|
Методика гигиенической оценки существующих УТ
Данная методика реализуется в три этапа. На первом (подготовительном) этапе осуществляется идентификация существующих производственных факторов в конкретных помещениях. Она выполняется в строгом соответствии с практическими рекомендациями, изложенными в приложении данного пособия.
На практических занятиях данный этап студент не выполняет, так как в задании даны исходные данные; в других случаях (в курсовой работе, выпускной работе будующего бакалавра и дипломном проекте будующего инженера) первый этап подлежит обязательному выполнению каждым студентом.
На втором этапе гигиенической оценки студент определяет класс существующих УТ в помещениях, а для 3-го класса - и степень вредности. Для этого по каждому заданному (идентифицированному) производственному фактору он проводит предварительную обработку соответствующих данных в направлении правильного использования классификационных табл. 1...10 нормативного акта [23]. Ее следает представлять только в табличной форме: табл. 10.1 - по химическому фактору; табл. 10.2 - по вибрациям, шумам и производственным излучениям. Другие таблицы должны иметь графы: по микроклимату - категории работ по ГОСТ 12.1.005-88 и общие энергозатраты по ним, показатели микроклимата и единицы их измерения, фактическое и нормативное (классификационное -для 3 и 4-го классов УТ) значения этих показателей, класс УТ (и степень вредности для 3-го класса) как для теплого, так и холодного периодов года; по освещению - показатели световой среды, единицы их измерения, фактические и нормативные (классификационные - для 3-го класса УТ) их значения, класс УТ и степень вредности; по тяжести и напряженности трудового процесса - показатели тяжести или напряженности, единицы их измерения, фактические и классификационные значения показателей,
-126-
- 127 -
классы УТ и степень вредности по каждому показателю тяжести или напряженности трудового процесса.
Затем студент приступает к анализу заполненных таблиц (например, табл. 10.1. 10.2 и др.) в направлении итоговой оценки каждого из существующих (идентифицированных) факторов. Последняя должна выполняться им в строгом соответствии с Р 2.2.013-94 [23] следующим образом.
1. При анализе таблицы с УТ по химическому фактору студент выявляет наличие вредных веществ однонаправленного действия. Если последние имеются, то он определяет суммарную безразмерную концентрацию этих веществ по формуле
(10.1)
где С1, С2...., Сn - фактические концентрации вредных веществ однонаправленного действия (например, остронаправленного, раздражающего, фиброгенного, аллергенного или канцерогенного действия), мг/м3; ПДК1, ПДК2...., ПДКn - предельно допустимые концентрации этих веществ, мг/м3.
При классы УТ и степени вредности остаются те же, которые записаны в анализируемой таблице; в противном случае (когда > 1) студент определяет по величине новый класс УТ или новую степень вредности этих УТ. При одновременном содержании в воздухе РЗ или РМ двух и более вредных веществ разнонаправленного действий итоговую оценку УТ студент проводит по наиболее высокому классу и степени вредности, а при наличии: а) любого числа веществ класса 3.1 он не увеличивает вредность УТ: б) трех и более веществ класса 3.2 он переводит УТ в следующую ступень вредности, т.е. 3.3; в) двух и более вредных веществ класса 3.3 - в класс 3.4, а класса 3.4 - в 4-й класс, т.е. опасных или экстремальных УТ.
2. При анализе таблицы с УТ по уровню шума и вибрации на РМ или в РЗ студент осуществляет итоговую оценку УТ по наиболее высокому классу и степени вредности для всех случаев, кроме локальной вибрации. Последняя в сочетании с охлаждающим микроклиматом и/или статическим напряжением повышает класс УТ на единицу [23].
3. При анализе таблицы с УТ при действии электромагнитных полей и излучений (соответственно ЭМП и ЭМИ) студент проводит итоговуи оценку УТ по наиболее высокому классу и степени вредности. Для лиц, работающих в экранированных (при снижении естественного ЭМП Земли) и особо чистых помещениях итоговый
-128 -
класс УТ он устанавливает в соответствии с уровнями всех имеющихся факторов среды и трудового процесса, увеличивая ее на одну ступень вредности [23].
4. При анализе таблицы с УТ по показателям микроклимата студент устанавливает итоговую оценку УТ по наиболее выраженному показателю: WBGT - индексу (определяется по показаниям сухого, влажного и радиационного термометров в строгом соответствии по Р 2.2.013-94 [23]) или тепловому излучению. При воздействии на работающих двух этих факторов одной ступени УТ переводит он в следующую степень вредности. При тепловых излучениях > 1200 Вт/м*м студент должен характеризовать УТ как вредные и опасные вне зависимости от величины WВGТ - индекса [23].
5. При анализе таблицы с УТ по параметрам освещения он проводит итоговую оценка УТ только по наиболее высокому классу и степени вредности.
6. Оценка тяжести трудового процесса студент осуществляет по всем показателям, а итоговую оценку тяжести труда он устанавливает по наиболее чувствительному показателю, получившему наибольший класс. При наличии 3-х и более показателей, относящихся ко 2-у класса, тяжесть труда должна оцениваться студентом на одну ступень выше, т.е. класс 3.1. а при наличии 2-х и более показателей 1-й либо 2-й степени 3-го класса вредности тяжесть труда оценивается им на одну ступень выше (соответственно 3.2 и 3.3 классы).
7. Оценку напряженности трудового процесса студент проводит по 16-и показателям, а итоговую оценку напряженности труда он осуществляет в соответствии с табл. 10 Р 2.2.013-94 [23].
Завершив итоговую оценку УТ по каждому из факторов, студент приступает к общей оценке УТ. Вначале он вносит в табл. 10.3 (она приводится студентом полностью) все результаты по итоговой оценке каждого фактора, имевшего в рассмотренном помещении. Затем студент устанавливает по заполненной табл. 10.3 общую оценку УТ в данном помещении, строго руководствуясь требованиями Р 2.2.013-94 [23]. Последние рекомендуют осуществлять общую оценку УТ по наиболее высокому классу и степени вредности. При наличии 3-х и более факторов, относящихся к класса 3.1, УТ соответствуют классу 3.2, а двух и более факторов классов 3.2, 3.3 и 3.4 УТ оценивают соответственно на одну ступень выше, т.е. классов 3.3, 3.4 и 4-и.
На третьем этапе гигиенической оценки студент выявляет факторы, кардинально влияющие на общую оценку УТ. К ним отно-
- 129 -
Таблица 10.3. Общая гигиеническая оценка УТ в помещении (указать его название)
Фактор
| Класс УТ
|
| 1 класс оптимальный
| 2 класс допустимый
| 3 класс - вредный
| 4класс опасный
|
| Опти-маль-ный
| Допус-тимый
| 3.1 1 степень
| 3.2 2 степень
| 3.3 3 степень
| 3.4 4 степень
|
| Химический Биологический
|
|
|
|
|
|
|
| Ф и
з
и ч
е с к и й
| Аэрозоли-ф Шум Вибрация локальная Вибрация общая Инфразвук Ультразвук ЭМП и ЭМИ Ионизирующие излучения Микроклимат Освещенность
|
|
|
|
|
|
|
| Тяжесть труда
Напряженность труда
|
|
|
|
|
|
|
| Общая оценка УТ
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
сятся факторы, оцениваемые классами 4-и, 3.4, 3.3 и 3.2 соответственно. По этим факторам он выбирает методы и средства, повышающие уровень безопасности жизнедеятельности (БЖД) работающих.
Более эффективным является А-метод, предусматривающий пространственное и/или временное разделение гомосферы (место нахождения работающего) и ноксосферы (помещения или РЗ, где наблюдаются вредные факторы). Пространственное разделение (защита расстоянием) может быть реализовано: 1) установкой вместо работника(ов) проявленного(ых) робота(ов); 2) дистанционным управлением технологическим(и) процессом(ами) и оборудованием с пульта, находящегося в зоне с оптимальными УТ (1-й класс):
3) возведением стен между участками в здании пролетного типа. Первые два средства защищают работников почти от всех химических и физических существующих факторов в данном помещении, а третье средство уменьшает (в 2 раза и более) как количество, так и интенсивность факторов, действующих на работников каждо-
- 130 -
го участка. Временное разделение может быть осуществлено путем сокращения продолжительности действия фактора, нахождения работника в РЗ при действии этого фактора и стажа работы отдельным профессиональным группам работников. Данные мероприятия обеспечат сокращение времени контакта работников с вредными факторами, т.е. создадут защиту их временем. Подпункт 4.6.2 Р 2.2.013-94 [23] оценивает такую защиту как менее вредные УТ, но не ниже класса 3.1.
При необходимости дальнейшего повышения уровня БЖД следует применять Б-метод, который способствует сокращению интенсивности и повторяемости воздействия производственного фактора на работающих. Для его реализации применяют средства коллективной защиты (СКЗ) работающих. Так, для защиты работающих от воздействия вредных веществ применяют вначале герметизации и локализации источников, местную вытяжную вентиляцию, а затем (если этого недостаточно) и общеобменную приточно-вытяжную механическую вентиляцию. Последняя совместно с местной вытяжной вентиляцией, как правило, обеспечивает поддержание и требуемых параметров микроклимата на РМ и в РЗ. Для защиты от ЭМП, ЭМИ, шума и вибраций применяют СКЗ, детально изложенные на с. 119...121. 159...163 учебного пособия [7].
При необеспечении требуемого уровня БЖД работающим в рассматриваемом помещении А- и Б-методами применяют В-метод. Последний направлен на повышение защищенности работающих с помощью использованияими соответствующих средств индивидуальной защиты (СИЗ). Как правило, для достижения требуемого уровня БЖД работающих в реальных условиях используют вышеназванные методы в том или ином сочетании.
Задание на гигиеническую оценку УТ
Задание N10.2.1. Выполнить гигиеническую оценку УТ на участках N1 и N2, а также в целом по цеху, размещенному в здании пролетного типа, по исходным данным табл. 10.4 и 10.5. При этом в течение смены эти концентрации (табл. 10.4) действуют на работников не более 15 (участок N1) и 30 (участок N2) минут и не чаще 4 раз в смену. Предложить методы и средства защиты работников цеха, подвергавшихся комбинированному и сочетанному действию производственных факторов и показать их эффективность при реализации А-метода.
- 131 -
Таблица 10.4. Исходные данные по участкам N1 и N2 к заданию N10.2.1
Вариант
| Участок N1
| Участок N2
| Наименование и максимально разовые (МР) концентрации, мг/м3
| вредных веществ
| аммиак
| азота
| хлор
| водо-
| винила
| доло-
| из-
| гли-
| Це-
| дре
|
| диок-
|
| рода
| хло-
| мит
| вест-
| на
| мент
| весная
|
| сид
|
| хлорид
| рид*
|
| няк
|
|
| пыль
|
|
| 4.2
| 2.0
|
| 1.1
| 6.6
|
| 6.7
|
| 6.6
|
|
| 4.4
| 1.9
|
| 1.2
| 6.8
| .14
| 6.9
|
| 6.8
|
|
| 4.6
| 1.8
|
| 1.3
| 7.0
|
| 7.1
|
| 7.0
|
|
| 4.8
| 1.7
|
| 1.4
| 7.2
|
| 7.3
| 5.5
| 7.2
|
|
| 5.0
| 1.6
|
| 1.5
| 7.4
|
| 7.5
| 5.9
| 7.4
|
|
| 5.2
| 2.5
| 4.8
| 1.6
| 4.5
| 6.6
| 7.4
|
| 5.0
|
|
| 5.4
| 2.4
| 4.6
| 1.7
| 4.7
| 6.8
| 7.2
|
| 5.2
|
|
| 5.6
| 2.3
| 4.4
| 1.8
| 4.9
| 7.0
| 7.0
|
| 5.4
|
|
| 5.8
| 2.2
| 4.2
| 1.9
| 5.1
| 7.2
| 6.8
|
| 5.6
|
|
| 6.0
| 2.1
| 4.0
| 2.0
| 5.3
| 7.4
| 6.6
|
| 5.8
|
|
| 1.2
| 4.0
| 10.0
| 3.1
| 7.4
| 6.0
| 5.1
| 7.4
| 6.6
|
|
| 1.4
| 3.9
| 9.8
| 3.2
| 7.2
| 5.8
| 5.3
| 7.2
| 6.7
|
|
| 1.6
| 3.8
| 9.6
| 3.3
| 7.0
| 5.6
| 5.5
| 7.0
| 6.8
|
|
| 1.8
| 3.7
| 9.4
| 3.4
| 6.8
| 5.4
| 5.7
| 6.8
| 6.9
|
|
| 2.0
| 3.6
| 9.2
| 3.5
| 6.6
| 5.2
| 5.9
| 6.6
| 7.0
|
|
| 4.0
| 3.5
| 2.5
| 3.6
| 14.2
|
|
| 5.7
| 3.0
|
|
| 4.1
| 3.4
| 2.6
| 3.7
| 13.8
|
|
| 5.5
| 3.2
|
|
| 4.3
| 3.3
| 2.7
| 3.8
| 13.4
|
|
| 5.3
| 3.4
|
|
| 4.5
| 3.2
| 2.8
| 3.9
| 13.0
|
|
| 5.1
| 3.6
|
|
| 4,7
| 3,1
2,0
1,9
1,8
1,7
1,6
I
I
| 3,0
3,2
3,4
3,6
3,8
4,0
| 4,0
10,3
10,4
10,5
10,7
11,0
| 12,6
7,4
7,2
7,0
6,8
6,8
| 12,6
6,7
6,9
7,I
7,3
7,5
|
| 4,9
| 3,8
|
|
| 8,0
|
| 7,5
| 7,3
|
|
| 7.8
|
| 7.3
| 7,1
|
|
| 7,6
|
| 7,1
| 6,9
|
|
| 7,4
|
| 6,9
| 6,7
|
|
| 7,2
| 12,6
| 6,7
| 6,6
|
* Дана среднесменная концентрация винила хлорида
-132-
Таблица 10.5. Исходные данные по цеху, в том числе и его участкам N1 и N2, к заданию N10.2.1
Ва-
| Классы и степени вредности УТ в цехе по производ. Факторам
| риант
| шум
| вибрация общая
| микроклимат
| освещенность
| тяжесть труда
| напряженность труда
|
| 3.1
|
| 3.3
| 3.2
| 3.2
| 3.2
|
|
| 3.1
| 3.2
| 3.1
| 3.2
|
|
| 3.2
| 3.3
|
| 3.2
|
| 3.3
|
| 3.3
| 3.4
|
|
|
| 3.3
|
| 3.4
| 3.2
| 3.1
| 3.1
| 3.3
| 3.2
|
|
| 3.1
|
| 3.2
|
|
|
| 3.1
| 3.2
|
| 3.2
|
| 3.1
|
| 3.2
| 3.3
| 3.3
|
| 3.1
| 3.2
|
| 3.3
| 3.4
| 3.2
| 3.1
| 3.2
| 3.3
|
| 3.4
|
| 3.1
|
| 3.3
|
|
| 3.1
| 3.1
|
|
| 3.1
|
|
| 3.2
| 5.2
|
| 3.1
| 3.2
| 3.3
| i3
| 3.3
| 3.4
| 3.1
| 3.2
| 3.3
| 3.2
|
| 3.4
|
| 3.2
|
|
| 3.1
|
|
| 3.1
| 3.3
|
|
| 3.2
|
| 3.4
| 3.2
|
| 3.1
| 3.1
| 3.3
|
| 3.3
| 3.2
|
| 3.2
| 3.2
|
|
| 3.2
| 3.1
| 3.1
|
| 3.3
|
|
| 3.1
| 3.3
| 3.2
|
|
| 3.1
|
|
| 3.4
| 3.3
| 3.1
|
| 3.2
|
|
|
| 3.2
| 3.2
| 3.2
| 3.3
|
|
|
| 3.1
|
| 3.3
| 3.2
|
| 3.1
| 3.2
| 3.3
| 3.1
|
| 3.1
|
| 3.2
| 3.1
| 3.2
| 3.2
|
|
|
| 3.3
| 3.4
|
|
| 3.1
|
|
- 133 -
10.3. Методические указания по выполнению задания и анализу результатов оценки
Перед выполнением задания студент изучает теоретический материал по оценке и нормированию рабочей нагрузки и УТ (в том числе и параметров микроклимата помещений) по учебному пособию [7] на с. 15...21. ГОСТ 12.1.005-88 и нормативному акту [23] и методику гигиенической оценки УТ (см. выше подраздел 10.1), а также он знакомится со своим вариантом задания из подраздела 10.2.
При выполнении задания N10.2.1 студент по своим исходным данным с учетом нормативного акта [23] и ГОСТ 12.1.005-88 проводит предварительную их обработку по участку N1, а затем по участку N2 и составляет по этим участкам таблицы (форма их дана в табл. 10.1). После этого он анализирует составленные таблицы с целью выявить вредные вещества одного характера действия на организм человека. При их наличии студент определяет по формуле (10.1) и по этой величине устанавливает в классификационной табл. 1 Р 2.2.013-94 [23] новый класс УТ или новую степень вредности 3-го класса. Затем он приступает к итоговой оценке производственного (химического) фактора по участкам N1 (вредные вещества находятся в паровом или газообразном состоянии) и N2 (вредные вещества находятся в аэрозольном состоянии), руководствуясь материалами подраздела 10.1. В конечном счете студент определяет итоговый класс УТ и степень вредности по химическому фактору для участков N1 и N2. Оба участка (согласно исходным данным) размещены в здании пролетного типа и на них действуют также и другие производственные факторы (см. табл. 10.5), поэтому студент обязан выполнить общую оценку УТ по всему цеху, состоящему из двух этих участков. Для этого он составляет таблицу (см. ее форму в табл. 10.3) и приступает к ее анализу как указано выше в подразделе 10.1. Такой анализ, во-первых, устанавливает общую гигиеническую оценку УТ в цехе, а, во-вторых, выявляет какие производственные факторы преимущественно влияют на эту оценку. Последнее обстоятельство позволяет студенту перейти к выполнению 3-го этапа данной оценки УТ, т.е. определить приоритетные методы и средства БЖД по снижению класса и степени вредности УТ в цехе.
Как известно, радикальным методом БЖД является А-метод. Поэтому студенту следует доказать это следующим образом. Приняв средства и мероприятия по БЖД, вытекавшие из защиты расс-
-134 -
тоянием или временем, он задается степенью сокращения производственных факторов (полностью ликвидированы или в 2 раза) или времени контакта с ними (в 2 или 3 раза). Затем студент вновь составляет таблицу (см. ее форму в табл. 10.3) общей гигиенической оценки УТ по каждому участку (а не по цеху) и снова ее анализирует для определения нового класса УТ или новой степени вредности 3-го класса УТ, но теперь по участкам Nl и N2.
На заключительной стадии гигиенической оценки студент доказывает основные ее результаты и конкретные методы и средства, их эффективность в повышении уровня БЖД работников данного цеха. При этом он должен указать экономическую целесообразность принятых средств и мероприятий по БЖД. В дипломном проекте она, как правило, подтверждается конкретным расчетом.
Приложение
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|