Что такое внешняя и внутренняя среда организации?
2. Приведите оценку деловой среды хорошо известной вам организации.
Дополнительно рекомендованная литература:
М. Шифрин Стратегический менеджмент. Краткий курс СПб: Питер, 2007,-240
2 Модуль 2. Организация и ее деловая среда: В. Г. Смирнова, Б. З. Мильнер, Г. Р. Латфуллин, В. Г. АнтоновСерия: 17 - модульная программа для менеджеров `Управление развитием организации`Издательство: Инфра-М, 1999 г.
О. Рой, А. Киселева Исследование социально-экономических и политических процессов: Практикум -СПб: Питер,2007 -240
Адреса интересных и полезных сайтов
http://www.uo03.mnogosmenka.ru/uo030085/uo030090.htm
http://www.inventech.ru/lib/management/management-0011/
http://www.inventech.ru/lib/management/management-0012/
В записную книжку:
Андеррайтинг - .Разработка программы выпуска ценных бумаг целью их размещения, обычно осуществляющейся инвестиционным банком,;
Клиринг - система безналичных расчетов, форма зачета взаимных требований и обязательств в коммерческих расчетах. К. бывает односторонним, двусторонним и многосторонним.
Маклер- рыночный внебиржевой посредник, выполняющий поручения клиентов
Глава 2.3. МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие и природа миссии
Миссия организации, как довольно новое понятие для отечественного менеджмента, появилось относительно недавно, по аналогии с западным подходом. Однако оно все шире и разнообразнее применяется в ходе постановки и решения самых разнообразных задач профессионального менеджмента. При этом под ним понимается не только традиционное восприятие этого термина:
В образном русском выражении, применительно к определению способностей, склонностей конкретного человека к тому или иному виду деятельности, используется очень точное определение – призвание. При этом подразумеваются те качества, которые явно выделяют способности и некое природное предназначение человека. Такая профессиональная склонность (вместе с трудолюбием, упорством и другими чертами характера человека) определяет все его последующие успехи и достижения.
Природа и понимание призвания исключительно созвучны сущности миссии организации в том смысле, чтоорганизация может быть предназначена для успешного осуществления в обществе той или иной деятельности. Этот социальной контекст означает, что существует общественная потребность потенциала организации в данный период времени, то есть организация востребована обществом.
Часто термин «миссия организации» употребляется еще достаточно формально в силу недостаточного уровня профессиональной подготовки значительной части менеджеров.
Большинство действующих менеджеров, к сожалению, до сих пор вообще рассматривают миссию, как формальный атрибут, обращение к которому носит частный, эпизодический характер (бизнес-план, реклама и т. д.) и не имеет перспективы эффективного применения. Это свидетельствует не только о нестабильности организации, неопределенности, стратегической недальновидности, но и о ярко выраженной сиюминутной ориентации бизнеса.
Значительная часть тех, кто применяет понятие миссии организации, подразумевают под ним основную идею компании, выраженную удачной формулировкой - лозунгом, девизом, слоганом и т. д. Такие слова привлекают внимание к работе организации со стороны компаньонов, партнеров, покупателей, зарубежной или отечественной деловой среды . Но на самом деле это понятие имеет еще более глубокий смысл.
Реальный процесс формирования (и формулирования словами) миссии организации определяется уровнем развития бизнеса и занимает достаточно длительное время. Прежде всего, этот процесс зависит от :
- самостоятельности организации;
- определения корпоративных ценностей организации,
- осознания собственных возможностей,
- потребности позиционирования в бизнес - сообществе,
- стратегической ориентации организации на развитие.
Чтобы объяснить природу миссии организации, условия и причины проявления этой категории в отечественной теории и практике, прежде всего, обратимся к традиционным историческим аналогиям.
Для национального российского менталитета (во многом основанного на принципах соборности, общности и публичности) испокон веков было свойственно оценивать крупные исторические личности согласно их месту и роли в жизни общества: “...собиратель земель русских ”, “...защитник рубежей”, “…прорубил окно в Европу”.
Эти характеристики, закрепляясь со временем за личностями, являлись признанием вклада и высокой оценкой роли этих людей в истории государства, и фактически определяли общественное отношение к этим личностям. В последующем они становились социальным эталоном, предметом подражания, образцом исполнения общественной функции для многих других. Таким образом, исторически то или иное содержание миссии ассоциировалось в национальном сознании с местом и ролью кого-либо (или чего-либо) в общественно значимых процессах.
Такими понятными характеристиками традиционно наделялись и наделяются муниципальные образования: «город-завод», «город-порт», «город-музей». Иногда так характеризуются те или иные регионы: «…кузница», «…житница», «…здравница». Все чаще применяются такие характеристики к ведущим российским компаниям: «…национальное достояние», «…фундамент экономики», «…артерии страны».
.
Все эти и многие другие примеры свидетельствует о глубоких корнях, социальной востребованности, реальности становления, всенародности признания и применения миссии организации в качестве общественной оценки и мощного фактора, определяющего ориентиры развития отечественного бизнеса.
Исторически российскому обществу характерно особое почитаемое отношение к главе, лидеру, руководителю. Оно наиболее ярко проявляется когда конкретная личность наделяется приоритетными для государства и большинства населения качествами. Такое отношение естественно проецируется на роль организации в обществе, формируя у каждого из ее участников ощущение причастности к чему-то значительному, важному, великому.
ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ и сформируйте собственное мнение
Приведите примеры воздействия миссии в качестве мощного фактора развития потенциала человека или организации
Заинтересованное, увлеченное, творческое участие в любимом деле, в работе единомышленников, которая целенаправленно выбрана в организации с соответствующей миссией, и сегодня развивает инициативу участников процесса, дает общественно значимые результаты. Не случайно именно в организациях с четко определенной и представленной миссией формируются и совершенствуются такие всемирно признанные ученые и руководители, как, например, лауреат нобелевской премии, академик Жорес Алферов.
В качестве примера воздействия миссии можно привести мощную мобилизацию и использование ресурсов, формируемых и развиваемых обществом в периоды социальных преобразований, кризисных испытаний, экстремального функционирования организаций. Энтузиазм первых пятилеток, самоотверженность в годы отечественной войны и восстановления разрушенного хозяйства, достижения в установлении военного превосходства и освоении космоса - во многом определялись и обуславливались осознанием каждым участником своей причастности к великой миссии организации, общества, государства. На этой основе у работника целенаправленно вырабатывался и эффективно использовался организацией исключительно мощный и плодотворный потенциал самореализации, увеличения реального вклада в решение поставленной задачи, активного соучастия в общем деле.
История знает примеры того, как воодушевленные исполняемой миссией самые разные по социальному статусу, уровню, специализации образования личности не только совершали самопожертвование, но находили силы и достигали поставленных целей, казалось бы, за пределами реально возможного. Так, великий русский физиолог Иван Павлов, осознавая последние минуты своего ухода из жизни, собрал вокруг себя учеников и скрупулезно диктовал и профессионально анализировал диагностику собственных ощущений. Такие примеры характеризуют ситуации, в которых исключительно ярко проявляется значение места и роли, возможности конкретного применения миссии личности или организации в формировании и мобилизации их потенциала, для достижения поставленной цели в чрезвычайных условиях.
Еще более важная роль миссии организации традиционно наблюдается в России в виде признания права принадлежности к тому или иному профессиональному, социальному или политическому сообществу. Петровские кумпанства, купеческие гильдии, земские соборы и множество других профессиональных объединений и ассоциаций вырабатывали уставы, принимали правила, следование которым считалось абсолютно обязательным и почетным для всех участников.
.
На такой общественной основе под единые требования адаптировались учредительные документы, внутренние положения, технологические нормы, приводились в соответствие названия, торговые марки и другие идентификационные признаки, подтверждающие не только принадлежность к сообществу, но, что особенно важно, строгое соблюдение его уставных положений.
Для многих отечественных предпринимателей, как в прошлом, так и сегодня, на столько важным является общественное признание их вклада в развитие России, что некоторые из них, по собственной инициативе направляют не малые собственные средства на решение общественно значимых задач.
Вопросы для самостоятельного анализа:
Сегодня целенаправленная и профессиональная декларация миссии отечественной организации является все еще достаточно редким исключением, отражающим уровень ее развития, публичность деятельности, степень ассоциации с обществом. Но все чаще и ярче проявляется растущая потребность организаций и их участников в осознании своего места и роли в становлении экономики, реформировании управления, государственном строительстве, общественном развитии.
ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕи сформируйте собственное мнение
Ряд отечественных ученых и практиков считает, что миссия работает только в крупных компаниях и не имеет существенного значения и смысла для среднего и мелкого бизнеса. При этом, например, утверждается, что миссия организации может и даже должна делегироваться извне, в том числе, на основе франчайзинга, дочерним или иным субъектам влияния, для последующей эксплуатации. Согласны ли вы с такими утверждениями?
Современному менеджеру необходимо понимать, что миссия определяющим образом влияет не только взаимодействие с государством, доверительные и благоприятные отношения с общественностью, но и, что особенно важно, обуславливает становление принципиально новых корпоративных отношений в организации. В отечественных условиях именно миссия, ее формулировка, декларация, общественное признание играют все более определяющую роль в мобилизации и активизации деятельности участников организации. Это закрепляется официальными положениями и неписаными корпоративными правилами, раскрывается в общении между начальником и подчиненным, или в межличностном общении, и активно используется менеджментом для более эффективной постановки и достижения целей организации.
К сожалению, пока не все менеджеры понимают значение и роль миссии организации. Основная причина недооценки воздействия миссии на процесс постановки и достижения целей заключается в дефиците квалифицированного понимания и профессионального применения ее положений.
Контрольные вопросы ???
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|