Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие коммуникации. Коммуникация и общение. Законы коммуникации





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

 

М.Г. Федотова

 

 

Основы теории коммуникации

 

 

Омск 2005


 

УДК

ББК

Ф

 

Рецензенты:

Плосконосова В.П., д. филос. н., профессор, проректор по учебной работе ….

Кибардина Л.Н., канд. филос. н., доцент кафедры политологии СибАДА

 

 

Федотова М.Г.

Основы теории коммуникации: - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 48 с.

 

 

В учебном пособии дается представление о теории коммуникации как науке, показана связь теории коммуникации с семиотикой и лингвистикой, теорией информации и герменевтикой, философией, психологией и т.д. Рассмотрены основные модели коммуникации, дано описание структуры коммуникативного акта и особенностей основных типов и видов коммуникации: межличностной, групповой, и массовой; вербальной и невербальной; устной и письменной.

Дается представление о личностных чертах коммуникатора, характеристике аудитории и эффективности коммуникативного взаимодействия.



Предназначено для студентов специальности 030602 – «связи с общественностью» дистанционной формы обучения.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.

УДК

ББК

М.Г. Федотова , 2005

Омский государственный

технический университет

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Основы теории коммуникации» содержит конспект лекций по данной дисциплине, вопросы и задания и контрольные тесты.

Курс лекций дает систематизированное представление о теории коммуникации как науке. Показана связь теории коммуникации с семиотикой и лингвистикой, теорией информации и герменевтикой, философией, психологией и т.д. Рассмотрены основные модели коммуникации, дано описание структуры коммуникативного акта и особенностей основных типов и видов коммуникации: межличностной, групповой, и массовой; вербальной и невербальной; устной и письменной. Дается представление о личностных чертах коммуникатора, характеристике аудитории и эффективности коммуникативного взаимодействия.



После каждой лекции автором представлены вопросы для самопроверки обучающихся, которые нацеливают студентов на углубленное лекционных тем. Практические задания выполняются студентом после изучения соответствующей темы и высылаются преподавателю для текущего контроля знаний. Тесты выполняются после изучения дисциплины и являются аттестационной работой по итогам курса.

На что же нужно обратить особое внимание при изучении отдельных разделов и тем курса?

В разделе «Коммуникация как объект теоретического анализа» особо значимым является понимание специфики коммуникации в философии, филологии, теории информации, социологии, ряде других наук. Теория коммуникации является теоретико-методологической базой, объединившей достижения этих наук в исследовании процесса и условий протекания коммуникации и изучающей наиболее общие характеристики типов и видов коммуникации. Необходимо уяснить принципиальную разницу в понимании коммуникации как процесса кодирования, передачи и приема информационных сообщений субъектами (механистический подход) и как совместной деятельности коммуникантов (деятельностный подход). Также необходимо обратить внимание на толкование понятий, взаимосвязанных с базовым понятием коммуникации, таких как общение, информация, передача сообщений, социальная коммуникация, биокоммуникация и др.

Изучение исторических этапов возникновения и развития средств коммуникации в аспекте коммуникативных революций М. Маклюэна поможет яснее понять, что коммуникация является динамичным процессом, а средства социальной коммуникации совершенствуются с течением времени.



Классификации способов, средств и каналов коммуникации разнообразны. Однако общепризнанным в теории коммуникации является выделение трех ее основных типов: межличностной, групповой и массовой коммуникации. Основным критерием для их выделения является количество общающихся индивидов. Стоит обратить внимание на то, что изменение количественных характеристик в данном случае приводит к изменению качества коммуникации, появлению у нее новых свойств. Так, для групповой коммуникации, в отличие от межличностной, существенными становятся феномены «лидерства» и «большинства», для массовой – наличие технических средств, опосредующих коммуникацию, проблемы манипуляции сознанием массовой аудитории.

Глубже понять суть процесса коммуникации помогают модели коммуникативного процесса. При изучении тем раздела «коммуникационный процесс и его составляющие» необходимо обратить особое внимание на то, что моделирование процесса коммуникации является способом обнаружения новых сторон коммуникативного процесса, объяснения его и повышения эффективности. С этой точки зрения рекомендуются к изучению модели коммуникации, наиболее широко применяемые для объяснения этого процесса и ставшие классическими в теории коммуникации: Аристотеля, Г. Лассуэлла, Шеннона — Уивера, М. де Флера, П. Лазарсфельда и других авторов.

Основными составляющими процесса коммуникации, как известно, являются коммуникатор, сообщение и аудитория. При изучении тем данного раздела нужно обратить особое внимание на специфику их функционирования в межличностной, групповой и массовой коммуникации. Ведь из особенностей коммуникаторов и специфики сообщения вытекают и критерии эффективности коммуникационного процесса, которые должен учитывать в своей работе специалист по связям с общественностью.

С точки зрения средств, используемых в коммуникационном процессе, коммуникация разделяется на вербальную и невербальную. А вербальная в свою очередь – на устную и письменную. При изучении тем соответствующего раздела важно понять влияние средств коммуникации на коммуникативный акт и сопоставить разные системы кодирования языка (при помощи вербальных и невербальных средств, например). Немаловажную роль в понимании процессов кодирования коммуникации играет знаковая теория. Семиотика наиболее хорошо изученной естественной знаковой системы – языка – состоит из трех разделов: семантики, синтактики и прагматики. При изучении этих разделов семиотики нужно обратить внимание на объяснение с точки зрения знаковой теории значений слов, их связи с действительностью, сочетания слов в рамках связного высказывания, а также способов их использования индивидами, на соотношение «язык» - «речь».


РАЗДЕЛ 1.

Коммуникация как объект теоретического анализа

ТЕМА 1.

Понятие коммуникации. Коммуникация и общение. Законы коммуникации

Коммуникация (от лат. communico - делаю общим, связываю) обмен информацией между индивидами посредством общей системы знаков. Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале ХХ в.

Определение свидетельствует о многоаспектности понятия «коммуникация», в котором условно выделяют следующие основные значения:

- универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;

- техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим;

- биологическое, используемое при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;

- социальное, применяемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном курсе лекций речь идет о социальной коммуникации.

Для отображения коммуникаций, осуществляемых между социальными субъектами с целью выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, применяют понятие «связи с общественностью».

Выделяют два подхода к коммуникации: механистический и деятельностный. В механистической парадигме под коммуникацией подразумевается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. В деятельностной парадигме коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.

Коммуникационная деятельность в обществе осуществляется в трех формах: 1) общение – диалог равноправных партнеров; 2) управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации; 3) подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими.

Коммуникация тесно связана с информацией. Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах: 1) монологической - однонаправленная передача информации от организатора общения к получателю информации; 2) диалогической, в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны; 3) полилогической – организация многостороннего общения.

Целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; изменение ценностных установок и мотивации поведения; обмен эмоциями.

В соответствии с целями коммуникация реализует информационную, экспрессивную и прагматическую функции. Информационная функция отражает способность сообщать информацию о предметах, явлениях, действиях и процессах. Экспрессивная функция выражает как смысловую, так и оценочную информацию о реалиях окружающей действительности. Прагматическая функция направлена на передачу коммуникативной установки в расчете на адекватную реакцию реципиента в соответствии с социальной речевой нормой.

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна и для животных (брачные танцы птиц, язык пчел и др.). Коммуникацию у животных называют биокоммуникацией.

Необходимо развести понятия «коммуникация»и«общение». Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В процесс общения входят три составляющие: коммуникативная (обмен информацией между людьми); интерактивная (организация взаимодействия между индивидами); перцептивная (процесс восприятия коммуникантами друг друга и установление взаимопонимания).

Для того чтобы общение было эффективным, необходимо соблюдать следующие условия:

- равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;

- равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

- равенство в психологической взаимоподдержке.

Законы коммуникацииносят объективный характер, они выражают всеобщий характер информационного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вместе с тем отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях. Законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами.

Выделяют динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) законы коммуникации и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах).

Условия осуществления коммуникации:

1) наличие не менее двух участников коммуникационного взаимодействия;

2) взаимодействие по принципу обратной связи;

3) знаковый характер сообщения;

4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации.

5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем.

Законы коммуникации формулируются в рамках общей теории коммуникации. Ее предметом является всеобщее в природных, социальных и технических системах коммуникационных связей.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение коммуникации. Какие аспекты этого процесса традиционно подчеркиваются в определении?

2. Что такое общение? Какие еще стороны общения, кроме коммуникативной, выделяют исследователи?

3. Каковы, на ваш взгляд, общие и отличительные признаки биологической и социальной коммуникации? Аргументируйте.

4. Сформулируйте основные законы коммуникации.

Практические задания

1. У "наивного пользователя" (незнакомого с теориями) также имеются свои представления о том, как устроен коммуникативный процесс. Можно ли разделить таких коммуникаторов на две условные группы: Слушай, что говорю! и Давайте вместе подумаем! ? Какие теоретические подходы это напоминает? Понаблюдайте за руководителями фирм и предприятий, политиками и общественными деятелями, детьми и родителями, предложите свои варианты.

2. Понаблюдайте за поведением вашего домашнего животного, за поведением маленького ребенка, за поведением группы подростков. Каким образом они общаются? Какие элементы коммуникации, общие для поведения животных и человека, вам удалось узнать?

 

Тема 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.