Сделай Сам Свою Работу на 5

Библиографический список ко всему курсу





Основная литература: классическая литература

1. Бухарин Н.И. Избранные произведения / Предисл., коммент. С.Л. Леонова. М.: Экономика, 1990.

2. Веблен. Т. Теория праздного класса. М.,1984.

3. Классики кейнсианства: В 2 т. Т.1. К теории экономической динамики / Р.Харрод. Экономические циклы и национальный доход. Ч.I-II/ Э. Хансен. Предисл., сост.: Худокормов А.Г. – М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1997.

4. Кларк Дж.Б. Распределение богатства: Пер. с англ. / Науч.ред.: А.А.Белых, А.В.Полетаев. М.: Экономика, 1992.

5. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. – Полное собрание сочинений. Т. 27.

6. Маркс К. Капитал: В 3 т. М.: Политиздат, 1988.

7. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.

8. Менгер К., Бем-Баверк Е., Визер Ф.: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В.С. Автономов. М.: Экономика, 1992.

9. Милль Дж. С. Основы политической экономии: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.

10. Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. / Общ. ред.: Л.И. Цедилин, К. Херрманн-Пиллат. М.: Прогресс, 1995.

11. Пигу А. Экономическая теория благосостояния: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.

12. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2 т.: Пер. с англ. / Под ред. В.Н. Садовского. М.: Феникс; Международный фонд "Культурная инициатива", 1992.



13. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М., 1955.

14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935.

15. Хайек Ф.А. Дорога к рабству: Пер. с англ. / Предисл. Н.Я. Петракова. М.: Экономика, 1992.

16. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ. ред. Р.М. Эктов. М.: Прогресс, 1992.

17. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.

18. Янош Корнаи. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма: Пер. с англ. М.: НП "Журнал "Вопросы экономики", 2000.

19. Чаянов А. Краткий курс кооперации. Репринтное воспроизведение издания 1925 года

20. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1992.

Основная литература: учебники, учебные пособия, практикумы

Базовый учебник: Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. Под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– Киров: «АСА», 2008. – 848 с.



Основное учебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов - Товмасян В.В. Основы экономики: практикум. Электронное пособие. Сыктывкар. 2008.

 

Дополнительная литература: учебники, учебные пособия, практикумы

1. Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. Пер. с франц. М.: Международные отношения, 1995.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. 4-е изд. М.: Дело – Лтд, 1994.

3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. / Пер.с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовина и др. СПб., 1994.

4. Долан Э. Дж. И др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича. Л.: 1994.

5. Институциональная экономика: Учебник / Под общ. ред. А.Олейника. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 704 с.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2009.

7. Корниенко О.В. Экономическая теория: практикум/ О.В. Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс. 2005. – 256 с.

8. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред.: В.Т. Борисевич, В.М. Полтерович, В.И.Данилов и др. М.: Экономика, Дело, 1992.

9. Хейне П. Экономический образ мышления. – Пер. с англ. 2-е изд., стереотип. М.: Дело; Catallexy, 1993.

10. Экономическая теория (для экономических вузов):Учебник /Под ред. О.С.Белокрыловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.

Электронные средства обучения

1. Электронная библиотека Сыктывкарского университета

1. КонсультантПлюс: Высшая школа. Учебное пособие.

Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов юридических, финансовых и экономических специальностей. Компакт-диски. Выпуск 5 - к осеннему семестру 2005 года. Выпуск 6 – к осеннему семестру 2006 года.



2.Интернет-экзамен в сфере профессионального образования по экономике. Демонстрационный вариант. http://www.fepo.ru./index.php?menu=structs_demo

3. Интернет-ресурсы

www.fsgs.ru. -Федеральная служба государственной статистики, ФСГС

www.minfin.ru. -Министерство финансов РФ

www.cbr.ru. -Центральный банк РФ

www.nalog.ru. – Министерство по налогам и сборам РФ

http://economicus.ru – экономический портал

www.hse.ru/ - Государственный университет – Высшая школа экономики

www.rbc.ru – Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг» (РБК)

www.akm.ru – Информационное агентство «АК&М»

 

 

РАЗДЕЛ 9. Контроль знаний

Формы контроля

- промежуточный контроль осуществляется с помощью оценки за работу на семинаре - 20% итоговой оценки и выполнения самостоятельных работ и практических заданий (объём - 5-6 стр.) - 20% итоговой оценки.

- итоговый контроль осуществляется посредством письменного зачёта (120 минут) - 50% итоговой оценки. Письменный зачёт будет состоять из нескольких частей, и будет включать тесты, открытые вопросы, и задачи, которые будут предложены студентам для решения.

Формирование итоговой оценки за семинары.

В итоговую зачётную оценку за семинарские занятия входит:

- Зачёт за практическую и аудиторную самостоятельную работу

Практические и самостоятельные работы проводятся по завершении каждой темы. Студенты должны решить конкретную задачу или на основе имеющихся знаний провести анализ нормативной базы, ответить на открытые вопросы.

Зачёт за внеаудиторную самостоятельную работу

Домашние задания предполагают более трудоёмкую аналитическую самостоятельную работу чаще всего за компьютером.

Зачёт за доклад

Работа над докладом осуществляется как индивидуально, так и в группах по 2-3 человека. В ходе подготовки группа должна разобрать одну проблемную статью, изучить нормативный документ и сделать его анализ, подобрать кейс, иллюстрирующий рассматриваемую проблему, подготовить и провести презентацию по поставленной теме, используя материалы этих статей и кейсов, и представить в письменной форме краткое изложение основных положений доклада.

Зачёт за работу на семинаре

Итоговая оценка за работу на семинарских занятиях – совокупности зачётов по всем видам работ.

 

9.1. Контрольные вопросы по курсу

  1. Дайте определение институциональной экономики. Из каких направлений она состоит?
  2. Дайте определение предмета экономической теории, перечислите её методы.
  3. В чём состоит отличие экономической теории от других дисциплин?
  4. Каковы функции экономической теории? Какова её взаимосвязь с политикой и практикой?
  5. Какие этапы прошла в своём развитии экономическая наука?
  6. Перечислите основные направления и школы современной экономической теории? В чём суть каждого направления?
  7. Назовите виды экономических интересов. Приведите примеры единства экономических интересов и противоречий в них.
  8. Как технический прогресс влияет на положение кривой производственных возможностей? Каковы сферы её практического применения?
  9. Почему кривая трансформации имеет выпуклый вид? Что означала бы прямая, а не выпуклая линия производственных возможностей?
  10. С помощью чего можно увеличить производственные возможности?
  11. Всякий ли предмет является благом? При каких обстоятельствах предмет утрачивает характер блага?
  12. В каких случаях происходит переход экономических благ в свободные и наоборот?
  13. Чем определяется ценность благ?
  14. Выгоден ли обмен благами обоим его участникам?
  15. Приведите примеры взаимозаменяемых и взаимодополняющих благ.
  16. Назовите основные факторы производства.
  17. Определите сущность капитала, перечислите основные его виды.
  18. Что такое инвестиции? Как можно оценить эффективность инвестиций? Учитывает ли метод окупаемости капиталовложений фактор времени?
  19. Почему фактор времени имеет большое значение для капитала, каким образом можно учесть этот фактор?
  20. Чем сложный процент отличается от дисконтирования?
  21. Чем потоки отличаются от запасов? В чём их взаимосвязь?
  22. Что такое эффективность и каковы её показатели?
  23. Каковы предпосылки рационального выбора?
  24. Зачем разрабатывается теория рационального выбора потребителя? Какова её эволюция?
  25. Перечислите основные моменты теории рационального поведения производителя.
  26. В чём суть проблемы выбора оптимального решения со стороны потребителя; товаропроизводителя; государства?
  27. Чем экономическая стратегия отличается от экономической политики?
  28. Какие основные экономические цели ставит перед собой государство с рыночной экономикой?
  29. Как соотносятся между собой конкуренция и монополия? Назовите виды конкуренции, методы конкурентной борьбы. Каково значение конкуренции для развития экономики?
  30. Что такое альтернативная стоимость?
  31. Почему все издержки по природе своей являются альтернативными?
  32. Чем номинальная зарплата отличается от реальной?
  33. Как вычислить средние постоянные и средние переменные издержки?
  34. Как определить предельный доход?
  35. Чем экономический риск отличается от неопределённости?
  36. Назовите положительные и отрицательные внешние эффекты.
  37. Действует ли закон убывающей доходности в долгосрочном периоде?
  38. В чём суть метода сравнительной статики?
  39. Дайте определение понятию «эластичность» в экономике.
  40. Как определить коэффициент эластичности спроса по цене?
  41. Почему рыночная экономика развивается циклически?
  42. Назовите основные фазы цикла.
  43. Зачем и как проводится антициклическая политика?
  44. Назовите виды, факторы и показатели экономического роста.
  45. Что такое деньги? Какие функции они выполняют?
  46. Как измерить денежную массу в стране?
  47. Почему возникает инфляция?
  48. Назовите формы и последствия инфляции.
  49. Как государство борется с инфляцией?
  50. Каковы причины безработицы и её формы?
  51. Как измерить безработицу? Почему государство стремится сократить безработицу?
  52. Для чего нужен государственный бюджет? Как он формируется? Как влияют налоги и государственные расходы на экономику?
  53. Перечислите цели макроэкономической политики. Как они соотносятся друг с другом?
  54. С помощью каких инструментов государство воздействует на экономику?
  55. Назовите виды регулирования экономики.
  56. Каковы достоинства и недостатки рыночного механизма регулирования экономики?
  57. Почему вмешательство государства в экономику может привести к отрицательным последствиям?

 

9.2. Контролируемое содержание дисциплины "Экономическая теория" (модули: первый и второй)

 

9.2.1. Перечень контролируемых учебных элементов для зачёта по дисциплине "Экономическая теория" ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

 

 

Контролируемое содержание дисциплины включает код элемента содержания и наименование элемента содержания (темы). Первый разряд в записи кода элемента содержания указывает на номер раздела дисциплины, второй разряд в записи кода элемента содержания идентифицирует номертемы. Такая структура контролируемых элементов позволит при необходимости более успешно пройти федеральное компьютерное тестирование.

Перечень контролируемых учебных элементов отражает требования к знаниям, которые студент должен приобрести в результате освоения дисциплины или отдельных ее разделов, поэтому одновременно является вопросами для подготовки к зачёту или экзамену.

 

Контролир. содержание дисциплины Перечень контрол-емых учебных элементов Студент должен знать… Примечания
Код элем Содер. Элементы содержания дисциплины (темы)
Экономическая теория: 1. Введение в экономическую теорию
1.01 Предмет и метод экономической теории знать: предмет и функции экономической науки, ее разделы, методы исследования, экономические законы  
1.02 Этапы развития экономической теории знать: периоды развития экономической науки, основные научные течения, их представителей и вклад в развитие экономической теории  
1.03 Потребности и ресурсы знать: определение блага, продукта, товара, услуги, потребности, ресурса, классификацию благ, потребностей и ресурсов  
1.04 Общественное производство и экономические отношения знать: типы общественного производства и воспроизводства, содержание экономических отношений в процессе общественного производства и показатели, их характеризующие  
1.05 Производственные возможности общества и экономический выбор знать: модель производственных возможностей общества и проблемы экономического выбора уметь: определять условия изменения производственных возможностей, альтернативную стоимость  
1.06 Экономические системы знать: основные черты экономических системи их моделей  
1.07 Собственность: формы и пути их преобразования знать: формы собственности, сущность и методы разгосударствления, приватизации  
Экономическая теория: 2. Микроэкономика
2.01 Рынок знать: определение и виды рынка, его функции, структуры рынка, объекты и субъекты рынка, «фиаско» рынка и государства  
2.02 Рыночный механизм знать:определение спроса и предложения, факторы, определяющие изменения спроса и предложения и их объемов, понятие рыночного равновесия уметь:определять условия рыночного равновесия, последствия государственного вмешательствав его установление  
2.03 Эластичность знать: понятие эластичности (точечная и дуговая), виды коэффициентов эластичности спроса и предложения и их практическое значение уметь: определять значение коэффициентов эластичности и на основе этого характеризовать спрос, изменение величины спроса под действием конкретных факторов  
2.04 Поведение потребителя знать: эффекты потребительского поведения, действие эффекта дохода и эффекта замещения, потребительские предпочтения, понятия общей и предельной полезности, равновесия потребителя  
2.05 Функционирование фирмы знать: факторы производства, эффект масштаба производства, закон убывающей предельной производительности  
2.06 Издержки и прибыль фирмы знать:определения выручки, прибыли, издержек, их классификацию, принцип максимизации прибыли уметь:рассчитывать стоимостные показатели деятельности фирм  
2.07 Конкуренция знать: виды и методы конкуренции, виды рыночных структур, характеристики совершенной и несовершенной конкуренции  
2.08 Монополия знать: сущность и виды монополий, антимонопольное регулирование уметь: определять условия равновесия фирмы-монополиста (достижения оптимального объема производства), уровень монопольной цены, монопольной прибыли, индекс монопольной власти  
2.09 Несовершенная конкуренция знать: сущность монополистической конкуренции, олигополии, монополии и монопсонии, их отличия друг от друга  
2.10 Рынок капитала знать: понятие капитала, субъекты и объекты рынка капитала особенности рынка капитала уметь: рассчитывать чистую текущую стоимость (NPV)  
2.11 Рынок труда знать: субъекты и объекты рынка труда, виды заработной платы, факторы, определяющие спрос и предложение на рынке труда уметь: определять уровень оплаты труда, изменения параметров равновесия на рынке труда, номинальную и реальную, повременную и сдельную заработную плату  
2.12 Рынок земли знать: особенности рынка земли, понятие и виды ренты, субъекты и объекты рынка земли уметь: определять ренту и цену земли  
2.13 Доходы: формирование, распределение и неравенство знать: понятие дохода и его виды, причины неравенства доходов, способы его измерения уметь: оценивать изменения неравенства в распределении доходов  
2.14 Внешние эффекты и общественные блага знать: определения и виды внешних эффектов и общественных благ, основные пути преодоления «фиаско» рынка  
2.15 Роль государства в регулировании экономики знать:основные функции государства в экономике, особенности государственного регулирования в переходный период, содержание процессов демонополизации экономики (в т.ч. методы антимонопольной политики), развития конкуренции  
           

 

 

9.2.2. Перечень контролируемых учебных элементов для экзамена по дисциплине "Экономическая теория" ВТОРОЙ МОДУЛЬ

 

 

Контролир. содержание дисциплины Перечень контрол-емых учебных элементов Студент должен знать… Примечания
Код элем Содер. Элементы содержания дисциплины (темы)
Экономическая теория: 3. Макроэкономика
3.01 СНС и макроэкономические показатели знать: понятие национальной экономики, основные макроэкономические показатели (ВВП, ВНД, ЧВП, ЧНД, располагаемый личный доход) уметь: определять номинальные и реальные указанные показатели  
3.02 Макроэкономическое равновесие знать: понятия совокупного спроса и совокупного предложения, факторы, влияющие на их изменения уметь: определять влияние факторов на изменение равновесного объема производства и уровень цен в модели «AD-AS»  
3.03 Потребления и сбережения знать: сущность потребления, сбережения, их взаимосвязь уметь: определять предельную и среднюю склонность к потреблению и сбережению, мультипликатор автономных расходов  
3.04 Инвестиции знать: сущность, виды и источники инвестиций, факторы, влияющие на их величину  
3.05 Инфляция и ее виды знать: сущность и виды инфляции, взаимосвязь инфляции и безработицы уметь: определить уровень инфляции в составном периоде, номинальную и реальную ставки процента  
3.06 Безработица и ее формы знать: сущность и формы безработицы, естественный уровень безработицы  
3.07 Государственные расходы и налоги знать: понятие бюджета, его доходы и расходы, сущность, виды и функции налогов уметь: определять величину бюджетного дефицита и профицита, государственного долга, тип налогообложения, уровень налогообложения  
3.08 Бюджетно-налоговая политика знать: виды и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики  
3.09 Деньги и их функции знать: сущность, функции и виды денег, уравнения денежного обращения, факторы спроса и предложения денег, денежный ранок, денежный мультипликатор  
3.10 Банковская система знать: структуру банковской системы, функции центрального и коммерческих банков, типы банковских услуг и операций  
3.11 Денежно-кредитная политика знать: сущность и инструменты денежно-кредитной (монетарной) политики уметь: определять влияние конкретных инструментов денежно-кредитной политики на состояние экономики  
3.12 Экономические циклы знать: причины, характеристики, фазы и типы циклов в экономике  
3.13 Экономический рост знать: понятие экономического роста, типы и факторы экономического роста  
3.14 Международные экономические отношения знать: понятие мирового хозяйства, причины возникновения, типы и формы международных экономических отношений, основные показатели, их характеризующие  
3.15 Внешняя торговля и торговая политика знать: принципы и причины внешней торговли, инструменты государственной торговой политики, платежный баланс  
3.16 Валютный курс знать: виды валютных курсов уметь: определять валютный курс  
3.17 Макроэкономические проблемы переходной экономики знать: модели перехода от командной экономики (в т.ч. модели приватизации), особенности переходной экономики России  
         

 

 

9.3. Вопросы и задания для самостоятельной (контрольной) работы студентов

1. Чем потребность отличается от спроса? Нарисуйте график спроса.

2. В чём выражается закон возвышения потребностей и в чём – закон насыщения потребностей?

3. Почему экономисты считают потребности безграничными, а ресурсы ограниченными? Если потребности безграничны, почему же тогда действует закон Энгеля? Изобразите графически зависимость потребительских расходов от дохода.

4. Каковы факторы спроса и каковы факторы эластичности спроса?

5. Влияет ли каким-нибудь образом транспортная система страны на эластичность спроса?

6. Выгодно ли предпринимателю снижать цену на свою продукцию? Если да, то при каких обстоятельствах? Поясните графически.

7. По каким признакам дифференцируются основные типы рыночных структур, т.е. чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция?

8. Перечислите основные методы ценовой и неценовой конкуренции.

9. Может ли фирма (компания) одной отрасли конкурировать с фирмами (компаниями) другой отрасли?

10. Почему компания, занимающаяся добычей или переработкой нефти, может захотеть вложить часть своих прибылей в строительство торгового центра (или ещё во что-нибудь), а не в нефтеразведку?

11. Нормальная прибыль относится к неявным (внутренним) издержкам? Почему?

12. Чем явные издержки отличаются от неявных? Почему предпринимателю важно учитывать и неявные издержки?

13. В чём сущность и причины эффекта масштаба производства?

14. Что такое «уровень дохода на капитал»?

15. Сформулируйте закон убывающей доходности или убывающей отдачи. При каких обстоятельствах он не действует?

16. Всегда ли интенсивный тип экономического роста более эффективен, чем экстенсивный?

17. Как бы вы определили альтернативную стоимость капитала? Можно ли наращивать капитал до бесконечности?

18. До каких пор фирма должна увеличивать использование ресурсов, чтобы максимизировать прибыль?

19. Можно ли процент определить как меру, которая стимулирует нас отложить немедленное потребление блага ради будущего потребления его большего количества?

20. Если предположить, что в экономике нет ни инфляции, ни дефляции, будут ли одинаковы по своей ценности тысяча рублей сегодня и тысяча рублей через год?

21. Допустим, цены на бензин за пять лет увеличились на 120%, в то время как общий уровень цен повысился примерно на 140%. При прочих равных условиях сократится ли потребление бензина в стране?

22. Возможно ли, чтобы уровень цен поднимался разными темпами для разных людей?

23. Каким образом влияет на выбор человека между трудом и досугом повышение ставки заработной платы? Что такое «эффект дохода» и «эффект замены»?

 

Темы контрольных работ

 

  1. Особенности предмета и метода институциональной экономики
  2. Экономические блага: определение, свойства, классификации
  3. Экономические агенты (институциональные единицы): определение, виды, роль в экономике.
  4. Собственность и хозяйствование.
  5. Теория прав собственности.
  6. Экономические интересы в рыночной экономике.
  7. Институт плана и институт рынка: сравнительная характеристика.
  8. Рыночный механизм. Понятие и показатели эластичности.
  9. Конкуренция и монополия.
  10. Формы поведения фирм в условиях олигополии
  11. Модель Курно.
  12. Олигополия с точки зрения теории игр.
  13. Ценовая дискриминация.
  14. Регулирование естественных монополий.
  15. Фактор времени и дисконтирование.
  16. Потоки и запасы на микроуровне.
  17. Кругообороты благ и доходов.
  18. Номинальные и реальные величины.
  19. Затраты и результаты. Понятие и показатели эффективности.
  20. Виды альтернативных издержек.
  21. Граница производственных возможностей и экономический рост.
  22. Социальная справедливость и равенство. Формы социальной защиты.
  23. Теории рационального поведения потребителя
  24. Экономические риски и неопределённость.
  25. Функции и виды предпринимательства.
  26. Внешние эффекты (экстерналии).
  27. Теории рационального поведения производителя.
  28. Закон убывающей доходности и закон возрастающих затрат.
  29. Макроэкономические показатели.
  30. Макроэкономическая динамика
  31. Деньги. Инфляция. Антиинфляционная политика
  32. Безработица: сущность, формы, последствия, методы борьбы.
  33. Государственный бюджет: структура, проблема балансирования.
  34. Цели, инструменты и эффективность макроэкономической политики
  35. Недостатки рынка и государства в регулировании экономики.

9.5. Контрольные задания для аудиторной индивидуальной работы студентов

Задание 1.( максимальная цена ответа 5 баллов)

1. Верно или неверно утверждение «Ограниченность ресурсов человечества носит абсолютный характер вследствие ограниченности Земного шара»? Поясните свой ответ.

2. Может ли фирма (компания) одной отрасли конкурировать с фирмами (компаниями) другой отрасли?

3. Если среднемесячная заработная плата работающих в экономике России в 1995г. составляла 500000 руб., а средняя плата за обучение в коммерческом вузе 2000 долл. США в год (при курсе доллара – 5000 руб.), то во сколько обходилась студенту учёба в платном вузе в 1995 году с экономической точки зрения:

а) 5 000 000 руб.;

б) 6 000 000 руб.;

в) 10 000 000 руб.;

г) 16 000 000 руб.

4. Три основных фактора производства – природные, человеческие и капитальные ресурсы. В какой из предложенных групп наилучшим образом представлены все эти факторы?

а) рента, рабочие, деньги;

б) нефть, водители такси, ценные бумаги;

в) железная руда, учителя, грузовики;

г) фермеры, банкиры, производители.

 

Задание 2. ( максимальная цена ответа 7 баллов)

1.Верно или неверно утверждение: «Что выгодно для РАО «Газпром», то выгодно для народов России»? Поясните свой ответ.

2. Всегда ли интенсивный тип экономического роста более эффективен, чем экстенсивный?

3. По данным таблицы подсчитайте коэффициент эластичности.

 

4. Какие внешние признаки инфляции в экономике Вы знаете?

а) растет цена рабочей силы, снижается предложение товаров;

б) растут цены на товары, падает реальная заработная плата;

в) снижаются цены на товары;

г) растут реальные доходы населения.

 

Задание 3. ( максимальная цена ответа 7 баллов)

1. Верно или неверно утверждение: «Экономика не является точной наукой и поэтому её нельзя использовать при руководстве национальным хозяйством»? Поясните свой ответ.

2. Влияет ли каким-нибудь образом транспортная система страны на эластичность спроса?

3. Самолётом из пункта А в пункт В можно добраться за один час. Поездка в автобусе по тому же маршруту занимает 5 часов. Если авиабилет стоит 30 долл., а автобусный билет – 10 долл., то какой способ передвижения дешевле для человека, способного зарабатывать 2 долл. в час? А для способного зарабатывать 10 долл. в час? 5долл. в час?

4. Валюта страны существует в форме...

а) векселей, банкнот, ссуд;

б) банкнот, казначейских билетов;

в) записей на счетах, казначейских билетов, банкнот;

г) цен товаров и услуг, отнесенных к скорости обращения денег.

 

Задание 4. ( максимальная цена ответа 8 баллов)

1. Правомерно ли утверждение: «Бесплатным сыр бывает только в мышеловке»? Поясните свой ответ.

2. Чем явные издержки отличаются от неявных? Что относится к неявным издержкам? Почему предпринимателю важно учитывать и неявные издержки?

3. Вычислите уровень безработицы в городе по следующим данным (работающие пенсионеры учтены один раз):

численность населения: 100 тыс.;

численность работающих: 48 тыс., в том числе работающих пенсионеров 2 тыс.;

детей и лиц пенсионного возраста: 41 тыс.;

нетрудоспособных лиц в трудоспособном возрасте: 3 тыс.

4. Что из перечисленного не относится к определению дисконтирования: дисконтирование – это:

1) вычисление количества лет, необходимых для покрытия начальных инвестиций в проект;

2) процедура, обратная вычислению сложного процента;

3) определение сегодняшней стоимости будущей суммы доходов;

4) сопоставление сегодняшних затрат на приобретение капитального оборудования с будущими доходами от его использования.

 

Задание 5. ( максимальная цена ответа 5 баллов)

1. Правомерно ли утверждение: «В эффективной экономике не действует закон убывающей доходности факторов производства»? Поясните свой ответ.

2. Выгодно ли предпринимателю снижать цену на свою продукцию? Если «да», то при каких обстоятельствах? Поясните графически.

3. Предположим, что спрос на товар представлен в виде уравнения Qd=50 – 5Р, а предложение – уравнением Qs=5Р – 20, где Qd и Qs - величины соответственно спроса и предложения. Используя условие равновесия, дайте решение этих уравнений и определите равновесную цену. Определите равновесное количество. Дайте графическое изображение решения задачи.

4. Какой из перечисленных показателей не может служить критерием для сравнения экономических систем?

1) ВВП на душу населения;

2) объём природных ресурсов в стране;

3) покупательная способность зарплаты;

4) показатели уровня социальной защиты;

5) средняя продолжительность жизни населения страны.

 

Задание 6. ( максимальная цена ответа 5 баллов)

1. Правомерно ли утверждение: « Закон убывающей производительности факторов производства в сельском хозяйстве не действует, если все пахотные земли плодородны»? Поясните свой ответ.

2. Почему компания, занимающаяся добычей или переработкой нефти, может захотеть вложить часть своих прибылей в строительство торгового центра (или ещё во что-нибудь), а не в нефтеразведку?

3. Совокупные издержки производства радиоприёмников на одной из фабрик оцениваются в 50 000 долларов в месяц при объёме выпуска 1000шт. Постоянные издержки составляют 10 000 долларов в месяц. Определите переменные издержки, средние издержки, средние переменные издержки и средние постоянные издержки. Определите точку безубыточности, если рыночная цена за один радиоприёмник составила 60 дол.

4. Какие из двух макроэкономических целей могут противоречить друг другу?

1) экономическая эффективность и справедливое (понимаемое как равное) распределение доходов;

2) полная занятость и социальная защищённость;

3) экономический рост и высокий уровень жизни;

4) положительный торговый баланс и укрепление национальной валюты.

Задание 7. ( максимальная цена ответа 6 баллов)

1. Верно или неверно утверждение: «Рыночный ценовой механизм гарантирует самоуправляемость, саморегулирование и стабильное развитие экономики»? Поясните свой ответ.

2. Нормальная прибыль относится к неявным (внутренним) издержкам? Почему?

3. Перед вами таблица производственных возможностей выпуска двух видов благ:

Вид продукта Производственные альтернативы

А В С Д Е

Автомобили (млн) 0 2 4 6 8

Управляемые ракеты (тыс.) 30 27 21 12 0

 

а) нарисуйте график. Что показывают точки на кривой?

Как отражается на кривой закон возрастающих вмененных издержек?

Объясните: если экономика в данный момент находится в точке С, каковы будут издержки на производство дополнительного миллиона автомобилей или дополнительной тысячи управляемых ракет?

б) обозначьте точку К внутри кривой. Что показывает эта точка?

в) обозначьте точку М вне кривой. Что показывает эта точка? За счёт чего экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка М?

4. Форма собственности бывает:

а) индустриальной;

б) социальной;

в) информационной;

г) всё верно;

д) всё неверно.

 

Задание 8. ( максимальная цена ответа 6 баллов)

1. Верно или неверно утверждение: «Экономическая прибыль должна быть больше бухгалтерской»? Поясните свой ответ.

2. Если предположить, что в экономике нет ни инфляции, ни дефляции, будут ли одинаковы по своей ценности тысяча рублей сегодня и тысяча рублей через год?

3. Спрос на труд кулинаров описывается уравнением L=20 - 0,1w + 0,2Р,

где w – ставка заработной платы (рублей в сутки), Р – цена торта (руб.), L - число кулинаров (чел.). Предложение труда кулинаров задаётся уравнением L=0,4w

Сколько кулинаров будет работать, если торт стоит 200 рублей?

В рождественские праздники цена торта выросла до 300 руб. Определите число занятых и равновесную ставку заработной платы на рынке труда.

4. Если сравнить две страны, богатую и бедную, то в структуре расходов населения доля расходов на питание:

а) в богатой стране больше;

б) в бедной стране больше

в) в обоих странах одинакова;

г) недостаточно информации.

Задание 9. ( максимальная цена ответа 7 баллов)

1. Верно или неверно утверждение: «Постоянные издержки на единицу продукции растут, если объём выпуска растёт»? Поясните свой ответ.

2. Если потребности безграничны, почему же тогда действует закон Энгеля? Изобразите графически зависимость потребительских расходов от дохода.

3. Известно, что фирма несёт затраты 1000денежных единиц при нулевом выпуске. Заполните таблицу, указав общие (ТС), постоянные (FС), переменные (VС), предельные (МС) затраты.

 

Выпуск ТС FC VC МC
    -
     
     

4. Экономический риск – это:

1) недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность;

2) недостаток информации о вероятных будущих событиях;

3) вероятность убытков или недополучения доходов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности;

4) низкая степень предсказуемости, предвидения условий экономической деятельности.

 

Задание 10. ( максимальная цена ответа 5 баллов)

1. Верно или неверно утверждение: «Увеличение объёма выпуска приводит к уменьшению общих постоянных издержек»? Поясните свой ответ.

2. В чём выражается закон возвышения потребностей и в чём – закон насыщения потребностей?

3. Начертите график равновесия спроса и предложения на рынке некоего товара, укажите точку его равновесной цены. Объясните, почему площадь на графике выше точки равновесной цены называют областью товарных излишков, и наоборот, площадь ниже этой точки – областью дефицитов. Какое влияние на спрос и предложение оказывает государственное регулирование цен? Появляется избыток или дефицит товаров?

4.Чтобы определить экономическую прибыль, необходимо:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.