Сделай Сам Свою Работу на 5

Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе; престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором





Отправитель и получатель информации в системе коммуникации осуществляют общую базовую функцию и должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гуманитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и декодирования информации; изъявлять взаимное желание к установлению и поддержанию коммуникаций. Кроме того, они должны обладать так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов — знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п.

Путем изменения коммуникативных потоков коммуникаторы воздействуют на ценностные и мотивационные установки коммуниканта и пытаются достичь изменения в поведении аудитории. Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудиторией, должен определить ее социальную ориентацию, знания и интересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи. Причем не любая информация служит реализации основной цели коммуникации — передаче содержательной информации. Одна часть информации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный заряд, третья — ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации.



Одним из важных свойств коммуникатора является его кредитность, надежность, престижность. Кредитный коммуникатор воспринимается как заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого можно прислушиваться. Если коммуникатор не пользуется доверием аудитории, уважением, интересом, исходящая от него информация будет воспринята и понята искаженно независимо от реального содержания текста.

Не менее важен для положительного восприятия коммуникатора фактор привлекательности. Средства привлечения внимания адресата могут содержаться и в самом речевом произведении, и за пределами, например при использовании таких носителей, как престижные средства массовой информации. Также привлекательность – это степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той аудиторией, на которую распространяется информация. Кроме того, чем выше социальный статус источника информации, тем более благожелательно принимается сообщение.



Выделяются следующие типы коммуникаторов: люди престижа и лидер мнений. Люди престижа– те, кто определяют содержание и каналы передачи информации. Лидер мнений (ключевой коммуникатор) – член общества, находящийся в постоянном контакте с людьми и выступающий посредником между средствами массовой информации и коммуникантом. Лидер мнений, интерпретируя полученное сообщение, воздействует на аудиторию. Наиболее распространенные типы ключевых коммуникаторов: менеджер по связям с общественностью, имиджмейкер, пресс-секретарь, рекламист и т.д.

У каждого коммуникатора вырабатывается свой собственный «коммуникативный стиль»: доминантный, демократический, аргументативный, спокойный, внимательный, открытый и пр.

Основная задача менеджера по связям с общественностью как профессионального коммуникатора – выделить целевую аудиторию (кому мы интересны?); создать ключевое сообщение (что привлекает целевую аудиторию в нашем объекте?); выбрать канал коммуникации (как передать в ключевом сообщении нужные нам характеристики?). Такой вид коммуникационной деятельности получил название стратегической коммуникации. Стратегическая коммуникация включает в себя следующие этапы: определение проблемы; планирование и программирование; действия и коммуникация; оценка программы.

Особую специфику имеют коммуникаторы в массовой коммуникации – это коллективы и группы людей, в задачу которых входит подготовка доступных и понятных массовой аудитории информационных сообщений.



Контрольные вопросы

1. Какие качества коммуникатора вы можете назвать индивидуальными, а какие – социально обусловленными? Кто такой кредитный коммуникатор?

2. Чем отличаются «люди престижа» и «лидеры мнений»? К какой из перечисленных групп Вы бы отнесли специалиста по связям с общественностью? А к какой – руководителя предприятия?

3. Как соотносятся понятия «языковая личность» и «коммуникатор»? Расскажите об основных характеристиках языковой личности.

Практические задания

1. Подготовьте самопрезентацию. Основная задача – наилучшим образом показать свои профессионально важные деловые и личные качества: профессиональные знания и опыт работы; степень заинтересованности в данной работе; целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей; степень самостоятельности в принятии решений и ответственность за результаты своей работы; способность руководить и готовность подчиняться; способность творчески подходить к решению проблем; степень самокритичности и объективность оценок; умение хорошо говорить и слушать; внешность и манера поведения; честность и порядочность.

2. Вспомните самый последний разговор или презентацию, которые вам довелось проводить. По вашему ощущению, что было вашими наиболее сильными и слабыми сторонами? В чем следует совершенствоваться? Теперь вспомните самую последнюю беседу или презентацию, где вы присутствовали в качестве члена аудитории. Насколько хорошо докладчик донес до вас свои сообщения? Сложилось ли у вас ясное представление о структуре и целях презентации? Какими способами можно усилить исполнительское мастерство выступавшего оратора?

3. Попытайтесь вспомнить ситуацию, когда в процессе межличностной коммуникации вас убедили изменить взгляд на вещи. Какие приемы убеждения к вам применялись? Как вы отреагировали на эти убеждающие усилия? Что в конечном счете оказало решающее влияние? Меняется ли тип убеждения в зависимости от конкретного случая? Каким должен быть «мастер убеждения»?

 

ТЕМА 6.

Содержание коммуникации; понятие языка коммуникации; семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика. Средства коммуникации: вербальная и невербальная коммуникация; устная и письменная коммуникация

Содержание коммуникации представляют знаки как части системы средств выражения, несущие закодированную информацию, расположенные в определенной последовательности согласно определенным (заданным системой) правилам. Коммуникация может осуществляться с помощью различных знаковых систем, например речи, жестов, азбуки Морзе и др. Изучением таких знаковых систем занимается семиотика.

Семиотика — наука, занимающаяся исследованием свойств знаковых систем и знаков.

Основные принципы семиотики сформулировал американский философ Ч.С. Пирс. Ему же принадлежит и сам термин «семиотика».

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: 1) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом, т. е. содержание знаков; 2)синтактику, изучающую отношения между знаками или правила построения знаков в рамках знаковой системы; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и тем, кто пользуется знаками.

Классическая типология знаков предложена Ч. Пирсом. По степени отношения к означаемому он различает три типа знаков: 1) иконические знаки - образы, они имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное (икона, картина, фотография); 2) индексальные знаки указывают на объект (указание пальцем, стрелкой, окриком); 3) символы - условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, аллегории и т.п.).

Каждый знак, каждый элемент системы не существует и не имеет значения сам по себе: значение поддерживается взаимной связью всех элементов системы.

Семиологические исследования коммуникативных систем во многом опираются на труды швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра. Соссюр рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее). Причем имя и обозначенный им предмет связаны друг с другом условно, конвенционально, в силу соглашения между людьми.

Семантикаизучает значение единиц языка (слов). По отношению к рассматриваемым объектам ставится вопрос о значении и смысле. Проблематика семантики выражается в вопросах: «Что означает то или иное понятие (термин), высказывание, суждение?».

Обычно для разъяснения структуры языкового значения используется «семантический треугольник» или «треугольник Фреге» (рис. 6.1.). Готлоб Фреге – немецкий ученый, один из основателей математической логики.

Тип вещи, предмета, явления действительности называют денотатом знака. Конкретную вещь чаще называют референтом знака. Поскольку человек обозначает вещи не напрямую, а через свое восприятие вещи, то в эту вершину треугольника часто помещают представление о вещи, сигнификат знака. Понятие также иногда называют еще и по-другому: концепт или десигнат знака.

 

Рис. 6.1. Семантический треугольник

 

В значении слова находит обобщенное отражение определенный предмет, «фрагмент» действительности: слово является названием не отдельного предмета, а целого класса предметов. Предметы и явления действительности отражаются в сознании человека в виде логических понятий. Таким образом, значение есть соотнесенность знака (слова) с определенным понятием.

Другой раздел семиотики - синтактика - изучает объективные законы устройства знаковых систем с точки зрения их синтаксиса (безотносительно к их значениям и функциям знаковых систем). Формирование упомянутого смысла знаковой конструкции осуществляется с помощью алфавита (совокупность букв, знаков), правил образования и преобразования.

Задачей синтактики является описание запаса правильно построенных текстов (составных знаков) для различных классов знаковых систем. В идеале она должна описывать все допустимые тексты.

Прагматика — раздел семиотики, посвященный изучению соотношения знаковых систем и употребляющих их индивидов; теория употребления языка; совокупность факторов, определяющих использование языка его носителями.

Прагматика рассматривает широкий круг вопросов:

1) в обыденной речи — отношение говорящего к тому, что и как говорит: истинность, объективность, предположительность речи, ее искренность, приспособленность к социальной среде и т.д.;

2) интерпретация речи слушателем — как истинной, объективной, искренней или, напротив, ложной, сомнительной, вводящей в заблуждение;

3) в художественной речи — отношение писателя к действительности и к тому что и как он изображает; отношение читателя к тексту и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.