Сделай Сам Свою Работу на 5

Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации





Право на честь, достоинство и деловую репутацию - это личное неимущественное право гражданина, которое получило наиболее развернутую гражданско-правовую защиту. Право граждан на защиту чести и доброго имени является их конституционным правом, предусмотренным ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. Данное конституционное право гарантируется не только гражданско-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права.

Согласно ст. 150 ГК достоинство личности, честь и доброе имя, а также деловая репутация являются объектами личных неимущественных прав граждан. Под честью в теоретической литературе и в судебной практике понимается общественная оценка социально значимых и моральных качеств, присущих гражданину, а под достоинством - самооценка гражданином этих качеств. Упоминаемое в ст. 150 ГК наряду с честью доброе имя, а также часто используемая в юридической литературе категория "репутация" являются синонимами.

Что касается деловой репутации гражданина, то это общественная оценка исключительно его профессиональных качеств, в том числе как индивидуального предпринимателя. Учитывая это, необходимо подчеркнуть, что деловой репутацией в равной мере обладают как индивидуальные предприниматели, так и иные лица (рабочие, инженеры, педагоги, врачи, лица творческих профессий и т.п.).



В гражданском праве право на честь, достоинство и деловую репутацию как личное неимущественное право гражданина, не связанное с имущественными правами, представляет собой закрепленную законом возможность требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздерживаться от любых действий, направленных на умаление его чести, достоинства или деловой репутации, а также возможность обращения в суд за защитой своего права.

Согласно п. 1 ст. 152 ГК действиями, направленными на умаление чести, достоинства или деловой репутации гражданина, являются распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию.

Распространяемая о гражданине информация должна не соответствовать действительности, т.е. быть ложной. Защиты от диффамации, представляющей собой распространение соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию лица, путем их опровержения российское гражданское право по общему правилу не предусматривает.



Однако согласно п. 3 ст. 152 ГК гражданин, в отношении которого средствами массовой информации были опубликованы сведения, ущемляющие его права и охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа (но не опровержения) в тех же СМИ, даже если распространенные сведения соответствовали действительности. Если же такие сведения были высказаны в оскорбительной форме либо, например, содержали персональные данные ограниченного доступа, относящиеся к тайне личной жизни, на распространившее их в СМИ лицо может быть возложена обязанность компенсации потерпевшему морального вреда (ст. 150, 151 ГК).

Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, понимается доведение их до сведения третьих лиц в любой доступной для их восприятия форме: опубликование соответствующих сведений в печати и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу (кроме только того лица, которого они касаются). Способами, определенными ст. 152 ГК, не защищаются требования об опровержении сведений, содержащихся в судебных решениях, приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и тому подобных официальных документах, для обжалования которых предусмотрен иной установленный законом порядок.



Порочащими честь, достоинство или деловую репутацию гражданина считаются, в частности, сведения, содержащие сообщения о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов общества, например о совершении им нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота и т.п. (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. N 3).

Гражданину предоставляется право требовать опровержения не соответствующих действительности, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений в судебном порядке. Следовательно, опровержение таких сведений является специальным гражданско-правовым способом защиты, связанным с необходимостью обращения потерпевшего лица за защитой своего права к компетентным государственным органам и имеющим целью восстановление личной сферы потерпевшего лица. Поэтому оно должно рассматриваться в качестве одного из видов государственно-принудительных мер регулятивного характера. Конкретные способы опровержения названных сведений установлены в ст. 152 ГК.

Если такие сведения распространены в средствах массовой информации, то они должны быть опровергнуты в тех же СМИ в порядке, предусмотренном ст. 43 и 44 Закона о СМИ. В частности, опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал. Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала, но не может быть короче одной стандартной страницы машинописного текста (или занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста).

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием одного из оснований отказа, перечисленных в ст. 45 Закона о СМИ (в частности, если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации). Такой отказ может быть обжалован в суд.

Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, то такой документ подлежит замене или отзыву. Если эти сведения распространены иными способами или в других формах, адекватный им порядок опровержения в каждом конкретном случае устанавливается судом. В связи с этим при удовлетворении иска суд в резолютивной части решения обязан указать способ опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений и при необходимости изложить текст такого опровержения, где должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены, а также определить срок (применительно к установленному ст. 44 Закона о СМИ), в течение которого оно должно последовать (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. N 3).

Наряду с этим защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина может осуществляться также с помощью мер гражданско-правовой ответственности. В соответствии с п. 5 ст. 152 ГК гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Тема 24. Общие положения об обязательствах

План лекции

1. Понятие обязательственного права и обязательства.

2. Содержание обязательства.

3. Основания возникновения обязательств.

4. Субъекты обязательства.

5. Виды обязательств.

6. Перемена лиц в обязательстве.

7. Понятие исполнения обязательства. Условия и способы.

8. Основные принципы исполнения обязательства.

9. Принцип надлежащего исполнения обязательства.

10. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязательств.

11. Неустойка (штраф, пеня).

12. Залог. Виды залога. Ипотека.

13. Удержание.

14. Поручительство.

15. Банковская гарантия.

16. Прекращение обязательств.

17. Задаток.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.