Сделай Сам Свою Работу на 5

Целеполагание в организации





Процесс постановки целей характерен не только для организации, но и, конечно, для каждого человека. Это обусловливает серьезный подход к пониманию и применению процесса целеполагания. Целеполагание представляет собой процесс принятия конкретной цели и постоянную, кропотливую деятельность по оценке текущего состояния, анализу возможностей, программированию дальнейших действий для достижения результата. Основным моментом и содержанием целеполагания изначально является то, как мы можем обосновать:

Ø желание цели,

Ø достижимость этой цели,

Ø необходимость поставленной цели.

 

 


Целеполагание можно рассматривать, как процесс разработки поэтапного и практически обоснованного выполнения программы того, что человеку необходимого делать для достижения цели.

Естественно, что именно такое понимание применяется большинством пользователей и к бизнес - организации в целом, поэтому:

 
 

 

 


В большинстве реально развивающихся современных бизнес - организаций это действительно так. В процессе целеполагания постоянно осуществляются: прогнозирование перспектив, разработка вариантов, расчет возможностей, программирование действий.



В организации это непосредственно касается формирования имиджа и рекламы, обеспечения комплектации и снабжения, организации и совершенствования функционирования, выпуска и предложения товаров и услуг, продвижения брендов, перспективного развития компании, основанной на идеологии бизнеса, корпоративной философии и статусе организации.

В практической жизни современная действующая бизнес - организация решает множество реальных задач.

Ø определяет реальность и перспективы развития,

Ø обосновывает стратегию и тактику деятельности,

Ø подбирает и подготавливает персонал,

Ø вырабатывает способы активизации персонала,

Ø формирует основные финансовые и коммерческие механизмы,

Ø обеспечивает работу и реорганизацию процессов и систем,

Ø разрабатывает технологические и производственные мероприятия,

Ø проводит анализ и прогноз изменений конъюнктуры рынка,

Ø уточняет программу рекламной деятельности,



Ø планирует выпуск и предложение товаров и услуг,

Ø рассчитывает способы реализации всех этих программ,

Ø распределяет средства и т. д.

 

Постановка и успешное решение этих задач зависят от большого числа внешних и внутренних факторов.

Вопросы для самостоятельного анализа:

 
 
 
 

 

 


Процесс целеполагания можно разбить на шесть основных уровней: глобальный, стратегический, тактический, оперативный, локальный и частный. Название уровней соответствует этапам целеполагания и соответствующим целям, достигаемым в результате прохождения этих этапов.

Место и роль миссии в процессе целеполагания современной бизнес - организации определяются ее позиционированием на высшем, завершающем, глобальном уровне. Схематически такое главенствующее положение и его направляющее воздействие на процесс целеполагания достаточно строго и последовательно можно представить следующим образом:

 

 


Рис. 2.4.1.1. Иерархия целеполагания и миссия организации

На основе иерархии, приведенной на рисунке 2.4.1.1, строится древо цели организации реально действующей организации. Оно четко определяет иерархию, соотношение, приоритет и взаимную подчиненность составляющих целеполагания. Одним из самостоятельных предметов исследования и воздействия менеджмента является жизненный цикл организации. Организации, как и живые организмы, рождаются, растут, развиваются, взрослеют, стареют и затем умирают. Причем, у всех организаций «продолжительность жизни» различна. Статистические источники утверждают, что из 100 новых компаний половина прекращает свое существование в течение трех лет, и только 30 компаний доживают до 10 лет.



На формирование и развитие жизненного цикла организации оказывают влияние самые разнообразные объективные условия и субъективные факторы. В жизненном цикле организации можно выделить стадии возникновения, становления, развития, стагнации, свертывания и ликвидации, а такжепоследовательно представить развивающийся процесс жизнедеятельности организации.

Модель жизненного цикла схематически представлена на рис. 2.4.1.2.:

 


Эффективность организации

Э мак.

А Б В

Э опт.

 

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Т

Рис.2.4.1.2. Модель жизненного цикла организации


Представленная на рисунке 2.4.1.2. модель построена на основе теоретических исследований и прикладных разработок ведущих отечественных компаний. В соответствии с ней жизненный цикл любой организации может соответствовать одной из трех возможных основных конфигураций изменения эффективности организации на протяжении всего периода ее работы.

Конфигурация «А» соответствует форсированному повышению эффективности организации на стадии ее становления и функционирования. После достижения максимума в первой четверти жизненного цикла эта тенденция сменяется плавным и длительным снижением эффективности функционирования. Такая конфигурация характерна для организаций, которые, используя сложившиеся условия на рынке, сразу устойчиво позиционируются в бурно развивающихся и быстро отрабатываемых сегментах товаров и услуг ограниченного спроса. Они, например, могут выпускать ультра – модные ( « на злобу дня» ) товары и услуги, а при снижении интереса потребителей прекратить существование или переключиться на другой сегмент рынка. Аналогичные зависимости характерны для венчурных организаций, которые изначально формируются для интенсивной отработки потенциала бизнеса на стадии ее становления и развития. Конфигурация «В» (симметричная «А») наоборот отражает постепенное (иногда даже специально замедляемое) повышение эффективности на стадии становления и развития организации. В запланированный период, на который и приходится завершение жизненного цикла, реализуется бурный подъем, достигается максимум эффективности, который сменяется резким падением. Такая конфигурация характерна для так называемых «резервных» организаций, создаваемых и рассчитанных на активное функционирование только в «отложенный», конъюнктурно выгодный период. Отработав потенциал такого периода, эти организации целенаправленно и быстро «свертываются» или ликвидируются, освобождая ресурсы для создания новых, аналогичных образований

Конфигурация «Б» отражает модель жизненного цикла организации, максимально использующей весь потенциал повышения эффективности при формировании и функционировании устойчивых организаций. В них, в свою очередь, складывается взаимосвязь жизненных циклов товаров, услуг, продуктов таких организаций, представленная на рис. 2.4.1.3:

 


       
 
 
   

 

 


Рис. 2.4.1.3. Взаимосвязи жизненных циклов в организации


Представленная на рисунке 2.4.1.3. схема, отражает формирование множества конфигураций взаимодействия жизненных циклов продуктов, услуг, товаров в рамках общего жизненного цикла организации. Вцелом, две представленные модели определяют сложнейшую систему взаимосвязей внутри жизненного цикла современной бизнес-организации. Упорядочивание этой системы и использование ее ресурсов одна из важнейших постоянных задач менеджмента.

 

Из курса «Основы экономики» вы знаете, что основой рыночного хозяйства являются самостоятельные производители, принимающие самостоятельные решения, а функции оптимизации такой модели экономики исполняет механизм конкуренции. Рынком управляет «невидимая рука». Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капиталы – все это определяется механизмом спроса и предложения, нормами прибыли, курсами акций, валют и так далее. Развитие свободного рынка уже самой его организационной сущностью предопределяет приоритет объективной природы развития организации над субъективно задуманными организационными изменениями.Как показывают проведенные в крупных корпорациях исследования, организационные действия, которые осуществляет менеджмент организации, являются следствием развития конъюнктуры рынка (а иногда даже и некоторым предвидением этого развития). Поэтому для любой организации существует необходимость тщательного и всестороннего исследования изменений конъюнктуры рынка, отражающихся в выборе и реализации соответствующией им конфигурации жизненного цикла.

 
 

.


Содержание происходящих на протяжении жизненного цикла изменений в организации разрабатывается и реализуется ее менеджментом. Естественно, что все преобразования должны соответствовать законодательным положениям, принимаемой собственником стратегии, перспективам развития и реальному состоянию организации, конъюшктуре рынка и прогнозам ее изменения, содержанию и уровню развития отношений с контрагентами.

Если эти условия соблюдаются, то рыночная организация, ее жизненный цикл развиваются поступательно и устойчиво. А случайное или целенаправленное нарушение требований, вытеающих из таких условий, как правило, осуществляется на рынке неэффективными организациями, искусственно продлевающими свой, соответственно, неэффективный жизненный цикл.

В стратегшическом смысле именно планирование деятельности, так или иначе проецируемое на ее жизненный цикл, позволяет менеджменту эффективно ставить и достигать цели организации.

 

 

 

 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы ???

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.