Сделай Сам Свою Работу на 5

Приобретение российскими гражданами и юридическими лицами прав собственности и иных вещных прав за рубежом. Защита культурных ценностей и права собственности на них





Сама возможность приобретения прав собственности и иных вещных прав российскими гражданами за рубежом определяется нормами российского законодательства, а также правилами, установленными в законодательстве другого государства. В российском законодательстве не существует запрета для граждан и организаций на приобретение недвижимости, акций и ценных бумаг иностранных компаний и обществ, однако подобные ограничения или даже запреты могут быть установлены соответствующим иностранным законодательством.

Как правило, ограничения и запреты устанавливаются в отношении приобретения иностранцами права собственности на недвижимость, в частности, на земельные участки. Так, законодательством некоторых штатов США продажа земельных участков иностранцам вообще не допускается, а в ряде стран для заключения сделки купли‑продажи земли требуется получение местных или центральных органов (такое положение дел существует в законодательстве Австралии, Австрии, Дании, Польши и других стран).

Таким образом, порядок и условия приобретения российскими гражданами, предприятиями и учреждениями, а также самим государством за рубежом недвижимого имущества полностью определяется в соответствии с принципом lex rei sitae– законодательством страны нахождения этого имущества.



Культурные ценности обладают специальным правовым статусом, что обусловило выделение их защиты в отдельный вопрос. Культурные ценности считаются движимыми вещами, в связи с чем существует реальная угроза их незаконного перемещения через границу государства‑собственника.

В ряде государств существуют законы, устанавливающие запретительные или ограничительные меры в отношении культурных ценностей, однако меры, предусмотренные в них, не всегда работают. Положение осложняется также тем, что ограничения, установленные на национальном уровне, не всегда признаются иностранными государствами. Существуют даже государства, ввоз культурных ценностей в которые не ограничен на законодательном уровне, что провоцирует контрабанду и иные нарушения законодательно установленного режима культурных ценностей иных стран.



Российская Федерация участвует в ряде многосторонних конвенций о защите культурных ценностей и предупреждений их незаконного перемещения. Все эти конвенции – а в их числе Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. – разработаны под эгидой такой авторитетнейшей организации, как ЮНЕСКО.

Так, Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г. закрепляет разрешительный порядок вывоза культурных ценностей и предлагает определение, в каких случаях культурных ценностей, перечисленных в Конвенции, и передача прав собственности на эти ценности, характеризуются как незаконные.

В 1995 г. была принята Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях, целями которой являются защита культурного достояния и культурных обменов, содействие эффективной борьбе с незаконной перевозкой и торговлей культурными ценностями. Причем данная Конвенция содержит определение «культурных ценностей» как ценностей, обладающих важностью для археологии, антропологии, истории, литературы, искусства или науки и принадлежащих к одной из категорий, перечисленных в приложении к Конвенции.

Данная Конвенция предусматривает обязанность недобросовестного владельца культурной ценности вернуть ее законному владельцу. Просьба о возврате ценности должна быть внесена в трехлетний срок, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где данная ценность находится, и в течение 50‑летнего срока с момента выбытия ценности из владения законного собственника.



В случае добросовестного приобретения культурной ценности, согласно Конвенции УНИДРУА, приобретатель имеет право требовать у государства‑истца в момент возврата вещи справедливого возмещения убытков при условии, что он не знал или не предполагал в момент приобретения вещи того, что она может быть похищена.

В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804‑I «О вывозе и ввозе культурных ценностей», установлены категории не подлежащих вывозу из Российской Федерации культурных ценностей. Культурные ценности, которые иностранное физическое или юридическое лицо собирается вывезти из страны, подлежат обязательной экспертизе. Также названный Закон предусматривает условия временного ввоза и временного вывоза культурных ценностей.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 64‑ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», все перемещенные в Союз ССР культурные ценности в результате осуществления его права на компенсаторную реституцию, являются достоянием Российской Федерации и находятся в федеральной собственности. Под компенсаторной реституцией понимается «вид международно‑правовой ответственности государства‑агрессора, применяемой в случаях, когда осуществление ответственности данного государства в форме обычной реституции невозможно, и заключающейся в обязанности данного государства компенсировать причиненный другому государству материальный ущерб путем передачи потерпевшему государству (или путем изъятия потерпевшим государством в свою пользу) предметов того же рода, что и разграбленные и незаконно вывезенные государством‑агрессором с территории потерпевшего государства».

Однако следует помнить, что под действие ст. 6 указанного Закона не подпадают культурные ценности государств, захваченных Германией и ее военными союзниками, насильственно изъятые и незаконно вывезенные с их территорий бывшими неприятельскими государствами, а также культурные ценности, которые являлись собственностью религиозных организаций или частных благотворительных учреждений. Также действие ст. 6 упомянутого закона не распространяется на культурные ценности, принадлежавшие лицам, и которые этих ценностей были лишены в связи с активной борьбой против фашизма (ценности, изъятые у жертв концлагерей, Холокоста и т.д.).

Федеральным законом «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» также установлена система возможного предъявления претензий о возвращении перемещенных ценностей исключительно правительствами соответствующих государств только Правительству РФ. Причем следует отметить, что право на судебную защиту в судах Российской Федерации, тем не менее, все еще принадлежит лицам, которые обладали данными культурными ценностями.

Помимо осуществления физическими и юридическими лицами права на судебную защиту, возможен также возврат находящихся в Российской Федерации материальных ценностей как «проявление доброй воли и гуманизма». Также возможно заключение международных договоров по вопросам возмещения и равноценного обмена перемещенных ценностей.

В соответствии с Соглашением стран СНГ о сотрудничестве в области культуры 1992 г., было заключено Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей, вступившее в силу для Российской Федерации 11 декабря 2002 г., которое запрещает ввозить культурные ценности, в отношении которых объявлен международный розыск. Также в Соглашении установлены правила правовой охраны культурных ценностей; их временного вывоз и ввоза.

Тема 11. Сделки и договорные обязательства в международном частном праве

План лекции

1. Понятие сделки в МЧП.

2. Представительство, доверенность в договорном праве. Исковая давность.

3. Определение содержания договора на основании коллизионных норм.

4. Международно-правовое регулирование обязательственных отношений с иностранным участием

Понятие сделки в МЧП

В соответствии с ГК РФ в российском законодательстве существуют два понятия: сделки и договоры. Под сделкой понимается действия граждан и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В сфере частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, очень важны как сделки, заключаемые гражданами различных государств, так и внешнеэкономические сделки.

Под последними в литературе принято понимать сделки, в которых одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом. Содержанием такой сделки чаще всего является произведение операций по ввозу или вывозу товаров через государственную границу одного или нескольких государств.

В международном деловом обороте принято использовать термин «договор международной купли‑продажи». Данное понятие, в частности, закреплено в Венской конвенции о договорах международной купли‑продажи 1980 г. следующим образом: «договоры международной купли‑продажи представляют собой договоры купли‑продажи товаров, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах».

В области международной торговли особенно важно знать, какими международными соглашениями регулируется тот или иной вид договора. Так, при заключении российскими юридическими лицами договоров внешнеторговой купли‑продажи с предприятиями и организациями Финляндии принято применять Общие условия поставок товаров 1979 г., разработанные под руководством Комиссии по сотрудничеству между странами СЭВ и Финляндией. Причем Общие условия будут считаться применимыми к данным отношениям, если сами стороны в договоре купли‑продажи договорились об их применении к настоящему договору.

Вообще в области международной купли‑продажи товаров большим влиянием обладают многосторонние конвенции, например, Венская конвенция 1980 г. о договорах международной купли‑продажи, международные правил толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС, принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА и так далее.

Под формой сделки в российском гражданском праве принято понимать способ выражения волеизъявления сторон. Сделки могут быть совершены в устной или письменной формах (простой или нотариальной). Несоблюдение формы сделки влечет ее недействительность. К форме внешнеэкономических сделок предъявляются особые требования.

Статья 1209 ГК РФ содержит основное правило, касающееся применения права в отношении формы сделки: «Форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права».

Следовательно, из этого основного правила вытекает то, что форма сделки, совершенной за границей, должна отвечать либо требованиям, установленным правом страны, где была совершена данная сделка, либо требованиям российского гражданского законодательства.

В соответствии с п.3 ст. 1209 ГК РФ, «форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, российскому праву». Таким образом, к недвижимости, находящейся в России, применяется российское право, а к недвижимости, находящейся на территории другого государства, в случае, если оно не внесено в государственный реестр Российской Федерации, – право государства, на территории которого находится данное имущество.

Согласно п. 2 ст. 1209 ГК РФ форма внешнеэкономических сделок в случае, если хотя бы одной из сторон является российское юридическое лицо, подчиняется российскому праву, независимо от того, на территории какого государства была совершена эта сделка. Правило, закрепленное в этом пункте, применяется и в случае, когда одной из сторон в сделке выступает физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, личным законом которого является российское право.

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, для внешнеэкономических договоров обязательной является письменная форма. Причем это правило действует и в отношении изменения, продления или расторжения договора.

Венская конвенция 1980 г. о договорах международной купли‑продажи не требует соблюдения обязательной письменной формы при заключения договора и считает, что наличие договора может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания, однако, согласно ст. 96 Конвенции, государства могут сделать заявление о неприменимости к ним этого положения Конвенции в случае, если их собственное законодательство содержит обязательное требование о заключении договоров в письменной форме.

Так, СССР, при присоединении к Конвенции, заявил о неприменении к нему положений, разрешающих заключение договора не в письменной форме. Это заявление сохранило свою силу и для Российской Федерации как правопреемника СССР.

Следовательно, в российском гражданском законодательстве действует императивное правило – все внешнеэкономические сделки должны быть заключены в письменной форме.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.