Сделай Сам Свою Работу на 5

Как вы понимаете термин «тезаурус»?





В чем заключается значение тезауруса для менеджера

 

Дополнительно рекомендованная литература:

 

1. Междисциплинарный словарь по менеджменту. -М.: «Дело», 2005

 
 

2. Словарь практических терминов по менеджменту. / Под ред. Ю.А. Цыпкина - М.: ЮНИТИ, 2001

 

 
 

Адреса интересных и полезных сайтов

http://examen.od.ua/shpora/page152.html

http://www.aup.ru/books/m99/2_1.htm

 

 

 
 

В записную книжку:

Цель - субъективное, желаемое, достижимое, необходимое

состояние процесса или системы

Субъективный процесс - последовательность действий

Система совокупность взаимосвязанных элементов

Тезаурус - профессиональный язык, система взаимосвязанных

определений основных понятий.

Структура отражение внутреннего строения организации.

Формаэто представление внешнего строения организации

 


Парадигма менеджмента

Любой специалист, представляя содержания собственных знаний, пользуется комплексным отражением их основополагающей сущности. Единство комплексного представления подходов, законов, принципов и других основных категорий необходимо для профессионального общения, обсуждения направлений развития теории и ее реального применения на практике. Так, геометрия, которую Вы изучали, рассматривает комплекс основных положений (теорема Пифагора, сумма углов в треугольнике и т.д.), в плане их практического применения, например, для измерений при строительстве дома.



Одной из важнейших задач современной профессиональной подготовки, специализации или применения полученных знаний на практике является системное представление теоретических положений и практических навыков. Форму такого системного объединения и профессионального представления основ знаний любой сферы деятельности или их составляющих принято называть «концепцией».

 

 

На определенном этапе развития каждой области знаний складывается система профессиональных концепций, разделяемых и используемых большинством специалистов. Состав и содержание таких систем в разных отраслях и дисциплинах могут различаться. Вместе с тем, большинство из них, например: экономика, организация и т.д. содержат, как фундаментальные положения (законы, принципы и т.п.), так и практические правила (организация структур, процедур и т.д.). Это обеспечивает понятное отражение сущности рассматриваемого. Объединение таких элементов в целостную, комплексную систему разделяемых большинством представлений составляет формируемую и применяемую профессионалами модель, называемую «парадигмой».



 
 

 


Таким образом, крмплексное представление основного подхода и содержания изучаемой дисциплины можно лаконично представить парадигмой и конструктивно раскрыть наиболее важными концепциями ее применения.


Постановочно-методическую, учебно-познавательную, инструментально- коммуникационную природу определения, введения и использования парадигмы в освоении и применении профессиональных знаний обосновал известный исследователь науки Томас Кун. Он предполагал, что вне зависимости от принятого в конкретной области знаний категорийно-понятийного аппарата, его индивидуального понимания или способа и сферы применения, именно парадигма приобретает методические функции организации общепринятой и понятной системы профессиональных взглядов, исполняя роль ее концептуального начала и объединяющей основы.

ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ и сформируйте собственное мнение


Самостоятельно вспомните и приведите формулировки парадигмы интересующей вас области знаний: экономики, биологии и т. д.

 

Парадигма менеджмента, как профессионального руководства подчиненными, определяет его ведущее положение относительно управления. Понимание этого исключительно важно сегодня, когда в погоне за модными наименованиями должностей, менеджерами называют не только руководителей, но и тех, кто непосредственно не занимается руководством. Сегодня в бытовом употреблении, в официальных документах и объявлениях организаций часто можно встретить такие наименования должностей, как: «менеджер по продажам», «менеджер по снабжению», «менеджер по уборке» и т.п. Понятно, что в большинстве случаев эти работники аппарата управления организации не имеют собственных подчиненных, хотя, в той или иной степени, управляют или могут управлять предметами или процессами.



Данное, в параграфе 1.1.1. определение менеджмента, как искусства постановки и достижения цели является основой представления его парадигмы. Она определяется такими принципиальными положениями, как:

· профессиональная основа подготовки и найма менеджера;

· позиционирование во главе организации или ее подразделения;

· закрепление статуса руководителя как минимум одного подчиненного;

· полномочия постановки цели, принятия решений и контроля исполнения;

· персональная ответственность за результаты работы подчиненных.

 

Понятно, что осуществление менеджером своих полномочий необходимо опирается на работу специалистов и исполнителей, образующих вместе с ними, как было показано в параграфе 1.1.4., аппарат управления организации. Принципиально признаваемая большинством профессионалов и официально применяемая ими на практике система менеджмента является важнейшей составляющей его парадигмы. Она во многом определяет и устанавливает основные принципы, общепринятые нормы и профессиональные правила функционально-содержательного взаимодействия руководителя и подчиненных в организации.

Особое значение представление официального содержания и профессионального понимания парадигмы конкретной области знаний приобретает для смежных направлений и дисциплин. Здесь она принципиально устанавливает основы конструктивного сочетания и совместного применения всей системы профессиональных знаний. В этом проявляется связующая роль парадигмы менеджмента, определяющей основы соотношения и взаимодействия механизмов руководства и управления в современной организации.

Все это позволяет сделать вывод о том, что именно парадигма менеджмента самым тесным и непосредственным образом объединяет руководство и управление, закладывая конструктивные основы их взаимодействия. Они целенаправленно и однозначно позиционируют менеджмент во главе всего комплекса процессов и систем современной организации и соответственно, так называемой «пирамиды» управления. В широком смысле понимания современной парадигмы менеджмента, она закрепляет и представляет высший уровень его позиционирования относительно управления.

Именно на этом основании формулируется и применяется, представленное в параграфе 1.1.1. настоящего учебника принципиальное положение о том, что, собственно менеджерами правильно называють только руководителей подразделений и организации в целом, составляющих, как правило меньшую часть ее аппарата управления. Все это позволяет рассматривать современную парадигму менеджмента в качестве единой основы построения и применения реально действующих систем руководства и процессов управления в организации.

 

Общепринятость является важнейшим признаком адекватности и действенности актуальной парадигмы менеджмента, поскольку она подразумевает всеобщность не просто декларируемых, а реально действующих положений. Именно парадигма определяет фактическое признание и практическое использование большинством менеджеров декларированных положений в реально осуществляющихся процессах постановки и достижения целей их организаций. При этом, как правило, радикальная часть продвинутых исследователей и менеджеров дополняет и совершенствует ее содержание инновационными составляющими, а консервативно настроенные ученые и практики все еще отстаивают ряд предшествовавших положений.

На этом же основывается позиционирование такой существенной характеристики парадигмы менеджмента, как ее современность, в качестве определяющей характеристики. Она устанавливает соответствие парадигмы уровню развития научных знаний и совершенству практического менеджмента и становится основой оценки эффективности организации и ее менеджеров. Современная парадигма естественным образом приходит на смену предшествовавшей, отжившей, опровергнутой, что, собственно, и отражает совершенствование и развитие менеджмента. При этом содержание, тенденции, темпы таких преобразований могут быть самыми различными, но всегда складывающимися, а не устанавливаемыми. Необходимо осознавать, что парадигму нельзя объявить, установить, назначить сверху, как бы ни были авторитетны субъекты или очевидны ее преимущества. На самом деле современная парадигма формируется и реально используется только тогда, когда ее сущность и содержание соответствуют социально-экономическому развитию и действительно разделяются большинством профессионалов.

Это особенно важно правильно понимать и применять потому, что в отечественной практике процессы становления парадигмы менеджмента нередко развиваются непоследовательно, искусственно, крайне противоречиво. Причины подобных противоречий, в последнее время, заключаются не столько в недостаточной разработке концепций но и в уровне профессиональной подготовки менеджеров. На практике это означает, что и форма представления, и содержание применения парадигмы менеджмента должны соответствовать реалиям и особенностям функционирования профессионального сообщества.

Современную парадигму менеджмента, как бы совершенна ни была ее теоретическая концепция, невозможно внедрять, но следует взращивать и развивать путем «селекции», «прививок» и адаптации новых форм и методов к реальным социально-экономическим условиям организаций и потенциалу их систем управления. Все это предполагает углубление подготовки профессионалов, совершенствование систем, модернизацию процессов постановки и достижения целей организации на основе принятия, овладения и применения современных подходов большинством действующих менеджеров.

Для того, чтобы изучить и освоить применение парадигмы менеджмента, Вы будете использовать объяснения преподавателей, профессиональную литературу, пояснения справочников и т.д. Современный менеджер должен владеть содержанием не только парадигмы и основных концепций классического менеджмента, но и постоянно пополнять свои знания соответствующими инновационными разработками и составляющими, дополнять и совершенствовать их.

В учебной дисциплине и практической деятельности парадигма менеджмента определяет комплекс основополагающих подходов, взглядов, представлений построения систем и процессов руководства и управления, формирующихся и применяемых в реально действующих организациях. Наполнением этого комплекса становится содержание таких научных категорий и профессионально применяемых правил и положений, как: законы, принципы, функции, методы, формы, структуры и процедуры менеджмента.

 

Представление современной парадигмы менеджмента во многом определяется составом и содержанием всей палитры дисциплин его предметной специализации. Это обусловлено тем, что каждая из них раскрывает, детализирует и представляет одну из наиболее значимых и разработанных на сегодняшний день концепций или составляющих общей системы профессиональных знаний. Комплексное отражение состава и содержания этих проблем и рассматривающих их дисциплин представленое в таблице 1.2.2.1. позволяет изучающему четко ориентироваться в широком круге разнообразных публикаций и источников профессиональных знаний.


 

Таблица 1.2.2.1. Предметная структуризация профессиональных знаний менеджера

 

Подход Содержание Дисциплины
1. Концептуально-содержательный Парадигма, тезаурус, генезис, концепции современного менеджмента, как искусства постановки и достижения цели Теория управления Общий менеджмент Стратегический менеджмент
2. Технико-технологический Проектирование и построение процессов разработки и создания продукта, функции, услуги и системы управления ими Организация производства Производственный менеджмент Инновационный менеджмент
3. Объектно-системный Организация предприятия, производства продукта, построения процесса и системы, как объекта менеджмента и управления Управление предприятием Управление организацией Антикризисный менеджмент
4. Субъектно-трудовой Отношения работодателя и работника, организация труда и функционирования системы управление персоналом Научная организация труда Административный менеджмент Управление персоналом
5. Социально-психологический Человек, как главный объект и субъект управления в рыночной системе социально-экономических отношений Психология управления Социология управления Организационное поведение
6. Функционально-целевой Дифференцирование, специализация и адаптация процессов постановки и достижения конкретных целей организации Функциональный менеджмент Финансовый менеджмент Кадровый менеджмент
7. Структурно-процедурный Структуризация, детализация, оптимизация формирования и функционирования конкретных систем и процессов управления Организация управления Корпоративный менеджмент Организационные изменения
8. Проектно-прикладной Разработка, построение, совершенствование подразделений, связей, организаций, объединений и систем управления ими Организационное проектирование Прикладной менеджмент Организационное развитие

Контрольные вопросы ???

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.