержанию философских течениях, школах и направлениях, каждое из которых вносит свой вклад в решение философского осознания непростых цивилизационных вопросов и вызовов, с которыми столкнулось человечество.

Не осталась в стороне и религиозно-философская мысль, так как религия является самой массовой формой общественного сознания. На примере модернизированного томизма (неотомизма) можно проследить особенности развития современного религиозно-философского осознания ключевых проблем современности.

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. – М., 1993.

2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. – М., 1988.

3. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

4. Камю А. Ф. Бунтующий человек. – М., 1990.

5. Кьеркегор С. Страх и трепет. – Л., 1991.

6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

7. Мунье Э. Что такое персонализм? – М., 1994.

8. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб, 1997. Т.4.

10. Самосознание европейской культуры XX в. – М., 1991.

11. Сартр Ж.П. Стена. – М., 1992.

12. Современная западная философия - Словарь. М., 1991.

13. Ницше Ф. Сумерки богов - М., 1989.

14. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М., 1989.

15. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

16. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.

17. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем отличие философии XIX-XX вв. на Западе от классической западной философии?

2. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса?

3. В чем состоит суть материалистического понимания истории – важнейшего открытия марксизма?

4. Создал ли марксизм новую философскую антропологию?

5. Что представляет собой «первый», «второй», «третий» позитивизм»?

6. Как развивают идеи Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?

7. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли?

8. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.

9. Кого и на каком основании мы называем экзистенциалистами?

10. Как определяют «понимание» представители герменевтической философии?

11. Что такое философский структурализм?

12. Что нового в понимание проблемы человека внесла «философская антропология»?

13. В чем состоит своеобразие философии неотомизма

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.