Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика гигиенической оценки существующих УТ





Данная методика реализуется в три этапа. На первом (подготовительном) этапе осуществляется идентификация существующих производственных факторов в конкретных помещениях. Она выполняется в строгом соответствии с практическими рекомендациями, изложенными в приложении данного пособия.

На практических занятиях данный этап студент не выполня­ет, так как в задании даны исходные данные; в других случаях (в курсовой работе, выпускной работе будующего бакалавра и дип­ломном проекте будующего инженера) первый этап подлежит обяза­тельному выполнению каждым студентом.

На втором этапе гигиенической оценки студент определяет класс существующих УТ в помещениях, а для 3-го класса - и сте­пень вредности. Для этого по каждому заданному (идентифициро­ванному) производственному фактору он проводит предварительную обработку соответствующих данных в направлении правильного ис­пользования классификационных табл. 1...10 нормативного акта [23]. Ее следает представлять только в табличной форме: табл. 10.1 - по химическому фактору; табл. 10.2 - по вибрациям, шумам и производственным излучениям. Другие таблицы должны иметь графы: по микроклимату - категории работ по ГОСТ 12.1.005-88 и общие энергозатраты по ним, показатели микроклимата и единицы их измерения, фактическое и нормативное (классификационное -для 3 и 4-го классов УТ) значения этих показателей, класс УТ (и степень вредности для 3-го класса) как для теплого, так и холодного периодов года; по освещению - показатели световой среды, единицы их измерения, фактические и нормативные (классификационные - для 3-го класса УТ) их значения, класс УТ и степень вредности; по тяжести и напряженности трудового процесса - показатели тяжести или напряженности, единицы их измерения, фактические и классификационные значения показателей,




-126-

 
 


- 127 -

классы УТ и степень вредности по каждому показателю тяжести или напряженности трудового процесса.

Затем студент приступает к анализу заполненных таблиц (например, табл. 10.1. 10.2 и др.) в направлении итоговой оценки каждого из существующих (идентифицированных) факторов. Последняя должна выполняться им в строгом соответствии с Р 2.2.013-94 [23] следующим образом.



1. При анализе таблицы с УТ по химическому фактору студент выявляет наличие вредных веществ однонаправленного дейс­твия. Если последние имеются, то он определяет суммарную без­размерную концентрацию этих веществ по формуле

(10.1)

где С1, С2...., Сn - фактические концентрации вредных веществ однонаправленного действия (например, остронаправленного, раздражающего, фиброгенного, аллергенного или канцеро­генного действия), мг/м3; ПДК1, ПДК2...., ПДКn - предельно допустимые концентрации этих веществ, мг/м3.

При классы УТ и степени вредности остаются те же, которые записаны в анализируемой таблице; в противном случае (когда > 1) студент определяет по величине новый класс УТ или новую степень вредности этих УТ. При одновременном содержании в воздухе РЗ или РМ двух и более вредных веществ разнонаправленного действий итоговую оценку УТ студент проводит по наиболее высокому классу и степени вредности, а при нали­чии: а) любого числа веществ класса 3.1 он не увеличивает вредность УТ: б) трех и более веществ класса 3.2 он переводит УТ в следующую ступень вредности, т.е. 3.3; в) двух и более вредных веществ класса 3.3 - в класс 3.4, а класса 3.4 - в 4-й класс, т.е. опасных или экстремальных УТ.

2. При анализе таблицы с УТ по уровню шума и вибрации на РМ или в РЗ студент осуществляет итоговую оценку УТ по наибо­лее высокому классу и степени вредности для всех случаев, кро­ме локальной вибрации. Последняя в сочетании с охлаждающим микроклиматом и/или статическим напряжением повышает класс УТ на единицу [23].

3. При анализе таблицы с УТ при действии электромагнитных полей и излучений (соответственно ЭМП и ЭМИ) студент проводит итоговуи оценку УТ по наиболее высокому классу и степени вредности. Для лиц, работающих в экранированных (при снижении ес­тественного ЭМП Земли) и особо чистых помещениях итоговый




-128 -

класс УТ он устанавливает в соответствии с уровнями всех имею­щихся факторов среды и трудового процесса, увеличивая ее на одну ступень вредности [23].

4. При анализе таблицы с УТ по показателям микроклимата студент устанавливает итоговую оценку УТ по наиболее выраженному показателю: WBGT - индексу (определяется по показаниям сухого, влажного и радиационного термометров в строгом соот­ветствии по Р 2.2.013-94 [23]) или тепловому излучению. При воздействии на работающих двух этих факторов одной ступени УТ переводит он в следующую степень вредности. При тепловых излу­чениях > 1200 Вт/м*м студент должен характеризовать УТ как вред­ные и опасные вне зависимости от величины WВGТ - индекса [23].

5. При анализе таблицы с УТ по параметрам освещения он проводит итоговую оценка УТ только по наиболее высокому классу и степени вредности.

6. Оценка тяжести трудового процесса студент осуществляет по всем показателям, а итоговую оценку тяжести труда он устанавливает по наиболее чувствительному показателю, получившему наибольший класс. При наличии 3-х и более показателей, относя­щихся ко 2-у класса, тяжесть труда должна оцениваться студентом на одну ступень выше, т.е. класс 3.1. а при наличии 2-х и более показателей 1-й либо 2-й степени 3-го класса вредности тяжесть труда оценивается им на одну ступень выше (соответс­твенно 3.2 и 3.3 классы).

7. Оценку напряженности трудового процесса студент проводит по 16-и показателям, а итоговую оценку напряженности труда он осуществляет в соответствии с табл. 10 Р 2.2.013-94 [23].

Завершив итоговую оценку УТ по каждому из факторов, сту­дент приступает к общей оценке УТ. Вначале он вносит в табл. 10.3 (она приводится студентом полностью) все результаты по итоговой оценке каждого фактора, имевшего в рассмотренном помещении. Затем студент устанавливает по заполненной табл. 10.3 общую оценку УТ в данном помещении, строго руководствуясь требованиями Р 2.2.013-94 [23]. Последние рекомендуют осуществлять общую оценку УТ по наиболее высокому классу и степени вредности. При наличии 3-х и более факторов, относящихся к класса 3.1, УТ соответствуют классу 3.2, а двух и более факто­ров классов 3.2, 3.3 и 3.4 УТ оценивают соответственно на одну ступень выше, т.е. классов 3.3, 3.4 и 4-и.

На третьем этапе гигиенической оценки студент выявляет факторы, кардинально влияющие на общую оценку УТ. К ним отно-


- 129 -

Таблица 10.3. Общая гигиеническая оценка УТ в помещении (указать его название)

Фактор Класс УТ
  1 класс опти­маль­ный 2 класс допус­тимый 3 класс - вредный 4класс опас­ный
  Опти-маль-ный Допус-тимый 3.1 1 сте­пень 3.2 2 сте­пень 3.3 3 сте­пень 3.4 4 сте­пень  
Химический Биологический                            
Ф и з и ч е с к и й   Аэрозоли-ф Шум Вибрация ло­кальная Вибрация об­щая Инфразвук Ультразвук ЭМП и ЭМИ Ионизирующие излучения Микроклимат Освещенность              
Тяжесть труда   Напряженность труда              
Общая оценка УТ                            
                 

 

сятся факторы, оцениваемые классами 4-и, 3.4, 3.3 и 3.2 соответственно. По этим факторам он выбирает методы и средства, повышающие уровень безопасности жизнедеятельности (БЖД) работающих.

Более эффективным является А-метод, предусматривающий пространственное и/или временное разделение гомосферы (место нахождения работающего) и ноксосферы (помещения или РЗ, где наблюдаются вредные факторы). Пространственное разделение (за­щита расстоянием) может быть реализовано: 1) установкой вместо работника(ов) проявленного(ых) робота(ов); 2) дистанционным управлением технологическим(и) процессом(ами) и оборудованием с пульта, находящегося в зоне с оптимальными УТ (1-й класс):

3) возведением стен между участками в здании пролетного типа. Первые два средства защищают работников почти от всех химичес­ких и физических существующих факторов в данном помещении, а третье средство уменьшает (в 2 раза и более) как количество, так и интенсивность факторов, действующих на работников каждо-


- 130 -

го участка. Временное разделение может быть осуществлено путем сокращения продолжительности действия фактора, нахождения работника в РЗ при действии этого фактора и стажа работы отдель­ным профессиональным группам работников. Данные мероприятия обеспечат сокращение времени контакта работников с вредными факторами, т.е. создадут защиту их временем. Подпункт 4.6.2 Р 2.2.013-94 [23] оценивает такую защиту как менее вредные УТ, но не ниже класса 3.1.

При необходимости дальнейшего повышения уровня БЖД следует применять Б-метод, который способствует сокращению интен­сивности и повторяемости воздействия производственного фактора на работающих. Для его реализации применяют средства коллек­тивной защиты (СКЗ) работающих. Так, для защиты работающих от воздействия вредных веществ применяют вначале герметизации и локализации источников, местную вытяжную вентиляцию, а затем (если этого недостаточно) и общеобменную приточно-вытяжную механическую вентиляцию. Последняя совместно с местной вытяжной вентиляцией, как правило, обеспечивает поддержание и требуемых параметров микроклимата на РМ и в РЗ. Для защиты от ЭМП, ЭМИ, шума и вибраций применяют СКЗ, детально изложенные на с. 119...121. 159...163 учебного пособия [7].

При необеспечении требуемого уровня БЖД работающим в рассматриваемом помещении А- и Б-методами применяют В-метод. Последний направлен на повышение защищенности работающих с по­мощью использованияими соответствующих средств индивидуальной защиты (СИЗ). Как правило, для достижения требуемого уровня БЖД работающих в реальных условиях используют вышеназванные методы в том или ином сочетании.

Задание на гигиеническую оценку УТ

Задание N10.2.1. Выполнить гигиеническую оценку УТ на участках N1 и N2, а также в целом по цеху, размещенному в зда­нии пролетного типа, по исходным данным табл. 10.4 и 10.5. При этом в течение смены эти концентрации (табл. 10.4) действуют на работников не более 15 (участок N1) и 30 (участок N2) минут и не чаще 4 раз в смену. Предложить методы и средства защиты работников цеха, подвергавшихся комбинированному и сочетанному действию производственных факторов и показать их эффективность при реализации А-метода.


- 131 -

Таблица 10.4. Исходные данные по участкам N1 и N2 к заданию N10.2.1

Вариант Участок N1 Участок N2
Наименование и максимально разовые (МР) концентрации, мг/м3
вредных веществ
аммиак азота хлор водо­- винила доло­- из­- гли­- Це-­ дре­
    диок­-     рода хло­- мит вест­- на мент весная
    сид     хлорид рид*     няк         пыль
4.2 2.0 1.1 6.6 6.7 6.6
4.4 1.9 1.2 6.8 .14 6.9 6.8
4.6 1.8 1.3 7.0 7.1 7.0
4.8 1.7 1.4 7.2 7.3 5.5 7.2
5.0 1.6 1.5 7.4 7.5 5.9 7.4
5.2 2.5 4.8 1.6 4.5 6.6 7.4 5.0
5.4 2.4 4.6 1.7 4.7 6.8 7.2 5.2
5.6 2.3 4.4 1.8 4.9 7.0 7.0 5.4
5.8 2.2 4.2 1.9 5.1 7.2 6.8 5.6
6.0 2.1 4.0 2.0 5.3 7.4 6.6 5.8
1.2 4.0 10.0 3.1 7.4 6.0 5.1 7.4 6.6
1.4 3.9 9.8 3.2 7.2 5.8 5.3 7.2 6.7
1.6 3.8 9.6 3.3 7.0 5.6 5.5 7.0 6.8
1.8 3.7 9.4 3.4 6.8 5.4 5.7 6.8 6.9
2.0 3.6 9.2 3.5 6.6 5.2 5.9 6.6 7.0
4.0 3.5 2.5 3.6 14.2 5.7 3.0
4.1 3.4 2.6 3.7 13.8 5.5 3.2
4.3 3.3 2.7 3.8 13.4 5.3 3.4
4.5 3.2 2.8 3.9 13.0 5.1 3.6
4,7 3,1 2,0 1,9 1,8 1,7 1,6 I I 3,0 3,2 3,4 3,6 3,8 4,0 4,0 10,3 10,4 10,5 10,7 11,0 12,6 7,4 7,2 7,0 6,8 6,8 12,6 6,7 6,9 7,I 7,3 7,5 4,9 3,8
8,0 7,5 7,3
7.8 7.3 7,1
7,6 7,1 6,9
7,4 6,9 6,7
7,2 12,6 6,7 6,6

 

* Дана среднесменная концентрация винила хлорида


-132-

Таблица 10.5. Исходные данные по цеху, в том числе и его участкам N1 и N2, к заданию N10.2.1


Ва­- Классы и степени вредности УТ в цехе по производ. Факторам
ри­ант шум вибрация общая микро­климат освещенность тяжесть труда напряженность труда
3.1 3.3 3.2 3.2 3.2
3.1 3.2 3.1 3.2
3.2 3.3 3.2 3.3
3.3 3.4 3.3
3.4 3.2 3.1 3.1 3.3 3.2
3.1 3.2
3.1 3.2 3.2 3.1
3.2 3.3 3.3 3.1 3.2
3.3 3.4 3.2 3.1 3.2 3.3
3.4 3.1 3.3
3.1 3.1 3.1
3.2 5.2 3.1 3.2 3.3
i3 3.3 3.4 3.1 3.2 3.3 3.2
3.4 3.2 3.1
3.1 3.3 3.2
3.4 3.2 3.1 3.1 3.3
3.3 3.2 3.2 3.2
3.2 3.1 3.1 3.3
3.1 3.3 3.2 3.1
3.4 3.3 3.1 3.2
3.2 3.2 3.2 3.3
3.1 3.3 3.2
3.1 3.2 3.3 3.1 3.1
3.2 3.1 3.2 3.2
3.3 3.4 3.1

 


- 133 -

10.3. Методические указания по выполнению задания и анализу результатов оценки

Перед выполнением задания студент изучает теоретический материал по оценке и нормированию рабочей нагрузки и УТ (в том числе и параметров микроклимата помещений) по учебному пособию [7] на с. 15...21. ГОСТ 12.1.005-88 и нормативному акту [23] и методику гигиенической оценки УТ (см. выше подраздел 10.1), а также он знакомится со своим вариантом задания из под­раздела 10.2.

При выполнении задания N10.2.1 студент по своим исходным данным с учетом нормативного акта [23] и ГОСТ 12.1.005-88 про­водит предварительную их обработку по участку N1, а затем по участку N2 и составляет по этим участкам таблицы (форма их да­на в табл. 10.1). После этого он анализирует составленные таб­лицы с целью выявить вредные вещества одного характера дейс­твия на организм человека. При их наличии студент определяет по формуле (10.1) и по этой величине устанавливает в классифи­кационной табл. 1 Р 2.2.013-94 [23] новый класс УТ или новую степень вредности 3-го класса. Затем он приступает к итоговой оценке производственного (химического) фактора по участкам N1 (вредные вещества находятся в паровом или газообразном состоя­нии) и N2 (вредные вещества находятся в аэрозольном состоя­нии), руководствуясь материалами подраздела 10.1. В конечном счете студент определяет итоговый класс УТ и степень вредности по химическому фактору для участков N1 и N2. Оба участка (сог­ласно исходным данным) размещены в здании пролетного типа и на них действуют также и другие производственные факторы (см. табл. 10.5), поэтому студент обязан выполнить общую оценку УТ по всему цеху, состоящему из двух этих участков. Для этого он составляет таблицу (см. ее форму в табл. 10.3) и приступает к ее анализу как указано выше в подразделе 10.1. Такой анализ, во-первых, устанавливает общую гигиеническую оценку УТ в цехе, а, во-вторых, выявляет какие производственные факторы преиму­щественно влияют на эту оценку. Последнее обстоятельство поз­воляет студенту перейти к выполнению 3-го этапа данной оценки УТ, т.е. определить приоритетные методы и средства БЖД по сни­жению класса и степени вредности УТ в цехе.

Как известно, радикальным методом БЖД является А-метод. Поэтому студенту следует доказать это следующим образом. При­няв средства и мероприятия по БЖД, вытекавшие из защиты расс-


-134 -

тоянием или временем, он задается степенью сокращения производственных факторов (полностью ликвидированы или в 2 раза) или времени контакта с ними (в 2 или 3 раза). Затем студент вновь составляет таблицу (см. ее форму в табл. 10.3) общей гигиенической оценки УТ по каждому участку (а не по цеху) и сно­ва ее анализирует для определения нового класса УТ или новой степени вредности 3-го класса УТ, но теперь по участкам Nl и N2.

На заключительной стадии гигиенической оценки студент доказывает основные ее результаты и конкретные методы и средс­тва, их эффективность в повышении уровня БЖД работников данно­го цеха. При этом он должен указать экономическую целесообраз­ность принятых средств и мероприятий по БЖД. В дипломном про­екте она, как правило, подтверждается конкретным расчетом.

Приложение

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.