Сделай Сам Свою Работу на 5

Документирование трудовой деятельности

Совокупность документов, в которых зафиксированы этапы трудовой деятельности сотрудников, называется документацией по личному составу (кадрам, персоналу). К таким документам относятся:

- заявления;

- трудовые контракты (договоры), заключённые предприятием с работником;

- приказы по личному составу (о приёме, увольнении, переводе сотрудника);

- трудовые книжки;

- личные дела;

- лицевые счета по заработной плате.

При работе с документами по личному составу необходимо учитывать, что персональные данные (сведения о фактах, событиях и обстоятельствах трудовой деятельности и личной жизни) граждан относятся к категории конфиденциальной информации.

При приёме на постоянную работу составляется ряд документов в следующем порядке:

- заявление о приеме на работу;

- приказ о приёме на работу;

- трудовой контракт (договор) с работником;

- запись в трудовой книжке;

- личная карточка формы Т-2 и (или) личное дело;

- лицевой счёт по заработной плате.

При увольнении работника составляют следующие документы:

- заявление работника об увольнении;

- приказ об увольнении;

- запись в трудовой книжке;

- запись в личной карточке формы Т-2 и (или) в личном деле.

При переводе работника на другую должность в рамках организации (предприятия) порядок оформления документов следующий:

- заявление работника о переводе;

- приказ по личному составу о переводе на другую должность;

- запись в трудовой книжке;

- запись в личной карточке формы Т-2 и (или) в личном деле;

- запись в лицевом счёте по заработной плате.

Заявление о приёме на работу. При поступлении на работу граждане подают письменное заявление, в котором излагают просьбу о зачислении на предприятие, указывая свою профессию, квалификацию, специальность, должность. Заявление о приёме на работу составляют в произвольной форме рукописным способом. Для него характерны следующие реквизиты: адресат (кому адресуется заявление); автор; место проживания автора; наименование вида документа (заявление); текст; подпись составителя; дата составления.



В заявлении не принято писать предлог «от» (кого), а также употреблять архаизмы и канцеляризмы (весьма убедительно, заранее вам признателен, прошу не отказать и т.п.). Заявление о приёме на работу рекомендуется составлять на бумаге формата А4.

Заявление о приёме на работу после его рассмотрения, а также ознакомления с остальными документами является основанием для издания приказа о приёме на работу. В случае принятия отрицательного решения заявителю сообщают о нём устно или письменно (по указанному в заявлении адресу).

Трудовой контракт (договор) – документ, фиксирующий согласие сторон об установлении трудовых правоотношений и регулирующий их. Сторонами трудового контракта являются организация (предприятие) и работник. При заключении трудового контракта рекомендуется указывать:

- место работы (наименование предприятия, куда принимают работника, его адрес, наименование структурного подразделения);

- конкретную работу в соответствии с квалификацией по определённой профессии или должности, которую должен выполнять работник;

- дату начала работы и её окончания;

- оплату труда;

- обязанности организации (предприятия) по обеспечению охраны труда.

Контракт может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон. К их числу можно отнести: испытательный срок, совмещение профессий (должностей), повышение квалификации, дополнительный отпуск и др.

При заключении трудового контракта не могут устанавливаться по согласованию сторон следующие условия:

- основания увольнения работника;

- дисциплинарные взыскания, не предусмотренные законодательством;

- введение для работников полной материальной ответственности, кроме случаев, предусмотренных КЗОТ Республики Беларусь.

Трудовой контракт составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем и работником, заверяется печатью. Один экземпляр хранится в организации, второй - у работника.

Приказ по личному составу. Приказами по личному составу оформляются приём, увольнение и перевод сотрудников организации на другую должность или работу. Они группируются в отдельное дело и имеют самостоятельную нумерацию.

Трудовые книжки на работников ведут на всех предприятиях независимо от их формы собственности. Трудовая книжка относится к числу основных документов, подтверждающих общий, непрерывный и специальный стаж работы. Законом запрещается иметь несколько трудовых книжек. Приём на работу без трудовой книжки не допускается.

При оформлении на работу по совместительству, по трудовому соглашению, договору подряда трудовая книжка не предъявляется.

На работника, поступающего на работу впервые, заводят трудовую книжку, которую заполняют в его присутствии не позднее недельного срока после приёма на работу. Записи в трудовой книжке производят на основании паспорта и документов, подтверждающих образование и профессию.

В трудовую книжку вносят сведения:

- о работнике;

- о работе (приём на работу, перевод на другую работу, увольнение);

- о награждениях и поощрениях;

- об открытиях;

- о назначении пенсии.

Взыскания в трудовую книжку не записывают.

На титульном листе обязательно ставится подпись лица, выдавшего трудовую книжку, и печать предприятия, где она была впервые заполнена. Записи на последующих страницах трудовой книжки начинают с проставления штампа организации или написания от руки её наименования. Если организация изменила название, об этом делается запись отдельной строкой.

Записи о приёме на работу, переводе на другую постоянную работу, увольнении, награждениях и поощрениях вносятся администрацией в трудовую книжку после издания соответствующего приказа, но не позднее недельного срока, а об увольнении – в день увольнения. Записи производят аккуратно, чёрным, синим или фиолетовым цветами без зачёркиваний и помарок. Если всё же возникает необходимость исправлений, то они оговариваются и заверяются подписью должностного лица и печатью.

При заполнении раздела «Сведения о работе» в графе 1 проставляется порядковый номер записи, в графе 2 – дата, в графе 3 – указание действия и должность, в графе 4 – основание. Если раздел «Сведения о работе» заканчивается, выдаётся вкладыш. Он вшивается в книжку, заполняется и ведётся администрацией организации в том же порядке, что и трудовая книжка.

С каждой записью в трудовой книжке необходимо ознакомить её владельца.

При увольнении трудовая книжка выдаётся работнику в день увольнения под расписку. За сохранность трудовых книжек несёт ответственность руководитель предприятия. Они хранятся в сейфах как бланки строгой отчётности.

Личная карточка – является основным документом по учёту персонала предприятия, которая заводится на каждого работника, принятого на постоянную или временную работу.

Все записи в личной карточке делают на основании документов, предоставленных работниками. На основании паспорта в разделе I «Общие сведения» указывают фамилию, имя отчество, год и месяц рождения, номер, серию паспорта, когда и кем выдан, домашний адрес. Данные об общем и непрерывном стаже работы, а также о перемещениях сотрудника приводят на основании записей в трудовой книжке.

Для заполнения раздела II «Сведения о воинском учёте» данные берут из военного билета работника.

В обязательном порядке проставляется дата заполнения личной карточки и личная подпись работника.

На оборотной стороне карточки содержатся разделы III «Назначения и перемещения», IV «Отпуска», V «Дополнительные сведения» и VI «Дата и причина увольнения».

Наиболее важными являются сведения из разделов III «Назначения и перемещения» и VI «Дата и причина увольнения». Записи в данных разделах должны содержать ссылки на даты и номера приказов о назначении, перемещении или увольнении работника. Эти сведения надо вносить с особой аккуратностью, так как они нередко служат основанием для подтверждения трудового стажа работника. В конце каждой записи раздела III «Назначения и перемещения» должна стоять подпись работника, на которого заведена карточка.

В разделе V «Дополнительные сведения» записывают данные о повышении квалификации, знании иностранного языка, второй специальности, инвалидности и др.

Заполняются личные карточки рукописным или машинописным способом лицом, ответственным за работу с персоналом фирмы, или секретарём. Все записи должны быть без сокращений. Личную карточку на работника заводят в одном экземпляре, хранят в сейфе в специальной картотеке, составленной по алфавиту.

Личное дело (досье) представляет собой совокупность документов, содержащих сведения о работниках организации (предприятия). Личные дела могут заводиться на всех работников, но чаще всего – на руководителей и ведущих специалистов (при этом на остальных сотрудников оформляют личные карточки формы Т-2). Организация вправе сама решить вопрос о том, какие документы, личные карточки или личные дела заводить на сотрудников.

В состав личного дела должны входить следующие документы:

- внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле;

- заявление о приёме на работу;

- анкета или личный листок по учёту кадров;

- автобиография;

- копии документов об образовании, присуждении стипендий, присвоении учёных званий;

- копии документов об утверждении в должности - помещают в личные дела руководителей фирмы;

- характеристики или рекомендательные письма;

- трудовой контракт (договор);

- копии приказов о назначении, перемещении, увольнении;

- дополнение к личному листку по учёту кадров;

- справки и другие документы, относящиеся к данному работнику.

Личное дело заводят после издания приказа о приёме на работу. Все документы, относящиеся к личному делу, по мере поступления (в хронологическом порядке) подшивают в папку-скоросшиватель. На её обложке указывают полностью фамилию, имя и отчество сотрудника.

Личные дела сотрудников организации хранятся у инспектора по кадрам или секретаря в сейфе и выдаются во временное пользование лишь определённым должностным лицам. Изменения в личные дела вносят только лица, ответственные за их ведение.

Внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле – представлена в виде таблицы из пяти граф, которая содержит сведения о порядковых номерах документов дела, их индексах, заголовках, датах и количестве листов. Листы личного дела и его внутренние описи нумеруются отдельно. Внутренняя опись подписывается её составителем с указанием должности, расшифровки подписи и даты составления.

Личный листок по учёту кадров – содержит биографические сведения о работнике, его образовании, выполняемой работе с начала трудовой деятельности, семейном положении и др.

Личный листок заполняется от руки самим работником при поступлении на работу. При его заполнении используются следующие документы: паспорт; трудовая книжка; военный билет; документ об образовании (диплом, удостоверение, сертификат, свидетельство, аттестат), документы Высшей аттестационной комиссии (ВАК) о присуждении учёной степени и о присвоении учёного звания (диплом и аттестат); документы об имеющихся изобретениях.

Анкета – документ, аналогичный личному листку по учёту кадров. В отличие от личного листка анкета подписывается не только самим лицом, поступающим на работу, но и сотрудником, ответственным за персонал фирмы.

Автобиография – не имеет типового формуляра и составляется автором самостоятельно, в произвольной форме. Однако отдельные составные части реквизиты должны содержаться в автобиографии обязательно. Пишут автобиографию от руки на листе бумаги формата А4 или на специальном бланке при поступлении на работу. Форма изложения – повествовательная (от первого лица). Все сведения даются в хронологическом порядке и с таким расчётом, чтобы можно было составить представление о жизненном пути, деловой квалификации и общественно-политической деятельности данного человека.

В автобиографии обычно указывают: название документа; имя, отчество и фамилию автора; число, месяц и год рождения, место рождения; сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, место работы); образование и специальность по образованию; вид трудовой деятельности; последнее место работы и должность; награды и поощрения; участие в общественной работе; семейное положение и состав семьи; домашний адрес и телефон; дату; личную подпись.

Характеристика (рекомендательное письмо) – это официальный документ, который выдаёт администрация предприятия своему работнику и в котором приводится отзыв о служебной, общественной деятельности сотрудника, оценка его деловых и моральных качеств.

Характеристика может быть оформлена на общем бланке формата А4. Реквизиты характеристики: название вида документа; указание должностного лица, которому выдаётся характеристика; наименование организации, выдающей характеристику; имя, отчество и фамилия сотрудника; текст; подписи; печать.

В тексте характеристики можно выделить логически связанные между собой составные части. Первая часть – анкетные данные, следующие за названием документа, где указывают имя, отчество и фамилию, должность, учёную степень и звание (если они имеются), год рождения, национальность, образование.

Вторая часть текста – это данные о трудовой деятельности (специальность, продолжительность работы на данном предприятии, сведения о продвижении по службе, уровень профессионального мастерства и т.п.).

Третья часть – собственно характеристика, т.е. оценка морально-политических и деловых качеств: отношение в работе; повышение профессионального и политического уровня; участие в общественной жизни; поведение в быту; отношение к товарищам по работе. Здесь же указывают наличие у сотрудника правительственных наград и других служебных поощрений.

Четвёртая часть – заключительная. Она содержит вывод, в котором указывают назначение характеристики.

Текст характеристики излагается от третьего лица. Подписывают характеристику, как правило, два лица: руководитель организации и председатель местного комитета (или профсоюзного комитета).

Дополнение к личному листку по учёту кадров – это документ, предназначенный для фиксирования изменений в трудовой и личной жизни сотрудника, произошедших после заполнения им личного листка по учёту кадров (или анкеты). Он включает фамилию, имя и отчество работника и два раздела для внесения изменений (дополнений), оформленные в виде таблицы. В первом разделе фиксируют сведения о работе, о перемещениях по службе со ссылкой на приказы по личному составу. Во второй раздел заносят сведения об изменениях в профессиональной и личной жизни работника (например, изменения семейного положения, места жительства), в образовании, в повышении квалификации, в знании иностранных языков и т.п. Все вносимые изменения должны быть подтверждены соответствующими документами.

 

Коммерческие документы

Основными правовыми документами во взаимоотношениях между организациями являются коммерческие договоры (контракты). Договор (контракт) – документ, представляющий собой соглашение сторон об установлении и регулировании каких-либо отношений.

Заключение конкретного контракта обычно начинается с предложения его заключить – направления письма-предложения или оферты. Оферта представляет собой заявление продавца, экспортёра о желании заключить сделку с указанием её конкретных условий.

Если покупатель согласен со всеми условиями предложения, он подтверждает это в – акцепте (ответе на предложение). Ответ может быть осуществлён средствами почтовой, телеграфной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ получен от партнёра (по договору).

В случае несогласия покупателя с условиями поставщика по договору он составляет протокол разногласий и направляет его в двух экземплярах вместе с подписанным договором поставщику. При этом перед подписью покупателя в договоре ставится отметка «С протоколом разногласий».

Протокол разногласий содержит следующие реквизиты:

- наименование документа (протокол разногласий к договору №… от…);

- наименование сторон, между которыми возникли разногласия по договору;

- формулировку спорных пунктов договора в редакции поставщика и покупателя;

- компромиссное решение (решение конфликтной комиссии);

- подписи, печати сторон по договору;

- дата подписей протокола.

Подписанный договор с протоколом разногласий направляется поставщику. Сторона, получившая договор с протоколом разногласий, обязана в кратчайший срок рассмотреть этот документ, включить в договор все принятые положения, принять меры к урегулированию спорных пунктов, а при не достижении соглашения спорные вопросы передать на разрешение конфликтной комиссии или арбитража.

Все виды договоров имеют различные реквизиты содержания, но одни и те же реквизиты формы, к которым относятся:

- название вида и заголовок документа (договор купли-продажи, контракт на поставку);

- дата, место составления, номер;

- наименование сторон (полные и сокращённые названия фирм).

Затем следуют реквизиты содержания:

- предмет договора;

- количество товара и способы определения качества;

- цену и общую стоимость поставки;

- условия и сроки поставки, транспортировки, хранения, упаковки, маркировки, рекламы и реализации;

- условия и сроки оплаты, особенности и порядок расчётов;

- порядок сдачи-приёма выполненных работ;

- ответственность сторон (в том числе санкции за невыполнение принятых обязательств);

- гарантии, страхование и форс-мажорные обстоятельства;

- переход права собственности и риски;

- порядок разрешения споров.

Затем снова следуют реквизиты формы:

- юридические адреса сторон (с указанием почтовых адресов, банковских данных, номеров телефонов, факсов);

- подписи должностных лиц;

- дата подписания документа;

- печати фирм.

Договор купли-продажи – коммерческий документ, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определённую денежную сумму (цену).

Договор розничной купли-продажи. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Договор поставки. По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд. По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию – иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Договор контрактации. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведённую) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (заготовителю).

Договор энергоснабжения. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется передать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Данный договор заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

Договор продажи недвижимости. По договору продажи недвижимости продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Договор продажи предприятия. По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс. Права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации продавца и его товаров, работ или услуг переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором.

Договор мены. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой товар. При этом каждая из сторон признаётся продавцом товара, который она обязуется продать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Договор ренты. По договору ренты одна сторона (получатель ренты) передаёт другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определённой денежной суммы либо предоставления средств на его содержание.

Договор аренды. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Договор проката. По договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей.

Договор аренды транспортных средств. По договору аренды (фрахтования) транспортного средства арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование, а также может оказывать своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Договор аренды здания или сооружения. По договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование арендатору здание или сооружение.

Договор аренды предприятия. По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землёй, водой и другими природными ресурсами, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию.

Договор лизинга (финансовой аренды). По договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определённого им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Предметом данного договора могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.

Договор подряда. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Договор бытового подряда. По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определённую работу, предназначенную для удовлетворения личных, домашних, семейных потребностей заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Договор строительного подряда. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определённый объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. По договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ одна сторона (исполнитель) обязуется перевести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, либо разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а другая сторона (заказчик) обязуется принять работу и оплатить её.

Договор займа. По договору займа одна сторона (заимодавец) передаёт в собственность другой стороне (заёмщику) деньги или другие вещи, определённые родовыми признаками, а заёмщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Кредитный договор. По кредитному договору банк или иная кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуется предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за неё.

Договор банковского вклада (депозита). По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежную сумму (вклад, депозит) и обязуется возвратить вкладчику вклад, а также начисленные на вклад проценты на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Договор банковского счёта. По договору банковского счёта одна сторона (банк) обязуется открыть второй стороне (владельцу счёта) счёт для хранения её денежных средств, зачисления на этот счёт денежных средств, поступающих в пользу владельца счёта, а также обязуется выполнять поручения владельца счёта о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счёта, а владелец счёта предоставляет банку право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счёте, с уплатой процентов, определённых договором, а также уплачивает банку вознаграждение за оказываемые банком услуги.

Договор хранения. По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Договор складского хранения. По договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности. Товарным складом признаётся организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги.

Договор хранения в ломбарде. Вещь, сдаваемая на хранение в ломбард, подлежит оценке по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и в месте их принятия на хранение. Если вещь, сданная на хранение в ломбард, не востребована поклажедателем в обусловленный соглашением с ломбардом срок, ломбард обязан хранить её в течение двух месяцев с взиманием за это платы, предусмотренной договором хранения. Из суммы, вырученной от продажи невостребованной вещи, погашаются плата за её хранение и иные причитающиеся ломбарду платежи. Остаток суммы возвращается ломбардом поклажедателю.

Договор хранения ценностей в банке. Банк может принимать на хранение ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные драгоценные вещи и ценности, в том числе документы.

Договор страхования. По договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или третьему лицу (выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, причинённый вследствие этого события ущерб застрахованным по договору интересам в пределах определённой договором суммы (страховой суммы), а другая сторона (страхователь) обязуется уплатить обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию).

Договор поручения. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счёт другой стороны (доверителя) определённые юридические действия.

Договор комиссии. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счёт комитента.

Договор доверительного управления имуществом. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передаёт другой стороне (доверительному управляющему) на определённый срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах верителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). Объектом доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, исключительные права и другое имущество.

Договор франчайзинга (комплексной предпринимательской лицензии). По договору франчайзинга одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельности пользователя.

Договор о совместной деятельности (простого товарищества). По договору о совместной деятельности двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей законодательству цели.

Поскольку расчётно-денежные операции различны по своему содержанию, в зависимости от их характера расчётно-денежные документы подразделяются на кассовые, мемориальные и внебалансовые.

Кассовыми документами оформляют операции по выдаче наличных денег; к ним относятся, например, приходные и расходные ордера, чеки и др. Мемориальные документы оформляют по безналичным расчётам; к ним относятся платёжные требования, расчётные чеки, заявления на открытие аккредитива и др. К внебалансовым документам относятся приходные и расходные внебалансовые ордера, которые составляют для приёма и выдачи ценностей и документов, учитываемых на внебалансовых счетах.

Денежные расчёты и платежи субъектов хозяйствования главным образом осуществляют безналичным путём. Безналичные расчёты - денежные расчёты, совершаемые путём записи по счетам плательщиков и получателей средств, либо путём зачёта взаимных требований, т.е. без использования наличных денег.

Безналичные расчёты между предприятиями производятся платёжными поручениями, платёжными требованиями, чеками, аккредитивами, векселями и другими формами безналичных расчётов.

Платёжное поручение – это распоряжение владельца расчётного или другого счёта обслуживающему его учреждению банка о перечислении определённой суммы средств получателю. Платёжные поручения принимают как по внутриреспубликанским, так и по межгосударственным поставкам. Они являются одной из основных форм безналичных расчётов. Поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки.

Платёжное требование – принимается на инкассо и пересылается в банки плательщика. Инкассо – банковская операция, при которой банк поставщика берёт на себя обязательства востребовать платёж с покупателя и зачислить его на счёт поставщика. Платёжные требования оплачиваются после акцепта. Акцепт – согласие на оплату. Покупатель может заявить об отказе от акцепта.

Чек – безусловное письменное предложение чекодержателя учреждению банка произвести платёж указанной на чеке денежной суммы чекодержателю. Для проведения расчётов чеками плательщик должен приобрести чековую книжку с определённым количеством чеков. Банк выдаёт плательщику чековую книжку лишь при наличии средств на расчётном (текущем) счёте в сумме, достаточной для депонирования.

Аккредитив – письменное указание аккредитиводателя аккредитивополучателю производить расчёты за отгруженные товары (произведённые услуги) на определённых условиях за счёт средств, депонируемых в банке поставщика (аккредитивополучателя). Каждый аккредитив предназначен только для расчётов с одним поставщиком и не может быть переадресован.

Вексель – ценная бумага, в которой воплощено обязательство, заключающееся в обещании векселедателя уплатить определённую денежную сумму. Различают две разновидности векселя – простой и переводной. В простом векселе частное лицо, или векселедержатель, принимает на себя обязательство перед векселедателем выплатить определённую сумму денег в точно установленный срок. Переводной вексель может быть передан посредством передаточной надписи.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.