Сделай Сам Свою Работу на 5

Смежные права и их международная охрана





Охрана авторских и смежных прав в Российской Федерации.

Субъектами смежных (аналогичных, родственных авторским) прав стали артисты‑исполнители, производители фонограмм и радиовещательные и телевизионные организации. Национально‑правовая охрана смежных прав сводилась к следующему:

1) артист‑исполнитель имел право запрещать ли разрешать запись и прямое вещание концертных и иных исполнений;

2) производители фонограммы могли разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм;

3) радиовещательные и телевизионные организации могут разрешать или запрещать повторное вещание их программ другими станциями.

Однако вследствие развития технических средств появилась насущная необходимость в международно‑правовом урегулировании защиты смежных прав. Первым документом среди многосторонних международных договоров, посвященных защите смежных прав, была Конвенция об охране интересов артистов‑исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г.

Охрана, предоставляемая Конвенцией, никоим образом не затрагивает и не наносит никакого ущерба охране авторских прав на литературные и художественные произведения.



В Конвенции в качестве основного принципа указан национальный режим, который для целей настоящей Конвенции означает режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана:

1) артистам‑исполнителям, являющимся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир или первой записи;

2) производителям фонограмм, являющимся его гражданами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;

3) вещательным организациям, штаб‑квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

В Конвенции дается определение многим важным терминам. Под «артистами – исполнителями» Конвенция понимает актеров, певцов, музыкантов, танцоров и других лиц, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким‑либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.



Фонограмма – это любая исключительно звуковая запись какого‑либо исполнения или других звуков. Производитель фонограмм определяется как физическое или юридическое лицо, которое первым осуществило звуковую запись исполнения или других звуков. Публикация – это предоставление публике экземпляров фонограммы в достаточном количестве, а воспроизведение – изготовление одного или более экземпляров записи. Передача в эфир определена как передача беспроволочными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой. Ретрансляция представляет собой одновременную передачу в эфир одной вещательной организацией передач в эфир, осуществляемых другой вещательной организацией.

Статья 11 Конвенции предусматривает правило, в соответствии с которым все находящиеся в продаже экземпляры опубликованной фонограммы или их упаковки имеют надпись, состоящую из знака «Р» в круге с указанием года первой публикации, помещенную таким образом, чтобы ясно показать, что фонограмма охраняется; если на экземплярах или их упаковке не упоминается производитель фонограммы или обладатель лицензии на это, выданной их производителем (путем упоминания его фамилии, торговой марки или другого соответствующего обозначения), то надпись должна также включать фамилию обладателя правами производителя фонограммы; более того, если на экземплярах или их упаковках не указываются основные артисты‑исполнители, то в надписи должна также указываться фамилия лица, обладающего правами таких артистов‑исполнителей в стране, где осуществлена запись.



Срок охраны, предоставляемый в соответствии с Конвенцией, длится по меньшей мере до конца двадцатилетнего периода, исчисляемого с конца года, в котором:

1) была осуществлена запись фонограмм и включенных в них исполнений;

2) имели место не включенные в фонограммы исполнения;

3) имела место передача в эфир.

Конвенция об охране интересов артистов‑исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. обоснованно подвергается критике. Среди ее недостатков отсутствие охраны прав артистов цирка, эстрады; она также требует выплаты за публичное проигрывание грамзаписей и т.д.

В 1971 г. была принята более удачная, обновленная с учетом недостатков предыдущей Конвенции, Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.

Женевская конвенция установила следующие определения: под фонограммой следует понимать любую исключительно звуковую запись звуков; под производителем фонограмм – физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме; под копией – носитель, который содержит звуки, записанные непосредственно или косвенно с фонограммы, и который включает все или значительную часть звуков, записанных на этой фонограмме; под распространением среди публики – любой акт, посредством которого копии непосредственно или косвенно предлагаются публике вообще или любой ее части.

Каждое государство‑участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств‑участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики.

В Женевской конвенции впервые отказались от предоставления иностранцам национального режима. За национальным законодательством каждого государства‑участника сохраняется право определения срока действия предоставляемой охраны. Однако если национальное законодательство предусматривает определенный срок охраны, то этот срок не должен быть меньше двадцати лет, начиная либо с конца года, в котором первая запись фонограммы была сделана, либо с конца года, когда она была впервые опубликована.

В тех случаях, когда одно из государства‑участников, в соответствии со своим национальным законодательством, требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограмм, распространяемые среди публики, или их упаковка, имеют специальную надпись в виде символа «Р» в круге с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной; если копии или их упаковка не устанавливают производителя фонограмм, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии.

Таким образом, практически все вопросы охраны смежных прав, в соответствии с Женевской конвенцией отнесены к компетенции государств‑участников Конвенции.

В Российской Федерации правовую основу охраны авторских и смежных прав составляет Часть IV Гражданского кодекса, который среди прочих, определяет следующие важные термины.

1. Статья 1257 ГК РФ «Автор произведения»: Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

2. Статья 1263 ГК РФ «Аудиовизуальное произведение»: Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

3. Согласно статье 1259 ГК РФ «Объекты авторских прав»: Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным ГК РФ.

Некоторые произведения иностранных авторов в Российской Федерации не подлежат защите. К ним относятся:

1) перешедшие в общественное достояние после истечения сроков охраны;

2) не пользовавшиеся никогда правовой охраной;

3) изданные впервые в других государствах для авторов стран, которые не участвуют во Всемирной, Бернской и других многосторонних соглашениях;

4) выпущенные в свет до вступления СССР во Всемирную (до 27 мая 1973 г.) или до присоединения России к Бернской (до 15 марта 1995 г.) конвенциям.

Для взаимной охраны интеллектуальной собственности в различных странах были созданы различные организации. В России также появились подобные организации: Российское авторское общество (РАО) и Российское общество смежных прав (РОСП). Эти организации могут заключать договоры об охране прав авторов с отечественными авторами, оказывать содействие иностранным авторам, артистам‑исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.