Сделай Сам Свою Работу на 5

Международное регулирования труда трудящихся-мигрантов





Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.) содержит следующие важнейшие положения:

- запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и трудовых отношений; ус­тановлено, что они пользуются не менее благоприятным обращением, чем, то, которое применяется к гражданам государства работы по найму. Это относится как к индивиду­альным, так и к коллективным трудовым правам;

- трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в государстве работы по найму;

- в странах, где прием на работу трудящихся-мигрантов сопряжен ограничения­ми,эти последние должны перестать применяться к трудящимся- мигрантам, проживающим в стране трудоустройства более 5 лет;

- трудящийся-мигрант не должен лишаться права на проживание или получение работы или высылаться из государства приема только на основании невыполнения обяза­тельств, вытекающих из трудового договора, если только выполнение такого обязательст­ва не представляло собой одно из условий получения разрешения на работу;

- по окончании пребывания в стране работы по найму работник- мигрант и члены его семьи имеют право перевести, все свои заработки и сбережения на родину и вывезти свое личное имущество и вещи. Высылка из страны не лишает работника-мигранта при­читающейся ему заработной платы и иных выплат;



- государства работы по найму должны в случае необходимости выдавать работ­никам-мигрантам разрешения на временное отсутствие в стране приема, учитывая их осо­бые потребности и обязанности в отношении государства происхождения. Это не должно влиять на разрешение на пребывание и на работу в стране приема;

- в случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения брака государство ра­боты по найму должно положительно решить вопрос о предоставлении членам семьи это­го мигранта разрешения на жительство;

- работник-мигрант и члены его семьи имеют право в любой момент въехать в го­сударство своего происхождения и остаться в нем.

Конвенция ООН следующим образом решает вопрос о пребывании работника-мигранта в стране приема, если его трудовая деятельность по тем или иным причи­нам прекращается до истечении срока разрешения на пребывание в стране. Здесь предусмотрены два варианта:



1. Работники-мигранты, которым разрешено свободно выбирать вид трудовой деятельности, не считаются утратившими постоянный статус или выданное им разреше­ние на жительство, если они прекращают работу. Разрешение на жительство не аннули­руется, по крайней мере, па протяжении срока, в течение которого они могут иметь прав» на получение пособия по безработице.

2. Работники-мигранты, которым не разрешено свободно выбирать трудовую дея­тельность, не теряют разрешения на жительство в случае прекращения их трудовой дея­тельности до истечения срока разрешения на работу, за исключением случаев, когда в разрешении на жительство специально оговаривается конкретная трудовая деятельность, для занятия которой они были допущены. Такие работники имеют право на поиски другой работы по найму, участие в общественных работах, на переподготовку в течение остав­шегося периода действия их разрешения на работу.

Работник-мигрант, имеющий право на постоянное жительство, и члены его семьи не высылаются из страны приема, если работник-мигрант не в состоянии продолжать свою работу из-за болезни или увечья. Государство может предусмотреть, что эта норма применяется к мигрантам, только если они проработали в стране приема в течение опре­деленного периода (не свыше 5 лет) со дня выдачи разрешения на постоянное прожива­ние.

Экземпляр трудового договора должен передаваться работнику-мигранту до его отъезда или в момент прибытия в страну работы по найму. Он должен извещаться в пись­менной форме до своего отъезда об общих условиях жизни и работы, ожидающих его в стране трудоустройства. Трудовой контракт должен содержать определенные гарантии защищенности работника. Среди них непременно: условия труда, жизнеобеспечения и процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб.



Размер заработной платы мигрантов (тарифная ставка, должностной оклад, пре­миальные и прочие надтарифные надбавки) определяется главным образом в индивиду­альном трудовом контракте и зависит от «рыночной цены» работника и многих других. факторов. Максимальный размер заработной платы законом не ограничивается, но в тех странах, где установлен государственный общенациональный минимум заработной платы (США, Канада, Франция, Испания, Израиль, Аргентина), она не может быть менее этого минимума. В каждой стране существует особый порядок определения и изменения госу­дарственного минимума заработной платы.

Невыплата заработной платы дает работнику право расторгнуть трудовой договор. Та­кое решение работника расценивается как прекращение трудового договора по вине предпри­нимателя, который обязан выплатить работнику возмещение ущерба.

Исходя из общепризнанного положения международного права о том, что физические лица не должны подвергаться налогообложению в отношении одних и тех же доходов одно­временно на территории страны выезда и страны приема, Россия заключила со многими стра­нами зарубежья договоры об устранении двойного налогообложения (США, Австрия, Финлян­дия, Норвегия, Швеция, Польша, Кипр и др.).

Во всех странах предусмотрены еженедельные дни отдыха, праздничные дни и ежегод­ные оплачиваемые отпуска.

Стаж работы по найму за границей российских работников-мигрантов устанавливается по документам, легализованным МИД РФ. Документом, удостоверяющим трудовой стаж за границей, необходимый для получения пенсии по старости, может быть заверенная должным образом копия трудового договора или документ налоговой службы об уплате в период работы за рубежом страховых взносов. В отношении легализации в РФ иностранных документов дей­ствуют общие правила о легализации таких документов. Общее правило состоит в том. что консул РФ в соответствующем государстве делав! на документе специальную надпись, которая удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства. Консуль­ская легализация заключается не только в засвидетельствовании подлинности подписи, но и в удостоверении соответствия документов и актов законам соответствующего государства.

Участники Гаагской конвенции 1961 г (Россия участвует) договорились отменить тре­бование консульской легализации иностранных документов. Вместо такой легализации преду­смотрено выполнение единственной формальности: проставление особого штампа-апостиля - органами государства, выдавшего удостоверяемый документ. Апостиль - это единая для всех государств-участников указанной конвенции, удостоверительная надпись на документе. Она проставляется на самом документе или на отдельном скрепляемом с ним листе.

Тема 17. Брачно-семейные отношения в международном частном праве

План лекции

1. Особенности правового регулирования заключения брака российских граждан с иностранцами на территории Российской Федерации и за границей, российских граждан за границей, иностранных граждан в Российской Федерации.

2. Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами и другими членами семьи.

3. Правовое регулирование отношений между родителями и детьми.

Особенности правового регулирования заключения брака российских граждан с иностранцами на территории Российской Федерации и за границей, российских граждан за границей, иностранных граждан в Российской Федерации.

Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака

К брачно‑семейным отношениям, осложненным иностранным элементом, относятся вопросы заключения и расторжения брака, признания недействительности брака, определения режима имущества, алиментных обязательств, опеки, попечительства и иные вопросы, основным условием которых является их международный характер.

Семейно‑брачные отношения являются наиболее сложной отраслью отношений, которые могли бы быть унифицированными. Различия в регулировании вопросов семейно‑брачных отношений, обусловленные религиозными предрассудками, являются причиной столкновения правовых систем различных государств и к возникновению так называемых «хромающих отношений».

Наличие многочисленных коллизий, «хромающих отношений» обусловило стремление государств к принятию международных конвенций, регулирующих семейно‑брачные отношения как на универсальном (Конвенция о правах ребенка 1989 г., Гаагские конвенции 1902 – 1905 гг. о браке, разводе и судебном разлучении супругов, о личных и имущественных отношениях между супругами, об опеке над несовершеннолетними, о попечительстве над совершеннолетними) так и на региональном уровне (Кодекс Бустаманте 1928 г. как акт кодификации коллизионного права Латинской Америки содержал главы «О браке и разводе», «Отцовство и установление отцовства», «Алиментные обязательства родственников», «Отцовская власть», «Усыновление», «Опека», «Эмансипация и несовершеннолетие», «Регистрация актов гражданского состояния»).

В государствах‑членах Содружества Независимых Государств подобная кодификационная работа завершилась принятием Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

В части III Конвенции «Семейные дела» сформулированы следующие коллизионные нормы:

1) условия заключения брака определятся для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства – законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства;

2) личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют совместное местожительство. Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся Стороны, а второй – на территории другой Договаривающейся Стороны и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются. Если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а второй – другой Договаривающейся Стороны и один из них проживает на территории одной, а второй – на территории другой Договаривающейся Стороны, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имели свое последнее совместное местожительство;

3) по делам о расторжении брака применяется законодательство Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления;

4) по делам о признании брака недействительным применяется законодательство Договаривающейся Стороны, которое применялось при заключении брака;

5) установление и оспаривание отцовства или материнства определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой ребенок является по рождению;

6) права и обязанности родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей их взаимные права и обязанности определяются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок. По требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживает ребенок;

7) установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство;

8) усыновление или его отмена определяется по законодательству Договаривающейся стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене.

В Российской Федерации коллизионно‑правовое регулирование брачно‑семейных отношений, осложненных иностранным элементом, особую важность приобрело с введением в действие СК РФ, который, в отличие от ранее действующего Кодекса о браке и семье, закрепляет встречающиеся в законодательстве большинства государств формулы прикрепления, например, закон гражданства, закон места жительства супругов. Применению семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства посвящен Раздел VII СК РФ.

Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации. Сравнительно новой нормой в российском семейном законодательстве является правило, согласно которому условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательство государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, так называемая привязка lex patriae.

Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Порядок заключения брака в настоящее время содержится в Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. № 143‑ФЗ «Об актах гражданского состояния», в соответствии с которым основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак, в котором должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. В совместном заявлении о заключении брака также должны быть указаны следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность, место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;

2) фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;

3) реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак.

Свидетельство о заключении брака содержит следующие сведения:

1) фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство и национальность (если это указано в записи акта о заключении брака) каждого из лиц, заключивших брак;

2) дата заключения брака;

3) дата составления и номер записи акта о заключении брака;

4) место государственной регистрации заключения брака (наименование органа записи актов гражданского состояния);

5) дата выдачи свидетельства о заключении брака.

Российские граждане имеют право, согласно ст. 157 СК РФ, на заключение браков в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, если они проживают за пределами территории Российской Федерации.

Напротив, браки между иностранными гражданами, заключенные на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в Российской Федерации, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.

Браки между гражданами Российской Федерации и браки между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие заключению брака, а именно заключение брака:

1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2) близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

3) усыновителями и усыновленными;

4) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

По общему правилу, браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации.

Новеллой в российском законодательстве, соответствующей положениям Конвенции 1993 г. и иным двусторонним договорам Российской Федерации, является положение ст. 159 СК РФ, в соответствии с которой недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации, определяется законодательством, которое применялось при заключении брака.

Статья 160 СК РФ закрепляет правила расторжения брака. Расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом независимо от его гражданства в суде Российской Федерации. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.

Расторжение брака между гражданами Российской Федерации либо расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.

Расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.

Признание того, что иностранные решения о расторжении брака обладают одинаковой юридической силой с российскими решениями, вынесенными компетентными органами, означает ненужность дублирования подобных решений со стороны российских органов. Лицо, которое имеет решение иностранного суда о расторжении брака, по общему правилу, имеет право зарегистрировать новый совершенно легальный брак на территории Российской Федерации.

Так, согласно ст. 52 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., решение о расторжении брака признается при соблюдении следующих условий:

1) учреждения юстиции запрашиваемого государства не вынесли ранее по этому делу решения, вступившего в законную силу;

2) дело согласно нормам Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству государства, на территории которого решение должно быть признано, не относится к исключительной компетенции учреждений юстиции этого государства.

§ 2. Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами и другими членами семьи

В соответствии со ст. 161 СК РФ, личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства (так называемая привязка lex domicilii), а при отсутствии совместного места жительства законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории Российской Федерации законодательством Российской Федерации.

Один из наиболее значимых среди новых принципов, воспринятых российским законодательством, – принцип «автономии воли», который нашел отражение в норме п. 2. ст. 161 СК РФ. При заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или по соглашению об уплате алиментов. В случае, если супруги не избрали подлежащее применению законодательство, к брачному договору или к их соглашению об уплате алиментов применяется законодательство государства, на территории которого они имеют совместное место жительства.

Статья 164 СК РФ, регулирующая алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи, также является новеллой российского законодательства. Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

Законодательство иностранных государств решает подобные вопросы аналогичным образом. Подобная норма закреплена и в договорах о правовой помощи

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.