|
Иммунитет государственной собственности
За границей находятся различные категории имущества, входящие в состав государственной собственности. Это – имущество, перешедшее в порядке правопреемства от Российской империи к советскому государству, перешедшее затем в порядке правопреемства в собственность Российской Федерации. Указ Президента РФ от 8 февраля 1993 г. № 201 «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» гласил: «Российская Федерация как государство‑продолжатель Союза ССР принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности.
В настоящее время за границей находится следующие виды государственного имущества: посольств, представительств Российской Федерации при международных организациях, консульств, торгпредств и других органов Российского государства, вклады Центрального банка РФ и Внешэкономбанка, экспортные товары, временно находящиеся за границей морские суда, самолеты и т. д. Также следует отметить находящееся за границей имущество Русской Православной Церкви и различных общественных и благотворительных организаций.
В отношении имущества Российской Федерации, находящейся вне ее территории, используется следующее правило: правовое положение федеральной собственности, находящейся за рубежом, определяется как российским законодательством, так и законодательством страны места нахождения имущества, а также международными договорами Российской Федерации. Причем необходимо различать, как это делается на территории России, собственность федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
Собственность государства находится в особом положении, она пользуется иммунитетом. Иммунитет собственности государства предполагает наличие особого режима такой собственности, обусловленного особым положением субъекта права собственности – суверенного государства. Собственность государства пользуется неприкосновенностью – это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны того государства, где указанное имущество находится.
В соответствии с концепцией иммунитета, которым пользуется собственность иностранного государства, не допускается:
1) предъявление исков непосредственно к такой собственности (исков in rem в англо‑американском праве);
2) наложение ареста на собственность для обеспечения любого предъявляемого к иностранному государству иска, связанного или не связанного с такой собственностью;
3) принудительное исполнение решения суда, вынесенного в отношении такой собственности.
Некоторые ученые (например, английский юрист Дайси) считают, что, если собственность иностранного государства находится в руках представителя этого государства, пользующегося судебным иммунитетом, то иск, поданный против данного представителя, будет считаться поданным против суверена в целом. В то же время, если собственность находится в руках третьего лица, не пользующегося судебным иммунитетом, то предъявление иска к такому лицу, в принципе, возможно, хотя и в этом случае подобный иск будет считаться поданным против титульного владельца, т.е. против суверена.
В соответствии с Европейской конвенцией об иммунитете государств 1972 г., иностранное государство не пользуется иммунитетом в судах другого государства – участника по спорам, касающимся права иностранного государства на недвижимую собственность, находящуюся на территории государства суда.
Как правило, на собственность иностранного государства, если это не оговорено в соглашениях между государствами, не распространяется действие принципа lex rei sitae. Следовательно, в отношении этой собственности из указанного принципа должны быть сделаны определенные исключения.
В связи с широким распространением в теории доктрины так называемого функционального (или ограниченного) иммунитета большую роль играет назначение государственной собственности. Взыскание не может быть обращено на любое имущество, принадлежащее государству, против которого вынесено судебное решение. В этом случае необходимо обратить внимание на предназначение имущества, исполнению каких функций служит это имущество. В случае, если имущество служит осуществлению суверенных функций и функций публично‑правового характера, то оно продолжает пользоваться иммунитетом. Если же имущество предназначено для осуществления торговых, коммерческих целей, то оно иммунитетом не обладает.
Также необходимо отметить, что в содержания понятия «иммунитет государственной собственности» входит и такое положение: органы иностранного государства, в котором находится имущество, не имеют права участвовать в рассмотрении вопроса о том, принадлежит ли это имущество претендующему на него государству.
Существует так называемая доктрина акта государства, в соответствии с которой судебные органы не могут подвергать сомнению то обстоятельство, что, если государство фактически обладает имуществом, то оно принадлежит ему. Эта доктрина исходит из принципа суверенитета как одного из основных принципов международного права. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению использования этой доктрины в американских и британских судах.
Однако из правила об иммунитете государственного имущества есть и исключения: пользование иммунитетом всегда является правом, а не обязанностью, следовательно, государство в ряде случаев не может ссылаться на иммунитет принадлежащей ему собственности. Каждое государство самостоятельно определяет режим своей собственности: оно может передать собственность или ее часть в хозяйственное пользование или оперативное управление хозяйствующим субъектам.
Предприятие, за которым имущество закреплено собственником этого имущества на праве полного хозяйственного ведения, является, в соответствии с ГК РФ, юридическим лицом и осуществляет в отношении этого имущества права и обязанности собственника. В России основную оперативную работу по экспорту и импорту, как правило, ведут внешнеэкономические объединения, другие объединения и предприятия, в том числе и полностью или частично принадлежащие государству. Поскольку подобное объединение или предприятие является самостоятельным юридическим лицом, оно не пользуется иммунитетами.
Таким образом, можно определить следующие правила применения принципа иммунитета государственной собственности: находящаяся в хозяйственном ведении или оперативном управлении национальных юридических лиц государственная собственность не пользуется иммунитетом в тех случаях, когда она рассматривается как предмет взыскания по иску к этому лицу. В тех случаях, когда арест накладывается на имущество в качестве именно государственного имущества, данное имущество обладает иммунитетом.
Следует в этом отношении выделить финансируемые из государственного бюджета юридические лица, которые занимаются осуществлением публично‑правовых функций, например, музеи. Культурные ценности, выставляемые в данных учреждениях, неприкосновенны в той мере, в какой на них распространяется иммунитет государственной собственности.
В соответствии с российским законодательством Правительство РФ принимает решения о приобретении в государственную собственность недвижимого имущества за рубежом, ценных бумаг, долей, паев и акций в иностранных юридических лицах за счет федерального бюджета. Российское законодательство также устанавливает порядок участия Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах.
Следовательно, российское законодательство обладает эксклюзивными правами на определение порядка управления и распоряжения государственной собственностью, которая находится за пределами территории Российской Федерации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|