Сделай Сам Свою Работу на 5

Источники развития и формирования Я-концепции





1) Представление о своем теле (телесное Я).

2) Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.

3) Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других, о себе.

4) Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина).

5) Практика воспитания детей в семье.

Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я-концепции, в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизма в социальной психологии. В частности Ч Кули (1902 г) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я-концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Г Мид (1934 г) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития Я-концепции считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я-концепции и внутренней регуляции поведения индивида. Однако, представление о Я-концепции как о преимущественно интерпсихическом феномене может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя есть много свидетельств тому, что Я-концепция индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, психотерапии).



 

Вопросы для закрепления:

1. Специфика рассмотрения самости и Я-концепции в социальной психологии.

2. Структура и функции Я-концепции.

3. Самооценка и самоуважение. Их роль в развитии личности.

4. Методы изучения Я-концепции.

5. Внутренний мир и смысл жизни личности.

Литература: [3], [4], [9], [12], [30], [33].

Тема 2.5 Влияние общности на формирование личности

Человек является биосоциальным феноменом. Как биологическое существо он связан с природой, как социальное - с обществом. Человек как социальное существо отличается от животного мира, прежде всего, регуляцией своей деятельности. Эта регуляция имеет три особенности:



1. -она основывается на общественном опыте, коллективной трудовой деятельности;

2. - носит системный характер, управляема, регулируема;

3. -осуществляется в культурологических формах.

Социально-философская сущность человека состоит в субъектно-объектных отношениях, в отношениях личности и общества. Вместе с тем, человек - деятельностное существо. В процессе взаимодействия с внешним миром он изменяет его и изменяется сам. Результатом этих изменений является формирование материальной и духовной культуры. Культура выступает как показатель развития творческих сил человека. Следовательно, в основе социального формирования личности лежит творческая практически-преобразующая деятельность.

Сама практическая деятельность включает:

1. реальное преобразование внешней среды с помощью искусственно

2. созданных орудий и средств труда (субъект-объектные отношения);

3. общение людей в процессе деятельности (субъектно-субъектные отношения);

4. совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), существующих в виде образов сознания и обеспечивающих целенаправленный характер практической деятельности.

В философско-социальном плане личность как социализированный человек связана с такими категориями, как формирование, развитие, воспитание, социализация.

Существует несколько уровней социальной интеграции:



- первый уровень - интеграция личности в социально-экономических отношениях, которая опосредуется в детстве и юности родительским домом, а затем трудовой деятельностью;

- второй уровень интеграции личности в обществе - функциональная интеграция. Она представляет довольно сложное и многослойное переплетение социальных связей и выполняемых личностью функций;

-третий уровень интеграции личности в общество выступает как нормативная интеграция, состоящая в усвоении личностью социальных норм, правил поведения и отношений, привычек и других нематериальных регуляторов. На этой основе формируются ценностные установки личности и система побуждений к конкретным действиям;

- четвертый уровень интеграции личности в обществе отражает межличностную интеграцию, которая устанавливается как положительная связь личности в социальной общности6.

Социальное формирование личности связано с наличием соответствующих факторов. Анализ практики и философских, и социальных исследований показывает, что к ним следует отнести:

- включение личности в систему социальных отношений, связанных с выполнением соответствующих социальных ролей;

- включение личности в общение; вне социального общения, вне социальной деятельности нет социализации, развития личности;

- ориентацию личности в социальных ценностях, связанных с удовлетворением социальных потребностей;

- включение личности в интеллектуальную и материальную трудовую деятельность, преследующую создание общественных ценностей; занимаемый личностью статус в общественной иерархии отношений и роль, предлагаемую обществом;

- социальные общества, в поле которых личность реализует свои социальные функции;

- совокупность социальных ценностей, социальных норм, знаний, умений и навыков для выполнения личностью социальных функций;

- наличие социальной среды, обеспечивающей передачу личности культурных образцов, ценностей, норм данного общества;

- формирование установки на ценности социализации личности.

Статус (социальное положение личности) выступает как обобщенная характеристика, отражает возможности человека, его положение в системе социальных отношений, связанных с выполнением соответствующих социальных ролей. Статус личности в содержательном плане включает в себя права, обязанности и ответственное отношение к их выполнению.

Различают личностный (личный) и социальный статусы. Остановимся на них несколько подробнее, так как они имеют непосредственное отношение к воспитанию и развитию личности, к ее образованию.

Личностный статус в социологии связывается с положением человека в социальной общности (социуме), исходя из его индивидуальных особенностей и выполняемой роли.

Социальный статус отражает положение человека в обществе как представителя определенного социума. Социальный статус личности - сложное социальное явление. Этот статус, с одной стороны, выступает как процесс, с другой - как его результат. Сам статус проявляется в отношении личность и общество, в выполнении социальной роли: социальная роль личности - это нормативно одобренный способ деятельности и поведения, это «приведенные в действие» социальные нормы в соответствии с функциями человека как субъекта труда, познания, ценностного отношения и общения и задачи, которые он выполняет как член коллектива или представитель определенной профессии, социальной общности и т.п. Социальная роль всегда реализуется через профессиональную деятельность и общественное положение, через функции, поручения и полномочия.

Статус выступает как позиция личности. У личности по разным вопросам (нравственным, эстетическим, познавательным, политическим, ценностно-ориентировочным и др.) бывало множество позиций. Поэтому возникает статусный набор (Р.Мертон) как совокупность статусов конкретной личности. Среди этого набора имеется ведущий статус. Так, у учащихся и студентов ведущим статусом является учебный.

К составным компонентам статуса следует отнести:

1) выполняемую личностью роль как поведенческую сторону статуса;

2) статус как элемент культуры личности;

3) психологическое отождествление (идентификация) личности со своим статусом;

4) статусные права личности;

5) статусные обязанности, связанные с положением личности в социуме.

В соответствии со статусом формируется имидж личности. Имидж выступает как система представлений, сложившихся в обществе (социуме), о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

Социальные роли.Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

· социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

· социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

· социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей. Ожидания могут фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

Вывод: социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Роль — это индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Понятие «статусный набор», введенное в науку Р. Мертоном, обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Р. Мертону принадлежит и другое, тесно связанное с первым, понятие. Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное — дистанционированием от роли. Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Студент и профессор — не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент — ниже.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково — с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли). Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами — носителями разных, но функционально связанных статусов.

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Определения социальной роли:

· фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

· функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

· общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

· поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

· обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

· устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;

· совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

· социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

· существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

· система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

· открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

· представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

· предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

· набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм.

Виды социальных ролей.Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.