Сделай Сам Свою Работу на 5

Устная и письменная коммуникация





В вербальной коммуникации выделяют две формы — устную и письменную.

Устная коммуникация отражает взаимообусловленные речевые сообщения говорящего и слушающего. Она характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении речевых (языковых) средств и способов изложения информации.

Письменная коммуникация, имея некоторые сходные черты с устной, отличается большей подготовленностью, независимостью от времени и условий протекания, употреблением более развернутых, литературно оформленных речевых оборотов. Признаками письменной речи являются ее логичность, развернутость, избыточность, нормативность, стилистическая соотнесенность и т.д.

Лингвистические различия между устной и письменной речью

Устная речь Письменная речь
Ситуация общения объединяет говорящего и слушающего для достижения общей цели. Коммуникантам не нужны дополнительные разъяснения характера взаимодействия Адресат и адресант речи редко объединены общей ситуацией общения. Их реакция на речевые действия другого отсрочена. В связи с этим от письменной речи требуется большая четкость, ясность, развернутость, чем от устной.
Взаимопониманию способствует привлечение возможностей и интонации невербального языка — мимики, жестов и т.д. Отсутствие интонации и элементов невербального языка приводит к необходимости описательно разъяснять то, что можно передать с их помощью.
Можно обойтись неполными предложениями, смысл которых все равно понятен собеседникам из ситуации. Необходимо употреблять больше полных предложений, сложных, с придаточными конструкциями.
Незамедлительная реакция собеседника помогает выстраивать дальнейшие речевые произведения, однако их форма не всегда совершенна. Отсроченность обратной связи способствует лучшему, более детальному восприятию информации и выражению реактивных мыслей в более точной форме.

Контрольные вопросы



1. Что такое знак? Приведите примеры знаковых систем. Назовите типы знаков.

2. Каковы принципы организации языка как знаковой системы?



3. Сформулируйте основные законы семиотики.

4. Что изучает семантика?

5. Каким образом треугольник Фреге разъясняет структуру языкового значения?

6. Как объясняет семантика явления синонимии, омонимии и полисемии?

7. Каков предмет изучения синтактики? Приведите примеры системности и несистемности в языке.

8. На какие основные вопросы отвечает прагматика?

9. Сопоставьте вербальную и невербальную коммуникацию. Какова специфика каждого из видов коммуникации?

10. Каковы функции вербальной и невербальной коммуникации в рамках взаимодействия в речевом акте?

11. Чем высказывание отличается от предложения?

12. Расшифруйте формулу: «дискурс: речь + действие». Какие типы дискурсов вам известны?

13. Охарактеризуйте диалог и монолог как разновидности речевого акта.

14. Охарактеризуйте основные невербальные коммуникативные единицы: жесты, мимику, позу, звуковое оформление речи, пространственную и тактильную коммуникацию.

15. Дайте определения устной и письменной коммуникации. Сформулируйте основные различия между этими видами коммуникации. Какие преимущества имеет устная, а какие – письменная коммуникация?

16. Как можно добиться эффективного говорения? Какую роль в этом процессе играет слушание? Что вы понимаете под основными навыками хорошего слушателя?

17. Что такое письмо и чтение с точки зрения теории коммуникации?

Практические задания

1. При объяснении понятия «прагматика» в качестве простейшего примера знаковой системы часто приводят систему дорожной сигнализации — светофор. Эта система имеет три знака: красный, означающий «Остановиться!», зеленый — «Можно ехать!» и желтый — «Приготовиться к движению (или остановке)!» Опишите прагматику светофора.



2. Проанализируйте знаковую функцию одежды на примере следующих единиц: шорты, мини-юбка, вечернее платье, кроссовки, пиджак, спортивный костюм, галстук, пионерский галстук.

3. Подготовьте короткую (минут на десять) информативную презентацию на любую тему по вашему выбору. В конце выступления отведите пять минут на вопросы и ответы. Заранее подготовьте свои ответы на предполагаемые вопросы. Подберите подходящие вспомогательные аудио- и видеосредства и подготовьте необходимые материалы. Составьте и распространите короткий доклад в форме тезисов.

 

ТЕМА 7.

Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики

Особенности аудитории во многом зависят от ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.), Это объективные характеристики. Также поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.) – субъективные характеристики аудитории.

Целью специалиста по связям с общественностью является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами: принуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству.

Специфичной по своим характеристикам является массовая аудитория. Она имеет неоднородную структуру, рассредоточена на определенной территории и является анонимной массой. В основе типологизации массовой аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются СМИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные характеристики аудитории.

2. С какими типами аудиторий имеет дело специалист по связям с общественностью?

Практические задания

1. Подготовьте сообщение на одну тему, адресованное а) студентам; б) профессорско-преподавательскому составу университета.

Тесты

1. Какое из приведенных понятий более общее: а) социальная коммуникация; б) межличностная коммуникация.

2. С точки зрения теории коммуникации люди, на суждения которых ориентируется их постоянное окружение - это а) социометрические звезды; б) лидеры мнения; в) референтная группа.

3. Понятие «обратная связь» было введено: а) в кибернетической модели коммуникации; б) в психологических моделях коммуникации; в) в герменевтическом анализе коммуникации.

4. Форму законченного текста скорее должно иметь: а) сообщение в рамках межличностной коммуникации; б) сообщение в рамках массовой коммуникации.

5. Какая функция средств массовой коммуникации выходит на первый план в период выборов: а) информационная; б) регулирующая; в) культурная; г) развлекательная; д) мобилизующая.

6. Приведите примеры единиц невербальной коммуникации - столько, сколько сможете.

7. Какой вид коммуникации не выделяется в теоретическом анализе: а) социальная; б) индивидуальная; в) межличностная; г) массовая.

8. Адресат - это а) объект коммуникации; б) субъект коммуникации.

9. Кто из ученых имеет отношение к психологическим исследованиям коммуникации: а) К.Шеннон; б) Г.Гадамер; в) К.Г.Юнг.

10. Человек сидит на скамейке в парке. Другой человек садится на ту же скамейку, не заговаривая с первым. Происходит ли коммуникация? а) да; б) нет.

11. Коммуникатор - это а) объект коммуникации; б) субъект коммуникации.

12. Какая из приведенных формулировок не использовалась как определение информации: а) передача сообщений; б) уменьшение или снятие неопределенности; в) отрицательная энтропия; г) воздействие входа на выход.

13. Кто из ученых имеет отношение к герменевтическому анализу коммуникации: а) К.Шеннон; б) Г.Гадамер; в) К.Г.Юнг.

14. Какая функция средств массовой коммуникации может быть определена как «передача наследия»: а) информационная; б) регулирующая; в) культурная; г) развлекательная; д) мобилизующая.

15. Социальная коммуникация - это а) связь любых материальных объектов; б) связь любых социальных субъектов; в) связь учреждений, организаций.

16. Какая потребность организации не относится к коммуникационным: а) в информации о ситуации, в которой организация действует; б) в определенном уровне известности; в) в сохранении нормы прибыли; в) в обратной связи.

17. Источник коммуникации и коммуникатор - одно и то же? а) да; б) нет.

18. Передача в процессе коммуникации ценностей и норм деятельности – это а) когнитивный аспект коммуникации; б) эмотивный аспект коммуникации; в) аксиологический аспект коммуникации.

19. Массовая информация - это а) информация, которая рождается в массовой аудитории; б) информация, которая распространяется по массовым каналам; в) информация, которая потребляется массовой аудиторией; г) информация, которая обладает обязательно всеми перечисленными признаками; д) информация, которая обладает хотя бы одним из перечисленных признаков.

20. Какая функция средств массовой коммуникации может быть определена как «координация подсистем общества»: а) информационная; б) регулирующая; в) культурная; г) развлекательная; д) мобилизующая.

21. Механистический подход к коммуникации подразумевает: а) однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения; б) совместную деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.

22. Деятельностный подход к коммуникации подразумевает: а) однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. б) совместную деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.

23. Какая форма коммуникационной деятельности в обществе может быть определена как «целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации»: а) общение; б) управление; в) подражание.

24. Исследователи выделяют в процессе общения следующие составляющие: а) коммуникационную; б) интерактивную; в) селективную; г) перцептивную. Какой пункт в этом перечислении назван ошибочно?

25. Какое понятие шире – общение или коммуникация: а) общение; б) коммуникация; в) общение = коммуникация.

26. Верно ли утверждение, что динамические законы коммуникации отражают нелинейные зависимости явлений и потому основываются на статистических фактах: а) да; б) нет.

27. Верно ли утверждение, что статистические законы коммуникации отражают жестко детерминированную связь явлений: а) да; б) нет.

28. Верно ли утверждение, что всякая коммуникация имеет знаковый характер: а) да; б) нет.

29. Древние люди, обладавшие наиболее развитыми коммуникативными навыками – это а) кроманьонец; б) питекантроп; в) синантроп.

30. Верно ли, что междометная теория объясняет происхождение языка внутренними эмоциональными состояниями человека: а) да, верно; б) нет, не верно.

31. Автором деятельностной теории происхождения языка является: а) Аристотель; б) Жан Жак Руссо; в) Фридрих Энгельс.

32. Какого вида письменности не существовало: а) узелковое письмо; б) пиктография; в) иероглифы; г) священное письмо; д) фонетическое письмо.

33. Кто является изобретателем печатного станка: а) Кирилл и Мефодий; б) И. Федоров; в) И. Гуттенберг.

34. По какому критерию коммуникация классифицируется на межличностную, групповую и массовую: а) по способу установления и поддержания контакта; б) по степени организованности; в) по составу участников; г) по используемым знаковым системам.

35. Коммуникативная личность и индивид – одно и то же: а) да; б) нет.

36. Верно ли, что доминантный коммуникант легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много и интересно, не теряется в незнакомой ситуации общения? а) да, верно; б) нет, не верно.

37. Отличительные коммуникативные особенности диады – это а) субъективность; б) взаимные чувства и пристрастия как основа ее существования; в) эквивалентность коммуникационного обмена; г) все эти качества; д) ни одно из этих качеств.

38. К видам централизованных коммуникативных структур в малых группах относятся: а) фронтальная; б) радиальная; в) круговая; г) иерархическая. Какой пункт в этом списке назван ошибочно?

39. К видам децентрализованных коммуникативных структур в организации относятся: а) цепочка; б) круговая; в) полная; г) замкнутая. Какой пункт в этом списке лишний?

40. Слухи относятся к а) формальной; б) к неформальной коммуникации в организации?

41. Средства массовой коммуникации – это а) специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории; б) технические средства фиксации, копирования, тиражирования текстов и системного распространения больших объемов информации, адресованной массовой аудитории. в) технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений.

42. Г.М Маклюэн является сторонником а) человеко-ориентированного или б) медиа-оирентированного подхода в теории массовой коммуникации?

43. Каков основной недостаток модели коммуникационного процесса, предложенной Г. Лассуэллом? а) она абстрагируется от смысла передаваемой информации; б) она монологична, не учитывает «обратной связи»; в) она не учитывает, что переданное и принятое адресатом сообщение не совпадает.

44. Средство коммуникации – это а) способ кодирования сообщений; б) специальный маршрут или технология, используемая для доставки сообщения получателю.

45. Канал коммуникации – это а) способ кодирования сообщений; б) специальный маршрут или технология, используемая для доставки сообщения получателю.

46. Наиболее эффективным каналом коммуникации (из перечисленных) считается: а) письмо; б) разговор «лицом к лицу»; в) новости в печатных СМИ; г) выступление перед большой аудиторией.

47. Верно ли, что искажение информации может быть вызвано как ее избыточностью, так и недостаточностью: а) да, верно; б) нет, неверно.

48. Каких барьеров при передаче информации не возникает: а) технических; б) психологических; в) гуманитарных; г) психофизиологических; д) языковых; е) социальных; ж) культурно-национальных?

49. Кредитный коммуникатор – это а) заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого прислушивается публика; б) коммуникатор, выступающий перед аудиторией впервые (аудитория оказывает ему кредит доверия)?

50. К какой категории коммуникаторов относится специалист по связям с общественностью: а) люди престижа; б) лидеры мнений.

51. К какой категории коммуникаторов относится руководящее лицо организации – заказчика проекта в сфере связей с общественностью: а) люди престижа; б) лидеры мнений.

52. У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль: а) доминантный; б) демократичный; в) аргументативный; г) привлекательный; д) спокойный; е) внимательный; ж) открытый и т.д. Какой пункт в этом списке лишний?

53. Знаковая система – это а) совокупность знаков, которая служит для обмена информацией между двумя другими материальными системами; б) совокупность знаков, которая нацелена на установление связи между людьми; в) совокупность знаков, имеющая значение только в обществе.

54. Основные принципы семиотики сформулировал: а) Ч. Пирс; б) У. Шеннон; в) Г. Маклюэн.

55. Семиотика подразделяется: а) на семантику; б) синтактику; в) орфографику; г) прагматику. Какой пункт в этом списке лишний?

56. Арбитрарность знака – это а) его принципиальная немотивированность; б) его принципиальная мотивированность; в) соответствие формы выражения содержанию?

57. Знаки существуют а) только в природе; б) только в обществе; в) и в природе, и в обществе.

58. Иконические знаки а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное; б) указывают на объект; в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).

59. Индексальные знаки а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное; б) указывают на объект; в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).

60. Символы а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное; б) указывают на объект; в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).

61. Семантика изучает а) значение единиц языка (слов); б) объективные законы устройства знаковых систем; в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?

62. Синтактика изучает а) значение единиц языка (слов); б) объективные законы устройства знаковых систем; в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?

63. Прагматика изучает: а) значение единиц языка (слов); б) объективные законы устройства знаковых систем; в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?

64. Единицами вербальной коммуникации являются: а) высказывание; б) дискурс; в) высказывание и дискурс; г) ни одно из перечисленных понятий.

65. Дискурс можно условно расшифровать с помощью формулы: а) речь + мысль; б) речь + действие; в) речь + реакция коммуниканта.

66. С каким утверждением вы согласны: а) к вербальным средствам коммуникации относятся устная и письменная речь; б) к вербальным средствам коммуникации относятся устная и письменная речь, говорение, чтение; в) к вербальным средствам коммуникации относятся устная речь и говорение.

67. Первичные языки невербальной коммуникации – это а) система жестов пантомимика, мимика; б) азбука Морзе, система нот, языки программирования.

68. Вторичные языки невербальной коммуникации – это а) система жестов пантомимика, мимика; б) азбука Морзе, система нот, языки программирования.

69. Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством: а) …; б) звукового оформления речи; в) определенным образом организованного пространства; г) использования материальных предметов, имеющих символическое значение. Вставьте пропущенное.

70. Какая из перечисленных характеристик относится к невербальной коммуникации: а) обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас» в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие; б) обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека, позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях.

71. Какая из перечисленных характеристик относится к вербальной коммуникации: а) составные элементы сообщения трудно разложимы на отдельные единицы, б) Составные элементы сообщения четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам.

72. Какая из перечисленных характеристик относится к вербальной коммуникации: а) непроизвольная коммуникация преобладает над произвольной, неосознаваемые сообщения над осознаваемыми б) высказывания в значительной степени осознаны, их легче подвергать анализу, оценить, понять, проконтролировать.

73. Расположите пространственные зоны коммуникации в порядке увеличения расстояния между коммуникантами: а) социальная зона; б) личная зона; в) интимная зона; г) публичная зона.

74. Верно ли утверждение, что устная коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания: а) да, верно; б) нет, не верно.

75. Верно ли, что признаками письменной речи являются ее логичность, развернутость, избыточность, нормативность: а) да, верно; б) нет, не верно.

76. Какая из перечисленных характеристик относится к устной речи: а) ситуация общения объединяет говорящего и слушающего для достижения общей цели. Комуникантам не нужны дополнительные разъяснения характера взаимодействия; б) адресат и адресант речи редко объединены общей ситуацией общения. Их реакция на речевые действия другого отсрочена.

77. Какая из перечисленных характеристик относится к устной речи: а) взаимопониманию способствует привлечение возможностей и интонации невербального языка — мимики, жестов и т.д.; б) отсутствие интонации и элементов невербального языка приводит к необходимости описательно разъяснять то, что можно передать с их помощью.

78. Какая из перечисленных характеристик относится к письменной речи: а) можно обойтись неполными предложениями, смысл которых все равно понятен из ситуации; б) необходимо употреблять больше полных предложений, сложных, с придаточными конструкциями.

79. Какая из перечисленных характеристик относится к письменной речи: а) Незамедлительная реакция собеседника помогает выстраивать дальнейшие речевые произведения. б) Отсроченность обратной связи способствует лучшему, более детальному восприятию информации и выражению мыслей в более точной форме.

80. Социально-демографические характеристики аудитории – это а) субъективные; б) объективные характеристики.

81. Существует ли не-аудитория по отношению к средствам массовой информации; а) да; б) нет

82. Потенциальная аудитория и не-аудитория – это одно и то же? а) да; б) нет.

83. Субъективное непонимание аудитории – это а) нежелание аудитории разобраться в проблемах, усваивать и запоминать отдельные термины; б) незнание новых слов, общественные стереотипы восприятия, искажения при передачи информации в СМИ.

84. Объективное непонимание аудитории – это а) нежелание аудитории разобраться в проблемах, усваивать и запоминать отдельные термины; б) незнание новых слов, общественные стереотипы восприятия, искажения при передачи информации в СМИ.

85. Приведите примеры вербальной коммуникации – столько, сколько сможете.

86. Общим в биологической и социальной коммуникации являются: а) интерсубъективность; б) деятельностный характер; в) цели коммуникации. Какой пункт в этом списке лишний?

87. Верно ли, что интровертный коммуникант – это человек, испытывающий трудности на контактноустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен? а) да, верно; б) нет, не верно.

88. Расположите коммуникативные процессы в становлении малой группы по очередности их возникновения: а) стадия нормоустановления; б) стадия протеста; в) стадия формирования; г) стадия сотрудничества.

89. Верно ли, что задачей системы внешних коммуникаций является модификация внешней среды таким образом, чтобы она создавала благоприятные условия для деятельности организации? а) да, верно; б) нет, не верно.

90. Какая из перечисленных характеристик относится к массовой коммуникации: а) опосредованность общения техническими средствами; б) непосредственный контакт в общении.

91. Какая из перечисленных характеристик относится к массовой коммуникации: а) общение больших социальных групп; б) общение в основном отдельных индивидов.

92. Какая из перечисленных характеристик относится к межличностной коммуникации: а) отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения; б) наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта.

93. Какая из перечисленных характеристик относится к межличностной коммуникации: а) организованный, институциональный характер общения; б) по преимуществу спонтанный характер общения.

94. Какая из перечисленных характеристик относится к межличностной коммуникации: а) однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей; б) попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей.

95. Какая из перечисленных характеристик относится к массовой коммуникации: а) «коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность; б) «индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность.

96. Какая из перечисленных характеристик относится к межличностной коммуникации: а) массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений; б) будничность, приватность универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщений.

97. Могут ли невербальные сообщения быть закодированы посредством определенным образом организованного пространства? а) да, могут; б) нет, не могут.

98. Могут ли невербальные сообщения быть закодированы посредством слов? а) да, могут; б) нет, не могут.

99. Могут ли вербальные сообщения быть закодированы посредством выразительных движений тела? а) да, могут; б) нет, не могут.

100. Модель коммуникационного процесса Г. Лассуэлла состоит из последовательных ответов на вопросы: а) Кто? б) Сообщает что? в) Сообщает как? г) По какому каналу? д) С каким эффектом? Какой вопрос включен ошибочно?


Список литературы

Основная

1. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж: , 2000.

2. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.

3. Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). - М.: РИП - холдинг, 2004.

4. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

 

Дополнительная литература

1. Айви А.Е. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. – Новосибирск: , 1995.

2. Айслер-Мертц К. Язык жестов. – М.: , 2001.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998.

4. Атватер И. Я Вас слушаю. – М.: , 1984.

5. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс; Универс, 1994.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: , 1979.

7. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб: , 1997.

8. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.

9. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Теория и практика в эпоху информации. - СПб.: Питер, 2000. – С.

10. Блинов А. Общение, звуки, смысл. М.: РФО, 1996.

11. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. – М., 1988.

12. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и ТВ. – М., 1991.

13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - Л., 1982

14. Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 1983.

15. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: ИПЛ, 1968.

16. Вилсон Г., Макклаффлин К. Язык жестов – путь к успеху. – СПб: , 1999.

17. Винер Н. Информация, язык и общество // Кибернетика. М.: Наука, 1983. - с.236-248.

18. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общении. М., 1990.

19. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.,1981.

20. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. //Собр. соч.: В 6т. Т.3. - М., 1960.

21. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

22. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М.: Инфра-М, 1997. С.189-198.

23. Де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.

24. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1978.

25. Доти Дороти И. Паблисити и Паблик Рилейшнз. – М.: , 1998. – С.

26. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.:, 1982.

27. Зарецкая Е. Н. Деловое общение. – М.: Дело, 2002.

28. Зуб А. Т. Невербальные коммуникации в управленческой деятельности: эволюционно-биологический аспект // Вест. Москов. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. – 2000. – N 2. – С.109-122.

29. Каган М.С. Мир общения. – Л., 1989.

30. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. – с. 76 – 83.

31. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.

32. Кондратов А. Звуки и знаки. М.: Знание, 1978.

33. Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – с.164 – 220.

34. Коханов Е. Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии паблик рилейшнз)/ Е. Ф. Коханов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - N 5. - С.49 – 59.

35. Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. Деловое общение. – СПб: Спец. лит., 1997.

36. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М.: Ось-89, 1998.

37. Куницына В. Н. Межличностное общение / Учеб. для вузов - СПб.: Питер, 2002.

38. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М.: , 1974.

39. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

40. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М., 1998.

41. Мельник Г.С. Mass-media. Психологические процессы и эффекты. – СПб, 1996.

42. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

43. Норман Б.Ю. Проблема происхождения человеческого языка // Основы языкознания: Сб. статей. – Минск: Бел. Фонд Сороса, 1996. С. 70 – 86.

44. Норман Б.Ю. Язык как система знаков // Основы языкознания. Минск: Бел. Фонд Сороса, 1996. С. 7 – 49.

45. Ночевник М. Н. Психология общения и бизнес. М.: Профиздат, 1995.

46. Панасюк А. Как победить в споре или искусство убеждать. – М.: , 1998.

47. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001. – С. 49 -75.

48. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. — М.: Логос, 2002. – С. 113 – 115.

49. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии ХХ в. – М.: , 1999.

50. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами). - М.: Центр, 1998. – с. 296 – 358.

51. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: Лабиринт, 1998.

52. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М.: , 1998.

53. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2000.

54. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. — М.: Экономика, 1980. – С. 113 – 120; 34 – 42.

55. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994.

56. Сергеечева В. Азы общения: Стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 2002

57. Соколов А. В. Метатеория социальной коммуникации. - СПб.: Изд-во РНБ, 2001.

58. Соколов А.В. Теория социальной коммуникации. – СПб, 2001.

59. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995.

60. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

61. Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971.

62. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и методы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение: Сб. ст. Воронеж: , Вып. 1. 2000. С. 4-20.

63. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследования опыта Запада. – М., 1999. – С. 24 – 76.

64. Фишель В. Думают ли животные? - М.: Мир, 1973.

65. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Переговоры без поражения. – М., 1990.

66. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече АСТ, 1997.

67. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М.: Дело, 2001.

68. Шикина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. – СПб, 1999. – с. 189 – 260.

69. Шрейдер Ю. А. Логика знаковых систем. — М.: , 1974.

70. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

71. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998. –с. 407-409.

72. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. – // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С.306-330.

73. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М.: Наука, 1985.


Содержание

Введение  
Раздел 1 Коммуникация как объект теоретического анализа  
Тема 1.Понятие и законы коммуникации  
Контрольные вопросы  
Тема 2.Развитие средств коммуникации  
Контрольные вопросы  
Тема 3.Типология коммуникации  
Контрольные вопросы  
Раздел 2. Коммуникационный процесс и его составляющие  
Тема 4.Коммуникационный процесс  
Контрольные вопросы  
Тема 5.Фигура коммуникатора  
Контрольные вопросы  
Тема 6.Содержание и средства коммуникации  
Контрольные вопросы  
Тема 7.Аудитория коммуникации  
Контрольные вопросы  
Тесты  
Список литературы  

 

 

Редактор В.А. Маркалева

ИД № 06039 от 12.10. 2001 г.

Сводный темплан 2005 г.

 

Подписано в печать 28.10.05. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на дупликаторе. Усл. Печ. Л. 3,0. Уч.- изд.л. 3,0. Тираж 100 экз.

заказ

 

Издательство ОмГТУ, 644050, г. Омск, пр-т Мира, 11

Типография ОмГТУ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.