Сделай Сам Свою Работу на 5

Коммуникация в организации как разновидность групповой





Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две категории: планируемая, или формальная, передача информации и не планируемая, или неформальная, передача информации.

Формальная передача информацииосуществляется при помощи стандартизированных форм (бланков), в которые вносится информация. Стандартные формы дают преимущества инициатору передаваемой информации: введение в оборот соответствующего бланка значительно экономит время. Бланки выгодны также получателю информации: используя форму, он может уточнить, какие именно сведения ему нужны в работе. Главный недостаток любой стандартной формы заключается в отсутствии у нее гибкости.

Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Система слухов поставляет 66% информации работникам предприятия, 80% которой – производственная информация. Неформальные каналы часто действуют быстрее формальных, и почти всегда доверие коммуникантов к неформальной информации выше, чем к формальному источнику.

Коммуникационные процессы, в которых участвуют организации, могут быть разделены на две крупные сферы: коммуникация внутри организации и внешняя коммуникация.



Внутриорганизационные коммуникации представляют собой взаимодействие в пределах организации. К таким коммуникациям можно отнести взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, а также структурных подразделений организации между собой.

Внешние коммуникации — это система связей любой социальной системы с внешними социальными образованиями. Задачей системы коммуникаций является модификация внешней среды таким образом, чтобы она создавала благоприятные условия для деятельности предприятия.

В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее.

Нисходящее направление. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, является нисходящим. Он используется руководителями групп для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. Чем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она не будет искажена. Наиболее характерным примером является общение начальника со своими подчиненными.



Восходящее направление. Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Такая информация не просто служит средством доведения мнения работников до руководителей, а позволяет вышестоящим органам и руководителям своевременно реагировать на происходящие изменения в коллективном мнении. Руководители анализируют эту информацию с целью принятия правильного управленческого решения. Восходящая информация используется для информирования начальников определенного уровня руководителями более низкого звена. Это может осуществляться путем предоставления отчетов, докладов, итоговых документов по отдельным проектам в вышестоящие уровни руководства.

Горизонтальное направление. Коммуникация происходит между членами группы, имеющими равный ранг, а также между равнозначными группами.

Исследователями выделены четыре наиболее важные цели горизонтальных коммуникаций:

- координация заданий между отделами;

- решение проблем (например, методом мозгового штурма);

- обмен информацией между отделами;

- разрешение конфликта.



Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Доказано, что такие отношения являются важной составляющей удовлетворенности работников организации.

Помимо этих основных коммуникационных потоков, в организации могут наблюдаться и дополнительные (между руководителями и работниками разных подразделений, то есть, "по диагонали", между работниками и руководителями различных организаций, "в сторону").

Массовая коммуникация

Массовая коммуникация (МК) - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Можно выделить два концептуальных подхода к возникновению массовой коммуникации. Согласно одному (Ю.П. Буданцев) - возникновение и развитие средств МК синхронно возникновению и развитию человеческого общества. Согласно второму подходу (Г. Тард, У.Эко), массовая коммуникация появляется в то время, когда имеется:

- общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами;

- каналы коммуникации, обеспечивающие ее получение не определенными группами, но неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;

- группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом.

Массовая коммуникация характеризуется:

- наличием технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность;

- социальной значимостью информации;

- массовостью аудитории;

- многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств.

Массовость. Участниками процесса общения становятся не отдельные индивиды, а мифологизированные собирательные субъекты: народ, партия, правительство, армия, олигархи.

Социальная значимость массовой коммуникации заключается в соответствии определенным социальным запросам и ожиданиям.

Массовой коммуникации, особенно в современную эпоху, свойственна многоканальность: используются визуальный, аудиальный, аудио-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т.п. Воздействие целевых групп и общества в целом на процесс проявляется, во-первых, в учете "фактора адресата" составителями сообщения, а во-вторых, в реальном отзвуке сообщения, последствиях в виде определенных общественных действий, а с учетом развития современных средств связи – и в возможности интерактивности (обратная связь).

В качестве отправителя сообщения выступает общественный институт либо мифологизированный индивид. Получателем являются целевые группы, объединяемые по некоторым социально значимым признакам.

Функции. В отечественной теории коммуникации выделяются четыре функции МК: информационная; регулирующая; культурологическая; социализации личности.

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности.

Регулирующая функция. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности управлять общественным сознанием.

Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций.

Содержание массовой коммуникации представляет массовая информация. Это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Средства массовой коммуникации (СМК) — это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории. Современная система СМК подразделяется на средства массовой информации (СМИ), телекоммуникацию и информатику.

Средства массовой информации - это технические средства фиксации, копирования, тиражирования, хранения текстов и системного, постоянного распространения больших объемов словесной, образной и музыкальной информации, адресованной массовой аудитории. Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, телетексты и др.); информационные службы.

Телекоммуникация - это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации в основном работают с кодами, сигналами, шумами.

Информатика - это система средств обработки данных при помощи компьютеров. Для программистов главное — поиск логического смысла, анализ и сохранение информации.

В зависимости от реакции аудитории на сообщения массовой коммуникации в теории МК выделилось два основных направления.

1. Человеко-ориентированный подход. Сторонники этого подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую из СМИ информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.

Теория, получившая название «спираль молчания», развитая Э. Ноэль-Нойманн, напоминает о «парадоксе голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, поскольку полагают, что их «голос» не является решающим. В такого рода ситуации возникают угрозы изоляции друг от друга общественного мнения и «политического класса».

Теория зависимости, сформулированная С. Болл-Рокеш и М. де Флер, показывает наличие сложной системы взаимодействий между средствами информации, их аудиторией и обществом в целом и объясняет процесс формирования отношения человека к происходящим событиям и его убеждений, согласование индивидуальных и общественных норм и ценностей, урегулирование повестки дня и др.

2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться.

"Теория пули" Ласуэлла утверждает, что коммуникация подобна магической пуле, перед которой зритель беззащитен, как мишень.

Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн. Основной тезис его теории таков: сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство. При передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а передает сообщению свои свойства. Деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами. Происходит конструирование реальности средствами массовой коммуникации.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные типы, виды и формы коммуникации. По каким критериям они выделяются?

2. Что такое сферы коммуникации? Дайте определение понятию «специализированная коммуникация».

3. Что такое межличностная коммуникация? Какие признаки отличают ее от групповой и массовой? Всегда ли здесь «срабатывает» количественный принцип? Сформулируйте аксиомы межличностной коммуникации.

4. Какие параметры являются определяющими для коммуникативной личности? Как соотносятся понятия «коммуникативная личность» и «индивид»?

5. Каковы коммуникативные особенности диады и триады? Что Вам известно о верхней границе малой группы?

6. В чем особенность передачи информации по централизованным и децентрализованным сетям в малой группе?

7. Какие виды коммуникации в организации Вам известны? Охарактеризуйте каждый из них.

8. Каковы основные характеристики массовой коммуникации? Когда она появляется в обществе?

9. Каковы социальные функции массовой коммуникации?

10. Каковы особенности основных структурных компонентов массово-коммуникативного процесса: коммуникатора, сообщения, массовой аудитории?

11. Перечислите основные проблемы, связанные с массово-коммуникативным процессом. Какие из известных Вам теорий помогают их решить?

12. В чем заключается эффективность массовой коммуникации? Как ее достичь?

Практические задания

1. Вспомните, когда вас неправильно поняли из-за нарушения культурной составляющей речевого сообщения. Какие еще факторы влияют на успешность межличностной коммуникации? Проведите небольшое исследование и составьте список факторов успешности.

2. Сделайте ролевой анализ коммуникации героев фильмов «Особенности национальной охоты», «Операция “Ы” или других, где представлены группы.

3. Составьте диаграмму коммуникационных потоков в студенческой группе, в вузе, в известной вам организации. Укажите направление коммуникационных потоков и виды сообщений, которыми обмениваются коммуниканты. Каковы, по вашему мнению, выгоды этой коммуникативной структуры? Какие коммуникационные проблемы вы здесь себе представляете? Как они могли бы быть разрешены?

4. Запишите интервью из радио или телевизионной передачи. Обратите внимание на тактику дававшего интервью и на то, как интервьюер пытался получать ответы. Насколько успешно прошло общение с одной и с другой стороны?

5. Попрактикуйтесь в роли интервьюера и в роли дающего интервью средствам массовой информации. Постарайтесь выявить свои и партнера сильные и слабые стороны.

 

РАЗДЕЛ 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.