Практическая социальная психология
Словосочетание "практическая социальная психология", иногда заменяемое термином "социально-психологическое вмешательство", представляет собой совершенно особую сферу деятельности ученых-психологов.
Практическая социальная психология – разновидность прикладной социальной психологии, однако неправомерно отождествлять их.
Сфера деятельности практического психолога принципиально иная: он не дает рекомендаций своим заказчикам, он вообще не производит исследований, он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему. Стратегия его деятельности в корне отличается от деятельности исследователя, даже осуществляющего прикладное исследование. В зарубежной социально-психологической литературе в пользу этого приводятся два соображения.
Первое касается принятия (или непринятия) так называемой "идеологии применения", принимающей постулат о том, что наука открывает некоторые истины, а затем они внедряются в практику. По мысли одного из критиков этой идеологии Дж.Поттера, ни о каком "плавном" применении результатов научного исследования к практике не может быть речи, поскольку, – если даже само по себе исследование ценно, – социальный контекст, в котором оно используется, ведет к трансформации результатов. В противовес "идеологии применения" надо принять постулат о том, что практика сама выдвигает проблемы, в которых надо не только поставить диагноз, но и предложить способ их лечения. Таким образом, установка психолога-практика – не столько на применение чего-либо, сколько на собственное осознание задачи, которую нужно ему же и решить.
Второе соображение, высказанное М.Дойчем, касается того, каким образом эта установка практика формируется в деталях. Для этого Дойч описывает различия в конкретных позициях исследователя и практика. Исследователь больше нацелен на анализ, а практик – на синтез в своих умозаключениях, исследователь может позволить себе некоторую самоиронию и скептицизм по отношению к своим результатам, практик должен демонстрировать большую уверенность, по крайней мере, перед своим клиентом. Исследователь больше думает о том, что "интересно", практик – о том, что "полезно", он в большей степени прагматик; исследователю в целом безразлично его взаимоотношение с заказчиком (если не считать чисто конъюнктурных соображений), для практика установить контакт с клиентом – обязательное условие успешной работы.
Сами уровни вмешательства практической социальной психологии в жизнь, конечно, также различаются. Авторы большой работы "Социальное вмешательство" называют возможные стратегии, каждая из которых работает на своем уровне:
1) стратегия индивидуального изменения (когда объектом изменения выступает отдельный человек, часто, впрочем, для оптимизации его существования в организации);
2) техноструктурная стратегия (что включает в себя вмешательство с целью оптимизации структуры какой-либо организации, или поисков альтернативы ей, или достижения ею соответствия окружающей среде);
3) стратегия базирования на определенном типе данных (что зависит от того, работает ли практик внутри организации или вне ее);
4) организационное развитие, или культурное изменение как стратегия вмешательства (весьма широко распространенная стратегия использования различных психологических техник для совершенствования организации, в частности, процессов принятия решений в них, планирования, работы с персоналом).
Эти стратегии не совпадают со сферами практической социальной психологии, но дают лишь некоторое представление об уровнях вмешательства, а также о ролях практикующего социального психолога.
Эксперт приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Существуют две модели распределения ответственности между экспертом и клиентом за плодотворность выбранного решения:
1) эксперт в большей степени ответствен на первых шагах решения проблемы, а клиент – на последующей фазе;
2) клиент стремится обеспечить равное включение и ответственность с экспертом на всех стадиях решения проблемы. Продукт деятельности эксперта – как и во всякой экспертизе – заключение.
Консультант в отличие от эксперта может быть приглашен не для одноразовой экспертизы, а для более или менее систематического "курирования" какой-либо деятельности клиента или решения им своих внутренних проблем. Роль консультанта варьирует в зависимости от сферы его деятельности: консультирует ли он человека, который в свою очередь должен работать с людьми (например, руководителя, врача, педагога) или он консультирует отдельных граждан, которым нужна индивидуальная помощь в решении каких-то их личных проблем. По сравнению с экспертом консультант, особенно во втором случае, осуществляет еще более непосредственное вмешательство в дела клиента, что требует от него в еще большей степени не только специальных навыков, но и личностных особенностей. При выполнении роли и эксперта, и консультанта обозначены, таким образом, две возможности: проектирование каких-то ситуаций в организации или помощь конкретному лицу.
Обучающий, как правило, – человек, осуществляющий один из видов социально-психологического тренинга. Тренинг как активное социально-психологическое воздействие – самая сложная часть практической психологии. В широком смысле слова всякий тренинг – это обучение. В зависимости от того, с кем и с какой целью осуществляется тренинг, в нем выделяются различные виды.
Все описанные роли психологов-практиков требуют специального обучения их исполнителей. Традиционные способы подготовки психологов здесь далеко недостаточны. Поэтому в связи с решением вопроса о статусе практической социальной психологии необходимо и радикальное преобразование системы обучения специалистов.
Практическая психология завоевывает себе права гражданства. В ее рамках достаточно трудно разделить различные узкопрофессиональные подходы, т.е. вычленить именно социально-психологическую проблематику. Она тесно переплетена с проблемами общей, медицинской, педагогической психологии, социологии, управления. Тот факт, что сфера в целом получила название "практическая социальная психология" обусловлен тем, что все области практических приложений психологических знаний есть области социальной жизни; тем, что во всех этих областях социально-психологические феномены – общение и совместная деятельность являются основными.
Вопросы для закрепления:
1. Прикладная социальная психология как отрасль психологических наук.
2. Основные теоретические подходы в истории развития прикладной социальной психологии.
3. Программа и методы прикладного исследования в социальной психологии.
Литература: [1], [8], [9].
Тема 6.2 Психология социальных ситуаций
Совершенно очевидным является факт невозможности и прогнозирования поведения человека исключительно с позиции наличия в структуре личности тех или иных личностных особенностей. Любому поведенческому акту невозможно дать адекватную оценку без учета полного комплекса внутренних и внешних обстоятельств, сопутствующих данному акту, т.е. поведение человека, обретает смысл лишь в контексте ситуации.
Согласно одному из основных постулатов современной социальной психологии, социальные ситуации оказываю на индивидуальное и групповое поведение более сильное воздействие, чем в индивидуалистической, личностно ориентированной культуре.
Современные подходы к описанию конструкта «человек-в-ситуации» базируются на постулатах «теории поля» К.Левина, который в 1936 году предложил математическую модель поведения человека, как функции актуального состояния субъекта и актуально воспринимаемого им окружения, находящую отражение в формуле , где В – поведение, Р – человек, Е – среда человека, или , где LSp – жизненное пространство индивида».
Ситуация может быть определена на разных уровнях. Д. Магнуссон предложил 6 уровней определения ситуации:
1. Стимулы (Stimuli) - отдельные объекты или действия.
2. Эпизоды (Episodes) - особые значимые события, имеющие причину и следствие.
3. Ситуации (Situations) - физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями.
4. Восприятие и интерпретация ситуации придает значение стимулам и эпизодам.
5. Окружение (Settings) - обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций.
6. Среда (Environments) - совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.
Под «ситуацией» понимается понятие, описывающее субъективную, личностно и деятельно-опосредованную концептуализацию объективных взаимодействий человека с окружающей средой его жизнедеятельности.
Жизненная ситуация (по Д. Магнуссону) - описание тех частей мира, которые индивид может переживать, воспринимать и интерпретировать, как имеющие отношение к нему и его поведению.
Структура ситуации включает в себя:
1) действующих лиц;
2) осуществляемую ими деятельность;
3) ее временные и пространственные аспекты.
Ситуации различают по экологическим, географическим, архитектурным, психосоциальным и другим переменным среды и их атрибутам.
Поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения. Исследования, проводимые под руководством Д. Магнуссона, руководствуются положением, согласно которому влияние ситуации опосредуется так называемыми «воспринимающе-когнитивными системами индивида». В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного А.Н. Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них, а также со сторонниками теории установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили), согласно второй реакция индивида, помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состоянием индивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительности. В.Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторам среды.
Выделяется несколько подходов к анализу ситуаций. Прежде всего, следует различать структурный и содержательный аспекты анализа ситуаций. Так, например, структурные аспекты ситуаций выделяет А. Первин. По А. Первину определяющий ситуацию как некий гештальт, характеризующийся сочетанием четырех компонентов - действующих лиц, осуществляемой ими деятельности, а также ее временем и местом. Дж. Форгас же делает акцент на содержательном аспекте анализа, а именно - на когнитивной репрезентации имеющих место социальных интеракций.
Другая классификация подходов к анализу ситуаций, предложена Д. Магнуссоном и включает в себя следующие аспекты:
1) анализ особенностей восприятия ситуаций;
2) анализ мотивационной стороны;
3) анализ реакций на ситуацию.
А. Первин показывает, что изменения поведения в разных ситуациях не обязательно означают личностные изменения. Причины этого таковы:
1. Выявленные изменения поведения могут быть в большей степени результатом применения ненадежного теста, нежели влияния ситуационных факторов.
2. Необходимо учитывать особенности выборки испытуемых. Так, возраст сильно влияет на результаты обследования.
3. Личностные характеристики могут быть прежними, но проявляться в другой форме.
4. Некоторые лица более стабильны в поведении, другие - менее.
Ситуационное восприятие может обсуждаться как важнейшая область анализа и исследования:
1) как переменная в личностных теориях и моделях поведения;
2) как основа для описания и классификации ситуаций, стимулов и событии в личностных терминах;
3) как личностная характеристика, которая может быть использована для описания и классификации индивидов.
Общая идея определения ситуаций в терминах личностных переменных и в то же самое время индивидов в терминах ситуационных переменных не нова. В классической теории тестов трудность отдельных пунктов (т. е. ситуаций с определенной задачей) определяется в личностных терминах как доля правильных ответов на каждый вопрос, а индивидуальная способность решения определенного типа проблем определяется в терминах ситуации как доля правильных ответов индивида.
Таким образом, одни и те же данные используются для измерения сложности вопроса (ситуации) и индивидуальной способности как характеристики личности.
Способ, с помощью которого ситуации, стимулы и события воспринимаются и когнитивно конструируются, является важной характеристикой личности, и восприятие ситуации потенциально является одной из наиболее значимых и плодотворных основ для характеристики индивидов.
Индивиды, относящиеся к группе, выросшей в одних и тех же условиях, или живущие и функционирующие в среде, которая до некоторой степени гомогенна в существенных физических, биологических, социальных и/или культурных аспектах, будут в определенной мере разделять общие представления и иметь одни и те же общие варианты восприятия ситуации.
Это справедливо для индивидов, принадлежащих к одной и той же культуре, одной и той же субкультуре, одной и той же рабочей группе, группе равных (по положению, возрасту и т, п.) и т. д.
Этот факт образует основу для исследования, направленного на различия в восприятии ситуации для групп, которые различаются по некоторым значимым характеристикам, таким как возраст, пол, культура. Такие различия интересны и сами по себе, и как основа для понимания реального поведения.
1. Способ, которым индивиды воспринимают и интерпретируют ситуации, складывается в процессе научения и взросления, и восприятие ситуаций, таким образом, является центральным вопросом лонгитюдного исследования. В такой перспективе предметом специального внимания является отношение между, с одной стороны, восприятием ситуации включая восприятие стимулов, событии и жизненных ситуации, и с другой - когнитивными, интеллектуальными и эмоциональными факторами. Джессор и Джессор (1973) предположили, что исследование возрастных кривых восприятия ситуации столь же значимо и необходимо, как исследование кривых интеллекта. В недавнем исследовании Магнуссон и Статтин (1980) исследовали возрастные различия в отношении к двум аспектам вызывающих тревогу ситуаций, а именно - что запускает состояние тревожности и ожидаемые последствия.
2. Половые различия в восприятии ситуаций - скажем, определенного типа ситуаций, таких как вызывающие тревогу или гнев - также сами по себе интересны. Исследования таких различий могут также внести свой вклад в понимание половых различий в актуальном поведении и в физиологических реакциях, которые демонстрируются в эмпирических исследованиях. Являются ли, например, половые различия в физиологических реакциях в ситуациях требования достижений последствием различий в актуальных реакциях на ситуации, поскольку они воспринимаются одинаково, или они могут быть объяснены в терминах различий в восприятии и оценки таких ситуаций?
3. До настоящего времени психологи проявляли мало интереса к восприятию ситуаций как основе понимания субкультурных или кросс-культурных различий в реальном поведении. За некоторыми исключениями эмпирическое психологическое исследование не учитывает возможности того, что восприятие отдельных ситуаций может заметно различаться в разных культурах, что ведет к различиям в эмоциях, в реакциях и в молярном поведении. В исследовании Магнуссона и Статтин (1978) продемонстрированы поразительные культурные различия по результатам изучения реакции тревожности в специфических ситуациях. Наиболее вероятная оценка кросс-культурных различий в реакциях связана с тем, что они вызваны различиями в восприятии специфических ситуаций, проистекающих от различий в географической, социальной и культурной среде в ходе развития.
4. Уникальность в восприятии ситуации делает ее полезным инструментом для характеристики индивидов в терминах отклонений от того, что является общим, в клинической диагностике, в процедурах отбора и руководства и в исследовании результатов специфической терапии. Каждое индивидуальное восприятие специфической ситуации или определенного набора ситуаций, таким образом, рассматривается в связи с тем, что является общим и отклоняющимся от восприятия релевантной выборки других людей.
5. В основе многих неврозов и психозов лежат ошибочное восприятие и ошибочные интерпретации внешнего мира. Это может относиться или к целостному окружению, как при психозах, или к определенным ситуациям, как в некоторых типах фобий, например клаустрофобия. Предъявление индивиду набора ситуаций, включающего те, которые гипотетически играют центральную роль в его конфликте, и сравнение его интерпретации с теми, которые делаются релевантной группой индивидов, представляет собой один из методов проникновения в суть проблемы личности в целях планирования адекватного лечения. В этом контексте эмпирические исследования по индивидуальным различиям в восприятии ситуаций, вызывающих тревогу, гнев и разочарование, кажутся особенно плодотворными.
6. Профессии и специальности - скажем, полицейский, социальный работник, бизнесмен и учитель - различаются как по ситуациям, которые они предлагают, так и по требованиям, которые они предъявляют. Профессиональная успешность часто является результатом способности человека работать с характерными для этой деятельности ситуациями и их требованиями. До некоторой степени это зависит в свою очередь от того, как ситуации воспринимаются и интерпретируются индивидом. Это означает, что межличностные различия в восприятии и интерпретации основных рабочих ситуаций являются ценным базисом для отбора и управления.
7. Один из наиболее убедительных признаков адекватности терапии заключается в ее способности вызывать реальные изменения в восприятии решающих ситуаций. Выраженное в терминах когнитивной репрезентации восприятие, как предполагается, изменяется в диапазоне оттого, что является отклоняющимся, до того, что является нормальным для индивидов той же самой референтной группы. Таким образом, данные о восприятии ситуаций могут быть использованы в оценке не только результата индивидуальной терапии, но также и групповых эффектов, например в так называемых трансформирующих экспериментах.
Некоторые типы искаженного восприятия ситуации (восприятие несправедливости, негативное зеркальное восприятие, инаут-эффект и т.д.) представлены в работах Д. Майерса, Э. Хатфилда, М. Дойча, Э. Бершайда, С. Беляева.
Негативное зеркальное восприятие – взаимно негативное представление друг о друге, нередко возникающее у обеих сторон конфликта.
Восприятие несправедливости – возникающее чувство обделенности при распределении каких – либо благ.
Инаут-эффект - искаженное восприятие ситуации при реализации однородных по смыслу, но разнонаправленных по действию поведенческих программ.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы:
4) любому поведенческому акту невозможно дать адекватную оценку без учета полного комплекса внутренних и внешних обстоятельств, вызвавших, вызываемых и сопутствующих данному акту, т.е. поведение человека, обретает смысл лишь в контексте ситуации;
5) изучение какого-либо одного психологического качества личности изолировано от других существенно затруднено, поскольку эти качества взаимозависимы и проявляются по-разному в различных ситуациях;
6) требование ситуационной ориентированности психодиагностических систем и одновременного исследования свойств личности, наиболее активно выражаемых в заданной ситуации, можно обозначить термином «ситуационная валидность психодиагностической системы.
Вопросы для закрепления:
1.Теоретические подходы к проблемному полю ситуационных исследований.
2.Цели и задачи ситуационного анализа.
3.Эффекты социальных ситуаций
Литература: [4], [27].
Тема 6.3 Политическая психология
Политическая психология — это молодая отрасль общественного знания, возникшая на стыке социальной психологии, политологии и социологии, которые изучают различные стороны явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни и политической деятельности людей.
Политика — это организационная и регулятивно-контрольная сфера жизни общества, одна из важнейших в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной и т.д. Политика реализуется в борьбе за власть в обществе (государстве). В ходе последней формируется политическое сознание как всего общества, так и отдельных его представителей и их групп.
Политическое сознание — система теоретических и обыденных взглядов, интересов, знаний, оценок, настроений и чувств, представляющая собой результат и процесс отражения политической реальности с учетом социальных интересов людей.
Специфика политического сознания состоит в:
1) высокой степени выражения и отражения социально-классовых интересов индивидов и их групп;
2) активном влиянии политики на другие формы общественного сознания (право, мораль, религию, науку, искусство и философию).
Политическое сознание выполняет следующие функции:
3) познавательная функция призвана представлять систему знаний об окружающей политической реальности;
4) оценочная функция политического сознания способствует ориентации людей в политической жизни, оценке политических событий;
5) регулятивная функция политического сознания предоставляет людям ориентиры относительно их участия в политической деятельности;
6) интегрирующая функция политического сознания способствует объединению социальных групп на базе общих ценностей, идей, установок;
7) прогностическая функция политического сознания закладывает фундамент для предвидения содержания и характера развития политических явлений и процессов в обществе;
8) нормативная функция политического сознания служит основой для формирования общепринятого образа политического будущего.
Психологические феномены в политической психологии:
1) психика человека (его психические процессы, свойства, состояния и образования), участвующего в различных видах политической деятельности и находящегося сознательно или бессознательно под ее давлением, а также трансформации, которые она претерпевает в ходе борьбы за власть и политической активности;
2) изменения в психологии групп людей и социально-психологические процессы, возникающие в ходе их борьбы за власть и политической деятельности (массовидные феномены, групповые настроения, чувства и переживания, традиции и привычки).
Одна из главных задач политической психологии - четко и точно выявить, досконально изучить и описать психологию индивида, оказавшегося под влиянием политики, и дать рекомендации, как правильно констатировать, интерпретировать и учитывать его состояния, переживания и все изменения, произошедшие в функционировании его индивидуальных свойств и качеств.
Под предметом политической психологии следует понимать те психологические феномены, которые возникают в процессе функционирования конкретных политических явлений и процессов. Это психологические особенности, закономерности и механизмы протекания: политической деятельности, собственно борьбы за власть, активности общественно-политических движений
Область предмета политической психологии очерчена четырьмя сферами:
1) мотивационная;
2) интеллектуально-познавательная;
3) эмоционально-волевая.
4) коммуникативно-поведенческой
Сущность власти.Власть — это своеобразное социальное явление. С одной стороны, ее появление и развитие связано с возникновением человеческого общества (государства), отношениями между людьми их составляющими, с другой — управление обществом, государством, людьми связано с политикой. Политика не функционирует в отсутствие власти, так же как и власть не может реализовываться без политики, а человек не способен сохранить свои гражданские качества в отсутствие как власти, так и политики. Политика определяет содержание власти.
Интерес психологической науки к проблеме власти обусловлен тем, что, во-первых, любой человек так или иначе стремится к власти над другими людьми, поскольку чувствует в себе определенные внутренние силы для этого, а очень часто и испытывает превосходство над ними. Иногда все происходит неосознанно, но еще чаще индивид находит в этом личное удовлетворение и в большинстве случаев упорно стремится к достижению власти.
Во-вторых, каждая личность всегда или властвует или подчиняется. Сам этот процесс носит психологически неоднозначный характер, основываясь на господстве и подчинении. И если в межличностных отношениях в семье, в частной личной жизни различные проявления господства и подчинения, как правило, не абсолютизируются, сглаживаются, то в общественных отношениях людей и их групп наличие власти считается необходимым условием существования, хотя это и приводит часто к конфликтным ситуациям.
В-третьих, без отношений господства и подчинения (и соответственно власти) не может существовать ни одно государство, в том числе и демократическое, так как эти отношения необходимы при решении проблем в экономической, политической, военной, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности.
Власть, властные отношения, таким образом, постоянно опосредуют поведение, деятельность и поступки людей, кардинальным образом влияют на их внутренний мир и взаимоотношения с другими индивидами. Под их воздействием происходят значительные изменения в обществе и окружающем мире, индивидуальном и общественном сознании.
С психологической точки зрения власть— это способность и возможность личности, группы, класса, нации, партии, государства и т.д. осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе.
Власти присущи универсальные социальные свойства: всеобщность; функционирование во всех сферах общественных отношений; способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.
Власть выполняет конкретные функции.
Диспозиционная функция выражается во множестве предписаний, инструкций, рекомендаций, императивов, запретов, определяющих политическую активность людей.
Психологическая функция власти заключается в реализации партнерских отношений. Власть устанавливается в межличностном взаимодействии, где обосабливаются его ведущая и ведомая стороны (силы).
Гносеологическая функция власти воплощается в соединении знания и воли. В плоскости «знание» актуализируется сознательный расчет действий и их последствий в заданных обстоятельствах, реализуется (учреждается) рациональность поступков и поведения людей в процессе общественной жизни и политической активности. В плоскости «воля» оформляется жесткая подчиненность действий целям, складывается целеустремленность, настойчивость.
Организационная функция власти реализуется в наращивании порядка, уровня организации. С другой стороны, устанавливаемый властью порядок обеспечивает простор деятельности, преимущественно репродуктивной.
Политическая функция власти выражается в осуществлении влияния, подчинения, принуждения, побуждения людей и их политической активности в соответствии с фактическим балансом общественных сил.
В целом цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения:
1) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты;
2) стремиться к максимуму стабильности общества и отдельных его частей, способствовать их совершенствованию, упрочению, прогрессу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|