Учебно-методическое обеспечение
«История театра»
( наименование дисциплины)
для направления подготовки (специальности)
070301 «Актерское искусство»
(специализация №1 «Артист драматического театра и кино»)
(указывается код и наименование направления подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
(квалификация «специалист»)
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
Ростов-на-Дону
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
Культуры и искусств»
Ростовский филиал
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
___________________________
«____»_______________201__год
Кафедра художественно-творческих дисциплин
Вопросы для семинарских занятий
«История театра»
( наименование дисциплины)
для направления подготовки (специальности)
070301 «Актерское искусство»
(специализация №1 «Артист драматического театра и кино»)
(указывается код и наименование направления подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
(квалификация «специалист»)
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
Ростов-на-Дону
Вопросы для семинарских занятий
Семинар № 1.
Античный театр.
1. Эволюция образа главного героя в древнегреческой трагедии: Эсхил, Софокл, Еврипид.
2. Особенности театральных представлений в Древней Греции и Древнем Риме.
3. Эсхил «Прометей прикованный»: философское содержание трагедии, страстный протест против всякого насилия и угнетения, богоборчество и гуманизм.
4. Софокл «Царь Эдип»: проблема рока и свободы человеческой личности. Понятие о субъективной и объективной вине героя.
5. Герои трагедий Софокла - люди изображенные такими, какими они должны быть».
6. Театральные реформы Софокла.
7. Патриотические мотивы в трагедиях Еврипида.
8. Еврипид «Медея»: изображение внутреннего разлада в душе героини - открытие Еврипида, оказавшее колоссальное влияние на трагедию нового времени.
9. Структура древней аттической комедии (агон, парабаса и т.д.), роль песенно-танцевального элемента в ней.
10. Специфика комедий Аристофана.
11. Аристотель «Поэтика» - первое дошедшее до нас систематическое изложение теории поэтического искусства.
12. Менандр.Темы и проблематика новой комедии - семейные конфликты, вопросы брака, воспитания и т.п.
13. Роль государства в организации театральных представлений в Древней Греции.
14. Эстетические идеалы Древней Греции и театральное искусство.
15. Истоки римского театра.
16. Драматические жанры в Риме.
17. Герои комедий Плавта. Комедии «Хвастливый воин», «Клад», «Пленники», «Близнецы» («Менехмы»).
18. Трагедии Сенеки «Эдип», «Медея», «Федра».
Литература
Основная:
1. Иллюстрированная история мирового театра: Пер. с англ. / Под ред. Дж.Р. Брауна. - М: БМММ АО, 1999.
2. История зарубежного театра: Учеб. пособие. Ч. 1: Театр Западной Европы от Античности до Просвещения / Под ред. Т.Н. Бояджиева. А.Т. Образцовой. - Изд. 2-е; перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981.
3. История зарубежного театра: Учеб. пособие. Ч. 2; Театр Западной Европы ХIХ - начала XX века, 1789-1917 / Под ред. Т.Н. Бояджиева, А.Г. Образцовой, А.А. Якубовского. - Изд. 2-е; перераб. и доп. - М: Просвещение, 1984.
4. История зарубежного театра: в 4 ч.: Учеб. пособие. Ч. 3: Театр Западной Европы и США (1917-1945) / Под ред. Т.Н. Бояджиева, А.Г. Образцовой, Е.В. Кочетовой. - М.: Просвещение, 1986.
5. История зарубежного театра: в 4 ч. : Учеб. пособие. Ч. 4: Театр стран Европы и США новейшего времени (1945-1985) / Под ред. А.Г. Образцовой, К.А. Гладышевой. Л.П. Солнцевой. - М.: Просвещение, 1987.
6. Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / С.-Петерб. гос. акад. театр, искусства; под ред. Л.И. Гительмана. - СПб.: Изд-во СПГАТИ, 2007.
Дополнительная:
1. Гвоздев А.А. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. Т. 1. - М., 1953, Т-1Т - М., 1955.
2. Головня В.В. История античного театра.- М., 1972.
3. Каллистов Д. П. Античный театр. - Л., 1970.
4. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.
Семинар № 2.
Театр Средневековья.
1. Формирование и развитие религиозно-назидательных жанров.
2. Эволюция религиозной драмы от литургической драмы (IX-XIII вв.) к мистерии.
3. Миракль - драматизация легенд о святых. Развитие миракля в XIV в., его приближение к жанру бытовой дидактической драмы.
4. Мистерия - основной жанр средневекового религиозного театра (XV—XVI вв.). Методы организации мистериального спектакля.
5. Актерское исполнение мистерий, сочетание примитивной условности и грубого натурализма.
6. Эволюция моралите от религиозной дидактики к светской, ослабление аллегорического элемента и усиление бытового («Нынешние братья», «Осуждение пиршеств»).
7. Фарс (XV-XVI вв.) как начало комедийного жанра.
8. Анонимный французский фарс «Адвокат Патлен» (XV в.). Сценический стиль фарса.
Литература
Основная:
1. История зарубежного театра: Учеб. пособие. Ч. 1: Театр Западной Европы от Античности до Просвещения / Под ред. Т.Н. Бояджиева. А.Т. Образцовой. - Изд. 2-е; перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. – 372 с.
2. Хрестоматия по истории зарубежного театра: Учеб. пособие / С.-Петерб. гос. акад. театр, искусства; под ред. Л.И. Гительмана. - СПб.: Изд-во СПГАТИ, 2007.
Дополнительная:
6. Бахтин М. М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.
7. Гвоздев А.А. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. Т. 1. - М., 1953, Т-1Т - М., 1955.
8. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры, М., 1981.
9. История западноевропейского театра: В 8 т. - М., 1956-1988.
10. Театральная энциклопедия. В 5 т.т. Т. 1-5. М., 1961-1967.
Семинар № 3.
Особенности театральной культуры эпохи Возрождения
1. Идея природного совершенства личности и права человека на неограниченную свободу в эпоху Возрождения.
2. Гуманисты и их роль в создании нового театра. Первые школьно-академические постановки античных пьес.
3. Пастораль, ее эволюция. Идиллическое изображение сельской жизни, «Аминта» (1573).
4. Торквато Тассо (1544-1595) - лучший образец пасторальной драмы.
5. Театральное здание и сцена XVI-XVII вв. Влияние точных наук и живописи итальянского Возрождения на искания театральных художников.
6. Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Вега, решение в них проблем гуманистической морали и критика сословных предрассудков («Собака на сене», «Девушка с кувшином»).
7. Мигель Сервантес - величайший представитель испанского гуманизма. Место драматургии в творчестве Сервантеса.
8. Педро Кальдерон (1600-1681), крупнейший драматург испанского барокко («Жизнь есть сон» и «Стойкий принц»).
9. Тирсо де Малина «Севильский озорник» - первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.
10. Философские драмы Кальдерона и возможность их сценического воплощения.
11. Образы героинь в комедиях Лопе де Вега и Шекспира.
12. Своеобразный характер английского гуманизма, борьба в нем аристократического и демократического направлений.
13. Драматургия К. Марло.
14. Историческая хроника Шекспира «Король Ричард III», развенчание в ней культа сильной личности.
15. Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта», ее оптимистический характер, торжество новой гуманистической морали над феодально-сословными отношениями.
16. Шекспир «Отелло»: конфликт между идеалами гуманизма и реальной общественной практикой.
17. Шекспир «Король Лир»: духовная эволюция героя трагедии, осознание им несправедливости общественного устройства.
18. Шекспир «Макбет» как трагедия ренессансного индивидуализма.
19. Сценические и киноверсии шекспировского «Гамлета».
20. Бен Джонсон - крупнейший после Шекспира драматург английского Возрождения. Особенности его комедий.
21. Шекспир об актерском искусстве. Борьба направлений в актерском искусстве.
22. Комедия дель арте и театр XX века.
Литература
Основная:
1. Иллюстрированная история мирового театра: Пер. с англ. / Под ред. Дж.Р. Брауна. - М: БМММ АО, 1999.
2. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа Х1Х-ХХ вв,: Очерки / Рос. гос. гуманит. ун-т; Отв. ред. М.Ю. Давыдова.-М.: РГТУ, 2001.
3. История зарубежного театра: Учеб. пособие. Ч. 1: Театр Западной Европы от Античности до Просвещения / Под ред. Т.Н. Бояджиева. А.Т. Образцовой. - Изд. 2-е; перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. – 372 с.
4. История зарубежного театра: в 4 ч. : Учеб. пособие. Ч. 4 : Театр стран Европы и США новейшего времени (1945-1985) / Под ред. А.Г. Образцовой, К.А. Гладышевой. Л.П. Солнцевой. - М.: Просвещение, 1987.
5. Хрестоматия по истории зарубежного театра: Учеб. пособие / С.-Петерб. гос. акад. театр, искусства; под ред. Л.И. Гительмана. - СПб.: Изд-во СПГАТИ, 2007.
Дополнительная:
9. Аникст А.А. Первые издания Шекспира. М, 1974.
10. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.
11. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.
12. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.
13. Балашов Н.И. Испанская классическая драма. М., 1975.
14. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия. Испания. Англия. Л., 1973.
15. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. 2-е изд. М., 1962.
16. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М, 1971.
Семинар № 4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|